Шпаргалка
«Ответы на билеты по геополитике»
- 100 страниц
Список экзаменационных вопросов
Теоретические вопросы
1. Понятие, объект и предмет геополитики. Её методы и функции.
2. Вклад в геополитику Ф. Ратцеля и Р. Челлена.
3. Теория Хартленда Х. Маккиндера и её эволюция (три этапа: 1904, 1919 и 1943 гг.).
4. Геополитические взгляды А.Е. Вандама (Едрихина).
5. Основные идеи и представители евразийства.
6. Основные идеи Л.Н. Гумилёва.
7. Геополитическая теория К. Шмитта.
8. Доктрина Континентального блока К. Хаусхофера.
9. Концепция морской силы А. Мэхэна – Ф. Коломба.
10. Концепция Римленда Н. Спикмэна и взгляды его последователей-атлантистов. Их влияние на внешнюю политику США.
11. Основные идеи книги Зб. Бжезинского «Великая шахматная доска» (1997 г.).
12. Основные идеи книги Зб. Бжезинского «Стратегический взгляд» (2012 г.).
13. Западноевропейские направления геополитики второй половины XX в.: «внутренняя геополитика», геополитика «новых правых», Й. фон Лохаузен, Р. Стойкерс, К. Террачано.
14. Концепция Евро-советской империи Ж. Тириара.
15. Концепция Евразийской Империи Конца Ж. Парвулеско.
16. Основные идеи и представители мондиализма.
17. Концепция неоевразийства А.Г. Дугина.
Вопросы по конкретному материалу
1. Рост геополитического значения железных дорог в Западной Европе и США в XIX в. Их роль в американской гражданской войне 1861–65 гг. и франко-прусской войне 1870–71 гг.
2. Железные дороги как геополитический инструмент европейского колониализма.
3. Железные дороги как геополитический инструмент укрепления и роста Российской империи.
4. Транссибирская магистраль как фактор мировой геополитики конца XIX – начала XX в.
5. Проект железной дороги Кейптаун – Каир как сверхзадача британского колониализма в Африке.
6. Багдадская железная дорога как фактор мировой геополитики конца XIX – начала XX в.
7. Военно-стратегическая роль железных дорог в Первой мировой войне и гражданской войне в России. Их роль в мировой геополитике в межвоенный период (1918–39 гг.).
8. Военно-стратегическая роль железных дорог в годы Второй мировой войны.
Относительное снижение их роли в мировой геополитике в послевоенный период. Появление высокоскоростных магистралей.
9. Проекты ТАЖД (в разных вариантах) с точки зрения транспортной геополитики и их перспективы.
10. Проект TRACECA как геополитическая альтернатива Транссибирской магистрали и его перспективы.
11. Международные транспортные коридоры № 2 и 9 с точки зрения транспортной геополитики и их перспективы.
12. Крупнейшие современные железнодорожные проекты России.
13. Геополитика путей сообщения в Атлантическом океане.
14. Геополитика путей сообщения в Индийском океане.
15. Геополитика путей сообщения в Тихом океане.
16. Геополитика путей сообщения в Северном Ледовитом океане.
17. Железнодорожные и морские пути сообщения: сравнительный анализ геополитической роли.
Нартов. Геополитика есть наука об отношении земли и политических процессов. Она зиждется на широком фундаменте географии, прежде всего географии политической, которая есть наука о политических организмах в пространстве и об их структуре. Более того, геополитика имеет целью обеспечить надлежащим средством политическое действие и придать направление политической жизни в целом. Тем самым геополитика становится искусством, именно искусством руководства практической политикой. Геополитика — это географический разум государства
Дугин. Геополитика это мировоззрение, и в этом качестве ее лучше сравнивать не с науками, но с системами наук. Она находится на том же уровне, что и марксизм, либерализм и т.д., т.е. системы интерпретаций общества и истории, выделяющие в качестве основного принципа какой-то один важнейший критерий и сводящие к нему все остальные бесчисленные аспекты человека и природы.
Геополитика это мировоззрение власти, наука о власти и для власти. Только по мере приближения человека к социальной верхушке геополитика начинает обнаруживать для него свое значение, свой смысл и свою пользу, тогда как до этого она воспринимается как абстракция. Геополитика дисциплина политических элит (как актуальных, так и альтернативных), и вся ее история убедительно доказывает, что ею занимались исключительно люди, активно участвующие в процессе управления странами и нациями, либо готовящиеся к этой роли (если речь шла об альтернативных, оппозиционных идеологических лагерях, отстраненных от власти в силу исторических условий).
Объектом геополитики как науки является планетарное пространство, геополитические процессы и явления в мировом сообществе как системе.
Предмет геополитики - это взаимоотношения между геополитическими субъектами при решении мировых и региональных проблем.
Конечно, предмет познания не тождествен объекту, это какой-то элемент объекта, интересующего нас. Поэтому предметом геополитики в самом первом приближении является контроль над планетарным пространством.
Геополитика как наука имеет многообразные связи с жизнью отдельного государства, союза государств, противостоящих блоков. Она отражает объективные связи и закономерности реальной жизни, что позволяет ей выполнять определенные функции. Наиболее важные из них познавательная, или гносеологическая, прогностическая, управленческая.
Познавательная функция связана, прежде всего, с изучением тенденций геополитического развития стран и народов, изменением различных явлений, процессов, событий. В научном познании геополитической жизни чаще всего пользуются совокупностью теоретических знаний из жизни государств, стран и народов, используя методы сравнения, аналогий, экстраполяции, но также широко применяют и эмпирические исследования.
Прогностическая функция геополитики вытекает из познавательной, тесно смыкается с ней. Собственно, любые исследования - теоретические, эмпирические - проводятся во многом для того, чтобы дать более или менее верный прогноз развития геополитических сил, полей, обозначить конфигурацию стран или союзов, их влияние на развитие международных, этнических отношений, уладить возможные локальные конфликты и выработать рекомендации для их предотвращения или погашения.
Управленческая функция геополитики проявляется, прежде всего, в сборе и анализе эмпирической информации, выработке конкретных управленческих решений и рекомендаций. Без оптимального объема информации, без должного ее анализа, выводов и рекомендаций ученых политическим лидерам, военным руководителям, экономистам невозможно принимать верные решения, управлять геополитическими процессами, да и вообще руководить конкретной сферой общественной, политической, финансово-экономической жизни.
Главными идеологами и, как часто говорят, отцами геополитики в этот период стали немецкий географ Ф. Ратцель, шведский политолог Р. Челлен и английский географ X. Маккиндер.
Ф. Ратцель в своей «Политической географии» выдвинул идею о том, что государство – это своего рода живое существо и его жизнь так же во многом определяется окружающей средой, как и жизнь живых организмов. Поэтому для улучшения своего географического положения государство – особенно молодое, растущее – имеет право изменять свои границы, увеличивать свою территорию путем присоединения соседних земель, а также расширять свои заморские колониальные владения. Именно Ф. Ратцель ввел в оборот термины «жизненное пространство» и «мировая держава». Идеи Ф. Ратцеля получили еще более крайнее выражение в работах Р. Челлена, который применил их к конкретной геополитической ситуации в тогдашней Европе, доказывая, что Германия, занимающая в ней центральное положение, должна объединить вокруг себя остальные европейские державы.
Тема: | «Ответы на билеты по геополитике» | |
Раздел: | Разное | |
Тип: | Шпаргалка | |
Страниц: | 100 | |
Цена: | 1000 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
ответы на билеты по экономике производства
Шпаргалка:
Ответы к экзамену По истории Древнего мира, часть II (Античность, Древний Рим)
Дипломная работа:
Изучение речевого портрета рассказчика в романе к. исигуро «не отпускай меня» на занятиях по английскому языку
Магистерская работа:
Педагогические условия развития образного мышления учащихся детской школы искусств на занятиях по композиции