Курсовая работа
«Метафоризация терминов как способ образования терминов»
- 50 страниц
Введение 3
Глава 1. Теоретические предпосылки исследования 6
1.1. Общие положения современного терминоведения 6
1.2. Метафора как основное средство отражения окружающего мира 9
1.3. Классификация метафор 14
1.4.Роль метафоры в формировании терминологий 16
Глава 2. Метафоризация как способ образования терминов 20
2.1 Анализ общих тенденций метафоризации как способа образования терминов в английском языке 20
2.2 Анализ метафорических терминов терминосистемы «бытовая и промышленная техника, приборы и устройства» 30
Заключение 38
Приложение 40
40
Интенсивное развитие науки и техники обусловливает процесс расширения словарного состава языка. Так, современная терминология различных областей знания представляет собой один из самых активно пополняемых пластов языка и является востребованным объектом исследования отдельного лингвистического направления – терминоведения (см. [Даниленко,1972; Кияк, 1989; Лейчик, 2006; Татаринов, 1996]).
К примеру, компьютерная терминология бурно развивается в последние два десятилетия на базе английского языка. Наряду с этим феноменом существует ряд терминологических систем, сложившихся достаточно давно с опорой на древние языки, – это, в частности, юридическая, философская, филологическая, медицинская терминология.
Следует подчеркнуть изменение в подходе к взаимоотношениям термина и метафоры. Если ранее термин и метафора считались несовместимыми, метафора воспринималась как художественный приём или троп, то теперь она рассматривается как эффективное средство номинации, как вербализованный способ мышления и способ создания языковой картины мира [Арутюнова, 1990]. Соответственно, по замечанию одного из создателей теории концептуальной метафоры Дж. Лакоффа, метафоричность – это не достоинство и не недостаток мышления; это просто неизбежность. При использовании метафор лучше воспринимаются абстрактные понятия и чрезвычайно сложные ситуации [Лакофф, 1990].
Метафора отражает в терминологии определённую языковую картину мира, а поскольку система терминологии в терминосистеме «бытовая и промышленная техника, приборы и устройства» динамична, в ней сохраняются архаичные фрагменты, отражаются новейшие явления синхронного временного среза, происходит смена источников метафоризации.
Анализ основных направлений терминоведения свидетельствует о том, что в целом логика развития терминоведения "повторяет" основные этапы развития лингвистики, что, в свою очередь, подтверждает правомерность выделения нами нового этапа развития терминоведения и определения его как когнитивного терминоведения.
Актуальной задачей современного терминоведения является не только анализ уже сложившихся достаточно устойчивых терминосистем, но и «исследование живых изменчивых и сложных фактов становления языка науки и обоснование терминопорождения реальными запросами самой науки».
Метафора как языковое явление в свою очередь играет важную роль в терминообразовании и выявляет терминологический потенциал лексики общелитературного языка и языков для специальных целей.
Метафора в терминологии вскрывает механизм концептуализации знаний, отражает языковую картину определенной предметной области.
Подведя итог, мы приходим к выводу о том, что параметры классификации метафор определяются своеобразием планов содержания и выражения, зависимостью от контекста и функциональной спецификой метафорического знака, а также уровневого соотношения метафор по ярусам языка. Анализ метафор может производиться не только по какому-либо одному, но и по комбинациям различного рода параметров.
1. Метафорическое образование термина содержит в себе сопоставление общеизвестного понятия и специального, и в случае совпадения характеристик по одному или нескольким признакам происходит обозначение специального понятия словом общеизвестным;
2. Поскольку языковая картина мира постоянно эволюционирует, наблюдается обратный процесс, когда узкоспециализированный термин, созданный в наши дни на основе метафорического переноса, переходит в разряд общепринятой лексики.
3. Терминологический пласт лексики английского языка пополнялся и активно пополняется в наши дни при помощи метафорического переноса. Все виды омонимов входят в состав фразеологических единиц в различных сочетаниях.
4. При переносе значения от слова источника к слову-цели посредством метафоризации прослеживаются признаки биоморфизма, антропоморфизма, социоморфизма и техноморфизма.
1. Авербух К.Я. Общая теория термина. – Иваново, 2004 – 252с.
2. Алексеева Л.М. Термин и метафора. Пермь, 1998.
3. Арутюнова Н.Д. Функциональные типы языковой метафоры // Изв. АН СССР, Сер. лит. и яз. 1978, №4.
4. Арутюнова Н.Д. Метафора и дискурс. // Теория метафоры. М., 1990.
5. Баранов А.Н. Очерк когнитивной теории метафоры // Баранов А.Н., Караулов Ю.Н. Русская политическая метафора. Материалы к словарю. М., 1991.
6. Гак В.Г. Метафора: универсальное и специфическое // Метафора в языке и тексте. М., 1988.
7. Даниленко В.П. Русская терминология. М., 1972.
8. Дейк Т.А. Язык. Познание. Коммуникация. М., 1989.
9. Дудецкая С.Г. Метафоризация как способ терминообразования :на материале английской терминологии черепно-челюстно-лицевой хирургии и стоматологии
10. Кияк Т. Р. Лингвистические аспекты терминологии. Киев, 1989.
11. Кобозева И.М. Лингвистическая семантика. М., 2000.
12. Лакофф Дж., Джонсон М. Метафоры, которыми мы живем // Язык и моделирование социального взаимодействия. Гл. 1, 13, 21, 23, 24. М., 1987.
13. Лакофф Дж., Джонсон М. Метафоры, которыми мы живем // Теория метафоры. Гл. 1 - 6. М., 1990.
14. Лакофф Дж. Когнитивная семантика // Язык и интеллект. М., 1995.
15. Лапиня Э.А. Метафоризация как способ терминообразования в микроэлектронике. Автореф. дис. Канд. Филол. Наук. М., 1986.
16. Лапиня Э.А. Метафора в терминологии микроэлектроники (на материале английского языка) // Метафора в языке и тексте. М., 1988. С.134-145.
17. Лейчик В.М. Терминоведение: предмет, методы, структура. М, КомКнига, 2006
18. Мишланова С.Л. Метафора в поле термина (на материале медицинских текстов). // Фактическое поле языка. Межвуз. сб. научн. тр. Пермь,1998.
19. Мишланова С.Л. Метафора в медицинском тексте (на материале русского, немецкого, английского языков. Автореф. дис. … канд. филол. наук. Пермь, 1998.
20. Москвин В.П. Русская метафора. Волгоград, 1997.
21. Москвин В.П. Русская метафора: параметры классификации // Филологические науки. 2000, №2.
22. Ортега-и-Гассет Х. Две великие метафоры // Теория метафоры. М., 1990.
23. Прохорова В.Н. Русская терминология (лексико-семантическое образование). М., 1996.
24. Cкляревская Г.Н. Метафора в системе языка. СПб, 1993.
25. Скляревская Г.Н. Языковая метафора в толковом словаре. Проблемы семантики (на материале русского языка). Ч. 1 - 2. М., 1988.
26. Телия В.Н. Метафора и ее роль в создании языковой картины мира // Роль человеческого фактора в языке. М., 1988.
27. Теория метафоры: Сб. / Пер. с англ., фр., нем., исп., польск. яз. Вступит. ст. и сост. Н.Д. Арутюновой. М., 1990
28. Татаринов В.А. История отечественного терминоведения. Направления и методы терминологических исследований. Очерк и хрестоматия. Т.1. М., 1994.
29. Татаринов В.А. Теория терминоведения. Теория термина и современное состояние. Т.1. М., 1996.
30. Ткачева Л.Б. Основные закономерности английской терминологии. Томск, 1987.
Тема: | «Метафоризация терминов как способ образования терминов» | |
Раздел: | Языковедение | |
Тип: | Курсовая работа | |
Страниц: | 50 | |
Цена: | 2500 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Способы и приёмы перевода с русского языка на английский и с английского на русский на уроках английского языка в средне-специальных учебных заведениях на примере экономических терминов
Дипломная работа:
Диагностика освоения правового содержания курса «обществознание» в формате фгос второго поколения (на примере основного общего образования)
Дипломная работа:
Наименования частей тела человека как специальная лексика
Дипломная работа:
Проблема перевода уникальной терминологической информации в финансовой сфере
Дипломная работа:
Формирование вокальной культуры подростков в системе дополнительного образования