Курсовая работа
«Приобщение детей к русской национальной культуре в дошкольном возрасте»
- 48 страниц
Введение….3
1.1 Классики отечественной педагогики о необходимости приобщения дошкольников к национальной культуре….6
1.2 Многообразие форм, средств и методов ознакомления детей с русской национальной культурой…11
1.3 Вопросы национального воспитания и мониторинга в вариативных программах воспитания и обучения детей дошкольного возраста….17
1.4 Особенности работы ДОУ по проблеме….21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ….35
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…38
ПРИЛОЖЕНИЯ…39
Приложение № 1. Перспективно-тематический план по приобщению детей к истокам русской народной культуры.
Приложение № 2. Критериально – диагностическое обеспечение.
Приложение № 3. Взаимодействие с родителями.
Современное общество характеризуется ростом национального самосознания, стремлением понять и познать историю, культуру своего народа. Особенно остро встает вопрос глубокого и научного обоснования национальных факторов в воспитании детей, ибо сохранение и возрождение культурного наследия начинается со своего края и играет важную роль в воспитании подрастающего поколения.
В «Концепции дошкольного воспитания» (1989г.) говорится о необходимости приобщения детей к непреходящим общечеловеческим ценностям. Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности. Воспитание гражданина и патриота, любящего свою Родину - задача особенно актуальная сегодня.
Наследие каждого народа содержит ценные идеи и опыт воспитания. Национальное самосознание или этническая идентичность, как осознание своей принадлежности к определенному этносу, формируется у человека в первые годы его жизни. Именно этот период является определяющим в становлении основ характера и выработке норм поведения, во многом зависящих от социального окружения.
В настоящее время идёт интенсивное развитие дошкольного образования в разных направлениях: повышается интерес к личности ребенка дошкольного возраста, его уникальности, развитию у него потенциальных возможностей и способностей; предьявляются качественно новые требования к дошкольнику как развивающейся личности, способной к дальнейшей жинедеятельности .
В ноябре 2009г. Министерством образования и науки РФ утверждены и введены в действие Федеральные государственные требования к струкруре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
В данном документе определены напраления,которые через совокупность образовательных областей обеспечивают разностороннее развитие ребенка с учетом его взрастных и индивидуальных особенностей.
Во все времена и у всех народов основной целью воспитания являлась забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных обычаев и традиций, забота о передаче подрастающим поколениям житейского, духовного, в том числе и педагогического, опыта, накопленного предшествующими поколениями. В чем же заключается сила народной педагогики, народных традиций? Ответ прост: прежде всего в человечном, добром, гуманном подходе к личности воспитуемого и требовании с его стороны взаимообратного человеколюбивого отношения к окружающим. Именно цель «облагораживания» человеческой души и утверждалась в народной педагогике.
Продолжение после покупки
Применение физкультурно-оздоровительных занятий и досугов с использованием фольклорных элементов и народных подвижных игр очень эффективно в работе с дошкольниками. Используем следующие типы физкультурных занятий с использованием разных видов народного творчества:
-двигательно-творческие, основанные на использовании потешек, загадок и сказок;
-сюжетные физкультурные занятия с «вкраплением» элементов фольклора. Эти занятия проводятся в форме «двигательного» рассказа или сказки. Очень интересно прошли такие занятия как «Путешествие с Лесовичком», «Праздник Весны», «Ярмарка», «Идём в сказку»;
-музыкально-ритмические занятия, основанные на русских народных плясках и танцах, играх и хороводах, с использованием русских песен и народных инструментальных мелодий. Это занятия на темы: «Русские узоры», «Осенины» и т.д.;
-игровые физкультурные занятия на основе русских народных подвижных игр «Змейка», «Горелки», «Зайцы в лесу», «Богатырская наша сила», «Скоморошьи забавы» и т.д.;
-познавательные занятия из серии «Забочусь о своём здоровье» с использованием элементов фольклора. На таких занятиях я формирую элементарные знания и представления детей о значении физической культуры, знакомлю их со строением тела человека, функциями различных органов, правилами гигиены, способствуют формированию потребности в здоровом образе жизни;
-интегрированные физкультурные занятия. Интегрирование физических упражнений с элементами фольклора позволяет осуществить более качественное и прочное усвоение знаний, умений и навыков в области физического воспитания [18: 174].
Специфика воспитания детей старшего дошкольного возраста обусловлена основными приобретениями ребенка и дидактической направленностью процесса взаимодействия со взрослым. Базовый процесс «вращивания» ребенка в культуру в дошкольном возрасте определяет изучение форм и содержания родной культуры, помогает ребенку-дошкольнику познать самого себя, гордиться своей страной, осознавая ценность, а главное, необходимость своей жизни не только для самого себя, но и общества в целом. Народные традиции, будучи значимыми элементами региональной культуры, представляют возможность освоения культурного пространства страны и региона; они позволяют знакомиться не только с образом жизни представителей разных народов, но также раскрыть яркую самобытность соседствующих культур, их внутренне сущностное сходство. Следовательно, раскрытие личности в ребенке полностью возможно только через включение его в культуру собственного народа.
Теоретический анализ психолого-педагогической литературы показывает, что дети 6-7 лет начинают понимать смысл нравственных требований и правил, у них развивается способность предвидеть последствия своих поступков. Поведение становится более целенаправленным и сознательным. Создаются возможности для формирования у детей ответственности за свое поведение, элементов самоконтроля, организованности по схеме нравственного воспитания: (знания и представления) + (мотивы) + чувства и отношения) + (навыки и привычки) + (поступки и поведение = нравственное качество.
В содержании отдельных разделов дошкольного образования (ознакомление с окружающим, формирование представлений о природе, праздники и развлечения и др.) просматривается включение родной культуры и национальных традиций.
В педагогической науке и дошкольной педагогике повышается интерес к национальному самосознанию, обращается внимание на возрождение народных традиций, развитие и понимание роли своей нации, этноса в мировом историческом процессе. В задачу педагога в контексте данной проблемы входит способность прогнозировать и реализовывать потенциал национальных традиций, обычаев; помочь воспитать интерес к родной культуре и научиться осознавать себя как носителя этой культуры.
Механизмом, позволяющим включить народную педагогику в современный учебно-воспитательный процесс в ДОУ, является народная традиция, т.к. именно традиция выражает сущность народной культуры и её связь с социальными условиями; она и в настоящее время несёт те же воспитательные и развивающие функции.
Главной задачей детского сада русской культурной традиции является закладывание основ духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и с творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, к гармоничному взаимодействию с другими людьми.
Условиями эффективной реализации национальных традиций в процессе ознакомления с родной культурой являются следующие:
- взвешенный подход к конструированию содержания дошкольного образования (включение парциальных программ по приобщению детей к родной культуре в реализацию базовой комплексной программы);
- определение базовых направлений в работе с детьми, раскрывающих окружение ребёнка предметами национального характера, использование фольклора во всех его проявлениях (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т.д.), народные праздники и традиции, ознакомление детей с народной декоративной росписью, увлечение их национальным изобразительным искусством.
- совместная деятельность родителей и педагогов, реализующая требования целостного педагогического процесса, где затрагиваются стороны развития ребенка, способствующие гармонизации его личности;
- использование разнообразных технологий организации деятельности детей на занятиях, в игре, свободной деятельности с помощью разнообразных средств (общение с представителями разных национальностей; устное народное творчество; художественную литературу; игру, народную игрушку и национальную куклу; декоративно-прикладное искусство, живопись; музыку; этнические мини-музеи).
1.Алешина Н.В. Знакомим дошкольников с родным городом и страной (патриотическое воспитание). Конспекты занятий. – М.: УЦ «Перспектива», 2011.
2. Алёшина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. - М.: ЦГЛ, 2004.
3.Князева О.Л.,Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа развития личностной культуры дошкольников. Издательство « Детство - пресс», 2004.
4.Козлова С.А. Я – человек. Программа социального развития ребенка.: Школьная пресса, 2005.
5. Козлова С.А Социальное развитие дошкольника. Советы родителям М.: Школьная пресса , 2005.
6.Козлова С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью. Учебное пособие.-М: Издательский центр «Академия», 1998.
7.Кондрыкинская Л.А. С чего начинается Родина? / Под редакцией Кондрыкинской Л.А. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
8. Комарова Т.С., М.Б.Зацепина Интеграция в системе воспитательно- образовательной работы детского сада.Пособие для педагогов дошкольных учреждений. –М.: Мозаика-Синтез, 2010.
9.Маханева М.Д.Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. – М.-2005.
10.Новицкая М.Ю.Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду Линка-Пресс – М. 2003.
11. Ожегов С.И. Толковый словарь.
12. Оверчук Т.И. Воспитательная система «Маленькие россияне» / Под общей редакцией Оверчук Т.И. – М.: «Мозаика – Синтез», 2007.
13.Педагогический словарь: учебное пособие/ [ В.И. Загвязинский, А.Ф. Закирова, Т.А.Строкова и др.]; под ред. В.И.Загвязинского, А.Ф.Закировой.- М.:Издательский Центр « Академия», 2008.
14.Рыбалова И. Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания// Дошкольное воспитание.-2003. №6, с.45-49.
15. Ривина Е.К. Знакомим дошкольников с семьей и родословной. Пособие для педагогов и родителей. Для работы с детьми 2-7 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.
16.Сухомлинский В.А.Сердце отдаю детям издательство: Радяньска школа. 1988 С. 215.
17.Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. / К. Д. Ушинский; Под ред. А. И. Пискунова. — М.: Педагогика, 1974. с.160.т.2.
18. Этнокультурное (национальное образование в Москве. Выпуск 10, серия: «Инструктивно-методическое обеспечение содержания в Москве» Центр « Школьная книга» , 2002.
19.Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования/ М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2012.
20. Якушева Т. А. Воспитание гражданско-патриотических чувств у ребёнка старшего дошкольного возраста. // Дошкольная педагогика 2006, № 6.
Курсовой проект защищен на отлично в 2015 году.
Тема: | «Приобщение детей к русской национальной культуре в дошкольном возрасте» | |
Раздел: | Педагогика | |
Тип: | Курсовая работа | |
Страниц: | 48 | |
Цена: | 250 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с портретной живописью
Курсовая работа:
Изображение русского национального характера в произведениях н.в.гоголя и н.с.лескова
Дипломная работа:
Развитие познавательного интереса к диалогу культур в дошкольном и младшем школьном возрасте
Дипломная работа:
Развитие познавательного интереса к диалогу культур в дошкольном и младшем школьном возрасте
Курсовая работа:
Изучение особенностей нравственного развития детей старшего дошкольного возраста с детским церебральным параличом