Курсовая работа

«Современная методология профессионального просвещения молодежи»

  • 48 страниц
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ МОЛОДЕЖИ 8

1.1. Исследование научно-методической литературы по профессиональной ориентации молодежи 8

1.2.Мотивационный компонент в профессиональной ориентации. 16

ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ 25

2.1. Использование методов профессионального просвещения. 25

2.2. Экспериментальная проверка эффективности модели работы по профориентации со старшеклассниками 28

2.3 Анализ эффективности программы профессионального просвещения старшеклассников 35

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 43

Приложение 46

Введение

Актуальность исследования состоит в том, что в нашей стране, также как и за рубежом, ситуация выбора профессии после окончания обучения в школе традиционно рассматривается в контексте психологии труда и профессионального обучения. Однако нельзя сбрасывать со счетов то влияние, которое оказывает проблема выбора профессии, а так же ее разрешение на весь дальнейший жизненный путь человека. В жизни многих людей это первый нормативный (обязательный) и вынужденный выбор, от которого нельзя уйти (хотя можно отсрочить, например, продолжить обучения в техникуме или вузе, что большинство выпускников выбирают по критерию доступности или пойти в армию, что доступно всем юношам). Тем не менее, в обществе этот жизненный период является переломным для социальной позиции, поскольку многие считают, что разница между студентом и работающим меньше, нежели между студентом и школьником, хотя образ жизни в последнем случае меняется значительно меньше. Человек, возлагая весь груз ответственности за выбор профессии на собственные плечи, завершая определенный этап своей жизни, должен определить свой дальнейший путь. Лишь немногим школьникам, в силу экстремальных семейных обстоятельств, приходилось раньше сталкиваться с ситуацией не менее значимого экзистенциального выбора, но большинство же зачастую оказываются абсолютно не готовы ни к самому выбору профессии, ни к принятию ответственности за этот выбор.

Достаточно часто молодежь при выборе профессии руководствуются не индивидуальными способностями и интересам к определенной профессии, а желанием родителей, то вследствие этого возникают проблемы такие, как неуспеваемость, отсутствие учебной мотивации, люди покидают ВУЗы, даже несмотря на потраченное время.

Из-за отсутствия профессионального просвещения выпускники школ не имеют достаточной информации о потребностях рынка, как и не имеют ценностных представлений о самой профессии, смещая ориентиры на выбор предпочитаемого (желаемого) образа жизни с ее помощью. В итоге профессия для выпускников выступает не как часть его самого, а как средство для достижения желаемого образа жизни. Адекватно выбранная профессия будет являться ценностью личности и давать ей возможность самореализоваться, выжить в условиях конкуренции, стать профессионалом в своем деле. Личность в юношеском возрасте обладает наибольшей сензитивностью в развитии самоопределения.

Небезызвестный факт, что для юношеского возраста учебно-профессиональная деятельность является ведущей. В исследованиях А.Е. Голомштока, Н.В. Кузьминой, Е.И. Степановой и др. показана значимость формирования процессуальных характеристик этой деятельности. Профессиональное самоопределение, которое собственно выступает основой учебно-профессиональной деятельности в целом, к сожалению, пока остаётся мало изученной проблемой. Несмотря на возросшую актуальность темы становления и развития профессионального самоопределения, вопрос об увеличении программ и методов по профессиональному просвещению, которые способствовали бы улучшению информированности школьников в профессиональном плане, что делало бы их выбор более осознанным и легким, все еще остается открытым. Опираясь на исследования профессионального самоопределения (А.Е. Голомшток, Е.А. Климов, Н.С. Пряжников и др) и мотивационной структуры личности (В.Г. Асеев, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, А.В. Петровский, К.К. Платонов, С.Л. Рубинштейн, Е.В. Шорохова, и др.), мы определили цель исследования как выявить и экспериментально проверить условия формирования профессиональной ориентации молодежи.

Проведенное нами исследование показало:

1) Мотивационная сфера влияет на профессиональное самоопределение, а на мотивы выбора профессии можно повлиять, в том числе с помощью методов профессионального самоопределения;

2) Профессиональное просвещение молодежи необходимо для формирования обоснованного и сознательного выбора профессии.

Теоретико-методологическую основу составляют теория принципов единства сознания, личности и деятельности (Л.С. Выготский, Б.Ф. Ломов; А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн) и концепция о психологическом смысле труда и развитии человека как субъекта труда (Е.А. Климова).

Объектом исследования является процесс профессиональной ориентации молодежи.

Предметом исследования выступают психологические условия формирования профессиональной ориентации.

В исследовании выдвигается гипотеза, что использование методологически обоснованного профессионального просвещения влияет на формирование профессиональных предпочтений и мотивов выбора профессии у старшеклассников.

Задачи исследования:

1. Осуществить теоретико-методологический анализ проблемы формирования профессиональной ориентации молодежи.

2. Изучить основные методы проведения профориентации молодежи.

3. Разработать и экспериментально апробировать психолого-педагогическую модель формирования профессиональной ориентации молодежи.

Исследование проходило на базе ГБОУ гимназия №1577 город Москва.

Методиками исследования были выбраны:

1. Дифференциально-диагностический опросник Е.А.Климова

2. Методика «Мотивы выбора профессии» (Р.В. Овчарова)

3. Профессионально-ориентированный тренинг «Лучший вариант»

Практическая значимость исследования состоит в том, что профессиональным просвещением молодежи не занимаются всерьез и нет четкой структуру для проведения таких мероприятий, мы же попытались создать модель, подходящую для проведения профессионального просвещения детей, обучающихся в старших классах.

Заключение

Профессиональное самоопределение – это сложный процесс, в основе которого лежит естественное стремление к самостоятельности. Люди старшего школьного возраста и юношеского возраста обладают наибольшей сензитивностью в развитии, так как для них проблема личностного и профессионального самоопределения является насущной и наиболее актуальной. Выбор профессии только тогда будет успешным и осознанным, когда к решению о выборе профессии старшеклассники будут приходить в результате длительных раздумий и тщательной оценки своих возможностей. Профессиональная ориентация будущих выпускников должна стать приоритетным направлением в деятельности общеобразовательных школ, так как неправильный выбор профессии может привести к неудовлетворенности жизни и всему, что из этого вытекает. На процесс профессионального самоопределения можно и нужно оказывать влияние. Сформированная профессиональная направленность, которую можно определить как избирательное и мотивированное отношение к предстоящему выбору профессии в соответствии с интересами, склонностями, сведет к минимумы ошибки выбора профессиональной сферы. Имея знание о психологических закономерностях развития мотивационной сферы, и воздействуя на нее с помощью методов профессионального просвещения, можно оказать существенное влияние на деятельность личности. Следовательно, влияя на мотивы выбора профессии, можно управлять и всем процессом профессионального самоопределения личности.

Изученная психолого-педагогическая литература по проблеме профессионального самоопределения старшеклассников и проведенное исследование, позволяет нам предложить несколько рекомендаций для школьных психологов и педагогов:

1. Для сознательного и обоснованного выбора профессии необходимо проводить уроки по профессиональном просвещению, использую метод профинформационный метод, дабы предоставить будущим выпускникам достаточное количество информации по интересующим профессиям.

2. Ознакомление школьников с миром профессий, их содержанием, оплатой труда, с требованиями, которые они предъявляют к психическим и физическим качествам человека, а также требованиями рынка труда помогут уменьшить перепроизводство профессионалов, соответственно уменьшить безработицу.

3. Для изучения готовности учащихся к выбору профессии следует использовать комплекс психолого-педагогических методов, включающих в себя: наблюдение, групповые и индивидуальные консультации и беседы, а также предварительную профессиональную диагностику, профессиональное консультирование и профессиональное просвещение.

4. С помощью методов профессионального просвещения можно оказывать влияние на профессиональное самоопределение старшеклассников путем воздействия на мотивационную сферу, ведь мотивы являются управляемым звеном во всей цепочке профессиональной направленности личности.

В тоже время недостаточно давать рекомендации о том, какая профессия подходит или не подходит старшекласснику для решения психологических проблем в профессиональном самоопределении личности. Психологи и педагоги, взаимодействующие со старшеклассниками должны обеспечить такие условия, которые будут стимулировать рост человека, в результате чего старшеклассники сами смогут взять на себя ответственность за тот или иной профессиональный выбор.

Гипотеза о влиянии методологически обоснованного профессионального просвещения на формирование профессиональных предпочтений и мотивов выбора профессии у старшеклассников частично подтвердилась.

Список литературы

1. Багаев В.А. Занятость молодежи – задача государственная // Человек и труд. 2003. № 12.

2. Кириллов А.В., Конасова Н.Ю. Профессиональная ориентация молодежи. СПб.: Принт, 2001.

3. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. М.: Академия, 2010.

4. Коннычева, Г.Г. Формирование мотивационной готовности к профессиональному самоопределению лицеистов / Г.Г. Коннычева. — Саратов, 2001.

5. Кормакова В.Н. Профессионально-личностное самоопределение старшеклассников: содержание, технология, управление. Белгород: ИПК НИУ «БелГУ», 2011.

6. Леонтьев, Д.А. Профессиональное самоопределение, как построение образов возможного будущего / Д.А. Леонтьев // Вопросы психологии. — 2001. — № 1.

7. Леонтьев, Д.А. Выбор как деятельность: личностные детерминанты и возможности формирования / Д.А. Леонтьев, Н.В. Пилипко // Вопросы психологии. — 1995. — № 1.

8. Леонтьев, Д.А. Профессиональное самоопределение как построение образов возможного будущего / Д.А. Леонтьев, Е.Ф. Шелобанова // Вопросы психологии. — 2002. — № 1.

9. Лещинская Г.С. Молодежный рынок труда// Экономист. 2006. № 8.

10. Макарова Л.Н. Технологии профессионально-творческого саморазвития учащихся. М.: Сфера, 2005.

11. Носкова О.Г. Психология труда. М.: Академия, 2009.

12. Орлянская, И.И. Профессиональное самоопределение старшеклассников в культурно-досуговой деятельности / И.И. Орлянская. — М., 1999.

13. Оссовский В.Л. Формирование трудовых ориентаций молодежи. Киев: Наукова думка, 1985.

14. Павлютенков, Е.М. Формирование мотивов выбора профессии / Е.М. Павлютенков. — Киев, 1980.

15. Профессиональная ориентация учащейся молодежи; под ред. А.Д. Сазонова. — М.: Просвещение, 1988.

16. Пряжников Н.С. Психология труда и человеческого достоинства. М.: Академия, 2007.

17. Пряжникова Е.Ю. Профориентация. М.: Академия, 2010.

18. Психология. Словарь; под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошенко. — М.: Политиздат, 1990.

19. Раковская О.А. Социальные ориентиры молодежи: тенденции, проблемы, перспективы. М.: Наука, 2003.

20. Сорокоумова Е.А.Возрастная психология / Сорокоумова Е.А. — Спб: «Питер», 2007.

21. Солодова Г.Г. Профессиональное самоопределение студентов в контексте изменяющегося социума / Солодова Г.Г. - Педагогика. -№4.- 2007.

22. Степаненков, Н.К. Профессиональная ориентация учащихся: учеб. пособие / Н.К. Степаненков. – Минск: Университетское, 1993.

23. Степанов А., Бендюков М., Соломин И. Азбука профориентации / Степанов А., Бендюков М., Соломин И. - СПб: Литера плюс, 1995.

24. Таизова О.С. Методические рекомендации «Инновационные образовательные практики профильного и профессионального самоопределения ученика». М., 2011.

25. Топольская Е.А. Педагогическое сопровождение развития рефлексивного сознания у молодежи в учреждениях культуры: автореф.канд.пед.наук / Топольская Е.А. - Москва, 2010.

26. Трифонова О.М. Оптимизация профессионального самоопределения школьников в социально-культурных центрах: Дисс.канд.пед.наук / Трифонова О.М.- Барнаул, 2006.

27. Чистякова С.Н. Комплект программ профессиональных проб школьников (5–9 классы). М.: Филология, ИОСО РАО, 1996.

28. Харламов И.Ф. Педагогика в вопросах и ответах: Уч.пос. / Харламов И.Ф. -М.:Гардарики, 2001.

29. Ходаков, А.И. Реальный путь социальной поддержки (проблема профессионального самоопределения) / А.И. Ходаков // Открытая школа. — 2001. — № 1.

30. Чистилин А.Н. Личностная обусловленность содержания свободного времени: автореф.канд.псих.наук / Чистилин А.Н. - Краснодар, 2004.

31. Шавир П.А. Психология профессионального самоопределения в ранней юности. М.: Педагогика, 1981.

32. Шалавина Т.И. Теория и практика личностно ориентированной подготовки будущего учителя к профессиональному самоопределению школьников: автореф. дисс. …. д-ра. пед. наук. M., 1995.

33. Шубин С.В., Новикова О.Н., Таизова О.С., Черепанов М.С. Новые образовательные центры – Школы для старшеклассников в Пермском крае: сборник научных, аналитических, методических материалов. Пермь, 2011.

34. Шуралев С.Г. Мотивация труда как средство предупреждения деформационных отклонений у подростков / Шуралев С.Г. - Развитие социальной активности подростка: сборник тезисов /Сост. P.M. Булатов - Казань, 1999.

Примечания

Уникальность в системе Антиплагиат: 67%

Покупка готовой работы
Тема: «Современная методология профессионального просвещения молодежи»
Раздел: Психология
Тип: Курсовая работа
Страниц: 48
Цена: 1500 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика