Творческая работа
«Культура и образование: Сб. статей. Вып.16. – Уфа: Изд-во БГПУ, 2015. – 130 с.»
- 130 страниц
Предисловие от составителя…
Бенин В.Л.
О МЕТОДОЛОГИИ ПЕДАГОГИКИ В ЭПОХУ ПОСТНЕКЛАССИЧЕСКОЙ НАУКИ ….
Василина Д.С.
НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ МУЗЕЕВ ….
Габдракипова Э.И.
ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ КАК ОДИН ИЗ АСПЕКТОВ ФОРМИРОВАНИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА.
Гафарова Л.А.
ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА «ФОКУС-ГРУПП» В ПРЕПОДАВАНИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН….
Гильмиянова Р.А., Султангалеева А.В.
О ФОРМИРОВАНИИ В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН СИСТЕМЫ НЕЗАВИСИМОЙ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЙ КУЛЬТУРЫ….
Гильмиянова Р.А., Хоменко Е.М.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ AСПЕКТЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУНИЦИПAЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ КУЛЬТУРЫ…
Желтова О.В., Калеева О.В.
ШКОЛЬНЫЙ МУЗЕЙ КАК МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ…
Жукова Е.Д.
К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ГУМАНИТАРНОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ….
Исанбаева В.В.
ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ НА УРОКАХ МУЗЫКИ…
Кабиров Р.Ф.
МИГРАЦИЯ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ В РФ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН) …
Нефедова В.Н.
ЗАНЯТОСТЬ КАК СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ ….
Руденко Ю.Ю.
ДИАЛОГ КУЛЬТУР КАК АЛЬТЕРНАТИВА ГЛОБАЛИЗАЦИИ….
Самигуллина Е.Е.
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В РАМКАХ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ШКОЛЬНОГО МУЗЕЯ «ДОБРАЯ ПАМЯТЬ»….
Сафина А.Ф.
О НЕКОТОРЫХ ПОКАЗАТЕЛЯХ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА КАК СУБЪЕКТА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ….
Титова М.С.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОГО МЕТОДА ФИНАНСИРОВАНИЯ КАК СРЕДСТВА ЭФФЕКТИВНОСТИ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ…
Уразметов Т.З.
РЕЛИГИЯ КАК МАРКЕР КОНФЛИКТА….
Чукреева М.А.
АУДИОКНИГА: ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ….
Чушкина С.Е.
АНАЛИЗ ПОДХОДОВ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПОНЯТИЯ «ЧИТАТЕЛЬСКАЯ КУЛЬТУРА»…
Шабаев А.Т.
ПРОБЛЕМА СОЦИАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖИ РЕДСТВАМИ СПОРТИВНОЙ БОРЬБЫ САМБО….
СТУДЕНТ И НАУКА
Капитонова В.В.
ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК ФАКТОР ПОДГОТОВКИ ШКОЛЬНИКОВ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВУЗЕ…
Майбасова З.Т.
МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ В ЭКОНОМИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ ШКОЛЬНИКОВ…
Сабурова А.Р.
ОСОБЕННОСТИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ОДАРЕННОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА…
Файзуллина С.И.
СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ….
Сведения об авторах….
Перед вами шестнадцатый выпуск сборника «Культура и образование», подготовленный на базе кафедры культурологии и социально-экономических дисциплин социально-гуманитарного факультета Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы. В нем продолжается изучение различных аспектов образования, которое рассматривается в качестве базового элемента культуры. Сборник традиционно адресуется учителям, студентам, магистрантам, аспирантам и преподавателям педагогических вузов и колледжей, а также всем интересующимся актуальными проблемами культурологии и педагогики.
Представленные в сборнике статьи можно разделить на пять групп. К первой относятся материалы, в которых рассматриваются различные аспекты теории культуры. Это публикации Д.С.Василиной «Новые возможности музеев», Р.А.Гильмияновой и А.В.Султангалеевой «О формировании в Республике Башкортостан системы независимой оценки качества деятельности учреждений культуры», Р.А.Гильмияновой и Е.М.Хоменко «Теоретические аспекты эффективности деятельности муниципальных учреждений культуры», Е.Д.Жуковой «К определению гуманитарной культуры личности», Ю.Ю.Руденко «Диалог культур как альтернатива глобализации», Т.З.Уразметова «Религия как маркер конфликта», М.А.Чукреевой «Аудиокнига: история возникновения», С.Е.Чушкиной «Анализ подходов к определению понятия «Читательская культура».
Ко второй группе статей относятся материалы, в которых рассматриваются различные аспекты взаимосвязи и взаимовлияния культуры и образования. Это работы Э.И.Габдракиповой «Организация исследовательской работы как один из аспектов формирования эстетической культуры школьников средствами музыкального искусства», О.В.Желтовой и О.В.Калеевой «Школьный музей как методический центр учебно-воспитательного процесса общеобразовательного учреждения», В.В.Исанбаевой «Поликультурное воспитание на уроках музыки», Е.Е.Самигуллиной «Проектная деятельность старшеклассников в рамках функционирования школьного музея «Добрая память», М.С.Титовой «Использование программно-целевого метода финансирования как средства эффективности развития культуры».
К третьей группе относятся материалы, посвященные различным аспектам общей и профессиональной педагогики. Это работы В.Л.Бенина «О методологии педагогики в эпоху постнеклассической науки», А.Ф.Сафиной «О некоторых показателях развития личности студента как субъекта самостоятельной учебной деятельности», А.Т.Шабаева «Проблема социализации молодежи средствами спортивной борьбы самбо».
Четвертая группа – исследования Л.А.Гафаровой «Применение метода «фокус-групп» в преподавании экономических дисциплин», Р.Ф.Кабирова «Миграция трудовых ресурсов в РФ (на примере Республики Башкортостан)», В.Н.Нефедовой «Занятость как социально-экономическая категория в условиях рыночной экономики», относящиеся к изучению различных социально-экономических проблем.
Ежегодно в сборнике публикуется особый раздел «Студент и наука», где первые шаги на ниве исследовательской деятельности осуществляют студенты и магистранты Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы.
Авторский коллектив данного выпуска надеется на заинтересованность со стороны коллег к результатам его труда и с благодарностью встретит отклики и замечания.
НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ МУЗЕЕВ
Д.С. Василина
Башкирский государственный педагогический
университет им. М. Акмуллы
Все крупные музеи в мире стремятся обзавестись собственным сайтом, способствующим увеличению интереса посетителей к данному учреждению. Это не удивительно, т.к. в Интернете ищет информацию, общается и проводит досуг огромное количество людей. Согласно исследованиям Nua Internet Surveys [1] в 2003 г. пользователей Интернета насчитывалось более 600 млн., а в 2005 г. – более 800 млн. человек. В общемировом масштабе число пользователей Интернета в конце 2010 года перевалило рубеж 2 млрд. человек. Наблюдаемая динамика роста количества пользователей колеблется в достаточно широких пределах. Максимальный рост этого показателя составляет порядка 100 % в год. Однако для высокоразвитых стран, таких как США, Канада, где уже порядка 60 % процентов населения имеет доступ в Интернет, этот показатель, естественно, значительно меньше и со временем продолжает уменьшаться. В России в 2001 г. насчитывалось 18 млн. пользователей. Если несколько лет назад число пользователей было столь небольшим, что о серьезных измерениях их характеристик практически не шло и речи. Эта картина меняется коренным образом. Число российских Интернет-пользователей сегодня приближается к 50 млн., и по прогнозам, уже в ближайшее время мы обгоним Германию, являющуюся первой в Европе по числу людей, подключенных к сети [7]. Происходящие изменения хорошо демонстрируются результатами исследований, проводимых российскими агентствами. Другой стороной является изменение взглядов на Интернет со стороны учреждений культуры, которые начинают осознавать его преимущества и пытаться применить новые инструменты на практике [5].
Одним из современных перспективных направлений развития музеев является создание при помощи Интернета виртуальных музеев. Под виртуальным музеем понимается (от virtual – возможный, скрытый, как бы существующий) информация на электронном носителе о музее, который существует реально (сайты музеев) или только в сетевом пространстве. Для виртуальных музеев характерно использование интерактивных возможностей, предоставляемых электронными носителями: пользователь может «перемещаться» по трёхмерным залам, получать любые сведения и изображения, самостоятельно моделировать на компьютере виртуальные собрания и экспозиции. Важной составляющей является постоянная обратная связь с посетителями сайта [6], проявляющаяся в общении на форумах, в чатах, посредством электронной почты, через комментарии.
Преимущество виртуального музея в том, что человек, имеющий выход в Интернет, может из любой части света посмотреть коллекции собрания редкостей, не выходя из дома. Это очень удобно для тех людей, у кого нет свободного времени на походы по общественным учреждениям; для интересующихся историей мира, искусством, но не имеющих возможности выехать за пределы своего места жительства [2].
Создание виртуальных музеев произошло совсем недавно. Поначалу это были странички или вкладки на официальных сайтах реальных музеев мира (к примеру, «Лувра», «Государственного Эрмитажа», «Третьяковской галереи»). Они стали популярными, и это привело к их тиражированию на цифровых носителях. В настоящее время в Интернет-ресурсах появились виртуальные музеи, которые существуют исключительно в глобальной сети и не имеют реального аналога [3].
Одним из первых опытов создания виртуального музея на информационных порталах Интернета является программа художника М.Шемякина, транслируемая телевизионным каналом «Культура» [9]. «Воображаемый музей Михаила Шемякина» – это тринадцать визуальных лекций для всех, кто интересуется искусством и хотел бы больше о нем узнать. Художник рассказывает о создании не имеющей аналогов коллекции, и о её практической пользе – о том, как ею могут воспользоваться опытные и начинающие творцы [8].
Особенность виртуального музея заключается в том, что такого музея (в отличие от реального) физически не существует (вернее сказать – организационно), но все же это музей, так как соответствует данному выше определению. Он хоть и расположен в сети Интернет, но основан на реальных экспонатах и имеет свою собственную структуру. Причем каждый организатор виртуального музея выбирает ту структуру и организацию, которая кажется ему наиболее удобной и наглядной. В чем-то прообразом для виртуального музея служит реальный музей и его структурная организация (экспонаты, выставки, экспозиции, запасники, каталоги и т.д.), а что-то каждый привносит свое, создавая свой особый виртуальный музей. Надо отметить, что идея создания виртуального музея столь же проста, сколь сложна ее техническая реализация.
При кажущейся аналогии с обычным реальным музеем, виртуальный музей – это новая реальность, которая выходит за рамки традиционного представления о реальном музее с его постоянной экспозицией и временными выставками. В то время как экспозиция виртуального музея постоянна лишь в своем развитии, время работы выставок виртуального музея может длиться годами, и их количество связано лишь с новыми идеями, интересными проектами, а ограничено только тематикой данного музея. Экспонаты реального музея со временем приходят в негодность, коллекция же виртуального музея снимает вопрос о сохранении своих образцов.
Особенностью виртуального музея является и то, что зритель (он же пользователь) «посещает» виртуальный музей на своем компьютере, общается с ним один на один и сам устанавливает с ним (виртуальным музеем) личные отношения, погружается в новую реальность, которую он сам воссоздает в своем сознании. Именно в «новой реальности» виртуального музея человек из зрителя превращается в участника этой «новой реальности», здесь ему никто не мешает: ни другие посетители, ни служители музея. Конечно, у виртуального музея, как у любого сайта, тоже есть свой «сценарий»: это его структура, план, карта, но инициатива при посещении виртуального музея принадлежит все-таки самому человеку [4].
«Виртуальный музей» – это программный продукт, предназначенный для каталогизации музейных фондов, организации виртуальных галерей и проведения тематических экспозиций. Представленные материалы могут быть из самых различных областей: от предметов искусства и исторических артефактов до виртуальных коллекций и фамильных реликвий. Виртуальные музеи представляют собой удачный пример применения Интернет-технологий для решения проблем хранения, безопасности и широкого, быстрого и лёгкого доступа к экспонатам. Он позволяет хранить информацию об экспонатах в структурированном виде, сопровождать изображениями, аудио и видео материалами, прикреплять документы, представлять коллекции в Интернете, в сенсорных киосках, на компакт-дисках. В настоящее время многие музеи издают компакт-диски с программой «Virtual», позволяющей перемещаться по их интерактивным залам, переходя от экспоната к экспонату, а их удобный интерфейс позволяет быстро найти интересующий зал и выставку. Диски содержат большие коллекции экспонатов, богатые полноэкранные изображения и справочные статьи.
В настоящее время при использовании виртуальных форм большое внимание уделяется дизайнерским решениям: с помощью цвета, графики, анимации появляется возможность создать настроение, привлечь внимание, подчеркнуть и выделить важные моменты. Использование анимационных заставок помогает виртуальную экскурсию сделать живой и динамичной. Применение флэш-технологии даёт возможность использовать аудио- и видео-форматы (то есть звуковые файлы и видеоролики), сделать выставки мультимедийными и интерактивными. При этом мультимедийность позволяет более эффективно решать содержательные задачи, а интерактивность помогает привлечь и вовлечь людей в мир музея, создать обратную связь с ними.
Таким образом, знакомство с виртуальным музеем может стать первым шагом к посещению реального музея или, в случае его недоступности, знакомства с ним. В настоящее время такие музеи достаточно популярны среди молодежи, о чем свидетельствует то, что число их посетителей переросло за миллион человек (по данным А.Д.Тельчарова; 1997 г.) [9].
Литература
1. Nuasoft [Электронный ресурс]. - Режим доступа:URL: w*w.nua.ie/surveys/ - (Дата обращения: 13.03.2015).
2. Барабанова, Л.Я. Гражданин электронной России [Электронный ресурс]. - Режим доступа:URL: h**t://rybinsk-onse.r*/virtualnyj-muzej/ - (Дата обращения: 16.04.2015).
3. Кучурин, В.В. Виртуальная музейная педагогика : современные возможности и перспективы [Текст] / В.Кучурин.- Спб. : Научно-методический центр Красногвардейского района. – С.5
4. Несговорова, Г.П. [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL: h**t://w*w.gosbook.r*/system/files/documents/2011/07/11/sbor_kas_12_nesgovorova.pdf.- (Дата обращения: 07.05.2015).
5. Продвижение сайтов, реклама в Интернет [Электронный ресурс]. - Режим доступа:URL: h**t://w*w.proweb.r*/articles/oglavlenie/glava3/auditoria - (Дата обращения: 13.03.2015).
6. Российская музейная энциклопедия [Электронный ресурс].- Режим доступа: URL: h**t://w*w.museum.r*/rme/sci_virt.asp?2 – (Дата обращения: 25.10.14).
7. Свой сайт. Уроки создания сайта - как создать и раскрутить свой сайт [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: h**t://w*w.svoysite.info/internet/skolko-polzovatelej-interneta-v-mire.html. - (Дата обращения: 26.06.2014).
8. Телеканал Культура [Электронный ресурс].- Режим доступа : URL : h**t://w*w.tvkultura.r*/page.html?cid=2004 – (Дата обращения: 30.10.14).
9. Тельчаров, А.Д. Основы музейного дела. Введение в специальность : курс лекций [Текст] / Александр Тельчаров. - М. : Омега - Л, 2005. – С.82.
ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ КАК ОДИН ИЗ АСПЕКТОВ ФОРМИРОВАНИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА
Э.И. Габдракипова
МБОУ СОШ № 70 г.Уфа
В Законе РФ «Об образовании» подчеркивается важность использования в формировании эстетической культуры школьников различных средств воспитания. Вопросы эстетического воспитания на всех этапах развития отечественной школы были в центре внимания крупных педагогов. К примеру, понятие «эстетическое воспитание» до начала XX века рассматривалось В.Белинским, А.Добролюбовым, Н.Чернышевским как революционно-демократическое; С.Булгаковым, Ф.Достоевским, Вл.Соловьевым как революционно-нравственное; Н.Бердяевым, Д.Мережковским, В.Розановым как рационалистическое. В советский период была создана методологическая отечественная база для исследования интересующего нас термина (Л.Н.Коган, А.Ф.Лосев, Г.Лукач, Н.Б.Маньковская, А.С.Молчанова, М.Ф.Овсянников, Г.Н.Поспелов, В.И.Самохвалова, Л.Н.Столович, Н.З.Чавчавадзе, В.П.Шестаков). Группа ученых занималась теоретической разработкой проблем эстетического воспитания. Ведущие из них: Г.З.Апресян, Н.Л.Аринина, А.И.Буров, М.С.Каган, Н.И.Киященко, Т.Н.Кухтевич, Н.Л.Лейзеров, Б.Т.Лихачев, Д.С.Лихачев, Л.П.Печко, Е.Н.Шапинская и др. Практическому опыту эстетического воспитания посвящены работы Л.С.Выготского, А.Ю.Гончарука, Д.Б.Кабалевского, Н.И.Киященко, А.Н.Леонтьева, А.А.Мелик-Пашаева, Б.М.Неменского, В.Н.Шацкой. Многие из них являются авторами программ по эстетическому воспитанию, художественному образованию и воспитанию.
Опираясь на упомянутые исследования, можно прийти к выводу, что эстетическое воспитание – это воспитание способности восприятия и правильного понимания прекрасного в действительности и в искусстве, привитие эстетических чувств, суждений, вкусов, а также способности и потребности участвовать в создании прекрасного в искусстве и в жизни. Оно включает в себя эстетическое развитие – организованный процесс становления в ребенке природных сущностных сил, обеспечивающих активность художественного восприятия, чувствования, творческого воображения, эмоционального переживания, образного мышления, а также формирования духовных потребностей [2, с.25].
Одним из аспектов формирования эстетической культуры школьников является организация исследовательской работы обучающихся. В образовательных учреждениях она требует грамотного научно-обоснованного подхода и решения комплекса организационно-управленческих, учебно-методических, организационно-методических, информационных, дидактических и психолого-педагогических задач. Эти задачи могут быть решены в любом образовательном учреждении при наличии инициативной группы педагогов-единомышленников во главе с организатором учебно-воспитательного процесса. Позитивна роль научного руководства развитием этой деятельности со стороны ученого-специалиста или научного учреждения. Но всё же решающим звеном данной работы был и остается учитель [1, с.5]. Сегодня в образовании меняется его роль. Из носителя знаний и информации он превращается в организатора деятельности, консультанта и коллегу по решению познавательных проблем, по добыванию из различных источников знаний и необходимой информации.
Исследовательская деятельность может с успехом применяться в школах. Для создания условий самостоятельной творческой исследовательской деятельности учащихся необходимо провести предварительную подготовительную работу. Например, беседу, в которой важно понять интересы ребенка. В дальнейшем эффективно предложить ему определить самому: а) как будет называться исследование; б) в чем необходимость этой работы; в) что необходимо исследовать; г) для чего проводится исследование; д) каким образом оно будет организовываться; е) каковы будут его результаты; ж) выполнимо ли то, что задумано; з) что оказалось трудным в исследовании.
Исследовательская работа школьника – это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, позволяет проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, публично показать достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной зачастую самими учащимися в виде задачи, когда результат этой деятельности - найденный способ решения проблемы - носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей [1, с.14-15].
Таким образом, организация научно-исследовательской деятельности учащихся создает в учебном заведении новую образовательную среду и является важнейшим фактором формирования эстетической культуры.
Литература
1. Бенин, В.Л. Научно-методические рекомендации по совершенствованию исследовательской деятельности школьников [Текст] / В.Л.Бенин, Е.Д.Жукова, Т.З.Мустаева, Д.С.Василина. – Уфа: НИМЦ при ГУО, 2009. – 56 с.
2. Борев, Ю.Б. Эстетика: Учебное пособие [Текст] / Ю.Б.Борев – М.: Высш.шк., 2002. – 511 с.
ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА «ФОКУС-ГРУПП»
В ПРЕПОДАВАНИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН
Л.А. Гафарова
Башкирский государственный педагогический
университет им. М. Акмуллы
Фокус-групповое интервьюирование, или глубокое интервьюирование групп, представляет собой технику групповой дискуссии, в ходе которой выявляется отношение участников интервью к тому или иному виду деятельности или продукту. Данный метод начал применяться в середине XX в. Первоначально фокусированное интервью было разработано для изучения проблем, вырастающих из исследования коммуникаций и анализа пропаганды, и было использовано американскими социологами П. Лазарсфельдом и Н. Стантоном в 1941 г., исследовавшими эффективность воздействия радиопередач на население. Сам термин «фокус-группа» стал использоваться как сокращение от понятия «фокусированное интервью», предложенного Р. Мертоном, М. Фиске и П. Кендалл в 1946 г [1, с.44].
Исследования фокус-групп представляют собой дискуссии о каком-либо предмете, продукте или проблеме, проводимых среди 8 или 10 человек под руководством обученного модератора. Участники группы имеют некоторые общие характеристики, связанные с предметом, обсуждаемым в данной группе [2, с.13]. Данный метод позволяет получить глубокую информацию по конкретному предмету посредством создания атмосферы группового обсуждения, которая позволяет исследовать поведение и мышление каждого члена группы. В большей степени, чем при использовании структуризированной методологии вопросов-ответов, данная процедура побуждает группу обсуждать ощущения, установки и восприятия по поводу конкретного предмета.
Все исследования фокус-групп включают в себя четыре общих элемента, которые в комбинации и образуют основу для определения исследования данного типа.
1. Множество респондентов, представленных вместе. Все исследования фокус-групп характеризуются одновременным вовлечением более чем одного респондента в процесс исследования.
2. Взаимодействие участников. Исследование фокус-групп является единственной в своем роде техникой исследования, в которой участники исследования поощряются к взаимодействию друг с другом. Во многих других типах исследований считается, что любая дискуссия между участниками будет искажать чистоту ответов. В противоположность этому эффективность техники исследования фокус-групп зависит от взаимодействия всех участвующих субъектов.
3. Присутствие модератора. Весь ход фокус-групп проводится обученным профессионалом, который выполняет роль модератора. Модератор управляет течением групповой дискуссии для того, чтобы выдерживать ее в направлении достижения целей, поставленных на предварительной стадии и заключающихся в получении необходимой информации.
4. Схема дискуссии. Обычно при проведении заседаний фокус-групп используется вопросник, который имеет форму руководства, относительно незавершенного по схеме дискуссии; вопросник, используемый при проведении исследований другими методами, является законченным, формализованным и структуризированным [2, с.20].
Можно выделить следующие преимущества использования метода фокус-группы. Во-первых, взаимодействие между членами группы стимулирует создание новых идей относительно предмета, подлежащего обсуждению, которые могут быть никогда не замечены в индивидуальном интервью. Реакции на новую идею свидетельствуют о втором ценном качестве группового интервью - возможности непосредственно наблюдать за процессом обсуждения в группе. Во время проведения индивидуальных интервью респондент может только рассказать о том, как он вел себя или, возможно, вел бы себя в конкретной социальной ситуации. Третьим достоинством группового интервью является то, что оно предоставляет информацию относительно динамики отношений или мнений. Степень гибкости или жесткости, с которой поддерживается определенное мнение, лучше проявляется в условиях группы, чем во время индивидуального интервью. В-четвертых, обсуждение в группе часто провоцирует более непосредственное и прямодушное рассмотрение, чем то, которое могло бы иметь место при индивидуальном интервью. Пятым преимуществом является создание эмоциональных стимулов, которые не могут возникнуть в индивидуальном интервью [3, с.9].
Таким образом, очевидно, что в ходе дискуссии создаются благоприятные условия для спонтанного проявления респондентами эмоций, искреннего выражения мнений. Результаты дискуссии, представленные в отчете, оказываются более понятными заказчику исследования, тогда как количественные показатели обычных опросов в виде шкал заказчика удовлетворяют не всегда. Метод фокус-групп сравнительно экономичен и быстро дает результаты.
Однако у метода есть существенные ограничения. Во-первых, материалы модератор подготавливает фактически интуитивно; работа обычного интервьюера намного легче. Во-вторых, наибольшую трудность представляет подбор участников дискуссии, что объясняется основным требованием метода: участник должен полностью «раскрыться», быть искренним. Именно поэтому в фокус-группах не должны принимать участие специалисты в данной области, близкие знакомые модератора, участники прошлых фокус-групп. В-третьих, необходимо обязательное материальное вознаграждение участников фокусированного интервью.
Метод фокус-групп является сегодня одним из наиболее часто применяемых в маркетинговых исследованиях. Информация, получаемая в рамках реализации метода фокус-групп для маркетинговых исследований, используется для разработки и оценки новых концепций продуктов, идей или их прототипов. В частности исследование фокус-групп часто используется для отслеживания первичных потребительских реакций на новые концепции продукции, новые идеи позиционирования, новые возможности улучшения упаковки и ряд других изменений. Кроме того, многие исследователи используют фокус-группы для получения первичных потребительских реакций, связанных со слабыми или сильными сторонами представленных концепций. Часто главной целью данного типа групповых исследований является изучение того, что нравится или не нравится потребителю в различных идеях, которые затем модифицируются с целью увеличения их общей привлекательности. Многие новые продукты, присутствующие в настоящее время на рынке, начинали свою жизнь в виде концепций, которые были существенно модифицированы с помощью информации, полученной с помощью фокус-групп [2, с.22].
В результате можно выделить ряд направлений использования метода фокус-группы в маркетинге:
1. Получение информации, необходимой для структурирования потребительских предпочтений. Фокус-групповое интервьюирование может также способствовать сокращению дистанции между маркетинговым менеджментом и конечным потребителем продукта или услуги [4, с.126].
2. Формирование гипотез, которые будут количественно и качественно исследованы в дальнейшем.
3. Получение потребительской оценки концепции нового продукта, относительно которой имеется незначительный объем информации.
4. Получение идей к новым творческим концепциям. Хотя в ходе фокус-групповых дискуссий почти никогда не вырабатываются новые идеи, информация, получаемая в процессе проведения группы, часто служит катализатором для заказчика, который использует ее для создания новых идей. Это могут быть идеи нового продукта, выявление новых способов применения хорошо известных продуктов, создание идеи новых упаковок.
5. Интерпретация предварительно полученных количественных результатов. В ходе проведения групп может быть разработан перечень актуальных проблем для целевой проверки и проведения замеров. При составлении таких перечней минимизируется риск включения в них неправильно выбранных проблем.
6. Получение общей базовой информации по продуктовой категории.
7. Создание новых идей относительно старых продуктов [5, с.32].
В соответствии с логикой применения метода фокус-групп в маркетинговых исследованиях предлагается использовать данный метод в рамках учебного процесса при реализации учебной дисциплины «Маркетинг» при разработке «Маркетингового плана (плана маркетинга)».
План маркетинга – это документ, в котором описана маркетинговая стратегия компании, цели, задачи, инструменты и средства достижения цели организации. Маркетинговый план представляет собой формулировку методологии бизнес-плана, которая включает четыре основные концепции:
- разработка товара (или услуги), выпускаемого или предлагаемого фирмой, его назначение, качество, полезность, привлекательность для потребителей, уникальные особенности и т.п.;
- формирование ценовой стратегии предприятия;
- определение способов распространения, определяемых каналами распределения, посредством которых можно поставлять продукцию, а также способами, которыми в маркетинговом плане устанавливаются возможности или незанятые ниши в сегменте рынка, предоставляющие возможности для расширения сбыта продукции фирмы;
- определение методов стимулирования – способов, которыми продукция или услуги предлагаются или рекламируются потенциальным потребителям, а также которыми оценивается эффективность применения мероприятий по продвижению товара с точки зрения роста объема продаж и расширения бизнеса.
Основными направлениями и задачами маркетингового планирования являются:
- анализ результатов маркетинговых исследований, выводы о запросах рынка;
- выбор сегмента рынка, потребительской аудитории;
- определение оптимального комплекса характеристик выпускаемого продукта или услуги, удовлетворяющего потребностям потребителей;
- разработка системы сбыта продукта, в том числе послепродажного обслуживания;
- разработка схем товародвижения и логистики;
- определение комплекса мер по формированию и стимулированию потребностей потребителей.
План маркетинга является приоритетным при разработке бизнес-плана, потому что:
1. Именно маркетинг определяет, что организация будет производить, как будет продавать, по какой цене, как привлекать клиентов, как рекламировать. То есть, маркетинговый план дает ответы на все вопросы «как?», которые возникают в ходе разработки бизнес-плана.
2. Результаты маркетингового планирования влияют на показатели других планов (финансового, производственного и т.п.).
Основной частью маркетингового планирования является разработка товара, который бы объединял возможности компании и потребности и запросы потребителя. Для достижения равновесия потребностей и предложения товаров предприятия должны проявить маневренность и гибкость в разработке и создании продукции. Они должны быть готовы к видоизменению продукции, внедрению новых товаров и выходу на новые рынки. Им жизненно необходимо уметь разбираться в потребностях покупателей и складывающейся на рынке ситуации. Достижение равновесия происходит во внешней среде, которую формирует ряд значимых для компании факторов. К ним относятся: местные и культурные предпочтения, мода, использование новых технологий, экономические условия, экологические требования и т.д.
Именно этот элемент маркетингового планирования – разработка концепции товара – и предлагается реализовать в учебном процессе посредством использования метода «фокус-групп». В этот процесс исследования рекомендуется включить анализ мнения потенциальных покупателей разрабатываемого товара. В рамках учебного процесса эту роль выполняют сами студенты.
Реализацию данной цели предлагается осуществлять по следующим этапам:
1 этап. Разделение студентов на микро-группы по 2-3 человека, в рамках которых будут разрабатываться отдельные «Маркетинговые планы». В основе каждого из этих планов будет лежать разработка определенного вида товара. Каждая из этих групп разрабатывает товар и готовит опросник, состоящий из 12 вопросов относительно отдельных характеристик своего предполагаемого товара: имеющихся или желаемых. Сюда могут включаться следующие вопросы:
1. Нравится ли Вам дизайн нашего товара?
2. Что бы Вы хотели бы изменить в нашем товаре?
3. Выполняет ли на Ваш взгляд товар необходимую функцию?
4. В каких случаях бы Вы использовали наш товар?
5. Устраивает ли Вас цена, по которой мы планируем продавать наш товар?
6. Какова основная польза от нашего товара?
7. Какова дополнительная польза?
8. Наш товар может выполнять больше функций, чем необходимо, или он лучше, чем это требуется? Если отказаться от ненужных функций товара, можно ли снизить цену, что повысило бы его общую полезность?
6. Все ли свойства товара необходимы с Вашей точки зрения?
7. Какие дополнительные улучшения было бы целесообразно внести в товар?
СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ
С.И. Файзуллина
Башкирский государственный педагогический
университет им. М. Акмуллы
На сегодняшний день, когда четко проявляются кризисные явления в экономике, наблюдается неоправданный рост цен, увеличение безработицы, сокращение доходов населения и т.п., все большую актуальность приобретает необходимость управления финансами. Под управлением финансами понимается целенаправленное формирование процесса перераспределения финансовых ресурсов между различными субъектами финансовой системы и внутри них, а также деятельность по эффективному использованию финансов [6, с.36].
В основе управления финансами лежат определенные принципы, такие как демократизм в управлении, подход к финансовым вопросам, сочетание экономических и административных методов в управлении, управления, централизованного, отраслевого и территориального управления, ответственность в управлении, преемственность хозяйственных решений [7].
Сущность управления заключается в том, чтобы ограниченное количество финансовых ресурсов использовать рационально, эффективно, для удовлетворения максимального числа потребностей. Осуществляется это при помощи определенных методов и рычагов: финансовое планирование, прогнозирование, программирование, финансовое регулирование, оперативное управление, финансовый контроль.
Финансовое планирование – это деятельность по сбалансированности и пропорциональности финансовых ресурсов [3]. Сбалансированность означает оптимальное соотношение между финансовыми ресурсами, находящимися в распоряжении, и доходами. Пропорциональность – рациональное соотношение между доходами и расходами. В ходе финансового прогнозирования исследуется возможное состояние финансов в прогнозируемом периоде, обосновываются показатели соответствующих финансовых планов, определяются реально возможный объем мобилизации финансовых ресурсов, источники их формирования и направления использования [2]. В основе финансового программирования заложены четко сформулированные цели и средства их достижения (установление приоритетов расходов по направлениям, повышение эффективности расходования средств, прекращение финансирования в соответствии с выбором альтернативного варианта) [3]. Оперативное управление, в свою очередь, выступает как комплекс мер, разработанные на основе анализа складывающейся ситуации с целью получения максимального эффекта при минимуме затрат, в частности, при помощи перераспределения финансовых ресурсов. Финансовый контроль заключаются в обеспечении соблюдения финансовой дисциплины, повышении эффективности распределения и использования финансовых средств [3].
Стоит отметить, что управление финансовыми ресурсами касается всех уровней современного общества: для поддержания стабильности финансового положения государство распределяет и перераспределяет средства между уровнями бюджетной системы; организации, обеспечивая устойчивый кругооборот финансовых средств, решает проблемы получения прибыли; каждый человек, распоряжаясь личными финансами, обеспечивает собственное выживание.
Отсюда можно интерпретировать управление финансами как процесс целенаправленного воздействия с помощью специальных приемов и методов на финансовые отношения и соответствующие им виды финансовых ресурсов для реализации функций субъектов власти и субъектов хозяйствования, целей и задач их деятельности [2].
Нетрудно определить, что объектами управления в данном случае являются разнообразные виды финансовых отношений, а субъектами выступают государственные и муниципальные органы, различные организации, семья или отдельный человек (в зависимости от уровня управления). Более наглядно структурную сущность управления финансовыми средствами можно рассмотреть в схеме 1 [1].
Схема 1.
Элементы системы управления финансами
Для более четкого представления сущности управления финансами рассмотрим системы государственного финансового управления за рубежом и в России.
Основную функцию государственного управления в США осуществляет Конгресс, в то время как в Великобритании данная обязанность возложена на Парламент, в Германии на Бундестаг, во Франции на Национальное Собрание, а в России на Федеральное Собрание.
Как правило, в ходе финансового управления принимают участие и различные органы исполнительной власти. Так, в США к этим органам относится Министерство финансов, Административно-бюджетное управление при Президенте. Кроме того, управление исполнением бюджета осуществляется наряду с Министерством Финансов Таможенной службой, бюро по алкогольным напиткам, табачным изделиям и огнестрельному оружию. В Германии главным органом управления финансами исполнительной власти выступает Министерство Финансов. Оно составляет проект бюджета, осуществляет кассовое обслуживание бюджета, контроль за его исполнением, регулирует межбюджетные отношения и т.д. В Великобритании главным исполнительным органом управления выступает Казначейство: разрабатывает и исполняет государственный бюджет, осуществляет контроль за расходованием средств государственными предприятиями. В исполнении бюджета участвует Управление таможенных пошлин и акцизов. Во Франции управление финансами осуществляет Министерство экономики, финансов и бюджета. В его функции входит не только разработка государственного бюджета и контроль за его исполнением, но и сбор налогов и пошлин [4].
В России главными государственными структурами по управлению финансами являются Федеральное Собрание, Президент и Правительство. Именно эти органы принимают окончательное решение при утверждении федерального бюджета и отчета о его исполнении [5].
На общегосударственном уровне аппарат управления финансовой системы включает следующие органы: профильные комитеты по бюджету, налогам, банкам и финансам Государственной Думы и Совета Федерации; Министерство Финансов РФ и его органы на местах; Счетная Палата РФ; Центральный банк РФ; Государственный Таможенный Комитет РФ; Федеральная служба налоговой полиции РФ; Министерство государственного имущества; Федеральная Комиссия по рынку ценных бумаг; исполнительные дирекции внебюджетных фондов социального назначения [5].
На государственном уровне управление финансами можно также различать по периоду управления и по характеру управления, в соответствии с которыми различают стратегическое (общее) и оперативное управление финансами.
Стратегическое управление финансами осуществляется высшими органами законодательной и исполнительной власти (Президентом РФ, Правительством РФ, Федеральным Собранием РФ) в ходе составления, рассмотрения и утверждения прогнозов развития экономики государства, государственного и муниципального секторов, долгосрочных целевых программ развития отдельных отраслей, при планировании направлений совершенствования бюджетной системы России. В ходе стратегического управления финансами определяются источники и размеры финансовых ресурсов, которые должны обеспечить воспроизводство в тех пропорциях, которые были заложены в соответствии с основными направлениями финансовой политики; устанавливается оптимальное соотношение между финансовыми ресурсами органов государственной власти и местного самоуправления и субъектов хозяйствования; выявляются наиболее эффективные направления использования финансовых ресурсов и резервы их роста [1].
Оперативное управление финансами осуществляется министерствами, службами, агентствами, ведомствами и организациями, непосредственно участвующими в реализации финансовых планов на централизованном и децентрализованном уровнях [1].
Стоит отметить, что изучение государственного управления финансами позволит решить проблемы финансовых отношений на других, более низких уровнях: на уровне организаций, семьи, личности. Понимая суть управления финансами, осознавая необходимость и важность финансовых решений каждый субъект управления способен к эффективному использованию собственных ресурсов, обеспечивая высокий уровень собственного благосостояния.
Литература
1. Необходимость и содержание управления финансами [Электронный ресурс] // UFC Management. – Режим доступа: URL: h**t://bbest.r*/. - Дата обращения: 26.02.2015г.
2. Необходимость и содержание управления финансами [Электронный ресурс] / Учебный портал. – Режим доступа: URL: h**t://w*w.study-i.r*/economics/finance/topic.php?id=neobhodimost_i_soderganie_upravlenija_finansami. – Дата обращения: 27.02.2015г.
3. Основные задачи и методы управления финансами [Электронный ресурс] / Бизнес. Инвестиции. Ценные бумаги. Право. – Режим доступа: URL: h**t://w*w.bibliotekar.r*/finance-3/4.htm. - Дата обращения: 19.02.2015г.
4. Система государственных органов управления финансами [Электронный ресурс] / Бизнес. Инвестиции. Ценные бумаги. Право. - Режим доступа: URL: h**t://w*w.bibliotekar.r*/finance-3/6.htm. - Дата обращения: 21.02.2015г.
5. Управление государственными финансами [Электронный ресурс] / Globfin. - Режим доступа: URL: h**t://w*w.globfin.r*/articles/finance/gosfin.htm. - Дата обращения: 21.02.2015г.
6. Управление финансами [Текст]: учебник / Под ред. В.В. Ковалева. – М.: Проспект, 2004. – С. 36.
7. Управление финансами [Электронный ресурс] / Финансы: сущность и управление – Режим доступа: URL: h**t://finans.ipoinf.r*/. – Дата обращения 20.02.2015г.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ
Бенин Владислав Львович – доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой культурологии и социально-экономических дисциплин Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы (г. Уфа).
Василина Дарья Сергеевна – кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры культурологии и социально-экономических дисциплин Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы (г. Уфа).
Габдракипова Элеонора Ивановна – учитель музыки, мировой художественной культуры и культуры родного края средней общеобразовательной школы № 70 (г. Уфа).
Гильмиянова Римма Аскаровна – кандидат исторических наук, доцент кафедры культурологии и социально-экономических дисциплин Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы (г. Уфа).
Гафарова Лейсан Ахматовна – кандидат экономических наук, доцент кафедры культурологии и социально-экономических дисциплин Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы (г. Уфа).
Желтова Олеся Владимировна – учитель русского языка и литературы, директор средней общеобразовательной школы № 113 (г. Уфа).
Жукова Елена Дмитриевна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры культурологии и социально-экономических дисциплин Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы (г. Уфа).
Исанбаева Вероника Валерьевна – учитель музыки Башкирской гимназии № 102 (г. Уфа).
Кабиров Рафит Фаритович – кандидат экономических наук, доцент кафедры культурологии и социально-экономических дисциплин Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы (г. Уфа).
Калеева Ольга Владимировна – заместитель директора по научной работе, учитель начальных классов средней общеобразовательной школы № 113 (г. Уфа).
Капитонова Вероника Вадимовна – студентка 3 курса социально-гуманитарного факультета Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы (г. Уфа).
Майбасова Зарина Турсуновна – магистрант социально-гуманитарного факультета Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы (г. Уфа).
Нефедова Вероника Николаевна – старший преподаватель кафедры культурологии и социально-экономических дисциплин Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы (г. Уфа).
Руденко Юлия Юрьевна – аспирант Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы (г. Уфа).
Сабурова Айгуль Радиковна – магистрант факультета психологии Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы (г. Уфа).
Самигуллина Елена Евгеньевна – учитель русского языка, литературы, мировой художественной культуры, основ религиозной культуры и светской этики, руководитель музея «Добрая память» средней общеобразовательной школы № 113 (г. Уфа).
Сафина Альфия Фирдависовна – аспирант кафедры педагогики и психологии профессионального образования Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы (г. Уфа).
Султангалеева Александра Владимировна – преподаватель кафедры культурологии и социально-экономических дисциплин Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы (г. Уфа).
Титова Марина Сергеевна – заместитель начальника отдела программного развития отрасли, информационной и сводно-аналитической работы Министерства культуры Республики Башкортостан (г. Уфа).
Уразметов Тимур Закирович – кандидат культурологии, доцент кафедры культурологии и социально-экономических дисциплин Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы (г. Уфа).
Файзуллина Светлана Ильдусовна – магистрант социально-гуманитарного факультета Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы (г. Уфа).
Хоменко Елена Михайловна – ведущий специалист-эксперт отдела социокультурной деятельности Министерства культуры Республики Башкортостан (г. Уфа).
Чукреева Мария Александровна – аспирант кафедры культурологии и социально-экономических дисциплин Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы (г. Уфа).
Чушкина Светлана Евгеньевна – преподаватель кафедры культурологии и социально-экономических дисциплин Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы (г. Уфа).
Шабаев Артур Талгатович – аспирант кафедры педагогики и психологии профессионального образования БГПУ им.М.Акмуллы (г. Уфа).
1. Необходимость и содержание управления финансами [Электронный ресурс] // UFC Management. – Режим доступа: URL: h**t://bbest.r*/. - Дата обращения: 26.02.2015г.
2. Необходимость и содержание управления финансами [Электронный ресурс] / Учебный портал. – Режим доступа: URL: h**t://w*w.study-i.r*/economics/finance/topic.php?id=neobhodimost_i_soderganie_upravlenija_finansami. – Дата обращения: 27.02.2015г.
3. Основные задачи и методы управления финансами [Электронный ресурс] / Бизнес. Инвестиции. Ценные бумаги. Право. – Режим доступа: URL: h**t://w*w.bibliotekar.r*/finance-3/4.htm. - Дата обращения: 19.02.2015г.
4. Система государственных органов управления финансами [Электронный ресурс] / Бизнес. Инвестиции. Ценные бумаги. Право. - Режим доступа: URL: h**t://w*w.bibliotekar.r*/finance-3/6.htm. - Дата обращения: 21.02.2015г.
5. Управление государственными финансами [Электронный ресурс] / Globfin. - Режим доступа: URL: h**t://w*w.globfin.r*/articles/finance/gosfin.htm. - Дата обращения: 21.02.2015г.
6. Управление финансами [Текст]: учебник / Под ред. В.В. Ковалева. – М.: Проспект, 2004. – С. 36.
7. Управление финансами [Электронный ресурс] / Финансы: сущность и управление – Режим доступа: URL: h**t://finans.ipoinf.r*/. – Дата обращения 20.02.2015г.
Форматы: Word и *.pdf.
Тема: | «Культура и образование: Сб. статей. Вып.16. – Уфа: Изд-во БГПУ, 2015. – 130 с.» | |
Раздел: | Культурология | |
Тип: | Творческая работа | |
Страниц: | 130 | |
Цена: | 190 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика