Контрольная работа
«Государственное регулирование экономики»
- 14 страниц
Введение
1. Государственное регулирование экономики
1.1. Экономические функции государства
1.2. Объекты государственного регулирования
1.3. Методы государственного регулирования
1.4. Границы государственного вмешательства в рыночный механизм
Заключение
Библиографический список
Быть вне экономики невозможно: подобно невидимым лучам, экономические отношения пронизывают жизнь каждого человека. И как бы ни казались далекими «абстрактные» вопросы экономического устройства общества, именно от них зависит повседневное счастье людей: если это разумное устройство, то люди свободны и богаты, а труд их плодотворен; если же экономическое устройство бездарно – то зависимы и бедны, потому что подневольный труд всегда бесплоден.
Тема данной контрольной работы «Основные методы, инструменты и экономические границы государственного регулирования экономики.
Каждый из нас мечтает жить в стабильной экономике, которая обеспечивает возможности для успеха и предохраняет от возможных неожиданностей. Конечно, трудно осуществить такую мечту в стране, где происходит сложный переход от одной системы к другой. Однако и в тех странах, которые относят к благополучным, где демократия и рыночная экономика существуют давно, стабильность тоже остается несбыточной мечтой.
История экономической науки сопровождается дискуссией о роли государства в экономике. Одни считают, что государство из-за своей неразворотливости» и неизбежного бюрократизма не способно решать экономические проблемы лучше, чем сам рынок, а потому его вмешательство в воспроизводство следует свести к минимуму. Другие утверждают, что современная экономика стала настолько сложной, а нации сталкиваются со столь масштабными проблемами, что без объединения усилий всех граждан под эгидой государства просто не обойтись.
Известный историк экономики Фернан Бродель так сформулировал главные задачи государства:
1 ) заставить себе повиноваться, очистить внутреннюю жизнь от вспышек насилия, зарезервировав потенциал агрессивности для войн с внешними врагами;
2 ) контролировать различными способами экономическую жизнь, чтобы она развивалась бесперебойно и обеспечивала государству получение значительной доли национального дохода – источника всех его расходов;
3 ) участвовать в духовной жизни общества, формировать эту духовную жизнь, поощряя одни и подавляя другие культурные, идеологические и религиозные течения.
Современному государству приходится и сегодня решать все те же задачи.
В 30-х годах XX столетия возникло новое направление западной экономической теории, которое принципиально отличалось от неоклассического. «Неоклассики» (они же «либералы») считают, что экономика будет функционировать наилучшим образом, если государство вообще перестанет в нее вмешиваться. Сторонники же нового направления настаивали на необходимость активного вмешательства государства в экономическую жизнь. Именно государство должно взять на себя функцию сглаживания противоречий рынка, смягчения резких колебаний в развитии рыночной экономики, восстановления общего равновесия.
Теоретики регулируемого рынка отрицают способность рыночной экономики к «самолечению» от таких «болезней», как безработица, инфляция, низкие темпы экономического роста, резкое имущественное расслоение общества и т.п. Решение этих проблем должно взять на себя государство, которое действует, в основном, с помощью косвенных (т.е. экономических) методов и рычагов.
Наиболее известная и признанная во всем мире школа теоретиков регулируемого капитализма – «кейнсианство» неразрывно связана с именем своего основоположника – великого английского экономиста Джона Мейнарда Кейнса (1883-1946). Рекомендации самого Кейнса и его последователей получили широкое применение в экономической политике многих западных стран, а представление о том, что государство должно играть в рыночной экономике активную роль, стало практически общепринятым.
Именно государство устанавливает правила экономического поведения и обеспечения их соблюдение всеми экономическими субъектами. Так, если некое предприятие обанкротилось, государственное законодательство определяет порядок удовлетворения претензий к этому предприятию со стороны банков, других кредиторов, потребителей его продукции, государственного бюджета, наемных работников и т.д. Или если предприятие срывает договорные поставки своей продукции потребителям, нанеся им экономический ущерб, то законодательством устанавливается общий порядок определения и возмещения ущерба.
Одной из важнейших сфер государственного вмешательства является управление денежной системой. В настоящее время в обращении находятся не «полноценные» деньги (золотые или серебряные), а символические (бумажные наличные деньги, вклады в банках и т.д.) Объем денежной массы (включая безналичные деньги) является чрезвычайно важным макроэкономическим инструментом государственной экономической политики: избыточный рост денежной массы вызывает рост цен, инфляцию, тогда как недостаток денег в экономике приводит к экономическому спаду, росту безработицы. Центральный банк во всех странах является государственным органом, на который возложена миссия регулирования размеров денежной массы, управления всей банковской системой страны.
Государственное вмешательство может порождать непредвиденные побочные эффекты. Вероятность их весьма высока, так как государство оперирует различными инструментами (административными, правовыми, экономическими) и не всегда реально полностью предсказать их последствия, поэтому государство часто не в состоянии просчитать результаты своих действий. Поэтому у государственного регулирования есть свои издержки и «проблемы», которые, как правило, бывают также не предсказуемы, как и «проблематичность « рыночного механизма. Являются ли «неудачи» государства более «глубокими», чем «неудачи» рынка? Это может быть установлено и продемонстрировано только в определенных случаях; в других же такие заключения представляют трудность, потому что выбор между рынком и государством – это не выбор между несовершенством и несовершенством, а скорее это выбор между двумя несовершенными альтернативами.
Таким образом, следует признать, что рынок и государственное управление экономикой – два несовершенных механизма организации хозяйственной жизни. Найти их оптимальное сочетание – очень непростая задача.
1. Основы теории современной экономики. Двадцать пять лекций. – Ростов н/Дону:Феникс, 2000;
2. Тальнишних Т.Г. Основы экономической теории. 2-е издание – М., 2005;
3. Основы экономической теории и практики: Учеб. пособие /Под ред. М.М. Загорулько. – Волгоград, 1995.
4. Экономика: Учеб./Под ред. А.С. Булатова. – М.: БЕК, 1997.
Тема: | «Государственное регулирование экономики» | |
Раздел: | Экономика | |
Тип: | Контрольная работа | |
Страниц: | 14 | |
Цена: | 200 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Государственное регулирование экономики
Курсовая работа:
Понятие государственного регулирования экономики. Субъекты, объекты, цели государственного регулирования
Доклад:
Конспект Лекций - Государственное регулирование экономики
Реферат:
Средства и методы государственного регулирования экономики
Курсовая работа:
1.Содержание и задачи финансового регулирования 2.Финансовое регулирование экономических процессов 3. Финансовое регулирование социальных процессов