Контрольная работа
«Здоровье и физическая культура детей дошкольного возраста»
- 24 страниц
1. Физическая культура и развитие здоровья ребенка: психолого-педагогические основы 3
2. Приобщение к физической культуре – это творчество 6
3. Помогите ребенку укрепить здоровье! 14
Список используемой литературы 24
Реализация принципов развивающего образования вполне возможна, более того, необходима в области физического воспитания дошкольников. Для этого развитие двигательной активности детей должно протекать в форме их приобщения к физической культуре как фундаментальной составляющей общечеловеческой культуры в собственном смысле слова. Казалось бы, это предполагается уже самим термином «физическая культура». Но, как показывает анализ, идея культуры присутствует в традиционной теории и практике физического воспитания детей лишь номинально. На деле же господствующим ценностным ориентиром той и другой является утилитаризм. Явным или неявным эталоном для создателей традиционных методик физического воспитания (как в ДОУ, так и в общеобразовательной школе) были и остаются спорт и принятые в нем нормативные способы организации двигательной активности.
1. Физическая культура и развитие здоровья ребенка: психолого-педагогические основы
Особое место в массовой практике физического воспитания отводится «отработке» показателей основных видов движений: ходьбы, бега, прыжков, метания, лазания и др. При этом специальные «тесты» (контрольные двигательные задания) позволяют фиксировать не только такие общие показатели, как скорость бега на дистанции, но и более специализированные - особенности отталкивания от поверхности и координации движений рук и ног при беге, направление бега и др. В качестве главного результата развития здесь всегда рассматривается прочно усвоенный моторный навык.
Само по себе в этом нет ничего плохого. Сомнение вызывает другое: то, как двигательные умения и навыки оформляются в традиционном содержании физического воспитания, какими средствами и какой ценой достигается их прочное усвоение. (Встает и еще один вопрос: насколько такое усвоение вообще осуществимо при подобном подходе.) На наш взгляд, сложившаяся система физического воспитания не обеспечивает в должной мере ни двигательного, ни тем более общего психофизиологического развития дошкольников. Как то, так и другое протекает стихийно - вне и помимо специально организованного педагогического процесса в массовых ДОУ.
Внесение игрового элемента в физкультурные занятия с дошкольниками существа дела не меняет, поскольку их содержание остается выдержанным в традициях утилитаризма. В настоящее время предпринимаются различные попытки обогатить это содержание, приведя его в соответствие с возрастными особенностями и возможностями дошкольников (см. например, программу «Старт»). Однако в массовой педагогической практике продолжает сохранять свое влияние традиционный утилитарный подход с его узкой специализацией.
На этом фоне дежурные ссылки на обще-развивающие функции физического воспитания звучат декларативно. Последнее уже давно вынесено на периферию педагогического процесса в ДОУ (еще в большей степени – общеобразовательной школе), превратившись в его сугубо прикладное звено.
С учетом этого возникает необходимость возрождения исконного базисного статуса физической культуры, актуализации ее непреходящего значения в психофизиологическом развитии ребенка-дошкольника. Разработанную нами Программу развития двигательной активности с оздоровительной работы с детьми 4-7 лет допустимо рассматривать как попытку удовлетворения этой необходимости. Не снимая задачи формирования основных двигательных умение и навыков, мы включаем эту задачу в более широкий и содержательный контекст детского развития. Решаем ее в процессе формирования внутренней картины движений ребенка, которая в данном случае и позволяет воссоздать этот контекст. Не только в теории, но и в практике физического воспитания – в «пространстве и времени» одного физкультурного занятия.
Физическая культура потому и культура, что призвана вывести ребенка за рамки повседневно накапливаемого им (культурно не оформленного) двигательного опыта. На это и нацеливают педагога наши программно-методические разработки.
2. Приобщение к физической культуре – это творчество
Наука уже давно опровергла аксиому здравого смысла, которая поныне негласно принимается традиционной теорией и практикой физического воспитания.
Смысл аксиомы в следующем. Обыденное (т.е. не развитое в специализированных формах спортивной, танцевальной и другой деятельности) человеческое движение по преимуществу представляет собой механический, рутинный, стереотипный – словом, машинообразный акт. Акт исполнения команды, которую дает подвижным органам тела мозг. Конечно, он не сводим к сокращению мышц и растягиванию сухожилий, но в принципе прост и при известных условиях легко поддается автоматизации и приведению в соответствие с двигательным эталоном.
Так ли это? Вопроса об автоматизации движения мы коснемся чуть ниже. А сейчас попробуем предварительно разобраться, насколько справедливы его характеристика движения в качестве стереотипного акта и представление о «легкости» формирования двигательного эталона, образца.
Еще в первой половине 1920-х годов Н. А. Бернштейн изучал биомеханику удара кузнечной кувалдой. Казалось бы, перед нами классический пример того самого рутинного акта, совершаемого в буквальном смысле слова «набитой рукой», о котором говорит вышеуказанная аксиома. Не ученый построил циклограмму последовательных вертикальных ударов кувалдой, которая показала нечто иное. Оказалось, что простое движение, даже доведенное до автоматизма, в своих конкретных реализациях всегда неповторимо. В моторном поле (совокупность траекторий движений в пространстве от старта к цели) отсутствуют идентичные, повторяющиеся линии – движение никогда не осуществляется одинаково. Ни специальная киносъемка (ею пользовался Н. А. Бернштейн), ни современные компьютеры не смогли обнаружить у человека таких абсолютно одинаковых движений. Рисунок движений по направлению к цели и обратно при каждом ударе единственен, как рисунок листа или ладони. Следовательно, движение не воспроизводится, а каждый раз строится заново. А потому и двигательное упражнение - это повторение без повторения. Этот парадоксальный тезис также принадлежит Н. А. Бернштейну, который увидел в подобной уникальности глубочайшее своеобразие живых движений. Данные выводы он развил и обобщил в двух своих замечательных, уже ставших классическими книгах «О построении движений» (М., 1947) и «Очерки по физиологии движений и физиологии активности» (М., 1966).
Мы взяли для иллюстрации относительно простой случай, когда отработанное движение выполняется в знакомых условиях без особых препятствий. Внесение препятствующего элемента еще больше усложнит картину живого движения - внешнюю и особенно внутреннюю. Наличие препятствия, как известно, очень часто является предпосылкой появления нового. Оно вызывает «остановку в пути», которая дает возможность «задуматься». Кстати, выдающийся отечественный психолог П. Я. Гальперин связывал с этим возникновение феномена психики (живые движения, как и во многом складывающаяся на их основе психика, присущи не только человеку, но и животным). В продолжение этой идеи я бы сказал, что психика как атрибут живого зарождается не в действии, как считали классики советской психологии, прежде всего С. Л. Рубинштейн, А. В. Запорожец, П. Я. Гальперин и др., а в противодействии. У человека - в противодействии, вызывающем нужду в содействии. Вспомните наш пример: младенец не способен самостоятельно удовлетворить свои потребности и криком призывает на помощь маму. Живое существо до какого-то момента движется, так сказать, по наезженной колее беспрепятственно. Но вот встречается барьер. Следует остановка, и существо оценивает ситуацию. Начинается напряженное «размышление». Перелезть? Подползти (сделать подкоп)? Обогнуть? В конце концов, сломать? Существо разумное, человек может поступить иначе. Перебросить мост или соорудить плот, если перед ним река. Найти калитку, если перед ним ограда.
3. Помогите ребенку укрепить здоровье!
В современном обществе проблема сохранения и укрепления здоровья детей является как никогда ранее актуальной. Это объясняется тем, что к ним предъявляются весьма высокие требования, соответствовать которым могут только здоровые дети. А о здоровье можно говорить не только при отсутствии каких-либо заболеваний, но и при условии гармоничного нервно-психического развития, высокой умственной и физической работоспособности. Вместе с тем результаты научных исследований свидетельствуют: уже в дошкольном возрасте здоровых детей становится все меньше. Высок процент физиологической незрелости (более 60%), которая становится причиной роста функциональных (до 70%) и хронических (до 50%) заболеваний. Более 200/о детей имеют дефицит массы тела. Ведущими среди функциональных отклонений являются нарушения опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой системы, органов пищеварения; среди хронических патологий — болезни нервной, дыхательной, костно-мышечной, мочеполовой систем, а также аллергические заболевания. Большинство детей дошкольного возраста имеют различные нарушения в психофизическом развитии.
Известно, что здоровье формируется под воздействием целого комплекса факторов особенности внутриутробного раз вития, наследственная предрасположенность, социальные условия и др.). К наиболее значимым внешним факторам, определяющим развитие ребенка, относится семейное воспитание. Родители имеют возможность развивать личность ребенка, исходя из его индивидуальных возможностей, которые знают лучше, чем кто-либо другой. Они несут ответственность за его физическое, нравственное, умственное, социальное воспитание и развитие.
Программу развития двигательной активности с оздоровительной работы с детьми 4-7 лет допустимо рассматривать как попытку удовлетворения этой необходимости. Не снимая задачи формирования основных двигательных умение и навыков, мы включаем эту задачу в более широкий и содержательный контекст детского развития. Решаем ее в процессе формирования внутренней картины движений ребенка, которая в данном случае и позволяет воссоздать этот контекст. Не только в теории, но и в практике физического воспитания – в «пространстве и времени» одного физкультурного занятия.
Физическая культура потому и культура, что призвана вывести ребенка за рамки повседневно накапливаемого им (культурно не оформленного) двигательного опыта. На это и нацеливают педагога наши программно-методические разработки.
В современном обществе проблема сохранения и укрепления здоровья детей является как никогда ранее актуальной. Это объясняется тем, что к ним предъявляются весьма высокие требования, соответствовать которым могут только здоровые дети. А о здоровье можно говорить не только при отсутствии каких-либо заболеваний, но и при условии гармоничного нервно-психического развития, высокой умственной и физической работоспособности.
1. Голиков Н. Забота о здоровье детей – задача общая //Дошкольное воспитание. – 2005. – № 6. – С. 14 – 16.
2. Кудрявцев В. Физическая культура и развитие здоровья ребенка. Психолого-педагогические основы //Дошкольное воспитание. – 2004. – № 2. – С. 89 – 94.
3. Рунова М. Помогите ребенку укрепить здоровье! // Журнал «Дошкольное воспитание» – № 9 – 2004. – С. 88 – 92.
4. Шишкина В. А. Какая физкультура нужна дошкольнику: учебное пособие. – М.: Просвещение, 1998.
5. Якобсон С. Г., Зенченко Л. Д. Здоровье и физическая культура //Дошкольное воспитание. – 2004. – № 2. – С. 13 – 28.
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Семейные традиции в воспитании детей дошкольного возраста
Дипломная работа:
Народные подвижные игры как средство развития дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста
Дипломная работа:
Использование музыкально-компьютерных технологий в процессе приобщения детей младшего дошкольного возраста к русским народным традициям
Дипломная работа:
Обучение грамоте детей дошкольного возраста с нарушениями зрения и речи