Контрольная работа
«Информационные технологии в социальной сфере»
- 20 страниц
1. Определение информационной технологии 3
2. Свойства информационных технологий 5
3. Информационные технологии в дистанционном образовании 8
4. Функции и принципы дистанционного образования 10
5. Элементы дидактического обеспечения технологий дистанционного обучения 14
Список использованной литературы 21
Информационная технология — совокупность методов и способов получения, обработки, представления информации, направленных на изменение ее состояния, свойств, формы, содержания и осуществляемых в интересах пользователей.
Цель информационной технологии — производство информации для ее анализа человеком и принятия на его основе решения по выполнению какого-либо действия.
Чтобы определить понятие «информационная технология», обратимся к термину «технология», который имеет множество толкований.
В широком смысле под технологией понимают науку о законах производства материальных благ.
Следуя данному определению, в технологии выделяют три аспекта: идеологию, или принципы производства; орудия труда, т.е. станки, машины, агрегаты, и кадры, владеющие профессиональными навыками. Эти аспекты составляют соответственно, информационную, инструментальную и социальную, составляющую.
Информационная составляющая включает описание принципов и методов производства; инструментальная — орудия труда, с помощью которых реализуется производство; социальная — кадры и их организацию.
Для конкретного производства технологию понимают в узком смысле как совокупность приемов и методов, определяющих последовательность действий для реализации производственного процесса.
Поэтому можно говорить о технологии, как совокупности методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы сырья, материала или полуфабриката в процессе производства, например технология получения металлов, химическая технология, технология строительных работ и т.д.
Рассматривая в качестве материалов информацию, над которой производятся определенные действия, изменяющие ее характеристики, приходим к определению информационной технологии.
1. Определение информационной технологии
Чтобы определить понятие «информационная технология», обратимся к термину «технология», который имеет множество толкований.
В широком смысле под технологией понимают науку о законах производства материальных благ.
Следуя данному определению, в технологии выделяют три аспекта: идеологию, или принципы производства; орудия труда, т.е. станки, машины, агрегаты, и кадры, владеющие профессиональными навыками. Эти аспекты составляют соответственно, информационную, инструментальную и социальную, составляющую.
Информационная составляющая включает описание принципов и методов производства; инструментальная — орудия труда, с помощью которых реализуется производство; социальная — кадры и их организацию.
Для конкретного производства технологию понимают в узком смысле как совокупность приемов и методов, определяющих последовательность действий для реализации производственного процесса.
Поэтому можно говорить о технологии, как совокупности методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы сырья, материала или полуфабриката в процессе производства, например технология получения металлов, химическая технология, технология строительных работ и т.д.
Рассматривая в качестве материалов информацию, над которой производятся определенные действия, изменяющие ее характеристики, приходим к определению информационной технологии .
Информационная технология (ИТ) — совокупность методов и способов получения, обработки, представления информации, направленных на изменение ее состояния, свойств, формы, содержания и осуществляемых в интересах пользователей.
Цель информационной технологии — производство информации для ее анализа человеком и принятия на его основе решения по выполнению какого-либо действия.
2. Свойства информационных технологий
Информационная технология имеет свою цель, методы и средства реализации.
Как было отмечено, целью ИТ является создание из информационного ресурса качественного информационного продукта, удовлетворяющего требованиям пользователя.
Методами ИТ являются методы обработки и передачи данных.
Средства (инструментарий) ИТ — это математические, программные, информационные, технические и другие средства.
В итоге получаем развернутое определение для информационной технологии.
Под информационной технологией понимается целостная техническая система, обеспечивающая целенаправленное создание, передачу, хранение и отображение информационного продукта (данных, идей, знаний) с наименьшими затратами и в соответствии с закономерностями той социальной среды, где она развивается. Поскольку существенную часть технических средств для реализации информационных технологий занимают средства компьютерной техники, то часто под информационными технологиями, особенно под новыми информационными технологиями, понимаются компьютерные информационные технологии.
Можно выделить три уровня рассмотрения информационных технологий:
• первый уровень - теоретический. Основная здесь задача связана с созданием комплекса взаимосвязанных моделей информационных процессов;
• второй уровень - исследовательский. Основная задача направлена на разработку методов автоматизированного конструирования оптимальных конкретных информационных технологий;
• третий уровень - прикладной, связанный с инструментальными и предметными аспектами информационных технологий.
В соответствии с определением информационных технологий, отметим их характерные свойства.
3. Информационные технологии в дистанционном образовании
Дистанционное образование – это средство, при котором учащиеся находятся на расстоянии от создателя учебных материалов; студенты могут учиться в любом месте по выбору (дом, работа, учебный центр) без непосредственного контакта с учителем. Дистанционное обучение на основе Интернет-технологий является современной универсальной формой профессионального образования, ориентированного на индивидуальные запросы обучаемых и их специализацию, а также предоставляет возможность обучаемым непрерывно повышать свой профессиональный уровень с учетом индивидуальных особенностей. В процессе такого обучения студент определенную часть времени самостоятельно осваивает в интерактивном режиме учебно-практические материалы, проходит тестирование, выполняет контрольные работы под руководством преподавателя, осуществляемого с помощью Интернета и других средств коммуникаций.
4. Функции и принципы дистанционного образования
Система дистанционного образования (СДО) представляет собой системно-организованную совокупность средств передачи данных, информационных ресурсов, протоколов взаимодействия, аппаратно-программного и организационно-методического обеспечения, ориентированную на удовлетворение образовательных потребностей пользователей.
Система дистанционного обучения обязательно должна обеспечивать выполнение следующих функции:
• доставка обучаемым основного объема изучаемого материала с помощью информационных технологий;
• интерактивное взаимодействие обучаемых и преподавателей в процессе обучения;
• предоставление обучаемым возможности самостоятельной работы по освоению изучаемого учебного материала;
• оценка знаний и навыков обучаемых в процессе обучения
5. Элементы дидактического обеспечения технологий дистанционного обучения
В средствах ДО сосредоточено педагогически обработанное содержание обучения, что позволяет говорить о них как о средствах преподавания и учения. При ДО в руках преподавателя и обучающегося средства обучения выступают в роли представления содержания обучения, контроля и управления учебно-познавательной деятельностью обучающихся. Один и тот же материал может быть представлен несколькими средствами обучения, каждое из которых обладает своими дидактическими возможностями. Преподаватель должен знать эти возможности, уметь распределять учебный материал по различным средствам, формировать из них комплект средств обучения (кейс), - систему носителей учебной информации, предназначенную для решения совокупности дидактических задач. В традиционном учебном процессе к ним относятся слайд, запись на доске, плакат, кинофильм, видеофильм, учебник, другие средства и, наконец, - слово преподавателя. При ДО средства обучения могут представлять собой:
• Печатные издания (твердые копии на бумажных носителях учебников, учебно-методических пособий, справочников и т.д.);
• Электронные издания;
• Компьютерные обучающие системы в обычных и мультимедийных вариантах исполнения;
• Аудио-видео учебные материалы;
• Компьютерные сети.
Информационная технология — совокупность методов и способов получения, обработки, представления информации, направленных на изменение ее состояния, свойств, формы, содержания и осуществляемых в интересах пользователей.
Информационные технологии предназначены для снижения трудоемкости процессов использования информационных ресурсов. Результат применения информационных технологий обособляется в так называемых информационных продуктах. Информационными продуктами являются программные продукты, базы и банки данных и другая информация.
Теоретическое осмысление практики ДО показывает, что для него присущи, также как и для традиционного учебного процесса, пять общедидактических методов обучения: информационно - рецептивный, репродуктивный, проблемный, эвристический и исследовательский, которые охватывают всю совокупность педагогических актов взаимодействия преподавателей и обучающихся как при очном контакте, так и при интерактивном взаимодействии при использовании средств информационных технологий;
Дидактические средства ДО в которых сосредоточено педагогически обработанное содержание обучения, целесообразно классифицировать как: печатные издания, электронные издания, компьютерные обучающие программы, аудио-видео материалы, компьютерные сети. При создании и производстве средств обучения для ДО возможны следующие пути: непосредственная разработка силами вуза, заказ их изготовления в специализированных организациях, приобретение готовых средств с возможно последующей адаптацией или без нее;
В настоящее время в ДО широко используются традиционные регламентированные формы обучения: лекции, семинары, консультации экзамены, самостоятельная работа и т.д. Специфика применения этих форм в ДО проявляется в частоте применения их в учебном процессе и преимущественном использовании средств новых информационных технологий.
В российской практике ДО в настоящее время наиболее часто используются информационно-рецептивный и репродуктивный методы обучения, а среди средств обучения- печатные, компьютерные и аудио-видео материалы. Печатные учебные материалы по дисциплине для ДО должны содержать как минимум: рекомендации по самостоятельной учебе, основной текст, контрольные задания, тренировочные задания, толковый словарь терминов. В целом обучение по пособию должно обеспечивать обучаемому минимум обращения к дополнительной литературе.
1. Белавина О.В. Информационные технологии в социальной сфере: учебное пособие. – СПб: Питер, 2004.
2. Информационные технологии управления: Учеб. пособие / Под ред. Г.А. Титоренко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – 280 с.
3. Колин К.К. Социальная информатика: Учебное пособие для вузов. - М.: Фонд «Мир», 2003. – 432 с.
4. Лойко В.И., Семенов М.И., Трубилин И.Т. Автоматизированные информационные технологии в экономике: учебник. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 416 с.
5. Рагулин П.Г. Информационные технологии: учебник. — Владивосток: ТИДОТ Дальневост. ун-та, 2004. – 208 с.
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Использование информационных технологий в инновационном маркетинге (Предмет: Инновационный маркетинг)
Дипломная работа:
Информационные технологии в туризме
Курсовая работа:
Современные тенденции применения информационных технологий в процессе разработки управленческих решений
Реферат:
Информационные технологии в менеджменте