Дипломная работа
«Конституционные обязанности»
- 48 страниц
ВВЕДЕНИЕ 3
I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОНСТИТУЦИОННЫХ ОБЯЗАННОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА 7
1.1. Понятие и признаки конституционных обязанностей человека и гражданина 7
1.2.Нормативное содержание конституционных обязанностей 11
II. ВИДЫ КОНСТИТУЦИОННЫХ ОБЯЗАННОСТЕЙ ГРАЖДАН 14
2.1. Обязанность граждан соблюдения Конституции РФ и законов 14
2.2.Обязанность уважения прав и свобод человека и гражданина 15
2.3 Обязанность уплаты налогов и сборов 17
2.4.Обязанность сохранения природы и окружающей среды 20
2.5. Воинская обязанность 24
2.6. Родительские обязанности заботы о детях и обязанности трудоспособных детей 29
2.7.Обязанность заботиться о сохранении исторического и культурного наследия 30
2.8. Обязанность получения основного общего образования 31
III. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ОБЯЗАННОСТЕЙ 38
3.1. Проблемы реализации обязанностей человека и гражданина 38
3.2 Ответственность граждан за неисполнение конституционных обязанностей 40
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
Конституция РФ 1993г. ознаменовала собой завершение этапа демонтажа тоталитарного советского государства и переход к этапу построения в России основ подлинно демократического и правового государства. Конституция РФ 1993г. является первой в ряду отечественных конституций, основанной на общечеловеческих ценностях в их общепризнанном в современном миропонимании. Она вобрала в себя многовековой опыт развития зарубежных демократий, теории и практики зарубежного конституционализма.
Конституция РФ закрепляет основы конституционного строя Российской Федерации, регулирует наиболее важные общественные отношения, характеризующие российскую государственность. Многонациональное российское общество характеризуется тем, что оно утверждает права, свободы и обязанности человека и гражданина, гражданский мир и согласие, сохраняет исторически сложившиеся государственное единство, руководствуется общепризнанными принципами равноправия и самоопределения народов, возрождает суверенную государственность России, утверждает ее демократическую основу. Действующая Конституция Российской Федерации была опубликована для ознакомления 10 ноября, одобрена всенародным голосованием 12 декабря 1993 г., что явилось новым фактом в отечественном конституционализме.
Конституция - это Основной закон государства, выражающий волю всего общества и закрепляющий основы общественного и государственного строя, права, свободы и обязанности человека и гражданина. Конституция учреждает политическую форму существования общества, систему государственных органов, устанавливает порядок их формирования и способ функционирования, закрепляет права и свободы человека и гражданина.
В Конституции закрепляются конституционный строй страны, основополагающие его начала, важнейшие черты государственного и общественного строя, характер отношений власти, формы правления и политического режима и другие положения. Значение Конституции как основного источника отрасли конституционного права определяется тем, что установленные в ней нормы служат формой воплощения государственной воли народа. Конституция по сравнению с другими источниками отрасли является актом наивысшего не только правового уровня, но и общественного значения.
Конституция, как свод главных норм прямого действия, является, в свою очередь, бесспорной и единственной в своем роде гарантией стабильности политического строя, а значит, базовым документом, на котором держится все правовая система страны. Стабильность Конституции и стабильность политического строя - категории тесно взаимосвязанные.
Во всей мировой политической практике серьезные изменения Конституции - явления чрезвычайные, обычно связанные с изменением социально-политического строя. Фундамент социально-государственной устойчивости - стабильность системы государственной власти и системы государственного строя в целом. Именно эта стабильность обеспечивает предсказуемость будущего, позволяет всем субъектам политики, экономики, социального действия - от партий и других общественных институтов до рядовых граждан - понимать свои перспективы, нормально планировать жизнь и деятельность.
Реализация Конституции РФ сталкивается с массой трудностей, порождаемых экономическими, социальными, политическими и другими факторами. На конституционном развитии несомненно сказывается нерешенность многих главных задач, стоящих перед страной, отсутствие должной стабильности. В современных условиях законодательство, деятельность Конституционного Суда, конституционная практика в целом, само время снимают многие вопросы, связанные с имеющими проблемами.
Демократический характер Конституции отражается именно в положениях, устанавливающих правовой статус личности.
Гражданин как субъект права - это участник общественных отношений, выступающий в качестве носителя содержащихся в нормативных актах конкретных прав и обязанностей, которыми он наделен для реализации своих жизненных потребностей, участия в управлении делами общества и государства.
Права и обязанности гражданина образуют в своей совокупности его правовой статус.
Первая, самая важная часть прав и обязанностей представляет собой правовой статус личности, человека как субъекта о права. В российском государстве правовое регулирование положения личности, человека должно занимать центральное, приоритетное место, поскольку выражает идею о том, что право и государство, его органы и должностные лица призваны служить обществу, каждой личности, каждому человеку. Именно этот принцип изложен в ст. 2 Конституции РФ: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства».
Права и свободы человека принадлежат ему от рождения. Общепризнанные международные нормы, относящиеся к правам человека, имеют преимущество перед законами РФ и непосредственно порождают права и обязанности граждан РФ.
Конституционные обязанности затрагивают многообразные сферы отношений, в которых субъектом выступает человек.
Подобный характер взаимоотношений личности и государства является общепризнанным для большинства государств мира, что нашло закрепление в важнейших актах международного права, принятых ООН, организациями Европейского союза, Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе.
Эти естественные, неотъемлемые права и свободы нашли отражение во Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 г., и в Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, утвержденной Советом Европы в 1950 г. и некоторых других актах.
Российское государство, следуя по пути признания общедемократических начал развития общества и международных актов в этой области, приняло в 1991г. Декларацию прав и свобод человека и гражданина, положения которой впоследствии нашли отражение в Конституции 1993 г.
Согласно Конституции РФ и основанному на ней законодательству личность, человек, независимо от его служебного, общественного или имущественного положения, национальности, вероисповедания и т.д., является в России субъектом всех отраслей права, для чего основы правового статуса личности закреплены в Конституции РФ.
Провозглашая права личности, Конституция устанавливает для человека и определенные обязанности и запреты. Важное место в правовом статусе человека занимают конституционные обязанности. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты конституционного строя, нравственности, здоровья, законных прав и интересов других людей в демократическом обществе.
Данная работа посвящена изучению конституционных обязанностей граждан. Конституционные обязанности - это конституционно закрепленные и охраняемые правовой ответственностью требования, которые предъявляются человеку и гражданину и связаны с необходимостью его участия в обеспечении интересов общества, государства, других граждан.
Гражданская позиция индивида в системе фактических конституционных отношений есть ключевое начало функционирования социальных учреждений, так как конституционный статус превращает его в средоточие общественных отношений, регулируемых не только правом. Поэтому конституционные обязанности и ответственность - органические начала этого статуса, отраженные в ст. 15 Конституции. Она и обязывает, и возлагает ответственность на всех граждан за проведение в жизнь основных норм, независимо от их общественного положения и организации, где они работают.
Требования ст. 15 находят отклик в конкретных обязанностях граждан. Первая из них - обязанность платить налоги. Без них невозможно существование государства и выполнение им своих функций. Как отправная точка жизнедеятельности людей органическая связь каждого с природой нашла отражение в ст. 57 Конституции РФ. Сохранение окружающей среды, бережное отношение к источникам сырья и материалов - необходимое условие социальных процессов. В процессе конституционного развития российского общества на передний план будут все отчетливее выступать конституционные факты в сфере природопользования, например экологические референдумы, поиск и создание новых источников сырья, энергоресурсов, видов энергии, а главное - защиты территории страны от загрязнения.
Действующая Конституция закрепляет и другие обязанности граждан, но в целом их меньше, чем в Основном Законе 1978г., что ослабляет в социальном плане конституционность личности по отношению к себе, народу и среде обитания.
Реализация статуса субъектов конституционного права, и прежде всего народа, личности, создаваемых ими учреждений связана с их конституционными действиями, требующими ответственного и глубоко осознанного подхода к оценке их последствий. Обязанность граждан - не застывшее явление, а постоянно развивающаяся система, динамика которой обусловлена природой общества и личности.
Актуальность исследования конституционных обязанностей граждан обусловлена тем, что конституционные обязанности граждан - это основные обязанности, без них невозможно существование как самого общества, так и государства. Любой нормативный акт отражает права и обязанности населения в целом или отдельных его групп. Конституционные обязанности имеют всеобщий характер, не зависят от конкретного правового статуса лица, закрепляются на высшем, конституционном уровне. К таким обязанностям отнесены те, осуществление которых обеспечивает нормальное функционирование самого государства, а тем самым и жизнедеятельность общества. Конституция и законы наиболее обобщенно отражают весь строй общественных отношений, принятые в государстве и обществе нормы, правила поведения людей, которых должен придерживаться каждый человек и гражданин. Любое нарушение этих норм связано с ущемлением интересов государства, общества, граждан.
Объектом исследования работы являются конституционные обязанности граждан как публично-правовой институт. Предметом исследования выступают непосредственно сами конституционные обязанности.
Целью дипломной работы является исследование конституционных обязанностей граждан как публично- правового института.
Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи: определение сущности, понятия и признаков конституционных обязанностей граждан; классификация конституционных обязанностей по различным видам; анализ правового регулирования конституционных обязанностей; характеристика особенностей конституционных обязанностей, изучение судебной практики.
При написании работы использовались следующие источники: Конституция Российской Федерации, Федеральные законы, Постановления Пленумов Конституционного Суда РФ, подзаконные акты, научная литература по конституционному праву и теоретические разработки таких авторов, как Баглай М.В., Алексеева С.С., Карпович В.Д.,Козлова Е.И; Кутафин О.Е., Несмеяновой А.В., Палькиной Т.Н. и др. В своих научных трудах они исследовали природу конституционных обязанностей.
Структура работы состоит из 3 глав. В 1 главе исследуется общая характеристика конституционных обязанностей человека и гражданина. Дано понятие и признаки конституционных обязанностей человека и гражданина, нормативное содержание конституционных обязанностей.
Во 2 главе исследуются виды конституционных обязанностей граждан. К числу конституционных обязанностей граждан относятся такие, как обязанность граждан соблюдения Конституции РФ и законов, обязанность уважения прав и свобод человека и гражданина, обязанность уплаты налогов и сборов, обязанность сохранения природы и окружающей среды, воинская обязанность, родительская обязанность заботы о детях, обязанность трудоспособных детей заботы о нетрудоспособных родителях, обязанность заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, обязанность получения основного общего образования. В 3 главе исследуются проблемы реализации обязанностей человека и гражданина, ответственность граждан за неисполнение конституционных обязанностей. В заключении сделаны выводы по совершенствованию действующего законодательства.
Методологическую, теоретическую и эмпирическую основу работы составляют сравнительно-правовой, системно-правовой, логико-теоретический и конкретно-исторический методы, а также структурно-функциональный анализ.
Конституция является тем правовым фундаментом, который обеспечил политическую, экономическую, социальную целостность России. Именно Конституция стала главным средством безусловной и универсальной юридической легитимации российского государства. Именно Конституция стала системным юридическим выражением основных политических ценностей, которые определяют лицо новой и исторически преемственной России: обеспечение прав и свобод человека, демократическое федеративное правовое государство, разделение властей, парламентаризация и др. Конституция - надпартийный, надгрупповой, надэтнический, именно всеобщий источник объединения российского общества, никак не противоречащий принципам современного плюрализма и обеспечивающий демократическую организацию всех ветвей публичной власти.
В связи с этим принципиальное значение приобретает обеспечение единства массового правосознания и правосознания власти в стремлении защитить на основе Конституции развивающееся правовое государство в современном неустойчивом, быстроменяющемся мире. Конституция - это основа всех отношений между всеми социальными группами, включая власть, бизнес, общество в целом, о фундаментальных правилах, по которым живет страна.
Разумеется, только Конституцией не исчерпываются правила, которые действуют в обществе. Кроме нее существуют правила правовой системы в целом, нормы морали, личные, групповые, национальные идеи и идеалы, и многое другое. Но все это обязано существовать в конституционных рамках. И одна из особых угроз обществу - нарушение конституционных рамок как главных правил.
Таким образом, нарушения и несоблюдение Конституции, ее необоснованное изменение, нестабильность неизбежно приводят к тому, что вся остальная система правил, по которым живет общество, начинает неуклонно подвергаться сомнению. Это относится к любому обществу, особенно к такому, где, как в России, уровень массового правосознания очень низок, неразвит. Поэтому так велика роль конституционных обязанностей.
Исследование конституционных обязанностей граждан имеет теоретическую и практическую значимость для правотворческой и правоприменительной деятельности. Закрепленные в Конституции конституционные обязанности образуют фундамент всего правового регулирования обязанностей граждан. Реализация конституционных обязанностей граждан обеспечивается Российским государством.
I ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОНСТИТУЦИОННЫХ ОБЯЗАННОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА
1.1. Понятие и признаки конституционных обязанностей человека и гражданина
Современное общество живет в конституционном пространстве. Можно утверждать с уверенностью, что фактическая конституция существует в любом государственно-организованном обществе.
Конституция - это Основной закон государства, выражающий волю всего общества и закрепляющий основы общественного и государственного строя, права и свободы человека и гражданина.
Конституция Российской Федерации - это нормативно-правовой акт, обладающий высшей юридической силой, закрепляющий основы конституционного строя; основы правового статуса человека и гражданина; федеративное устройство; систему органов государственной власти; устанавливает порядок их формирования и способ функционирования, закрепляет права, свободы и обязанности человека и гражданина.
Термин «конституция» (от латинского «constituio» - установление) зародился в Древнем Риме и использовался для обозначения указов римских императоров .
В соответствии со ст.15 Конституции РФ: «1.Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.
2. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
3. Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
4. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора» .
Высшая юридическая сила Конституции означает, что законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции России, и что органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Уже не первый год российская экономика находится в состоянии кризиса. Недостаточность инвестиций, износ основных фондов, инфляция и другие отрицательные явления влекут за собой снижение уровня жизни людей, рост социального напряжения и политическую нестабильность. Поэтому особое внимание в ходе построения новой системы российского права должно уделяться конституционным обязанностям и ответственности граждан.
Конституционные обязанности и ответственность - составляющие правового статуса гражданина, в равной степени отраженные в ст. 15 Конституции. Она и обязывает, и возлагает ответственность на всех граждан за проведение в жизнь основных норм, независимо от их общественного положения и организации, где они работают.
Реализация статуса субъектов конституционного права, и прежде всего народа, личности, создаваемых ими учреждений все теснее увязывается с их конституционными действиями, требующими ответственного и глубоко осознанного подхода к оценке их последствий. Обязанность граждан - не застывшее явление, а постоянно развивающаяся система, динамика которой обусловлена природой общества и личности
Завершая анализ конституционных обязанностей граждан РФ можно сделать вывод, что в целом конституционные обязанности гражданина являются важной составляющей Конституции РФ. Обязанности – это мера общественного необходимого поведения человека, призванная вместе с правами и свободами обеспечивать баланс, устойчивость и динамизм правового регулирования. В Конституции закреплено, что все граждане Российской Федерации, находящиеся ее территории обладают всеми правами и свободами и несут равные обязанности, предусмотренные Конституцией.
К обязанностям гражданина РФ относятся: соблюдение Конституции и законов (основная обязанность), уважение прав и свобод других лиц, забота о детях и нетрудоспособных родителях, получение основного общего образования, забота о памятниках истории и культуры, уплата налогов и сборов, сохранение природы и окружающей среды, воинская обязанность и т.д.
Однако провозглашение демократических прав, свобод и обязанностей в Конституции в наших российских условиях, то есть в условиях перехода от тоталитаризма к демократическому правовому государству, является лишь планом будущего строительства. Предстоит многолетняя работа по наполнению норм Конституции более конкретным законодательным содержанием. Потребуются еще длительное время, что бы привести ныне действующее законодательство и множество подзаконных актов в соответствии с новой Конституцией. Как свидетельствует мировой опыт, потребуются десятилетия, чтобы положения Конституции претворились в жизнь.
В современной России еще очень мало внимания уделяется конституционным обязанностям, правам и свободам. К сожалению, сейчас редко вспоминают на практике о некоторых обязанностях, правах и свободах, закрепленных в Конституции РФ.
В России присутствует низкий уровень правовой культуры общества, десятилетиями царившие в нем пренебрежение к праву, его недооценка. Граждане с недоверием относятся к социальной сфере, проявляют крайне низкую способность к общественной самоорганизации. На сегодняшний день можно говорить о низкой «природной» правовой активности и инициативе россиян. Данные негативные социально-правовые обстоятельства тормозят процесс становления правового государства в России.
В обществе еще имеется негативное отношения к власти, присутствует правовой нигилизм, низкая юридическая грамотность и правовая активность населения. Хотя от правовой активности каждого гражданина и нации в целом, стремлении поднять уровень значимости общечеловеческих ценностей и права во всех сферах общественных отношений в немалой степени зависит формирование истинного правового государства на российской земле.
Имеет место и подрыв духовно-нравственных аспектов. Это пренебрежение, а в отдельных случаях и отрицание общечеловеческих ценностей, которые, в свою очередь, способствуют развитию и закреплению таких антисоциальных явлений, как наркомания, алкоголизм, проституция и др. Эти обстоятельства, как объективное следствие, отрицательно влияют на состояние правовой системы, отношение к правовым предписаниям со стороны представителей власти, на механизм обеспечения самим государством конституционных прав и свобод и обязанностей граждан.
Конституция Российской Федерации определяет Россию как правовое государство. Однако время показало, что недостаточно провозгласить идею и даже закрепить ее в Основном законе. Главное состоит в том, чтобы воплотить ее в практику, сделав реальностью в повседневной жизни каждого человека. Государственные реформы призваны обеспечивать целенаправленные перемены в обществе.
Реформы последних лет в России охватили многие стороны жизни. Не все они продуманы и последовательно реализуемы, а потому в итоге результаты не всегда удачны. К тому же связь реформ по их целям и средствам достижения подчас не обеспечена. Судебная, федеральная и административная реформы, равно как и реформа армии, могли бы быть лучше согласованы между собой. Вывод один - надо более эффективно и системно проводить модернизацию государства. Не случайно во всех ежегодных посланиях Президента РФ Федеральному Собранию задача его укрепления и демократизации выдвигается как стратегическая. С этой целью необходимо осуществлять модернизацию государства по четырем направлениям: активизировать его роль в выполнении важнейших функций общества, обеспечивать его суверенитет в мировом сообществе и в условиях глобализации, перестраивать его структуру, совершенствовать его правовую основу.
Усиление правовой составляющей государства означает осуществление принципов права и реализацию его норм, преодоление неправовых решений и неформальных действий, правового нигилизма. Эти болезненные явления должны привлечь большее внимание и в теории, и на практике.
На пути построения правовой государственности Россия встречает немало трудностей и проблем. Необходима реализация конституционных обязанностей в других подзаконных актах. Необходима полномасштабная правовая реформа в России. Можно выделить следующие три основные задачи и одновременно направления правовой реформы: правовая трансформация российского общества; трансформация и стабилизация системы права; реализация жесткой и устойчивой системы правоприменения и обеспечения доступа граждан к правосудию.
В заключение можно констатировать, что на сегодняшний день итоги реализации Конституции оставляют желать лучшего, хотя имеются и определенные достижения. К числу их следует прежде всего отнести то, что Конституция, несмотря на многочисленные ее нарушения, - акт прямого действия: она непосредственно применяется уже не только Конституционным Судом Российской Федерации, но и все чаще другими судами. Это имеет особое значение для защиты конституционных прав и свобод. Пробелы, которых в ней, к сожалению, немало, могут быть восполнены и на практике восполняются законодательным путем, судебной практикой Конституционного Суда, складывающимися конституционными обычаями.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
I. Правовые акты
1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г. // Российская газета. – 1993. – 25 декабря.
2. Конвенция о правах ребенка от 20.11.1989 г. // Ведомости СНД СССР и ВС СССР. – 1990. – № 45. – Ст. 955.
3. Конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. (в ред. Протокола № 2 от 6 мая 1963 г.; Протокола № 3 от 6 мая 1963 г.; Протокола № 5 от 20 января 1966 г.; Протокола № 8 от 19 марта 1985 г.; Протокола № 11 от 11 мая 1994 г. // Собрание законодательства РФ. – 1998. – № 20. – Ст. 2143; 2001. – № 2. – Ст. 163.
4. Декларация о недопустимости интервенции и вмешательства во внутренние дела государств : резолюция 36-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН № 36/103 от 09.12.1981 г. // Действующее международное право : документы : в 3 т. / сост. Ю. М. Колосов, Э. С. Кривчикова. – М. : Московский независимый институт международного права, 1997. Т. 1. С. 99.
5. Гражданский кодекс РФ от 30.11.1994г. – часть.1 – № 51-ФЗ. // Собрание законодательства РФ. – 1994. -№ 32.
6. Гражданский кодекс РФ от 26.01.1996г. – часть 2. – № 15-ФЗ. // Собрание законодательства РФ. – 1996. - № 5.
7. Уголовный кодекс РФ № 63-ФЗ с изм. от 22.07.2008 №145-ФЗ// Российская газета. 2008. 30 июля.
8. Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001г.№ 195-ФЗ.//Собрание законодательства РФ. 2002. № 1 (ч. 1).
9. Налоговый кодекс РФ. Часть1. № 146-ФЗ от 31.07.1998//Российская газета. 1998. 5августа.
10. Семейный кодекс РФ от 29 декабря 1995 г. № 223-ФЗ //Российская газета.1996.-27 января.- №17.
11. Федеральный закон РФ от 28.03.1998.№53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»//Российская газета.1998. 2 апреля. Ст.1.
12. Федеральный закон РФ «Об альтернативной гражданской службе» от 25.07.2002.№ 113-ФЗ//Российская газета.2002.30 июля. Ст.1.
13. Закон РСФСР от 15.12.1978г. «Об охране и использовании памятников истории и культуры»//Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР.1978.№51.Ст.1.
14. Закон РСФСР « Об охране и использовании памятников истории и культуры» от 15.12.1978г. //Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР.1978.№51.
15. Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992.№3266-1(в ред.от 16.03.2006) //Собрание законодательства РФ.1996. №3 .15 января.
Научная литература
15. Алексеева Л.Б., Жуйков В.М., Лукашук И.И. Международные нормы о правах человека и применение их судами Российской Федерации. М.: Изд-во «Права человека», 1996.
16. Азаров А.Я. Права человека. М.: Изд-во «Новое знание», 1995.
17. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. М.: Норма-Инфра-М, 2001.
18. Баглай М.В., Туманов В.А. Малая энциклопедия конституционного права. М.: Бек, 1998.
19. Братусь С.Н. Юридическая ответственность и законность. Москва. Юридическая литература. 1976.
20. Большая российская юридическая энциклопедия / Отв. ред. А.Я. Сухарев. М.: Инфра-М, 2000.
21. Венгеров А.Б. Теория государства и права. М.: Юриспруденция, 2000.
22. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. М.: Юристъ, 2001.
23. Конституционное право / Отв. ред. В.В. Лазарев. М.: Юристъ, 1999.
24. Липинский Д.А. Проблемы юридической ответственности. – СПб.: «Юридический центр Пресс», 2003.
25. Наумов А.В. Применение уголовно-правовых норм. Волгоград. 1973
26. Несмеянова С.Э. К вопросу о конституционной ответственности// Конституционное и муниципальное право.2002. №4.
27. Т.Н. Палькина. Проблемы правового регулирования и реализации личных неимущественных прав супругов //Программа Консультант- Плюс
28. Постатейный комментарий к Конституции Российской Федерации / Под общ. ред. В.Д. Карповича.-М.:Юрайт-М; Новая Правовая культура, 2002.
29. Румянцев О.Г., Додонов В.Н. Юридический энциклопедический словарь. М,. 1997.
30. Сергеев А.С. Конституционная ответственность в Российской Федерации.//Конституционное и муниципальное права. 2002, №4.
31. Таева Н.Е.Нормы Конституции РФ как форма выражения социальных ценностей // Конституционное и муниципальное право.2005. №7.
32. Теория государства и права / Под ред. В.К. Бабаева. М.: Юристъ, 2001.
33. Теория государства и права / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. М.: Юрист, 1997.
34. Тункин Г.И. Международное право: наследство ХХ века // Российский ежегодник международного права, 1992 СПб, 1994.
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных