Курсовая работа

«Монархия»

  • 29 страниц
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МОНАРХИИ 5

1.1. Понятие и сущность монархии 5

1.2 Признаки монархии как формы правления 10

2. ИСТОРИЧЕСКИЕ РАЗНОВИДНОСТИ МОНАРХИЙ 13

2.1 Патриархальная монархия (традиционная) 13

2.2 Сакральная монархия 13

2.3 Деспотическая монархия 14

2.4 Сословно-представительная монархия 14

3. ВИДЫ МОНАРХИЙ 16

3.1 Абсолютная монархия 16

3.2 Конституционная монархия 19

3.3 Нетипичные формы монархии 24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 29

Введение

Право - есть сложная взаимосвязанная система. Исторически доказано, что объективно могут существовать две формы правления - монархия и республика, поскольку лишь в них сложились такие особенности, которые могут быть только в этой форме правления. Это означает, что как монархия, так и республика заслуживают тщательного научного исследования. Понимание формы государства сложилось не сразу. Долгое время форму государства считали состоявшей из формы правления и формы государственного устройства, к которым впоследствии добавлялись политический режим и политическая динамика.

Предметом исследования данной работы является монархия как форма правления.

Актуальность исследования даннoй темы обусловлена тем, что форма правления является одним из важнейших характеристик государства. На протяжении многих сотен лет в центре внимания находились два вопроса: какие формы правления существуют и какая из известных форм правления наилучшим образом подходит для данной страны. В современных условиях форма правления входит составной частью в более широкое понятие формы государства, объясняющей организацию государственной власти и ее устройство.

Форма государства характеризуется неразрывной связью с его содержанием. Cодержание позволяет установить принадлежность государственной власти, ее субъекта, ответить на вопрос: кто ее осуществляет. Изучение же формы государства позволяет установить, как формируется власть в государстве, какими органами она представлена, каков порядок образования этих органов и т.д. Таким образом, проблема формы государства приобретает не только теоретическое, но и первостепенное практически-политическое значение. От того, как организована и как реализуется государственная власть зависит эффективность государственного руководства, действенность управления, престиж и стабильность правительства, состояние законности и правопорядка в стране. Форма правления является элементом организации государственной власти, заключающейся в единстве трех элементов - формы правления, государственного устройства и политического режима.

Актуальность исследования темы «монархия как форма правления» обусловлена тем, что форма правления государства в государственном устройстве являются самыми важными. Монархия - это нечто большее, чем просто упоминание формы правления в конституции. Рычаги влияния монарха на общество и государство заметны даже при отсутствии конституционных полномочий в основном законе.

При написании данной работы использовались следующие источники: Конституция Российской Федерации, Федеральные законы, а также подзаконные акты и литература по теории государства и права, статьи в периодических изданиях.

Тема «Монархия» изучалась различными авторами, такими как К.С.Бельский, В.А. Виноградов, С.П. Долиновский, Д.А.Каримов, В.Е.Овчинников и др. Разработка этой темы в настоящее время еще не завершена.

Данная работа посвящена исследованию монархии как формы правления государства. Цель исследования обусловила постановку и решение следующих задач: изучение содержания и признаков монархии, их видов, анализ нормативно- правовой базы, выявление пробелов правового регулирования в данной области.

Объектом исследования данной работы является изучение монархии как формы правления. Структура работы состоит из следующих положений: понятие и признаки монархии, их виды. Исследование форм монархии имеет теоретическую и практическую значимость для правоприменительной деятельности.

Фрагмент работы

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МОНАРХИИ

1.1. Понятие и сущность монархии

Государство - это форма осуществления суверенной власти. В зависимости от того, кто является носителем суверенной власти, можно говорить о различных формах правления. Под формой правления понимается организация верховной государственной власти, порядок образования ее органов, их компетенция и взаимоотношение с населением, степень участия населения в формировании этих органов.

Форма правления является ведущим элементом в форме государства, трактуемой в широком смысле. Форма правления - это система формирования и взаимоотношений главы государства, высших органов законодательной и исполнительной власти. Та или иная форма правления складывается исторически под влиянием комплекса факторов экономического, социального, политического, национально-этнического, культурного и религиозного характера.

Оказывают свое влияние и природно-географические условия. Той или иной эпохе развития общества соответствует та или иная форма правления. Так, в эпоху феодализма преобладающей была монархическая форма правления, новому времени более соответствует республика. Однако сохранение в ряде стран монархии не свидетельствует об их меньшей демократичности по сравнению с республиками. Это всего лишь свидетельство устойчивости политических традиций тех государств, в которых монархия уже давно рассматривается как элемент, объединяющий и консолидирующий нацию.

В молодых государствах Азии и Африки, где общество в социальном отношении еще находится в процессе трансформации, и политические институты только складываются, форма правления весьма нестабильна и может изменяться в ту или иную сторону (например, Центральноафриканская Республика превратилась в империю, а затем снова в республику).

При аграрном строе значение формы правления сводилось лишь к определению того, каким образом замещается должность главы государства - в порядке наследования или путем выборов. По мере разложения феодализма и перехода к индустриальному строю, сопровождавшегося ослаблением власти монархов, появлением и укреплением национального представительства, типология форм правления стала обогащаться: наибольшую значимость приобрело не то, наследственный или выборный глава государства в стране, а то, как организуются отношения между главой государства, парламентом, правительством, как взаимно уравновешиваются их полномочия, то есть, как устроено разделение властей.

Формы правления различаются в зависимости от того, осуществляется ли верховная власть одним лицом по наследству или принадлежит выборному органу. В связи с этим различают две основные формы правления зарубежных государств - монархия и республика.

Они определяются порядком замещения должности главы государства. Разновидности же их определяются соотношением полномочий законодательной и исполнительной власти, распределенных между главой государства, парламентом и правительством в конкретной стране, и вытекающим отсюда порядком их формирования.

По формам правления государства подразделяются на монархии и республики.

Термин «монархия» греческого происхождения («монос»-один, «архее» - власть) и означает единовластие, единодержавие.

Монархия - это такая форма правления, при которой вся верховная власть сосредоточена в руках единоличного главы государства (монарха), передается по наследству, или династически. Как государственный институт монархия возникла в условиях рабовладельческого общества. При феодализме она уже стала основной формой государственного правления в разных обществах и в разные времена. Самой древней в мире монархической династией считается японская.

Согласно официально канонизированной в стране легенде свою родословную она ведет от богини солнца Аматерасу. Ее основателем считается прямой потомок богини император Дзимму, взошедший на престол 11 февраля 660г. до нашей эры. Он следующим образом определил божественное предназначение Страны восходящего солнца: «собрать восемь углов мира под одной крышей» . За все время существования японской монархической династии на посту императора сменилось 125 человек.

Монархическая форма правления до сих пор сохраняется в некоторых странах. Конечно, при этом монархия как форма правления не оставалась неизменной. Она претерпевала весьма значительные изменения в зависимости от условий развития общественно-политических институтов и расстановки социально-политических сил общества.

Монархия как форма правления сохраняется в значительной части государств либо как дань исторической традиции (что характерно для развитых стран Запада), либо в силу сохранения в обществе значительных пережитков феодализма и архаичных форм общественной организации ( например, монархические государства Ближнего Востока).

При монархической форме правления главой государства является единоличный правитель - монарх; власть монарха, как правило, является пожизненной и передается в порядке престолонаследия. Особая разновидность монархии - выборная (или избирательная), сочетающая элементы монархии и республики. Такая Монархия существует ныне только в Малайзии, где главой государства является монарх, избираемый на 5 лет особым совещанием из представителей монархических штатов, входящих в федерацию.

В отличие от монархии для республиканской формы правления характерна выборность и сменяемость главы государства. Монархия и республика являются одинаково древними формами правления, однако можно утверждать, что вплоть до начала XIX века монархия была правилом для всех государственно-организованных народов, а республика - скорее исключением. С начала прошлого времени соотношение изменилось. Сейчас уже абсолютное большинство государств мира является республиками, а монархия рассматривается как пережиток прошлого, иногда даже просто как дань традиции (в Европе, Японии, странах Содружества).

Центральной фигурой для монархической формы правления является монарх - единоличный глава государства, осуществляющий власть по собственному праву, а не в порядке делегации. За редким исключением власть монарха является пожизненной и передается по наследству. Во всех монархических странах монарх является по закону неприкосновенной особой и никакой ответственности не подлежит. В разных странах монарх носит различные названия: король - в Великобритании, Испании, Дании, Швеции, Бельгии, султан - в Малайзии, Брунее, Омане, эмир - в Кувейте, ОАЭ, великий герцог - в Люксембурге, князь - в Лихтенштейне.

«Монарх - это первичное следствие монархии, обладатель монархии и ее следствий, их реализатор. Поскольку монархическая форма правления охватывает все государство, то следующее ему понятие «монарх» также создается единым для всего государства, олицетворяется в одном лице. Необходимо различать понятия «монарх» и «монарший титул». Последний является частью вторичного следствия монархии. Монарх может обладать несколькими титулами. Если монарх всегда является обладателем титулов как частей вторичного следствия, то обладатель титулов не всегда является монархом».

Одним из основных элементов монархической системы правления является престолонаследие, означающее переход власти монарха от одного представителя царствующего дома (династии) к другому в установленном законом порядке. В настоящее время существуют три основные системы престолонаследия. Салическая система сводится к тому, что наследование осуществляется только по мужской линии. Женщины из круга престолонаследников исключаются полностью (Швеция). Кастильская система не исключает женщин из очереди престолонаследия, но отдает предпочтение мужчинам: младший брат исключает старшую сестру (Великобритания). Австрийская система не исключает женщин, но дает мужчинам и мужским линиям преимущество во всех линиях и во всех степенях родства. Женщины наследуют престол лишь при полном пресечении всего мужского потомства и всех мужских линий.

Заключение

Несмотря на то, что республика является исторически более прогрессивной формой правления спор между ней и монархией в современном мире продолжается. В последние годы процесс «республиканизации» заметно замедлился. Государства, имеющие монархов, не спешат расставаться со своими традициями и институтами. Наоборот, во многих регионах мира, где давно уже утвердились республики усиливается ностальгия по монархической системе. Многие люди связывают с ней ту стабильность и преемственность политической власти, которой так не хватает многим молодым демократиям. Это относится к таким странам, как Румыния, Болгария, а в какой то степени и России. В некоторых странах, истерзанных гражданской войной на восстановление монархии смотрят как на последний шанс достичь национального примирения. Именно с этой целью впервые за многие годы была восстановлена монархия в Камбодже в 1993г. Всерьез рассматривается вопрос о возвращении власти афганскому королю в изгнании Захир-Шаху. В отдельных случаях попытки восстановить монархию предпринимаются и диктаторами-авантюристами (классический пример - провозглашение в 1976 г. императором Бокассы в ЦАР). Свои монархические движения существуют во Франции, Италии, Греции и ряде других стран.

В настоящее время в развитых странах, а иногда и в развивающихся государствах на основе демократизации политических режимов практически утратились различия между монархией и республикой. По своему характеру монархии в Великобритании или Японии мало чем отличаются от республик Франции или Италии. В смешанных формах правления утрачивается жесткость существующих классификаций и по юридическим признакам.

Практика последних десятилетий показывает, что для управляемости государством важно не только разделение властей и система взаимных сдержек и противовесов, но и установление необходимых взаимосвязей, взаимодействия, взаимосогласованности в работе высших органов государства. Отсутствие этого ведет к кризису всей политической системы.

Создание смешанных форм улучшает взаимодействие органов государства, хотя это происходит либо за счет уменьшения роли парламента, либо за счет сокращения полномочий президента, либо путем установления подчинения правительства одновременно и парламенту, и президенту. Роль правительства как коллегиального органа вытесняется единоличной властью премьер-министра.

«Чистые» формы правления имеют недостатки, присущие форме как таковой. Например, президентская республика имеет тенденцию к президентскому авторитаризму. Об этом отчетливо свидетельствует появление суперпрезидентских республик в Латинской Америке, а также президентско-монистических республик в Африке. Парламентарной же республике имманентно присуща нестабильность правительства, частые правительственные кризисы и отставки.

Таким образом форма правления находится в постоянном развитии и приобретает новые черты.

Список литературы

1.Нормативные акты

1. Конституция Российской Федерации, принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993г. (с изм. от 25 марта 2004г.) // «Российская газета» 1993г. 25 декабря .

2. Федеральный закон РФ от 17 декабря 1997 г. № 2- ФКЗ «О правительстве Российской Федерации»// «Российская газета». №501.1997г. 18 декабря.

3. Федеральный закон РФ от 06 октября 2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // «Российская газета» №496. 2003г.10 октября.

4. Указ Президента РФ № 1176 от 14.08.1996 «О системе федеральных органов исполнительной власти» // Собрание законодательств РФ. 1996. № 34. Ст.8287-8289.

5. Указ Президента РФ № 1142 от 22.09.1998 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» // Собрание законодательства РФ. 1998. № 39. Ст. 4886.

Научная литература

6. Овчинников В.Е. Потомки богини солнца // «Российская газета». 2006. 9 марта.

7. Д.А.Каримов. Правовой статус монархии: теоретические основы, административно-правовой аспект и новый взгляд на старую проблему // «Государственная власть и местное самоуправление».2009.№4.

8. В.А. Виноградов. Основы государственного устройства Государства Города Ватикана // «Журнал российского права». 2002.№ 9.

9. С.П. Долиновский. Становление и развитие парламентской монархии Великобритании// «История государства и права».2008.№17.

10. Правовые системы стран мира: Энциклопедический справочник (отв. ред. докт. юрид. наук, проф. А.Я. Сухарев). НОРМА. 2003.

11. Хропанюк В.Н. Теория государства и права: Учебное пособие для вузов. М.: ИКФ Омега-Л. Интерстиль. 2007.

12. Бельский К.С. Полицейское право: Лекционный курс. М.: Дело и Сервис. 2004.

13. Поляков В.А. Общая теория права: Проблемы интерпретации в контексте коммуникативного подхода: Курс лекций. СПб.: Издательский дом Санкт-Петербургского государственного университета. 2007.

14. Теория государства и права: Курс лекций /Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ. 2009.

15. Конституции зарубежных стран: Сборник. М.: Юрлитформ. 2000.

16. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Общая часть/ Под ред. проф. Б.А.Страшуна. М.: Бек. 2000. Т.1-2.

17. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Особенная часть/ Под ред. проф. Б.А.Страшуна.М.: Бек. 2000. Т.3.

18. Конституционное право зарубежных стран: Учебник для вузов/ Под ред. М.В.Баглая. М.: Норма. 2002.

Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика