Реферат
«Символизм в русской культуре»
- 17 страниц
Введение….
1. Понятие и сущность символизма….…
2. Русский и французский символизм….
3. Манифесты символизма в России….…
4. Общее понимание смысла искусства В.Ивановым …
5. Значение символизма…
Заключение….
Список литературы….….….
Главным теоретическим открытием символизма, как известно, было утверждение символического характера любого подлинного искусства. Так смысл символизма как теории в эстетике Андрей Белый видел в том, что символисты «осознали до конца, что искусство насквозь символично, а не в известном смысле, и что эстетика единственно опирается на символизм и из него делает все свои выводы; все же прочее – несущественно». А, между прочим, это «все прочее» и считалось истинными критериями оценки литературных произведений».
Таким образом, смысл символизма как теории, заключается, согласно главным интенциям Белого, в том, что он не столько предлагает нам какие-то принципиально новые теории, сколько перемещает акценты и установки в уже наработанных культурой теориях (философии и эстетике особенно) в направлении более пристального всматривания в сущность описываемых ими феноменов; от видимых теоретических форм двигаться в их глубину - сквозь них вглубь. В этом случае философия Аристотеля оказывается лишь символической структурой, скрывающей идеи платонизма, а поэзия Данте, Пушкина или Гете - способами проникновения в духовные миры, не имеющие ничего общего с внешне описанными явлениями.
Символ - это "отливка", "отпечаток" "внутренне-переживаемого опыта человечества". При этом художественная символика есть отпечаток личного творчества, а религиозная - "индивидуально-расового".
В.Иванов различал два типа символизма: реалистический и идеалистический. Из известного и программного для символистов стихотворения Бодлера "Correspondances" он выводит суть реалистического символизма, полагая, что истоками его для самого Бодлера стали и реалист Бальзак, и мистики Бёме и Сведенборг. Отсюда главная задача реалистического символизма – «вызвать непосредственное постижение сокровенной жизни сущего снимающим все пелены изображением явного таинства этой жизни», ибо он видит «глубочайшую истинную реальность вещей, realia in rebus», хотя не отказывает в относительной реальности и феноменальному миру, поскольку именно в нем и сокрыта «реальнейшая действительность». То есть феноменальный мир предстает символом этой реальнейшей действительности.
Идеалистический же символизм не интересуется глубинной действительностью. Он ограничивается изобретением утонченных художественных средств для передачи субъективных переживаний художника зрителю или читателю его произведений.
Обе стихии живут и причудливо сочетаются в русском символизме. Сам Иванов остается приверженцем первой стихии и уже своими дефинициями пытается отыскать пути к более прочному утверждению ее в русской культуре, ибо перспективы сущностного бытия культуры (= религиозной культуры) он видит только на путях развития реалистического символизма.
Реалистический символизм ведет свое происхождение от "мистического реализма средних веков чрез посредство романтизма и при участии символизма Гете". Его главные принципы объективность и мистический характер; символ является его целью в качестве высшей реальности. Идеалистический символизм имеет своим истоком античный эстетический канон и пришел к нам через посредство Парнасса; его главные принципы психологизм и субъективность; символ для него лишь своеобразное средство контакта между людьми.
Символизм — сложное и неоднозначное явление в художественной культуре рубежа 19—20 вв. В нём выразилось предчувствие и ожидание грандиозных социальных исторических перемен и одновременно — страх перед ними, острое неприятие буржуазного миропорядка («страшного мира») и мотивы декадентства, принятие революции и религиозно-мистические устремления. Влияние Символизм испытали разнообразные художественные течения 20 в. (экспрессионизм, сюрреализм, отчасти футуризм и др.). Его эстетическая доктрина осталась достоянием истории; но художественная практика крупных поэтов-символистов вошла живым наследием в искусство 20 в.
Символизм положил начало модернистским течениям в культуре 20 в., стал обновляющим ферментом, давшим новое качество литературы, новые формы художественности. В творчестве крупнейших писателей 20 в., как русских, так и зарубежных (А.Ахматовой, М.Цветаевой, А.Платонова, Б.Пастернака, В.Набокова, Ф.Кафки, Д.Джойса, Э.Паунда, М.Пруста, У.Фолкнера и др.), – сильнейшее влияние модернистской традиции, унаследованной от символизма.
1.Бычков В.В. Русская теургическая эстетика. М.: Ладомир, 2010. – 423 с.
2.Иванов В.И. По звёздам. Борозды и межи / Вячеслав Иванович Иванов; вступ. статья, сост. и примеч. В.В.Сапова. – М.: Астрель, 2009. – 248 с.
3.Кондаков И. В. Культурология: история культуры России. – М.: Омега-Л, ВШ, 2003. – С. 181–198.
4.Кошман Л. В. и др. История русской культуры IX–XX веков. – М.: КДУ, 2006. – С. 113–279.
5.Кравченко А. П. Культурология. – М.: АП, 2001. – С. 414–430.
6.Культурология для технических вузов. – Ростов н/Д.: Феникс, 2001. С. 347–360.
7.Культурология: учебное пособие / А.Л.Доброхотов, А.Т. Калинкин. – М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2010. – 480с.:
8.Соколов А.Г. История русской литературы конца XIX – начала XX века: учеб. – 4-е изд., доп. и перераб. – М.: Высш.шк.; Изд. центр Академия, 2009. – 350 с.
9.Соколова М. В. Мировая культура и искусство. – М.: Академия, 2006. – С. 274–301.
Тема: | «Символизм в русской культуре» | |
Раздел: | Искусство и культура | |
Тип: | Реферат | |
Страниц: | 17 | |
Цена: | 300 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Народные утопические легенды в русской литературе
Дипломная работа:
Образ женщины в художественной культуре XIX века
Курсовая работа:
Народный эпос в русской литературе
Дипломная работа:
Образ иуды в русской культуре и литературе хх века