Курсовая работа
«Разработка финансовых стратегий предприятия.»
- 36 страниц
1. Введение. …3
2. Основная часть
2.1. Теоретическая часть
2.1. .Анализ хозяйственной деятельности ОАО «Разрез Бородинский»….4
2.1.2.Анализ финансовой деятельности ОАО «Разрез Бородинский»…5
2.1.3. Базовые показатели финансового менеджмента….11
2.1.4. Расчет базовых показателей ОАО “Разрез Бородинский”….….12
2.2. Практическая часть
2.2.1 Разработка ценовой политики предприятия….14
2.2.2. Разработка политики максимизации прибыли….17
2.2.3. Разработка политики привлечения заемных средств….20
2.2.4. Разработка политики распределения прибыли предприятия….…23
2.2.5. Разработка инвестиционной политики…25
2.2.6. Разработка стратегии управления текущими активами
и текущими пассивами предприятия….….30
3. Заключение…33
4. Приложения
5. Список литературы….34
Краткая характеристика предприятия
ОАО «Разрез Бородинский» относится к горнодобывающей отрасли. В 1949 году была начата добыча угля открытым способом. Этот год считается годом рождения угольного разреза. Спрос на продукцию (уголь) носит выраженный циклический характер -осенью растет, весной падает. Общая численность промышленно-производственного персонала –6000 человек. Стоимость основных средств на предприятии составляет 1902884 млн. рублей. Объем выпуска продукции составляет в среднем в год 1446 тыс. тон. Рентабельность активов – 20%. Выручка от реализации продукции –905287 млн. рублей Себестоимость реализованной продукции 596216 млн. рублей в год.
Большие сложности в формировании новых рынков сбыта и потерь существующих рынков сбыта продукции ОАО «Разрез Бородинский», связаны с общей неплатежеспособностью потребителей по регионам и в целом по стране, что вызвало потерю некоторых потребителей и сокращение объема продаж.
Конкуренция близлежащих угольных разрезов, с малой производственной мощностью, существенно повлияла на рынок сбыта углей самовывозом, объем которого, в сравнении с 1998г. снизился на 15%.
К положительным моментам в области продаж угля можно отнести
- относительную стабильность цены на уголь в течение всего года
- увеличение собираемости так называемых «живых» денег
- частичное восстановление рынков сбыта Бородинского угля и формирование новых на таких территориях как
• Приморский край
• Республика Бурятия
• Кировская область
• Воронежская область
• Алтайский край
• Омская область
• Кемеровская область
- не допущено увеличение дебиторской задолженности по всем группам потребителей за исключением энергосистем.
- Практически полное вытеснение углей Назаровского и Березовского разрезов с рынка системы «Красноярскэнерго» за счет обеспечения более высокого, требуемого потребителями, качества угля.
2.Основная часть
2.1 Теоретическая часть
2.1.1. Анализ имущественного положения ОАО «Разрез Бородинский»
При анализе имущественного положения предприятия дается характеристика элементу производственного потенциала предприятия – его материально-технической базе.
Таблица 2.1
Наименование Значения показателя
показателя на начало периода на конец периода
1. Стоимость основных средств
в том числе 1902884 1911781
стоимость активной части 602559 609163
2. Величина износа основных средств 629642 564600
3. Стоимость введенных основных средств за год 213497
4. Стоимость выбывших основных средств за год 204600
5. Незавершенное строительство 524141 569802
6. Сырье и материалы 109976 182913
7. Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы 6111 12344
8. Затраты в незавершенном производстве 2713 3024
9. Общая величина имущества предприятия 2409630 2722224
10. Доля активной части основных средств 0,316655666 0,319
11. Коэффициент износа ОС 0,495 0,419
12. Коэффициент годности ОС 51 58
13. Коэффициент обновления ОС 0,158
14. Коэффициент выбытия ОС 0,16
15. Коэффициент имущества производственного назначения 0,794092869 0,775924391
Из таблицы 2.1. следует, что имущество производственного назначения составляет около 80%; при этом доля активной части основных средств составляет около32%. Доля активной части основных средств увеличилась на 1,084%, что безусловно должно рассматриваться как положительный момент в развитии материально-технической базы предприятия. Коэффициент износа на предприятии составил на начало года – 0,49 и на конец года 0,42. Он характеризует в какой степени профинансированы, за счет износа замена и обновление основных средств. Коэффициент годности имеет большую величину 51-58%. Это говорит о высоком запасе прочности оборудования на предприятии На конец отчетного периода новые основные средства составляют 0,158% (коэффициент обновления). Это очень маленькая величина, к тому же 0,16% (коэффициент выбытия) основных средств, с которыми предприятие начало деятельность в отчетном периоде, выбыло из-за ветхости и по другим причинам (коэффициент выбытия).
2.1.2 Анализ финансовой деятельности предприятия.
Устойчивое финансовое состояние формируется в процессе всей производственно- хозяйственной деятельности предприятия. Однако партнеров и акционеров предприятия интересует не процесс, а результат, т.е. именно показатели финансового состояния за отчетный период, которые можно определить на базе данных публичной официальной отчетности. Кроме того, финансовое состояние предприятия небезразлично и налоговым органам - с точки зрения способности предприятия своевременно и полностью уплачивать налоги. Так же финансовое состояние является главным критерием для банков при решении вопроса о целесообразности и нецелесообразности выдачи ему кредита. Показатели финансового состояния должны быть такими, чтобы все те, кто связан с предприятием экономическими отношениями, могли получить ответ на вопрос, на сколько надежно предприятие в этих отношениях, а следовательно принять решение об экономической выгодности продолжения с ним этих отношений. У каждого партнера свой критерий экономической выгодности, поэтому показатели финансового состояния должны быть такими, чтобы каждый партнер мог сделать выводы с точки зрения своих интересов.
2.1.2.1 Анализ платежеспособности предприятия Таблица 2.2
Наименование показателя Алгоритм расчета Значения показателя
на начало года на конец года
1. Собственный капитал Ic 1416023 1862465
2. Внеоборотные активы F 1804981 1930670
3. Запасы и затраты Z 313456 437676
5. Обеспеченность запасов и затрат собственными источниками формирования Ec = Ic - F -388958 -68205
4. Излишек (недостаток) собственных оборотных средств + - Ec = Ec - Z -702414 -505881
6. Долгосрочная задолженность KT 2408 563
8. Обеспеченность запасов и затрат чистыми мобильными средствами ЕТ=(Ic - F) + KT -386550 -67642
7. Излишек (недостаток) чистых мобильных средств для формирования запасов и затрат + - ET = ET - Z = (Ec + KT) - Z -700006 -505318
9. «Нормальные» краткосрочные источники формирования запасов и затрат Et = (Ic + KT) - F + краткосрочные заемные средства (стр. 610) + задолженность поставщи-кам и подрядчикам (стр. 621) + векселя к уплате (стр. 622) + авансы полученные (стр. 627 -25661
169165
10.Излишек (недостаток) «нормальных» источников формирования запасов и затрат + -Et = Et - Z -570073 -268511
11. Обеспеченность запасов и затрат «нормальными» источниками формирования (Ic - F) + KT + Kt н + Rpн - Z -883529 -706187
12. Общая величина источников формирования запасов и затрат (Ic + KT) - F + Kt + Rp 540834 792117
13. Обеспеченность запасов и затрат общей величиной источников формирования суммЕ=(Ic - F) + K - Z 227378 354441
При определении типа финансовой ситуации используется следующий многомерный показатель:
= S ( Ec); S ( ET); S ( Et); S ( E), где
функция S(x) определяется следующим образом :
• если E < 0, то S(x) = 0
• если E > 0, то S(x) = 1
Нашему предприятию соответствует ситуация
1. S(0,0,0,1)- на начало и на конец года т.е. неустойчивое финансовое состояние, когда предприятие для покрытия части своих запасов вынуждено привлекать дополнительные источники покрытия, не являющиеся “нормальными”, т.е. обоснованными. Если в дополнение к этому предприятие имеет хроническую просроченную кредиторскую и дебиторскую задолженность, кредиты и займы, не погашенные в срок, то ситуация может квалифицироваться как банкротство.
Платежеспособность может быть восстановлена путем :
• оптимизации структуры пассивов;
• обоснованного снижения уровня запасов и затрат (анализ неиспользуемых ТМЦ)
• нормирование оборотных средств
2.1.2.2 Анализ коэффициентов ликвидности и платежеспособности.
Таблица 2.3
Наименование Алгоритм расчета Нормативное
значение Значения показателя
показателя на начало года на конец года
1. Общая величина оборотных средств, в том числе M - 584177 755912
• запасы и затраты Z - 313456 437676
• дебиторская задолженность Ra - 270594 318167
• денежные средства D - 127 69
2. Величина краткосрочной задолженности предприятия Kt + Rp - 924976 859196
3. Коэффициент покрытия M / (Kt + Rp) >2-2.5 0,63 0,88
4. Коэффициент абсолютной ликвидности D / (Kt + Rp) >0.2 – 0.7 0,000137 0,00008
5. Промежуточный коэффициент покрытия (D + Ra) / (Kt + Rp) >0.8-1.0 0,29 0,37
6. Коэффициент обеспеченности запасов и затрат собственными источниками формирования (Ic - F)/Z >0.5 -1,242 -0,155
7. Коэффициент покрытия запасов и затрат Et/Z Et=ic+KT-F >1 -1,23 -0,15
8. Маневренность собственных средств D/(Ic -F) - -0,00033 -0,001
9. Доля оборотных средств в активах предприятия M/B - 0,2 0,27
10. Доля запасов в текущих активах Z/B - 0,13 0,16
Приведенные в таблице данные, свидетельствуют о том что коэффициенты ликвидности ниже их нормативного значения однако на конец года значения показателей немного увеличились. .
Текущий коэффициент ликвидности (коэффициент общего покрытия) по расчетам равен (0,63-0.88)
Этот коэффициент показывает , что у предприятия не достаточно средств, которые могут быть использованы для погашения его краткосрочных обязательств в течение определенного периода.
2.1.2.3 Анализ коэффициентов финансовой устойчивости.
Таблица 2.4
Наименование Алгоритм расчета Нормативное Значения показателя
показателя значение на начало года на конец года
1. Величина собственного капитала предприятия Ic 1416023 1862465
2. Общая величина имущества предприятия B 2409630 2722224
3. Коэффициент автономии Ic/B >5 0,58 0,68
4. Коэффициент финансовой зависимости B/Ic 1,7 1,465
5. Общая величина заемного капитала предприятия K 927384 859759
6. Коэффициент соотношения заемных и собственных средств K/Ic <1 0,65 0,46
7. Коэффициент соотношения оборотных и внеоборотных средств M/F 0,324 0,39
8. Коэффициент маневренности собственных средств (Ic - F)/Ic 0.2-0.5 -0,27 -0,036
9. Индекс постоянного актива F/Ic 1,274 1,036
Как видно из таблицы, коэффициент автономии (0,58-0,68) ниже нормативного, это означает, что все обязательства предприятия не могут быть покрыты собственными средствами.
Низкое значение коэффициента финансовой зависимости (1,7-1,4) говорит об увеличении зависимости от кредиторов.
Коэффициент маневренности (0.2-0,5) собственных средств так же ниже нормативного значения это говорит о том, что у предприятия не достаточно мобильных средств.
2.1.2.4. Анализ коэффициентов деловой активности.
Таблица 2.5
Наименование показателя Алгоритм расчета Значения показателя
на начало года на конец года
1. Общая величина имущества предприятия B 2409630 2722224
2. Выручка от реализации продукции, товаров, работ, услуг N 728682 905287
3. Оборачиваемость активов N/B 0,300 0,33
4. Среднегодовая величина дебиторской задолженности Ra 294380
5. Оборачиваемость дебиторской задолженности N/ Ra 2,47 3,075
6. Период оборота дебиторской задолженности, дней 365*Ra/N 147,45 118,69
7. Среднегодовая величина материально-производственных запасов Z 375566
8. Себестоимость реализованной продукции С 460463 596216
9. Оборачиваемость материально-производственных запасов C/Z 1,22 1,58
10. Период оборота материально-производственных запасов, дней 365*Z/C 297,7 229,
11. Длительность операционного цикла, дней п.6 + п.10 345,16 248,6
12. Среднегодовая величина кредиторской задолженности Rp 885100
13. Оборачиваемость кредиторской задолженности (С -Z1 + Z2)/Rp 0,665 0,81
14. Период оборота кредиторской задолженности, дней 365* Rp/(С -Z1 + Z2) 432,54 348,42
15. Длительность финансового цикла, дней п.11 - п.14 -107,38 -99,81
16. Фондоотдача N/F 0,40 0,46
17. Оборачиваемость собственного капитала N/Ic 0,51 0,48
На предприятии наблюдается увеличение всех коэффициентов деловой активности.
Как видим из таблицы значение коэффициента оборачиваемости активов немного возросло (0,3-0,33)
т.е. предприятие эффективнее стало использовать все имеющиеся ресурсов , независимо от источников их привлечения, т.е ускорился полный цикл производства и обращения.
коэффициент оборачиваемости дебиторской задолжености (2,5-3) так же увеличился т.е дебиторская задолженность быстрее стала превращаться в денежные средства в течение отчетного периода.
увеличение коэффициента оборачиваемости кредиторской задолженности(0,6-0,8), показывает что компании потребуется меньше оборотов для оплаты выставленных ей счетов.
Увеличение коэффициента оборачиваемости материально-производственных запасов 1,2 – 1,6, означает, что увеличилась скорость реализации этих запасов.
Увеличение коэффициента оборачиваемости основных средств (фондоотдача) (0,4-0,5) привело к уменьшению издержек отчетного периода
Увеличение коэффициента оборачиваемости собственного капитала (0.39-0,41) свидетельствует о том, что предприятие эффективнее использует собственные средства, по сравнению с прошлым отчетным периодом.
2.1.2.5 Анализ коэффициентов рентабельности
Рентабельность работы предприятия определяется прибылью, которую оно получает. Показатели рентабельности отражают, насколько эффективно предприятие использует свои средства в целях получения прибыли
Таблица 2.6
Наименование Алгоритм расчета Значения показателя
показателя на начало года на конец года
1. Общая величина имущества предприятия B 2409630 2722224
2. Собственный капитал Ic 1416023 1862465
3. Прибыль от реализации Pa 268219 309071
4. Прибыль от ФХД Pf 276995 314741
5. Прибыль отчетного периода Po 294640 253514
6. Нараспределенная прибыль Pn -342750 180361
7. Рентабельность активов Pa/B 0,09 0,122
Pf/B 0,10 0,13
Po/B 0,10 0,10
Pn/B -0,125 0,0741
8. Рентабельность собственного капитала Pn/Ic -0,746 0,12
9. Выручка от реализации продукции, товаров, работ, услуг N 728682 905287
10. Рентабельность продаж Pa/N 0,36 0,34
Pn/N -0,47 0,19
11. Себестоимость реализованной продукции С 460463 596216
12. Рентабельность производственной деятельности С/N 0,6 0,65
Как видно из таблицы, на предприятии наблюдается увеличение коэффициентов рентабельности, с каждого рубля средств, вложенных в активы, предприятие в отчетном году получило прибыли больше, чем на начало года.
2.1.2.6 Партнерские группы. Их заинтересованность в информации о финансовых показателях.
Рассмотрим следующие партнерские группы, которым необходима информация о финансовых показателях предприятия для оценки финансового состояния предприятия.
У каждой партнерской группы есть цели вложения, требования, и в результате этого формируется заинтересованность в информации.
Рассмотрим основные партнерские группы:
Основные
группы Вклад Требования
Интерес в получении информации
1. Собственники Собственный капитал Дивиденды Показатели рентабельности и финансовой устойчивости
2. Кредиторы Сформированный заемный капитал Проценты Показатели платежеспособности
3.Управляющий Предпринимательские способности, интуиция. Заработная плата и
Участие в результатах
работы Заинтересован в информации о всех показателях.
4. Персонал Рабочая сила Заработная плата, премия
и социальные условия Финансовый результат. Показатели платежеспособности и ликвидности.
5.Поставщики Средства и предметы труда Справедливая цена Показатели платежеспособности и ликвидности.
6.Покупатели Рынки сбыта Справедливая цена Качество, доступность товара ,а также опосредовано платежеспособностью и ликвидностью.
7. Государство Услуги обществу Налоги Финансовые результаты
Неосновные партнерские группы, это - банки, биржи, профсоюзы, деловая пресса, юридические, консалтинговые компании, страховые компании, ассоциации предпринимателей.
Показатели, необходимые для налоговых органов.
Налоговому органу важен ответ на вопрос, способно ли предприятие к уплате налогов. Поэтому их в первую очередь интересует размер балансовой прибыли предприятия, являющейся источником для уплаты большинства налогов. Однако сам по себе размер балансовой прибыли недостаточен, т.к. не показывает, насколько дееспособно будет предприятие после уплаты налогов. Поэтому с точки зрения налоговых органов финансовое состояние предприятия характеризуется следующими показателями.
1. балансовая прибыль
2. рентабельность активов - балансовая прибыль в процентах к стоимости активов
3. рентабельность реализации - балансовая прибыль в процентах к выручке от реализации
4. балансовая прибыль на 1 рубль. средств на оплату труда
Исходя из этих показателей налоговые органы могут определить и поступление платежей в бюджет на перспективу - с учетом возможных изменений стоимости активов, объема реализации, фонда оплаты труда на предприятии.
Показатели, необходимые для кредитующих банков.
Банки должны получит ответ на вопрос о платежеспособности предприятия, т.е. о его готовности возвращать заемные средства в срок.
Средства для погашения долгов - это в первую очередь деньги на счетах предприятий.
Потенциальным средством для погашения долгов является дебиторская задолженность, которая при нормальном кругообороте средств должна превратиться в денежную наличность.
Средством для погашения долгов могут служить также имеющиеся у предприятия запасы товарно- материальных ценностей. Иными словами погашение задолженности обеспечивается всеми оборотными средствами предприятия
Показатели, необходимые для партнеров предприятия по договорным отношениям
Партнеров по договорным отношениям, так же как и банки интересует платежеспособность предприятия. Но договорные отношения шире, чем отношения с банками. Партнерам важна не только способность предприятия возвращать заемные средства, но и его финансовая устойчивость, т.е финансовая независимость предприятия, способность маневрировать собственными средствами, достаточная финансовая обеспеченность бесперебойного процесса деятельности.
При возникновении договорных отношений между предприятиями у них появляется обоюдный интерес к финансовой устойчивости друг друга как критерию надежности партнера.
Показатели, необходимые для акционеров. Инвестиционная привлекательность предприятия.
Инвестиционная привлекательность зависит от всех показателей, характеризующих финансовое состояние предприятия. Однако ,если сузить проблему, инвесторов непосредственно интересуют показатели, влияющие на доходность капитала предприятия, курс акций и уровень дивидендов.
2.1.3 Базовые показатели финансового менеджмента.
Рассмотрим основные показатели, используемые в финансовом менеджменте.
1. Добавленная стоимость (ДС)
Если из стоимости продукции , произведенной, а не только реализованной предприятием вычесть стоимость потребленных материальных средств производства (сырья, энергии) и услуг других организации, то получится добавленная стоимость. Величина добавленной стоимости свидетельствует о масштабах деятельности предприятия
2. Брутто- результат эксплуатации инвестиций.
Вычтем из ДС расходы по оплате труда и все связанные с ней обязательные платежи предприятия, а так же все налоги, кроме налога на прибыль получим БРЭИ. БРЭИ используется в финансовом мененджменте как один из основных промежуточных результатов финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
3.Нетто-результат эксплуатации инвестиций или прибыль до уплаты процентов за кредит и налога на прибыль.
Из предыдущего показателя вычтем все затраты на восстановление основных средств – НРЭИ. По существу, этот экономический эффект, снимаемый предприятием с затрат, представляет собой прибыль до уплаты процентов за кредиты и займы и налога на прибыль.
1. Экономическая рентабельность (ЭР) активов, или экономическая рентабельность капитала.
ЭР= НРЭИ/Совокупный капитал предприятия*100%
ЭР- жизненно важный показатель для предприятия, достаточный уровень экономической рентабельности- свидетельство нынешних и залог будущих успехов, преобразуем формулу ЭР,
ЭР=НРЭИ/АКТИВ*ОБОРОТ/ОБОРОТ*100=НРЭИ/ОБОРОТ*100*ОБОРОТ/АКТИВ= КМ*100*КТ
Коммерческая маржа (КМ) показывает, какой результат эксплуатации дают каждые 100руб. оборота. По существу, это экономическая рентабельность оборота, или рентабельность продаж, рентабельность реализованной продукции.
КТ показывает, сколько рублей оборота снимается с каждого рубля актива, т.е. в какой оборот трансформируется каждый рубль актива.
КТ можно также воспринимать как оборачиваемость активов.
2.1.4 Расчет базовых показателей ОАО «Разрез Бородинский»
Расчет базовых показателей делается на основе бухгалтерского баланса ОАО «Разрез Бородинский» (ПРИЛОЖЕНИЕ1)
Таблица 2.7
Наименование показателя Источник информации Расчет млн.руб
1. Выручка от реализации продукции, работ, услуг ф№2 стр 010 905287
2. Запас готовой продукции ф№1 стр 215 30062
3. Затраты в незавершенном производстве Ф№1 стр 214 3024
4. Стоимость произведенной продукции п1+п2+п3 938373
5. Стоимость материальных средств проиводства Ф№5 р.6 стр. 610 242138
6. Добавленная стоимость п4-п5 696235
7. Расходы по з/плате ф№5 р.6 стр. 620 140015
8. Отчисления на соц. нужды Ф№5 р.6 стр 630 53452
9. БРЭИ п6-п7-п8 502768
10. Амортизация основных средств Ф№5 р.6 стр 640 63900
11. НРЭИ п9-п10 438868
12. Актив баланса ф№1 стр 399 2409630
13. Экономическая рентабельность активов (п11/п12)*100% 20,01
14. Изменение запасов ф№1 стр 210 к.г.-ф№1 стр 210н.г. 124220
15. Изменение дебиторской задолженности ф№1 стр 230к.г.-ф№1 стр 230н.г.+стр 240к.г.-стр 240 н.г. 47573
16.Изменение кредиторской задолженности ф№1 стр 620 к.г.-ф№1 стр 620 н.г. -65614
17. Изменение текущих финансовых потребностей п14+п15+п16 106179
18. Производственные инвестиции ф№1 стр 140+ ф№1 стр 250 730
19.Продажа имущества Ф№4 стр 040 24
20.Результат хозяйственной деятельности п9-п17-п18+п19 395883
21. Изменение заемных средств Ф№5 р1стр 130к.г.-стр 130 н.г. 648
22. Финансовые издержки по заемным средствам Ф№4 стр 230 0
23. Налог на прибыль ф№2 стр 150 82112
24. Дивиденды ф№1 стр 630. 0
25.Прочие операционные доходы Ф№2 стр 090 8435
26. Прочие операционные расходы Ф№2 стр 100 2778
27. Прочие внереализационные доходы Ф№2 стр 120 2232
28. Прочие внереализационные расходы Ф№2 стр 130 63459
29. Другие доходы п 25+ п 27 10667
30. Другие расходы п 26 + п28 66237
31. Результат финансовой деятельности п21-п22-п23-п24+п29-п30 -137034
32. Результат финансово-хозяйственной деятельности п20+п31 258849
Матрица финансовых стратегий.
РФД<<0 РФД=0 РФД>>0
РХД>>0 0 >0 >>0
РХД=0 <0 0 >0
РХД<<0 <<0 <0 0
Исходя из расчетов основных финансовых показателей и матрицы финансовой стратегии, данное предприятие находится в квадрате 1, т.к. для него характерны
РХД>>0 и РФД<<0
1
4
7 2
Данный квадрат называется «отец семейства», для него характерны темпы роста оборота ниже потенциально возможных, внутренние ресурсы используются не полностью. При наличии спроса на продукцию и повышении темпов роста предприятие может перейти в квадрат 4 (при политике привлечения средств) и в квадрат 2 (при наличии политики инвестирования). Если спрос отсутствует или он низкий предприятие может перейти в квадрат 7 (при наличии пониженных темпов роста оборота).
2.2. Практическая часть
2.2.1. Разработка ценовой политики предприятия
Для принятия ценовых и прочих финансовых решений предприятию необходима в первую очередь информация о спросе на его товар (услуги). Убедиться в эффективности этой информации можно, сопоставляя различные варианты предположительной дополнительной выручки от наращивания производства и сбыта с дополнительными затратами на маркетинг.
Важнейшими инструментами маркетинговых исследований являются кривые спроса и предложения товара.
Оптимальный вариант- равенство величин спроса и предложения, а они равны в точке пересечения кривых. Точке равновесия спроса и предложения соответствует равновесная цена. Равновесная цена вполне успешно служит для автоматического регулирования производства.
Российский рынок характеризуется сегодня постоянными сдвигами кривой спроса вверх, вследствие увеличения доходов определенных категорий юридических и физических лиц. Соответственно поднимается и равновесная цена.
Производитель стремится максимизировать получаемую им прибыль. Это значит, что принимая решение об объеме производства, производитель должен всякий раз выбирать именно такой объем, который обеспечит наибольшую прибыль. Таким образом, мы подходим к вариантам расчета прибыли при различных ценах и объемах производства. Наибольшую прибыль можно получить в случае равенства или хотя бы максимального сближения предельной выручки с предельными издержками. Именно это равенство определяет равновесную цену и оптимальный объем производства, обеспечивающие максимальную прибыль.
2.2.1.1 Выбор равновесной цены на продукцию в зависимости от объема производства и цены.
Таблица 2.7
Количество продаваемого товара,тыс.тон,К Цена,млн.руб за тонну Выручка от реализации млн.руб Постоянные издержки Переменные издержки Суммарные издержки,млн руб, СИ Прибыль млн.руб П Предельная выручка от реализации,млн.руб ПВ Предельные издержки,млн.руб ПИ Разница между ПВиПИ
940 65,00 61100 24230 40822 65052 -3952 0,0 0,00 0,00
950 66,00 62700 24230 40332 64562 -1862 160,0 -49,00 209,00
960 67,00 64320 24230 40000 64230 90 162,0 -33,20 195,20
970 66,20 64214 24230 39025 63255 959 -10,6 -97,50 86,90
980 66,10 64778 24230 39001 63231 1547 56,4 -2,40 58,80
990 66,20 65538 24230 38999 63229 2309 76,0 -0,20 76,20
1000 66,30 66300 24230 39324 63554 2746 76,2 32,50 43,70
1100 66,40 73040 24230 46025 70255 2785 67,4 67,01 0,39
1200 62,00 74400 24230 49641 73871 529 13,6 36,16 -22,56
1300 61,00 79300 24230 55078 79308 -8 49,0 54,37 -5,37
1400 60,00 84000 24230 60741 84971 -971 47,0 56,63 -9,63
1500 59,00 88500 24230 78069 64232 -13799 45,0 69,19 -24,19
Исходя из полученных данных, при объеме производства 1100 тыс.тон. Цену 66,4 млн.рублей за тонну будем считать равновесной.
Специалисты по финансовому менеджменту склонны выделять два основных этапа ценообразовательного процесса на предприятии:
1.Определение базовой цены, т.е. цены без скидок, наценок, транспортных, страховых, сервисных компонентов.
2. Определение цены с учетом вышеуказанных компонентов, скидок, наценок и др.
Существует, далее, пять основных методов определения базовой цены, которые можно использовать изолированно, либо в различных комбинациях друг с другом:
1. Метод полных издержек.
2. Метод стоимости изготовления.
3. Методы определения цены на базе сокращенных затрат.
4. Метод рентабельности(доходности) инвестиций
5. Семейство методов маркетинговых или рыночных оценок.
Применим метод полных издержек к нашему предприятию
Рассчитаем цену 1 тонны угля, если себестоимость ее изготовления составила 48,53 рубля, а рентабельность равна 18%
Ц=48,53.руб+18%*48,53.руб/100%= 57,26 руб.
Недостатки данного метода заключаются в том, что игнорируется эластичность спроса. Снижаются конкурентные стимулы к минимизации издержек. Цена не может быть установлена до тех пор, пока не определена доля постоянных затрат в общей их сумме и не определен уровень спроса, а уровень спроса не может быть выявлен без установления цены.
Продукция ОАО «Разрез Бородинский» имеет сезонный спрос( летом спрос уменьшается и цена снижается , зимой наоборот наблюдается резкое увеличение цены).
Цена на продукцию может варьироваться в зависимости от нескольких факторов: качества угля ( зольность, влажность, теплота сгорания), дальности перевозки, и.т.д.
2.2.1.2 Оценка эластичности спроса товара на изменение выручки от реализации
Эластичность показывает степень реакции одной величины на изменение другой, например изменение объема спроса в связи с изменением цены. Такая реакция может быть сильной или слабой, и соответственно будут менять форму кривые спроса и предложения.
При эластичности спроса больше единицы (спрос эластичен) изменение цены на один процент дает более одного процента изменения объема сбыта. Следовательно, снижение цены вызывает такой рост величины спроса, что общая выручка возрастает.
Если величина эластичности спроса равна единице, то каждый процент изменения цены приносит один процент изменения объема сбыта
Когда величина эластичности спроса меньше единицы (спрос не эластичен), то изменение цены на один процент дает менее одного процента изменения объема сбыта. Поэтому снижение цены вызывает такое падение темпов роста, что выручка падает.
2.2.5 Разработка инвестиционной политики.
На практике, именно с помощью инвестиционной политики предприятие реализует свои возможности к предвосхишению долгосрочных тенденций экономического развития и адаптации к ним.
Для предприятия вкладывать средства производства в ценные бумаги, и.т.п. целесообразно, если
A. чистая прибыль от данного вложения превышает чистую прибыль от помещения средств на банковский депозит
B. рентабельность инвестиций выше уровня инфляции
C. рентабельность данного проекта с учетом фактора времени (временной стоимости денег) выше рентабельности альтернативных проектов.
D. Рентабельность активов предприятия после осуществления проекта увеличится (или по крайней мере не уменьшится), и в любом случае превысит среднюю расчетную ставку по заемным средствам.
E. Рассматриваемый проект соответствует генеральной стратегической линии предприятия с точки зрения формирования рациональной ассортиментной структуры производства, сроков окупаемости затрат, наличия финансовых источников покрытия издержек.
Инвестиции - протяжный во времени процесс
Это диктует финансовому менеджеру необходимость при анализе инвестиционных проектов учитывать
1. рискованность проектов, так как чем длительнее срок окупаемости, тем рискованнее проект.
2. Временную стоимость денег, так как с течением времени, деньги изменяют свою ценность
3. Привлекательность проектов по сравнению с альтернативными возможностями вложения средств с точки зрения максимизации доходов и имущества акционеров предприятия при приемлемой степени риска, так как именно эта цель для финансового менеджера в конечном счете считается главной.
2.2.5.1 Инвестиционный анализ.
Инвестиционному анализу предшествует расчет средневзвешенной стоимости капитала (ССК).ССК представляет собой средневзвешанную посленалоговую цену, в которую предприятию обходятся собственные и заемные источники финансирования. ССК используется в инвестиционном анализе :
- Для дисконтирования денежных потоков при исчислении чистой настоящей стоимости проектов (NPV) .Если NPV равна или больше нуля, проект может быть допущен к дальнейшему рассмотрению.
- Для сопоставления с внутренней ставкой рентабельности (IRR) проектов. Если IRR превышает ССК, проект может быть одобрен ,как обеспечивающий удовлетворение интересов инвесторов и кредиторов.
Для исчисления ССК необходимо
• разделить сумму дивидендов по привилегированным акциям на сумму, мобилизованную продажей этих акций
• разделить сумму дивидендов по обыкновенным акциям на сумму средств, мобилизованных продажей этих акций, и нераспределенной прибыли.
• вычислить среднюю расчетную ставку процента по заемным средствам (СРСП), включающим кредиторскую задолженность.
• определить удельные веса каждого из обозначенных в предыдущих трех пунктах источников средств в пассивах предприятия.
• перемножить стоимость средств по каждому из первых трех пунктов на соответствующие удельные веса.
суммировать, полученные в предыдущем пункте результаты.
Концепция средневзвешенной стоимости капитала некоторым кажется довольно сложной и связанной с громоздкими вычислениями. Поэтому в повседневной практике для быстрой отбраковки проектов часто используется экспресс- метод, в котором за средневзвешенную стоимость капитала принимается средняя банковская ставка процента. Только когда ожидаемая норма прибыли (рентабельность) вложения выше среднего банковского процента, - именно он, таким образом, и представляет собою ту минимально ожидаемую прибыльность, о которой идет речь в определении средневзвешенной стоимости капитала.
Экспресс метод прост, но весьма неточен. Кроме того, он упускает из виду дивидендную политику предприятия.
2.2.5.1.1. Основные методы инвестиционного анализа :
1.Метод простой (бухгалтерской) нормы прибыли
Средняя за период жизни проекта чистая бухгалтерская прибыль сопоставляется со средними инвестициями (затратами основных и оборотных средств) а проект
Выбирается проект с наибольшей средней бухгалтерской нормой прибыли.
Этот метод прост для понимания и включает несложные вычисления, используется для быстрой отбраковки проектов, но он не дает судить о предпочтительности одного из проектов, имеющих одинаковую простую бухгалтерскую норму прибыли, но разные величины средних инвестиций.
2.Простой (без дисконтный) метод окупаемости инвестиций
Вычисляется количество лет, необходимых для полного возмещения первоначальных затрат, т.е. определяется момент, когда денежный поток доходов сравняется с суммой денежных потоков затрат.
Отбираются проекты с наименьшими сроками окупаемости.
3. Дисконтный метод окупаемости проекта
Определяется момент, когда дисконтированные денежные потоки доходов сравняются с дисконтированными денежными потоками затрат.
Методы 2.1. и 2.2. позволяют судить о ликвидности и рискованности проекта, т.к. длительная окупаемость означает:
1. длительную иммобилизацию средств (пониженную ликвидность проекта)
2. повышенную рискованность проекта
Оба метода игнорируют денежные поступления, после истечения срока окупаемости проекта. Кроме того, метод 2.1. игнорирует возможности реинвестирования доходов и временную стоимость денег. Поэтому проекты с равными сроками окупаемости, но различной временной структурой доходов признаются равноценными
Методы 2.1. и 2.2. применяются для быстрой отбраковки проектов, а так же в условиях сильной инфляции, политической нестабильности или при дефиците ликвидных средств. Эти обстоятельства ориентируют предприятие на получение максимальных доходов в кратчайшие сроки. Таким образом, длительность срока окупаемости позволяет больше судить о ликвидности, чем о рентабельности проекта.
4. Метод чистой настоящей стоимости проекта.
Чистая настоящая стоимость проекта определяется как разница между суммой настоящих стоимостей всех денежных потоков и доходов и суммой настоящих стоимостей всех денежных потоков затрат, т.е. по существу, как чистый денежный поток от проекта, приведенный к настоящей стоимости.
Проект одобряется, если чистая настоящая стоимость проекта больше нуля. Это значит, что проект генерирует большую, чем средневзвешенная стоимость капитала, доходность – инвесторы и кредиторы будут удовлетворены, что и должно подтвердиться ростом курса акций предприятия. Если чистая настоящая стоимость проекта равна нулю, предприятие индифферентно к данному проекту.
Этот метод ориентирован на достижение главной цели финансового менеджмента – увеличение достояния акционеров.
Недостатки данного метода заключаются в том, что величина чистой настоящей стоимости не является абсолютно верным критерием при:
1. Выборе между проектом с большими первоначальными издержками и проектом с меньшими первоначальными издержками при одинаковой величине чистых настоящих стоимостей.
2. Выборе между проектом с большей чистой настоящей стоимостью и длительным периодом окупаемости и проектом с меньшей чистой настоящей стоимостью и коротким периодом окупаемости.
Таким образом, метод чистой настоящей стоимости не позволяет судить о пороге рентабельности и запасе финансовой прочности проекта.
5. Метод внутренней ставки рентабельности (маржинальной эффективности капитала).
Все поступления и все затраты по проекту приводятся к настоящей стоимости не на основе задаваемой извне средневзвешенной стоимости капитала, а на основе внутренней ставки рентабельности самого проекта.
Внутренняя ставка рентабельности определяется как ставка доходности, при которой настоящая стоимость поступлений равна настоящей стоимости затрат, т.е. чистая настоящая стоимость проекта равна нулю – все затраты окупаются.
Полученная таким образом чистая настоящая стоимость проекта сопоставляется с чистой настоящей стоимостью затрат. Одобряются проекты с внутренней ставкой рентабельности, превышающей средневзвешенную стоимость капитала, из отобранных проектов предпочтение отдается наиболее прибыльным и формируют инвестиционный портфель с наивысшей суммарной чистой настоящей стоимостью, если инвестиционный бюджет ограничен.
Метод не очень сложен для понимания и хорошо согласуется с главной целью финансового мененджмента – приумножением достояния акционеров, но он предполагает сложные вычисления. Не всегда выделяется самый прибыльный проект. Метод предполагает малореалистичную ситуацию реинвестирования всех промежуточных денежных потоков от проекта по ставке внутренней доходности. В жизни часть средств может быть выплачена в виде дивидендов, часть, - инвестирована в низкодоходные, на надежные активы, такие как краткосрочные государственные облигации.
6. Модифицированный метод внутренней ставки рентабельности
Представляет собой более совершенную модификацию метода внутренней ставки рентабельности, расширяющую возможности последнего. Все денежные потоки доходов приводятся к будущей конечной стоимости по средневзвешенной стоимости капитала, складываются, сумма приводится к настоящей стоимости поставке внутренней рентабельности. Из настоящей стоимости доходов вычитается настоящая стоимость денежных затрат и исчисляется чистая настоящая стоимость проекта, которая сопоставляется с настоящей стоимостью затрат. Этот метод дает более правильную оценку ставки реинвестирования и снимает проблему множественности ставки рентабельности.
Каждый метод анализа инвестиционных проектов дает финансовому менеджеру возможность рассмотреть какие- то свои характеристики проекта, высветить важные нюансы и подробности. Поэтому опытные специалисты комплексно применяют все основные методы к анализу каждого из проектов.
При выборе инвестиционных проектов необходимо учитывать инфляционные проекты. Инфляция изменяет реальную стоимость поступлений и затрат, причем не всегда в равной пропорции. На стадии первичного рассмотрения проектов , заведомо негодными обычно признаются проекты рентабельность (норма прибыли) которых ниже уровня инфляции.
В выборе того или иного проекта на практике не всегда руководствуются критерием «внутренняя ставка рентабельности должна быть выше средневзвешенной стоимости капитала». Существует целый ряд проектов, осуществление которых диктуется экологической необходимостью или мотивировано повышением безопасности труда. От подобных проектов трудно, да и не следует ожидать значительных чистых денежных потоков. Но тогда доходы от остальных проектов предприятия должны обеспечить такую IRR, чтобы компенсировать пониженные денежные потоки или даже убытки от нерентабельных проектов.
Рассмотрим целесообразность приобретения нового дробильного цеха, для улучшения качества угля.
Стоимость 10 – и дробилок составляет 10млн, срок эксплуатации 5 лет, износ оборудования начисляется по методу прямолинейной амортизации, т.е.20% годовых, ликвидационная стоимость оборудования будет достаточна для покрытия расходов, связанных с демонтажем линии. Выручка от реализации продукции прогнозируется по годам в следующих объемах (тыс.руб) 6800, 7400, 8200,8000,6000.
Текущие расходы по годам оцениваются следующим образом: 3400 тыс.руб. в первый год эксплуатации линии с последующим ежегодным ростом их на 3%. Ставка налога на прибыль составляет 30%. Сложившееся финансово-хозяйственное положение предприятия таково, что коэффициент рентабельности авансированного капитала составлял 21-22%, цена авансированного капитала 19%. В соответствии со сложившейся практикой принятия решений в области инвестиционной политики руководство предприятия не считает целесообразным участвовать в проектах со сроком окупаемости более четырех лет.
Необходимо определить, целесообразен ли данный проект к реализации.
2.2.6 Разработка политики управления текущими активами и текущими пассивами предприятия.
Текущие активы (оборотные активы) делятся, в зависимости от способности более или менее легко обращаться в деньги, на медленнореализуемые (запасы готовой продукции, сырья и материалов), быстрореализуемые (дебиторская задолженность, средства на депозитах) и наиболее ликвидные (денежные средства и краткосрочные рыночные ценные бумаги).
ОАО «Разрез Бородинский» имеет небольшой процент текущих активов в итоге баланса (26%).
Собственные средства и долгосрочные кредиты и займы объединяются в постоянные пассивы, , краткосрочные кредиты и займы, кредиторская задолженность и та часть долгосрочных кредитов и займов, срок погашения которой наступает в данном периоде , составляют в сумме краткосрочные (текущие) пассивы. Текущие пассивы в итоге баланса ОАО «Разрез Бородинский» составляют 28%.
Разница между текущими активами и текущими пассивами представляет собой чистый оборотный капитал предприятия.
СОС=СИ-ВА где,
СИ-собственные источники средств
ВА- внеоборотные активы
СОС=1861349-1804981=56368 млн.рублей
2.2.6.1 Определение оптимальной величины финансово-эксплуатационных потребностей (ТФП) для предприятия
Тесно взаимосвязанные и взаимообусловленные задачи комплексного оперативного управления текущими активами и текущими пассивами предприятия сводятся
1. к превращению текущих финансовых потребностей (ТФП) предприятия в отрицательную величину.
2. К ускорению оборачиваемости оборотных средств предприятия
3. К выбору наиболее подходящего для предприятия типа политики комплексного оперативного управления текущими активами и текущими пассивами.
ТФП= Текущие активы за вычетом денежных средств -кредиторская задолженность
Для ОАО «Разрез Бородинский» ТФП=791498-917907= -126409
Отрицательное значение показателя ТФП говорит о том, что на предприятии достаточно рациональная политика управления текущими активами и текущими пассивами.
Рассмотрениеи экономического содержания ТФП предприятия вплотную подводит нас к расчету средней длительности оборота оборотных средств, т.е.времени, необходимого для превращения средств, вложенных в запасы и дебиторскую задолженность в деньги на счете.
2.2.6.2 Определение влияния факторов на величину ТФП
Величина ТФП неодинакова для различных отраслей и даже для предприятий одной и той же отрасли. На ТФП оказывают влияние
1. длительность эксплуатационного и сбытового циклов. Чем быстрее сырье превращается в готовую продукцию, а готовая продукция а деньги. Тем меньше иммобилизация денежных средств в запасах сырья и готовой продукции.
2. темпы роста производства, поскольку текущие финансовые потребности вытекают непосредственно из величины оборота, поскольку и величина их изменяется параллельно динамике оборота.
3. сезонность производства и реализации готовой продукции, а также снабжения сырьем и материалами.
4. состояние конъюнктуры.
5. величина и норма добавленной стоимости. Чем меньше норма добавленной стоимости, (Добавленная стоимость: Выручка от реализации*100) тем в большей степени коммерческий кредит поставщиков способен компенсировать клиентскую задолженность.
Как уже было замечено ранее ОАО «Разрез Бородинский» имеет сезонный спрос ( спрос на уголь летом резко падает, следовательно падает и объем добычи угля, к зиме спрос на продукцию возрастает) на продукцию поэтому предприятие должно создавать резерв денежных средств за счет поступлений в зимнем сезоне для погашения своих обязательств в летний сезон, иначе, несхождение сроков поступления и платежей может довести предприятие до отсутствия средств, для осуществления расчетов в выполнение своих обязательств – так называемой технической неплатежеспособности.
Предприятие имеет короткую длительность эксплуатационного и сбытового циклов, так как уголь является уже готовой продукцией для предприятия и не требует длительного времени переработки (в основном требует только проверки качества). Но на предприятии низкие темпы роста производства, и это напрямую связано со сложностями в формировании новых рынков сбыта и потерями существующих рынков сбыта продукции ОАО «Разрез Бородинский», из-за общей неплатежеспособности потребителей по регионам и в целом по стране, что вызвало потерю некоторых потребителей и сокращение объема продаж.
Выбор политики комплексного оперативного управления текущими активами и текущими пассивами предприятия.
Суть этой политики состоит с одной стороны в определении достаточного уровня и рациональной структуры текущих активов учитывая, что предприятия различных сфер и масштабов деятельности испытывают не одинаковые потребности в текущих активах для поддержания заданного объема реализации, а с другой стороны, в определении величины в определении величины и структуры источников финансирования текущих активов.
В целом, задачи комплексного оперативного управления текущими ативами и текущими пассивами сводятся к следующим:
1. К превращению ТФП в отрицательную величину
2. Ускорению оборачиваемости оборотных средств предприятия
3. К выбору наиболее подходящего для предприятия типа политики комплексного оперативного управления текущими активами и текущими пассивами.
Для ОАО «Разрез Бородинский» характерны темпы роста оборота ниже потенциально возможных, внутренние ресурсы используются не полностью., потому что большие сложности в формировании новых рынков сбыта и потерь существующих рынков сбыта продукции ОАО «Разрез Бородинский», были связаны с общей неплатежеспособностью потребителей по регионам и в целом по стране, что вызвало потерю некоторых потребителей и сокращение объема продаж., а следовательно и сокращение темпов роста. На сегодняшний день ситуация на рынке сбыта улучшилась. Многие потребители погасили задолженности перед разрезом. Поэтому Акционерному Обществу «Разрез Бородинский» необходимо наращивать темпы оборота предприятия., что требует повышенного финансирования. Это связано с возрастанием переменных а зачастую и постоянных затрат, почти неизбежным разбуханием дебиторской задолженности, а так же с множеством иных самых разных причин, в том числе и с инфляцией издержек. Поэтому при увеличении оборота, предприятие должно делать ставку на политику привлечения заемных средств. У предприятия очень мало заемных средств, поэтому низкий эффект финансового рычага, следует использовать внешнее финансирования для привлечения средств, поскольку эмиссионные расходы, издержки первичного размещения акции и последующие выплаты дивидендов чаще всего превышают стоимость долговых инструментов.
1. Стоянова Е.С. «Финансовый менеджмент», Москва 2000г.
2. Ковалев В.В. «Финансовый анализ» Москва 2000г.
3. Крейнина М.Н. Анализ финансового состояния и инвестиционной привлекательности акционерных обществ в промышленности, строительстве и торговле. - М. 1994 - 256 с.
4. Шеремет А.Д. Сайфулин Р.С., Негашев Е.В. Методика финансового анализа предприятия. М. Ассоциация бухгалтеров. 1992 - 75 с.
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Разработка финансового плана предприятия как части бизнес-плана
Контрольная работа:
Разработка и реализация финансовой стратегии предприятия
Курсовая работа:
Анализ финансового состояния предприятия
Курсовая работа:
Финансовая стратегия предприятия ООО Белые Росы
Курсовая работа:
Разработка маркетинговой стратегии предприятия