Курсовая работа
«Проектирование модуля автоматической аннотации документов на образовательном портале университета»
- 70 страниц
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 7
1.1. Анализ существующего образовательного портала вуза 7
1.2. Постановка задачи по автоматическому аннотированию текстовых документов на образовательном портале 14
1.3. Анализ существующих разработок автоматического аннотирования текстовых документов 18
Выводы по главе 1 22
ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА ПРОЕКТНЫХ РЕШЕНИЙ ПО СОЗДАНИЮ МОДУЛЯ АВТОМАТИЧЕСКОЙ АННОТАЦИИ ДОКУМЕНТОВ НА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПОРТАЛЕ 23
2.1. Разработка концепции модуля «Полезная аннотация» 23
2.2. Обоснование проектных решений по видам обеспечения модуля «Полезная аннотация» 29
Выводы по главе 2 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 41
ПРИЛОЖЕНИЯ 44
Совершенствование существующих и разработка новых подходов к сбору, хранению, обработке и распространению учебной (а также организационной и методической) информации для высшего учебного заведения является неотъемлемой частью процесса развития его информационной среды. Необходимость такого совершенствования во многом обусловлена непрерывным ростом объема электронных документов в рамках образовательного процесса и их доступности, что на ряду со слабой структурированностью информационных фондов осложняет работу пользователей с ними.Существующие подходы к работе с информацией становятся не достаточно эффективными.
Для решения проблемы совершенствования доступа к растущему объему информации и информационным услугам, предоставляемым многочисленными источниками информации, была предложена концепция порталов. Портал является программной системой, которая призвана обеспечить унифицированный доступ к информации, хранящейся во множестве разнородных информационных источников.
Различные виды порталов разрабатываются и внедряются в России и за рубежом. Для учебных учреждения был выделен класс так называемых учебных и образовательных порталов. Перспективность данного подхода к интеграции и структуризации информации отмечается аналитиками и подтверждается пользователями. Однако большие объемы информации, интегрируемые порталами, а в частности образовательными порталами, поставили вопрос о повышении эффективности и качества обработки информации в них.
Одной из проблем организации размещения и хранения учебной информации на образовательном портале является с одной стороны, огромный массив документов, и с другой стороны, сложность обработки и поиска нужного документа для пользователя.Разработка эффективных подходов к обработке текстовых документов с целью фильтрации, формирования смыслового портрета, навигации по базе текстов и т.д. является одним из наиболее актуальных направлений современных информационных технологий. В связи же с практическими потребностями быстрой переработки и поиска информации все более актуальной становится проблема смыслового преобразования текстов. Под преобразованием понимаетсятакой процесс переработки текстов, результатом которого является создание некоторых вторичных текстов, близких по смыслу к исходным, но не заменяющих их полностью. В практическом плане эта проблема заключается в разработке конкретных методов автоматического аннотирования, реферирования, индексирования и др.
Задача аннотирования документов является актуальной для любых хранилищ информации, в том числе и для образовательных порталов.Потребности в средствах автоматического аннотирования испытывают: корпоративные системы документооборота; поисковые машины и каталоги ресурсов Интернет; автоматизированные информационно-библиотечные системы; каналы вещания; службы рассылки новостей и другие. Аннотирование требуется также и конкретному человеку, например, для быстрого ознакомления с интересующей его публикацией или с подборкой статей по определенной тематике.
В настоящее время наиболее распространено ручное аннотирование, к достоинствам которого можно отнести, безусловно, высокое качество составления аннотации – ее \\\"осмысленность\\\". Однако основным недостатком ручной системы аннотирования является трудоемкость создания (для большого количества документов), и как следствие, высокие материальные затраты, низкая скорость публикации.
Таким образом, тема курсовой работы является актуальной и может быть сформулирована следующим образом: «Проектирование модуля автоматической аннотации документов на образовательном портале университета».
Объектом исследования является – процесс обработки текстовыхдокументов на образовательном портале вуза.
Предмет исследования – автоматизация процесса аннотирования документов на образовательном портале.
Целью исследования является разработка проекта модуля автоматической аннотации документов на образовательном портале университета.
Для достижения поставленной цели требуется решение следующих задач:
1. Провести анализ предметной области, выявить «узкие» места предметной области и сформулировать предложения по их устранению.
2. Провести анализ готовых проектных решений, реализующих автоматическое аннотирование текстовых документов и сформулировать предложения по усовершенствованию работы с документами на образовательном портале вуза.
3. Разработать проектные решения по созданию модуля автоматической аннотации документов на образовательном портале университета
4. Сформировать техническое задание.
В качестве методологий проектирования использовались методология объектно-ориентированного анализа и моделирования информационных системRUP, онтологический анализ, язык моделирования UML. Разработка диаграмм моделей осуществлялась в среде StarUML.
Практическая значимость исследования состоит в создании технического задания на модуль автоматической аннотации документов на образовательном портале университета.
На защиту выносится техническое задание на разработку модуля автоматической аннотации документов на образовательном портале университета.
Одним из главных условий проектирования программных систем является правильный выбор методологии. Основными методологиями анализа предметной области и проектирования ИС с конца прошлого столетияявляютсяфункционально-структурная и объектно-ориентированная методологии[1, 2]. В последние годы акцент в проектировании ИС сместился в область проектирования предметной области и бизнес-процессов. В связи с этим большое внимание уделяется подходам, основанным на онтологиях. Использование онтологического моделирования стало популярным в связи с идей семантического Web, для которого разработан и специальный язык OWL (OntologyWebLanguage) [3].
Проектирование ИС начинаются с моделирования предметнойобласти. Согласно онтологическому подходу предметная область, описываемая ИС, рассматривается как совокупность взаимосвязанных понятий, имеющих некоторые атрибуты и свойства. В нашей работе онтологический подход необходим как основной метод, который используется в реализации функционала автоматической аннотации.
В нашей работе предлагается применять объектно-ориентированного подхода для описания предметной области. Выбор данного подхода обусловлен следующим обстоятельством: реализация модуля автоматической аннотации документа требует создания онтологии, которая, как известно, является формализованным представлением основных понятий и связей между ними, в то время, как основная идея объектно-ориентированного анализа и проектирования состоит в рассмотрении предметной области и логического решения задачи с точки зрения объектов (понятий и сущностей), что, соответственно, позволит легче перейти к реализации модуля.
В качестве основного инструмента объектно-ориентированного подхода мы будем использовать язык UML. UML (UnifiedModelingLanguage) – стандартная нотация визуального моделирования программных систем. Выбор UML обусловлен следующими причинам:
1. Возможность гибкого описания функций и объектов системы.
2. Богатый набор инжиниринговых программных средств.
3. Возможность быстрого перехода к этапу разработки программы, поскольку нотация UML широко применяется при разработке систем.
4. Сокращение затрат на взаимодействие разработчиков и аналитиков в процессе построения подсистемы[4].
Поскольку ОП является многофункциональным информационным средством, на наш взгляд, следует сузить область исследования его основных бизнес-процессов. Для выявления «узких мест» и формулировки предложений по улучшению функционала в области обработки текстовых документов на ОП следует выделить основные бизнес-процессы, которые так или иначе связаны с работой ОП.
Целью данной работы являлась разработка модуля автоматической аннотации текстовых документов, размещаемых на образовательном портале вуза.
Поставленная цель достигнута в результате выполнения ряда задач:
1. Была исследована предметная область, проанализированы результаты и выделены «узкие места» на существующем образовательном портале вуза.
2. Проведен анализ готовых проектных решений, реализующих автоматическую аннотацию документов. В результате анализа было принято решение разработать модуль автоматической аннотации текстовых документов «Полезная аннотация».
3. Разработаны проектные решения по созданию модуля автоматической аннотации текстовых документов, размещаемых на образовательном портале вуза. Сформировано техническое задание на модуль (ТЗ).
Практическая значимость исследования состоит в создании технического задания на модуль автоматической аннотации документов на образовательном портале университета.
Использование разработанного модуля способствует сокращению количества расчетных и учетных операций и времени на их исполнение, а также своевременному и достоверному документальному и информационному взаимодействию между правовым, производственно-техническим отделом, складом и отделом бухгалтерии.
Внедрение модуля автоматической аннотации документов на ОП позволит сократить время на генерацию аннотаций размещаемых документов, а так же сэкономить время пользователей на изучение текстовых документов.
1. Алексеев, А.А. Автоматическое аннотирование новостного кластера на основе тематического анализа/А.А. Алексеев, М.Г. Мальковский. // Тезисы докладов конференции «Тихоновские чтения». – М: МГУ, 2013. – С. 55. Башмаков, А.И. Интеллектуальные информационные технологии: Учеб. Пособие / А.И. Башмаков, И.А. Башмаков. - М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2005. - 304 с: ил. — (Информатика в техническом университете).
2. Буч, Г. UML. Руководство пользователя /Г. Буч, Д.Рамбо, А. Джекобсон. – М: ДМК.- 2000. – 432с.,
3. Введение в архитектуру SharePoint 20102010[Электронный ресурс]. – URL: h**t://itband.r*/2011/03/sp-architecture/ (дата последнего обращения: 12.06.14).
4. Вендеров, А.М. Проектирование программного обеспечения экономических информационных систем: Учебник / А.М. Вендров. - М.: Финансы и статистика.-2000.- 254 с.
5. Глубокая разработка данных[Электронный ресурс]. – URL: h**t://lab314.brsu.by/kmp-lite/kmp2/Soft/AT-Summarization/AT-Summarization.htm (дата последнего обращения: 12.06.14).
6. Голицина, О. Л. Информационные системы. Учебное пособие. / О.Л. Голицина, Н.В. Максимов, И.И. Попов. – М.: Форум, Инфра-М, 2014. – 448 с.
7. ГОСТ 34.003-90 Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Термины и определения.
8. ГОСТ 34.201-89 Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Виды, комплектность и обозначение документов при создании автоматизированных систем.
9. ГОСТ 34.320-96 Информационная технология. Система стандартов по базам данных. Концепции и терминология для концептуальной схемы и информационной базы.
10. ГОСТ 34.321- 96 Информационная технология. Система стандартов по базам данных. Эталонная модель.
11. ГОСТ 34.601-90 Информационные технологии. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Автоматизированные системы. Стадии создания.
12. ГОСТ 34.602-89 Информационные технологии. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Техническое задание на создание автоматизированной системы.
13. ГОСТ 34.603-92 Информационные технологии. Виды испытаний автоматизированных систем.
14. ГОСТ Р ИСО/МЭК 12207-99 Информационная технология. Процессы жизненного цикла программных средств.
15. Заботина, Н.Н. Проектирование информационных систем / Н.Н. Заботина. – М.: Инфра-М, 2013. – 336 с.
16. Карманова, Е.В. Использование средств образовательного портала вуза в учебном процессе / Е.В. Карманова // Полатовские чтения -2010 «Дистанционное обучение в современном обществе: педагогика, технологии, организация»: труды III междунар. науч.-практ. конф., 11 ноября-7 декабря, 2010.-М.:МЭСИ, 2011.321с. С. 210-215.
17. Клещев, А.С. Классификация свойств онтологий. Онтологии и их классификации / А.С. Клещев,Е.В. Шалфеева. - Препринт, Владивосток, ИАПУ ДВО РАН, 2005. - 19с.
18. Лукашевич, Н.В.Автоматическое аннотирование новостного кластера на основе тематического представления / Н.В. Лукашевич, Б.В. Добров. // Компьютерная лингвистика и интеллектуальные технологии: труды Международной конференции «Диалог». – 2009. – С. 299-305.
19. Начало работы с SharePointServer 2010[Электронный ресурс]. – URL: h**t://technet.microsoft.com/ru-RU/sharepoint/ee263917 (дата последнего обращения: 12.06.14).
20. Овчинникова, И.Г. Объектно-ориентированный анализ и моделирование : учебное пособие /И.Г. Овчинникова, Е.В. Карманова. - Магнитогорск : МаГУ, 2012. - 150с.
21. Ступин, В.С. Система автоматического реферирования методом симметричного реферирования [Электронный ресурс]. – URL: h**t://w*w.dialog-21.r*/Archive/2004/Stupin.htm (дата последнего обращения: 12.06.14).
22. Требования к курсовой работе по дисциплине «Методология и технология проектирования ИС»: метод.реком. – Магнитогорск: МГТУ, 2014. – 19 с.
23. Федорова, Г.Н. Информационные системы : Учебник. / Г.Н. Федорова. – М.: Академия, 2013. – 208 с.
Тема: | «Проектирование модуля автоматической аннотации документов на образовательном портале университета» | |
Раздел: | Программное обеспечение | |
Тип: | Курсовая работа | |
Страниц: | 70 | |
Цена: | 900 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Проблема перевода и легализации документов для обучения российских студентов в европейских вузах
Дипломная работа:
Методика работы с юридическими документами в процессе обучения
Дипломная работа:
Эволюция системы справочно-поисковых средств в 1993-2020гг
Дипломная работа:
Использование документов в государственных архивах псковской области
Курсовая работа:
Прохождение и порядок исполнения исходящих и внутренних документов (на примере ООО «ЮВЕНКО ВОСТОК»)