Курсовая работа

«Понятие личности»

  • 19 страниц
Содержание

Введение 2

Понятие личности 4

Роль субъекта как личности 11

Заключение 16

Список литературы 19

Введение

Определение действующего субъекта как личности, является одним из самых непосредственных – даже в обыденном словоупотреблении. Непосредственно действуют люди как индивиды – а термин “личность”, как определяется в философском словаре, как раз и обозначает “человеческого индивида как субъекта отношений и сознательной деятельности (лицо, в широком смысле слова)”, но так же “личность” обозначает и “устойчивую систему социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности”. Активный субъект есть действующее лицо; в понятии “личность” – мы рассматриваем его как индивида[5, стр. 45].

Субъект как - личность, действующая сознательно и ответственная за свои действия. Группа также может быть субъектом, если у нее имеются общие интересы, цели действия, т.е. если она представляет собой целостность. То есть в данном случае группу можно рассматривать как социальный субъект, в качестве которого могут выступать та или иная социальная группа, народ, человечество. Основными социальными субъектами исторического процесса являются общественные классы. Борьба классов была движущей силой общественного развития на определенной его стадии. Роль социального субъекта могут играть также и такие исторические общности, как народности и нации, когда они обретают самосознание и сплачиваются во имя определенной цели, но нации всегда возглавляются классами, которые и в этом случае остаются основными движущимися силами и субъектами исторического процесса.

В современном мире проблема субъекта исторического процесса приобретает новые смысловые грани. В наше время правомерно ставить вопрос о превращении всего человечества, всего мирового сообщества в субъект исторического процесса. Марксизм: развитие общества - закономерный процесс, чем более широкими материальными возможностями обладает человек в своей деятельности, тем выше уровень развития общества. Следовательно, в развитии производительных сил следует искать объективный критерий общественного прогресса. Высшим и всеобщим объективным критерием общественного прогресса является развитие производительных сил, включая развитие самого человека. Все общественные отношения разделяются на первичные (материальные) и вторичные (духовно-практические). В общественной жизни объективное и субъективное, практическое и духовное неразделимы[1, стр. 23].

Рассмотрим по подробнее это словосочетание “субъект как личность”, разберемся в сути этих слов и найдем взаимосвязь между ними.

Заключение

Жизнь и деятельность человека обусловлены единством и взаимодействием биологического и социального факторов, при ведущей роли социального фактора. Поскольку сознание, речь и пр. не передаются людям в порядке биологической наследственности, а формируются у них прижизненно, то используют понятие «индивид» - как биологический организм, носитель общих генотипических наследственных свойств биологического вида

(индивидом мы рождаемся) и понятие "личность" - как

социально-психологическая сущность человека, формирующаяся в результате усвоения человеком

общественных форм сознания и поведения, общественно-исторического опыта человечества (личностью мы становимся вод влиянием жизни в обществе, воспитания, обучения, общения, взаимодействия).

Философия рассматривает личность как представителя определенной социальной "группы", как социальный тип, как продукт общественных отношений. Но психология учитывает, что в то же время личность не только объект общественных отношений, не только испытывает социальные воздействия, но преломляет, преобразует их, поскольку постепенно личность начинает выступать как совокупность внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия общества. Эти внутренние условия представляют собой сплав наследственно-биологических свойств и социально обусловленных качеств, которые сформировались под влиянием предшествующих социальных воздействий. По мере формирования личности внутренние условия становятся более глубокими, в результате одно и то же внешнее воздействие может оказывать на разных людей разное влияние. Таким образом, личность не только объект и продукт общественных отношений, но и активный субъект деятельности, общения, сознания, самосознания.

Личность есть понятие социальное, она выражает все, что есть в человеке надприродного, исторического. Личность не врожденна, но возникает в результате культурного и социального развития.

Особенная и непохожая на других личность в полноте ее духовных и физических свойств характеризуется понятием "индивидуальность". Индивидуальность - выражается в наличии разного опыта, знаний, мнений, убеждений, в различиях характера и темперамента, индивидуальность свою мы доказываем, утверждаем.

Переход от субъекта как самосознания как рассмотрению субъекта как личности означает рассмотрение другого субъекта как объективной реальности, существующей независимо от моего сознания (а не только субъективных форм), и, следовательно, выделение личности прежде всего как субъекта трансценденции, любви, а не только как субъекта познания или мышления: “Одиночество есть потребность мыслителя, общение – потребность сердца. Мыслить можно одному, любить надо непременно другого” (Фейербах). Любовь есть забота и ответственность. Любить – значит отдавать себя. Любовь соединяет в себе и трансцендирование к другому, и объективацию, и даже “отчуждение личности”: получить обратно можно только, если сам отдал.

И личность другого человека, и субъективные формы другой психики даны мне как объективная реальность, они есть не только в моем мнении, но и в себе. Это – основание гуманитарных наук как наук “о духе” и культуре. И это же – второе определение культуры: культура есть трансцендирование личностей, связь личностей как их субъективным чувством – “любовь”, так и тем опредмеченным, и даже отчужденным, что личности “отдают” друг другу. Культурологический подход в чистом виде, без экономического момента, рассматривает человека как трансцендентального субъекта, иногда теряя не только его субъективность. Рассмотрение субъекта (человека) как личности предполагает дельнейшее развертывание понятия – введение понятия субъектности. В философии правда один из аспектов такого понятия – правосубъектность,- вполне состоялся. Правосубъектность есть субъектность лица относительно права, вменяемость лица (индивида или юридического лица), имеющего и реализующего права и обязанности. Субъектность личности включает в себя правосубъектность лица, а так же опредмечивание и распредмечивание как деятельность личности, и, самое главное – трансцендирование личностей друг другу.

Проблематика субъекта как личность – корпус наименее использованных в экономике философских результатов. Субстанциальное для субъекта личное и личностное отношение к другим личностям противостоит методологическому индивидуализму экономической теории, “разумному” эгоизму экономических агентов, в теории действующих исходя только из своего интереса. Но на практике экономическая деятельность есть в значительной степени творчество – предпринимательство. Едва ли возможно понять экономический смысл предпринимательства без обращения к проблеме творчества, и едва ли есть смысл изучать экономическое значение инфраструктуры без анализа процесса взаимопонимания. И творчество, и взаимопонимание – категории личностные[5, стр. 53].

Список литературы

1. Арьев Ф. Человек перед лицом смерти.-М.,1992

2. Ильенков Э.В. Что такое личность?-М.,1991

3. Ильенков Э.В Философия и культура- М.,1991

4. Ортега и Гассет Что такое философия?-М.,1991

5. Печерских Н.А. Субъект, собственник, хозяин-“Наука”,2003

6. Философия-РНД.1997

7. Д. Хьелл, Д. Зиглер Теории личности- Теории личности-М.1997

Покупка готовой работы
Тема: «Понятие личности»
Раздел: Психология
Тип: Курсовая работа
Страниц: 19
Цена: 200 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика