Курсовая работа

«Анализ и совершенствование хозяйственной деятельности предприятия (на примере ОАО «ВолгаТелеком»)»

  • 57 страниц
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

1. ОРГАНИЗАЦИОННО - ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОАО «ВОЛГАТЕЛЕКОМ», ФИЛИАЛ В УР 5

1.1. Экономическая среда и конкуренты 5

1.2. Правовой статус, состав и структура предприятия 6

1.3. Оказываемые услуги 9

1.4. Ресурсы предприятия 10

1.4.1. Основные фонды 10

1.4.2. Оборотные средства 12

1.4.3. Трудовые ресурсы 15

2. АНАЛИЗ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО «ВОЛГАТЕЛЕКОМ» 18

2.1. Анализ динамики экономических показателей 18

2.2. Анализ финансового состояния 20

2.3. Анализ затрат на производство, прибыльности и рентабельности 24

2.4. Пути совершенствования хозяйственной деятельности 26

3. АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА ОБРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ 31

3.1. Исходные положения и характеристики 31

3.2. Обоснование цели создания АСОИ 32

3.3. Определение комплексов задач (подсистем) в АСОИ 34

3.4. Подсистема «Услуги» 37

3.5. Постановка задачи «Импорт документов» 39

3.5.1. Организационно – экономическая сущность задачи 39

3.5.2. Информационная база задачи 40

3.5.3. Алгоритм задачи 41

3.5.4. Оценка экономической эффективности реализации задачи «Импорт документов» 43

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 48

ПРИЛОЖЕНИЯ

Введение

Экономический анализ — это научный способ познания сущности экономических явлений и процессов, основанный на расчленении их на составные части и изучении их во всем многообразии связей и зависимостей.

Различают макроэкономический анализ, который изучает экономические явления и процессы на уровне мировой и национальной экономики и ее отдельных отраслей, и микроэкономический анализ, изучающий эти процессы и явления на уровне отдельных субъектов хозяйствования. Последний получил название анализа хозяйственной деятельности (АХД).

Финансово-хозяйственная деятельность - это совокупность отношений, возникающих в процессе производства и реализации продукции (работ, услуг) и включающих формирование и использование денежных доходов, обеспечение кругооборота средств в воспроизводственном процессе, организацию взаимоотношений с другими предприятиями, бюджетом, банками, страховыми организациями и др. Финансовое состояние предприятия зависит от результатов его финансово-хозяйственной деятельности.

Если производственный и финансовый планы успешно выполняются, то это положительно влияет на финансовое положение предприятия. И, наобо-рот, в результате недовыполнения плана по производству и реализации продукции происходит повышение ее себестоимости, уменьшение выручки и суммы прибыли и как следствие - ухудшение финансового состояния предприятия и его платежеспособности.

Обеспечение эффективного функционирования предприятий требует экономически грамотного управления их деятельностью, которое во многом определяется умением ее анализировать.

Анализ хозяйственной деятельности является связующим звеном между учетом и принятием управленческих решений. В процессе его учетная информация проходит аналитическую обработку: проводится сравнение достигнутых результатов деятельности с данными за прошлые периоды времени, с показателями других предприятий и среднеотраслевыми; выявляются ошибки, неиспользованные возможности, перспективы и др.

С помощью анализа изучаются тенденции развития, глубоко и системно исследуются факторы изменения результатов деятельности, обосновываются планы и управленческие решения, осуществляется контроль за их выполнением, выявляются резервы повышения эффективности производства, оцениваются результаты деятельности предприятия, вырабатывается экономическая стратегия его развития.

Все это делает выбор темы курсового проекта весьма актуальным на сегодняшний день, а проводимое исследование практически значимым.

Цель курсового проекта – на основе анализа хозяйственной деятельности предприятия разработать мероприятия, направленные на ее совершенствование.

Хозяйствующим субъектом, информационная база которого будет под-вергнута анализу, является ОАО «ВолгаТелеком».

В процессе выполнения проекта должен быть решен ряд задач:

-дана характеристика объекта исследования;

-проведен анализ результатов хозяйственной деятельности ОАО «ВолгаТелеком»;

-разработаны мероприятия, направленные на улучшение результатов финансово-хозяйственной деятельности ОАО «ВолгаТелеком».

-разработана автоматизированная система обработки информации (АСОИ), позволяющую оптимизировать информационные потоки предприятия.

Информационную базу исследования составляет совокупность специальной и научной литературы, экономические данные по теме исследования, справочная и периодическая литература.

Для исследования информационной базы в процессе выполнения работы применены следующие способы обработки экономической информации: сравнения, табличный, графический.

Фрагмент работы

Система автоматизированной обработки информации представляет собой человеко-машинную систему, обеспечивающую автоматизированный сбор и обработку информации с использованием ПЭВМ, оргтехники и современных средств связи в процессе решения основных задач управления организацией.

Внутри предприятия информационные потоки организуются между подразделениями.

Таким образом, исходя из определенных информационных потоков, проектируемая комплексная АСОИ ОАО «ВолгаТелеком» должна включать в себя следующие подсистемы:

- подсистема «Бухгалтерский и налоговый учет»;

- подсистема «Бизнес - планирование»;

- подсистема «Делопроизводство»;

- подсистема «Услуги»;

- подсистема «Корпоративная база знаний»

Опишем назначение каждой подсистемы.

Подсистема «Бухгалтерский и налоговый учет» реализует стандартную методологию учета для хозрасчетных организаций в соответствии с текущим законодательством Российской Федерации.

Для решения этих задач подсистема включает:

-план счетов, содержащий типовые настройки аналитического, количественного и валютного учета;

-набор справочников для ведения списков объектов аналитического учета;

-набор перечислений для организации аналитического учета с регламентированным набором значений;

-справочник валют, используемый при ведении валютного учета;

-набор документов, предназначенных для ввода, хранения и печати первичных документов и для автоматического формирования бухгалтерских операций;

-набор констант, используемых для настройки общих параметров веде-ния учета на конкретном предприятии;

-набор стандартных отчетов, позволяющих получать данные бухгалтерского учета в различных разрезах по любым счетам, любым объектам аналитики;

-специализированные отчеты по конкретным разделам бухгалтерского учета;

-набор регламентированных отчетов и механизм их обновления;

-специальные режимы обработки документов и операций, выполняющие сервисные функции.

Набор документов, содержащихся в единой базе и автоматизирующих ввод бухгалтерских операций, рассчитан на ведение наиболее важных разде-лов учета (решения задач):

-ведение классификаторов (справочников);

-операции по кассе;

-операции по банку;

-учет основных средств и нематериальных активов;

-учет материалов, инвентаря, спецодежды;

-учет производства продукции;

-учет валютных операций;

-расчеты с контрагентами, дебиторами, кредиторами;

-расчеты с подотчетными лицами;

-расчет зарплаты;

-учет расчетов с бюджетом;

-другие разделы учета;

-формирование бухгалтерской и налоговой отчетности;

Подсистема «Бизнес - планирование» позволяет:

- разработать детальный финансовый план и определить потребность в денежных средствах на перспективу;

- определить схему финансирования предприятия, оценить возможность и эффективность привлечения денежных средств из различных источников;

- разработать план развития предприятия или реализации инвестиционного проекта, определив наиболее эффективную стратегию маркетинга, а также стратегию производства, обеспечивающую рациональное использование материальных, людских и финансовых ресурсов;

- проиграть различные сценарии развития предприятия, варьируя значения факторов, способных повлиять на его финансовые результаты;

-сформировать стандартные финансовые документы, рассчитать наибо-лее распространенные финансовые показатели, провести анализ эффективности текущей и перспективной деятельности предприятия;

Подсистема «Делопроизводство» предназначена для автоматизации деловых процессов предприятия, согласования проектов, планов и мероприятий, организации потока бумажных и электронных документов. Подсистема ориентирована на упорядочивание повседневной деятельности менеджеров разных уровней.

Подсистема «Услуги» предназначена для ведения учета расчетов с контрагентами за оказанные услуги. В данном модуле целью автоматизации является организация переноса информации по складским и торговым операциям из первичных документов на технические носители информации и перенос информации в модуль «Бухгалтерский учет» путем экспорта.

Подсистема «Корпоративная база знаний». Любая современная компа-ния во многом похожа на живой организм. С течением времени она развивается, расширяются сферы деятельности, происходит смена сотрудников. Эти процессы сопровождаются лавинообразным накоплением информации. Если этот поток не направить в нужное русло, то через некоторое время в нем утонет любой, даже самый грамотный сотрудник, не говоря уже о новичках. Помимо накопления информации, происходит и её потеря. При смене сотрудников компания может лишиться значительной части важных сведений и контактов. Решением всех этих проблем может стать создание корпоративной базы знаний.

3.4. Подсистема «Услуги»

В связи с тем, что ОАО «ВолгаТелеком» - предприятие, оказывающее услуги связи, подсистема, позволяющая вести учет расчетов за услуги яв-ляется первоочередной для разработки.

Определим перечень задач данной подсистемы. Основной целью подсистемы является - обеспечение качественного складского учета товаров.

Для достижения указанной цели в процессе работы подсистемы решается следующий круг задач:

- «Услуги сторонних организаций»;

- «Услуги организациям»;

- «Импорт документов»;

- «Экспорт документов».

В процессе решения задачи «Услуги организаций» должна быть обеспечена возможность занесения в электронную базу данных информации, содержащейся в приходных счетах-фактурах.

В процессе решения задачи «Услуги организациям» должна быть обеспечена возможность формирования на основе информации, содержащейся в электронной базе данных счетов – фактур.

В процессе решения задачи «Импорт счетов фактур» должна быть обеспечена возможность импорта счетов-фактур в электронном варианте с целью возможности оперативного занесения информации об услугах в базу данных предприятия при существовании у продавца таковой технической возможности.

В процессе решения задачи «Экспорт счетов фактур» должна быть обеспечена возможность экспорта счетов-фактур в электронном варианте с целью возможности оперативного занесения информации о услугах в базу данных покупателя при существовании у покупателя таковой технической возможности.

Во время работы подсистемы используются следующие класси-фикаторы информации:

- код товара формата ХХХХХХХХХХ (табл. 14);

- код контрагента ХХХХ (табл.15).

Таблица 14 - Пример классификатора кода товара

Код Наименование

0000000001 Услуги стационарной связи

0000000002 Услуги подвижной связи стандарта DECT

0000000003 Услуги подвижной связи стандарта GSM

0000000004 Услуги телеграфной связи

Таблица 15 - Пример классификатора кода контрагента

Код Наименование

0001 ЗАО «Стимул»

0002 ООО «Ресурс»

0003 ОАО «ИМКО»

0004 ЗАО «Восточное»

Для функционирования проектируемой АСОИ необходимо оборудование следующей конфигурации:

Сервер: процессор не хуже Intel Pentium 4, 1,7 ГГц; RAM не менее 1 Гб; HDD не менее 80 Гб.

Рабочие станции: процессор не хуже Intel Celeron 1,7 ГГц; RAM не ме-нее 256 Гб; HDD не менее 20 Гб.

Сетевое оборудование комплекса включает: сетевые концентраторы, коммутаторы и маршрутизаторы; сетевые кабели: витая пара в кране, оптоволоконные, коаксиальные. Обслуживающий персонал подсистемы: системотехник; программист. На должность системотехника, либо программиста назначается лицо, имеющее высшее или средне - техническое образование и стаж работы в аналогичной должности или других инженерно-технических должностях не менее 3 лет.

3.5. Постановка задачи «Импорт документов»

3.5.1. Организационно – экономическая сущность задачи

Задача относится к подсистеме «Услуги» и решается в комплексе задач потребления услуг сторонних организаций ОАО «ВолгаТелеком».

При традиционной схеме документооборота расходные документы отписываются в бумажной форме. Затем получатель услуг вручную заносит данные по товарным позициям в свою электронную базу данных. При этом теряется время получателя услуг, а также возможны ошибки оператора при разнесении документов, что впоследствии негативно скажется на скорости погашения кредиторской задолженности за полученные услуги.

Поэтому предлагается для поставщиков производить загрузку в элек-тронном виде приходных счетов-фактур, путем получения их средствами электронной почты. При этом с каждым поставщиком согласовывается формат файла для обеспечения возможности беспрепятственного импорта им данных.

Данная задача решается каждый раз при потреблении услуг ОАО «ВолгаТелеком». Основным условием для функционирования настоящей задачи является наличие на момент импорта услуг, потребленных у сторонних организаций ОАО «ВолгаТелеком».

Временных ограничений на выдачу решения задачи не предусматривается. Результаты решения передаются средствами электронной почты. Для внедрения подобной схемы необходимо:

1.Провести синхронизацию услуг со справочником поставщика. Для этого необходимо написать обработку в программе по выгрузке справочника услуг в определенном формате.

Загрузка осуществляется по взаимосогласованным к поставке услугам. В ходе дальнейшей работы может потребоваться синхронизация по новым позициям

Заключение

Выполненный курсовой проект посвящен актуальной теме анализа хозяйственной деятельности предприятия. Хозяйствующим субъектом, деятельность которого была проанализирована выступило ОАО «ВолгаТелеком». Исследование показало, что ОАО "ВолгаТелеком" занимает порядка 87% рынка фиксированной связи, является ведущим провайдером Интернет-услуг с долей рынка около 70%. Услугами ОАО "ВолгаТелеком" сегодня пользуется 4,7 млн. абонентов, а монтированная емкость сети составляет более 5,1 млн. номеров.

Как показал анализ экономических показателей деятельности – ОАО «ВолгаТелеком» является прибыльным предприятием, обладающим мощным производственным потенциалом. При этом, проведенное обновление материально-технической базы предприятия должно положительно сказаться на результатах финансово-хозяйственной деятельности предприятия в будущем. Но отрицательными факторами являются недостаточные темпы роста выручки от продаж, а также отрицательные показатели сальдо прочих доходов и расходов. Все это должно побуждать руководство предприятия к развитию новых услуг и повышению экономичности производственной деятельности.

Анализ показал - положительным фактом в работе предприятия является снижение объема оборотных средств, отвлеченных в запасы (при одновременном росте выручки). За счет сокращения численности работников ОАО «ВолгаТелеком» фактический фонд рабочего времени сократился в 2006 году на 2530628 час., за счет роста числа отработанных дней фактический фонд рабочего времени вырос на 342820 часов и в связи с ростом средней продолжительности рабочего дня фактический фонд рабочего времени вырос на 200086 час.

Важнейшим показателем эффективности производственно-коммерческой деятельности предприятия любого профиля является производительность труда. В ОАО «ВолгаТелеком» производительность труда за 2005-2006 гг. выросла с 411,61 тыс. руб. на 1 чел. до 503,02 тыс. руб. на 1 чел. Таким образом, за анализируемый период эффективность использования трудовых ресурсов выросла.

В 2006 году отмечено ухудшение использования запасов предприятия, что выразилось в снижение материалоотдачи, повышении материалоемкости, что свидетельствует о перерасходе материальных оборотных активов на производственные нужды и несоблюдении производственных нормативов по запасам.

Отрицательным моментом является прирост дебиторской задолженности. При этом, необходимо отметить, что ОАО «ВолгаТелеком» имеет дебиторскую задолженность со сроком погашения более 1 года. Это говорит о том, что дебиторская задолженность имеет риск перерастания в безнадежную.

По итогам анализа финансового состояния сделан вывод, что ОАО «ВолгаТелеком» на конец 2006 года не обладает достаточной финансовой устойчивостью. Кроме этого, согласно анализу платежеспособности на основе ликвидности баланса ОАО «ВолгаТелеком» недостаточно платежеспособно.

В результате, как показали результаты анализа, основные проблемы улучшения результативности финансово-хозяйственной деятельности ОАО «ВолгаТелеком» связаны с:

-недостаточной платежеспособностью;

-недостаточной финансовой устойчивостью;

-ухудшением использования материальных ресурсов;

-отрицательной тенденцией рентабельности капитала;

-снижением темпов роста выручки от оказания услуг, выполнения работ.

Одним из вариантов повышения платежеспособности хозяйствующего субъекта является повышение уровня наиболее ликвидных средств за счет своевременной инкассации дебиторской задолженности.

В качестве комплексной системы оценки надежности контрагентов с це-лью снижения вероятности иммобилизации средств в просроченную дебиторскую задолженность предложена соответствующая методика оценки.

По предложенной методике оценки надежности потенциального контр-агента оценка результатов расчетов коэффициентов заключается в присвоении потенциальному контрагенту категории по каждому из выбранных показателей на основе сравнения полученных значений с установленными достаточными. Далее определяется сумма баллов по этим показателям в соответствии с их весами.

С целью повышения финансовой устойчивости и рентабельности дея-тельности ОАО «ВолгаТелеком» должно внедрять как новые виды услуг (расширять перечень тарифных планов при предоставлении услуг Интернет), так и вводить гибкое ценообразование, предоставляя клиентам накопительные скидки.

Кроме этого, в условиях рыночной экономики становятся особенно актуальными вопросы рациональной и эффективной организации процессов управления и контроля за движением материальных и финансовых потоков с целью повышения эффективности материально-технического снабжения.

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года // "Российская газета". - N 237. - 25.12.1993.

2. Гражданский кодекс РФ. Часть 1. Принят Государственной Думой 21 октября 1994 года (в ред. от 24.07.2008) // "Собрание законодательства РФ". - 05.12.1994. - N 32. - ст. 3301.

3. Гражданский кодекс РФ. Часть 2. Принят Государственной Думой 22 декабря 1995 года (в ред. от 14.07.2008) // "Собрание законодательства РФ". - 29.01.1996. - N 5. - ст. 410.

4. Федеральный закон от 26.12.1995 года. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (в ред. от 27.10.2008) // "Российская газета".-N 248.-29.12.1995.

5. Абрютина М.С. Анализ финансово-экономической деятельности пред-приятия. - М.: Дело и сервис, 2004. - 520 с.

6. Абрютина М.С. Экономический анализ деятельности предприятия. – М.: Дело и сервис, 2007. – 114 с.

7. Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа: Учебник. Изд. 3-е, перераб. - М.: Финансы и статистика, 2005. – 310 с.

8. Барышникова Н.С. Менеджмент. Предпринимательская деятельность в рыночной экономике. - М., 2004. – 245 с.

9. Бланк И.А. Финансовый менеджмент. - М., 2006. – 544 с.

10. Большой экономический словарь / Под ред. Азрилияна А.Н. – М., 2007. – 920 с.

11. Вяселева А.И. Бухгалтерская отчетность как информационная база для проведения финансового анализа // Менеджмент в России и за рубежом. – 2003. – № 5. – С. 11-23.

12. Грищенко О.В. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: Учебное пособие. М.,2004. – 370 с.

13. Зайцев Н.Л. Экономика промышленного предприятия: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 550 с.

14. Иванов И.В. Значение бухгалтерского баланса // Материалы Интернет-сайта w*w.finance-manual.r*.

15. Иванов И.В. Финансовый менеджмент. - М., 2008. – 504 с.

16. Корсаков М.Н. Экономика предприятия. - Таганрог: ТРТУ, 2005. – 667 с.

17. Ковалев В.В. Финансовый анализ. - М.: Экономика, 2007.-115 с.

18. Козлов Н.В. , Бочаров Е.П. Перспективный экономический анализ. – М.: Финансы и статистика, 2006. – 23 с.

19. Крейнина М.Н. Бухгалтерский баланс как база для принятия решений по управлению активами и пассивами предприятия // Финансовый менеджмент. – 2000. – № 1. – с. 25-29.

20. Лебедева С.Н. Экономика предприятия. – М., 2002. – 177 с.

21. Непомнящий Е.Г. Экономика и управление предприятием. - Таганрог: ТРТУ, 2004. – 310 с.

22. Нуреев Р.М. Экономика предприятия. – М., 2005. – 310 с.

23. Острейковский В.А. Информатика. М.: 2003.

24. Советов А.В. Автоматизированные системы управления. М: 2006.

Покупка готовой работы
Тема: «Анализ и совершенствование хозяйственной деятельности предприятия (на примере ОАО «ВолгаТелеком»)»
Раздел: Экономика
Тип: Курсовая работа
Страниц: 57
Цена: 300 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика