Курсовая работа

«Подготовка и развитие женщин-менеджеров - преодоление стереотипов поведения и обеспечение эффективной работы»

  • 39 страниц(ы)
  • 2117 просмотров
  • 3 покупок
фото автора

Автор: prokopiev26

ВВЕДЕНИЕ 3

1. Проявление гендерных особенностей в профессиональной деятельности: карьера мужчин и женщин в современной России 5

2. Влияние гендерных особенностей на профессиональную деятельность женщин-менеджеров 14

3. Пути повышения уровня профессиональной адаптации женщин менеджеров – профессиональная подготовка и развитие 24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 37

Актуальность работы

В наши дни психология и как научная дисциплина, и как профессия, стоит перед лицом ряда спорных проблем. Одной из таких проблем является то, что женщины заявляют о своей непохожести и требуют от общества признания и уважения их специфических нужд и потребностей, все более активно реализуют свой потенциал в традиционно «мужских» профессиях.

Усилия женщин достигнуть независимости, расширить круг своих интересов и поле деятельности постоянно наталкивались на традиционный скептицизм. Большинство считает, что такие усилия должны предприниматься только перед лицом экономической необходимости.

В настоящее время это является конфликтом для любой женщины, отважившейся делать собственную карьеру, в то же время не желающей платить за свою смелость отказом от женственности. Этот конфликт, таким образом, - один из тех конфликтов, которые обусловлены изменившимся положением женщины, и присущ только тем женщинам, которые чувствуют в себе призвание, следуют ему, имеют какие-то особые интересы или стремятся к независимому развитию своей личности. Эти конфликты могут порождать жизненные установки, спектр которых простирается от полного отказа от женственности до противоположной крайности - тотального отвержения интеллектуальной деятельности или призвания.

В современном обществе женщины - жены и матери - работают и учатся наравне с мужчинами. Профессиональную деятельность менеджера можно рассматривать как «мужской мир», где доминируют властные структуры, обеспечивающие успех тем, кто обладает агрессивностью, инициативой, конкурентоспособностью, т. е. характерными маскулинными чертами. Для того чтобы быть успешной в таком мире, женщина должна имитировать мужское ролевое поведение и отказываться от свойственного ей феминного типа поведения.

Психологические проявления половых различий были обнаружены фактически с самого зарождения экспериментальной психологии. В 70-е годы в различных научных течениях вводится понятие «гендер», которое наряду с понятием «sex» обозначает «пол». Разница понятий заключается в том, что пол есть категория, которая выражает набор биологических признаков, позволяющих отнести то или иное существо к определенному полу. Гендер же, в свою очередь, означает набор социокультурных качеств, которые закреплены за мужским и женским социальным поведением. Существует маскулинный набор таких качеств, который приписывается мужчинам, и феминный, приписываемый, соответственно, женщинам.

Вместе с тем, в науке недостаточно изученной стороной являются особенности гендерной профессиональной социализации – специфики построения и планирования карьеры женщиной. В связи с этим, научно-практический интерес представляет изучение гендерных особенностей профессиональной деятельности женщин-менеджеров, а также поиск путей помощи женщинам в профессиональной адаптации.

Целью работы является поиск путей подготовки, профессионального развития и профессиональной адаптации женщин-менеджеров.

Задачи:

1. Теоретический анализ гендерных особенностей.

2. Анализ специфики профессиональной деятельности менеджера и процесса построения карьеры женщиной-менеджером.

3. Поиск путей профессиональной адаптации и повышения эффективности работы женщин-менеджеров.

Объект исследования: специфика гендерных особенностей профессиональной деятельности женщин-менеджеров.

Предмет исследования: гендерные особенности в профессиональной деятельности.

Каждому человеку в жизни не один раз приходится переживать процесс вхождения в организацию. Изменения в карьере принято также сопоставлять с адаптацией к новым профессиональным условиям. Следовательно, успешность и скорость карьерного роста во многом зависят от успешности профессиональной адаптации личности к новым условиям на работе. Находиться в организации, быть работником и входить в организацию, становиться ее членом — далеко не одно и то же. Вхождение человека в организацию всегда сопряжено появлением нескольких проблем, которые обязательно сопутствуют этому процессу [28]. Рассмотрим данные особенности подробнее.

По мнению О.С.Виханского, это, во-первых, адаптация человека к новому окружению, которая не всегда проходит успешно, и успех которой зависит от взаимодействия обеих сторон: человека и организационного окружения [6]. Во-вторых, это коррекция или изменение поведения человека, без которых во многих случаях невозможно войти в организацию. В-третьих, это изменения и модификации в организации, которые происходят даже тогда, когда организация уже имеет свободное «место» для человека и сама принимает человека на это место в соответствии с ее потребностями и критериями отбора. Данные проблемы определяют не только - сможет ли человек войти в организацию. От их решения во многом зависит и то, как человек будет функционировать в организации, как будет строиться его взаимодействие с организационным окружением.

Рассмотрим особенности процесса адаптации человека к организации.

По определению Л.Д.Деминой, А.И.Ярошенко, А.П.Супруна, профессиональная адаптация – это приспособление новичка к производству, новому социальному окружению, условиям труда и особенностям конкретной специальности [9]. Успешность профессиональной адаптации зависит от степени склонности личности к конкретной профессиональной деятельности, совпадение общественной и личной мотивации труда и других причин.

Под адаптацией к производственной деятельности И.А.Жданов понимает такие процессы, которые обеспечивают работнику вживание в производственный коллектив, приобщение к профессиональной деятельности, к режиму работы, обязанностям, особенностям рабочего места, стилю и трудовым традициям коллектива и др. [10]. Успешность и сроки производственной адаптации зависят от уровня предыдущей социальной и профессиональной готовности деятельности именно по данному профессиональном) профилю в условиях конкретного предприятия.

Адаптироваться - значит прийти к соответствию, к адекватному взаимодействию со всеми элементами данной системы. Адаптировать—значит действовать (взаимодействовать) в направлении приведения данной системы в адаптивное соответствие с системой более высокого уровня организации, задачи которой общественно значимы.

А.В.Филиппов, В.К.Липинский и В.Н.Князев утверждают, что адаптация — это приспособление организма к условиям среды. Понятие «адаптация» широко употребляется в отношении психологических и психофизиологических процессов, в условиях привыкания, приспособления к новой для организма физической или социальной среде.

А.Р.Фонарев описывает три формы психологической регуляции деятельности и соответственно профессионального становления: индивидную, личностную и индивидно-личностную [40]. Для индивидной формы характерно стремление к сохранению усвоенных форм действий, к поддержанию соответствия между человеком и требованиями той деятельности, которую он выполняет. Личностная регуляция определяется ломкой старых способов и средств деятельности, установившихся отношений, активным стремлением к новым смыслам, которые требуют нового уровня психологической регуляции.

Индивидно-личностная форма является как бы промежуточной, переходной между индивидной и личностной. В силу ее появления человек утрачивает согласие с самим собой, у него возникает неуверенность в своих силах, неясность жизненных целей, непонимание, как жить дальше. Чаще всего это происходит на фоне дискредитации всей системы ценностей, когда теряются внутренняя цельность и смысл жизни. Возникает разлад системы «сознание — бытие». Все это феноменологически выражается в утрате смысла. Необходимо отметить, что третья форма психологической регуляции является типичным этапом профессионализации, однако острота данного кризиса зависит от всей жизненной стратегии, которая имеет целью восстановить целостность ценностно-смысловой сферы личности.

Благодаря интенсивным социально-экономическим и политическим преобразованиям в России свое законное оформление получили новые экономические структуры и зародился новый социальный слой предпринимателей. Небольшую его часть составляют женщины (менее 20%), но масштабы их участия в бизнесе нарастают.

Для женщин в бизнесе препятствиями на пути к профессиональной карьере становятся такие качества как отсутствие пунктуальности; невозможность перешагнуть через жалость; излишняя эмоциональность, переходящая в несдержанность; доверчивость; стремление «сделать хорошо для всех».

Таким образом, повышается значимость проведения различных мероприятий, способствующих профессиональной адаптации и развитию персонала.

Стремление сделать карьеру, самореализоваться в профессиональной деятельности - является неотъемлемым желанием человека, ориентированного на реализацию своего личностного потенциала. К сожалению, в нашей стране достаточно выражен традиционно скептический взгляд на профессиональные способности женщин-менеджеров.

Вместе с тем, анализ литературы по данному вопросу, хотя и показывает наличие гендерных различий в психологических и профессиональных качествах мужчины и женщины, но обращает внимание исследователей на специфические, профессионально значимые особенности полов.

В частности, у женщин-менеджеров в современных условиях наблюдается высокий потенциал профессионального саморазвития.

Женщина-менеджер активна, ориентирована на полное использование своих сил, возможностей и способностей, на полноту и эмоциональную насыщенность жизни. При этом в ее жизни наибольшее значение имеют развитие, творчество, познание, свобода и постоянное самосовершенствование. Для нее не безразлична ее профессиональная карьера, которая должна быть интересной, и в профессиональной деятельности для нее значимы ответственность, образованность. Вместе с тем для нее не менее значимы и конкретные жизненные ценности: любовь, здоровье, семья, друзья. Общение для нее имеет большое значение. При этом она ориентирована на чуткость, терпимость, честность, желание понять другого человека, уважать иные вкусы, обычаи, привычки.

Поэтому, в рамках профессиональной подготовки и развития женщин-менеджеров особую роль играют нематериальные методы мотивации, а также создание оптимальных условий для адаптации к деятельности.

В целом система ценностей женщины-менеджера по своему характеру конструктивна и представляет собой вполне благоприятную основу для личностного и профессионального развития.

1. Абрамова Г.С. Практическая психология.– М.: Академия, 1997. – 368 с.

2. Абрамова Г.С., Юдчиц Ю.А. Психология в медицине: Учебное пособие. - М.: ЛПА «Кафедра -М», 1988. – 512 с.

3. Аппенянский А.И. Человек и бизнес. Путь совершенства. М.: «Барс», 1995. - 228 с.

4. Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. Л., 1988. – 200 с.

5. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. – СПб.: Питер, 1999. – 528 с.

6. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. – М.: Гардарики, 1999. – 528 с.

7. Вудток М., Фрэнсис Д. Раскрепощенный мененджер М.; Дело, 1991.

8. Годфруа Ж. Что такое психология. В 2 Т. Т2. – М.: Мир, 1992. – 376 с.

9. Демина Л.Д., Ярошенко А.И., Супрун А.П. Психологические аспекты индивидуальной профадаптации. Изд-во Алтайского госуниверситета, 1990 – 86 с.

10. Жданов И.А. Адаптация и прогнозирование деятельности. – Казань, Изд-во Казанского госуниверситета, 1991. – 255 с.

11. Завьялова Е. К., Посохова С. Т. Психология предпринимательства. СПб., 1994.

12. Здравомыслова О. Нетрадиционная роль женщины в обществе: женская карьера. //Семья и школа. 1997, №10.

13. Зеер Э.Ф., Сыманюк Э.Э. Кризисы профессионального становления личности. // Психологический журнал. Том 18, №6, 1997.

14. Зеличенко А.И., Шмелев А.Г. К вопросу о классификации мотивационных факторов трудовой деятельности и профессионального выбора. // Вестник МГУ. Сер. 14, Психология, 1987, №4.

15. Исмагилова Ф.С. К проблеме психологического анализа профессионального опыта. // Вестн. МГУ, Сер. 14. Психология, 2000, №2.

16. Конечный Р., Воухал М. Психология в медицине. Прага, 1985. – 412 с.

17. Красовский Ю.Д. Управление поведением в фирме: эффекты и парадоксы. М.: Инфра - М, 1997. - 368 с.

18. Кричевский Р.Л. Если Вы-руководитель… М.: Дело, 1996. – 384 с

19. Кричевский Р.Л., Маржине А.В. Психологические факторы эффективности руководства первичным коллективом. Кишинев: «Штиинца», 1991. - 127 с.

20. Лисицын Ю.П., Изуткин А.М., Матюшин И.Ф. Медицина и гуманизм. М.: Изд-во МГУ, 1984. – 186 с.

21. Мескон М. X., Альберт М., Хедаури Ф, Основы менеджмента / Пер. с англ. М., 1992.

22. Молл Е.Г. Планирование своей карьеры руководителем //Вопросы психологии, 1998. №3

23. Питерс Т, Уотермен Р. В поисках эффективного управления. М.: Прогресс, 1986. - 423 с.

24. Платонов К.К. Структура и развитие личности М.: Наука. 1986.

25. Прокофьева Л., Фести П., Мурачева О. Профессиональная карьера мужчин и женщин. //Вопросы экономики. 2000, №3.

26. Психические состояния / Под ред. Л.В.Куликова. – СПб.: Питер, 2000. – 512 с.

27. Психологические проблемы профессиональной деятельности /Под ред. Л.Г.Дикой. – М.: Просвещение, 1992. – 176 с.

28. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности / Под ред. С.А.Боровикова. – М.: Просвещение, 1990. – 210 с.

29. Психология //Словарь. М.: Издательство политической литературы. /Под общей ред А.В.Петровского, М.Г. Ярошевского. 1990.

30. Психология профессиональной подготовки / Под ред. Никифорова Г.С. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1987. – 200 с.

31. Психология. / Под ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. – М.: Академ-А, 2000. – 512 с.

32. Реан А.А. Психологический анализ проблемы удовлетворенности избранной профессией. // Вопросы психологии. №1, 1988.

33. Рубан В.П. Этико-деонтологические проблемы медицинских сестер стационара // Главная медицинская сестра. 1999, №0.

34. Сафонова М, В. Социально-психологические особенности женщин, успешных в карьере. Автореф. дисс. канд. пс. н. СПб., 1999.

35. Свеницкий А.Л.Социальная психология управления Л.: ЛГУ, 1986. - 176 с.

36. Серегина И.И. Профессиональная карьера. //Социологические исследования. 1999, №4.

37. Стамбулова Н.Б. Кризисы спортивной карьеры //Теория и практика физической культуры. 1997. №10.

38. Тобиас Л. Психологическое консультирование и менеджмент. М.: «Класс», 1997. - 160 с.

39. Толстая А. Н. Управление карьерой в организациях // Психология управления: Учеб. пособие / Под ред. А. В. Федотова. Л., 1991.

40. Фонарев А.Р. Формы становления личности в процессе ее профессионализации // Вопросы психологии, 1997, №2

41. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб.: Питер, 1999. – 608 с.

42. Шадриков В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. М., 1982. – 310 с.

43. Шадриков В.Д., Дружинин В.Н. Развитие и диагностика способностей. М., 1991.

44. Швальбе Б., Швальбе Х. Личность, карьера, успех: Пер. с нем. - М.: А/О «Прогресс», «Прогресс - Интер», 1993. - 240 с.

Покупка готовой работы
Тема: «Подготовка и развитие женщин-менеджеров - преодоление стереотипов поведения и обеспечение эффективной работы»
Раздел: Психология
Тип: Курсовая работа
Страниц: 39
Цена: 350 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

Не подошла эта работа?

Воспользуйтесь поиском по базе из более чем 40000 работ

Другие работы автора
Наши услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика