Курсовая работа
«Мотивация и стимулирование персонала на примере Ижавто»
- 52 страниц
Введение 3
1. Общая характеристика ОАО «Иж-Авто» 6
1.1. История создания, цели задачи и виды деятельности предприятия 6
1.2. Организационная структура управления предприятием 10
1.3. Характеристика персонала предприятия 13
1.4. Организация оплаты труда на предприятии 17
2. Теоретические основы мотивации и стимулирования персонала 18
2.1. Понятие мотивации. Ее роль в стимулировании персонала 18
2.2. Виды стимулирования трудовой активности персонала 28
2.2.1. Моральное стимулирование трудовой активности 28
2.2.2. Материальное стимулирование трудовой активности 32
3. Анализ методов и видов стимулирования труда на предприятии 34
3.1. Виды и анализ моральных стимулов труда 34
3.2. Анализ материальных стимулов труда (организация оплаты труда) 35
3.3. Направления по совершенствованию стимулирования труда 39
Заключение 44
Список используемой литературы 49
Приложения 50
Управление персоналом признается одной из наиболее важных сфер жизни предприятия, способного многократно повысить ее эффективность, а само понятие «управление персоналом» рассматривается в достаточно широком диапазоне: от экономико-статистического до философско-психологического.
Система управления персоналом обеспечивает непрерывное совершенствование методов работы с кадрами и использованием достижений отечественной и зарубежной науки и наилучшего производственного опыта.
Сущность управления персоналом, включая наемных работников, работодателей и других владельцев предприятия заключается в установлении организационно-экономических, социально-психологических и правовых отношений субъекта и объекта управления. В основе этих отношений лежат принципы, методы и формы воздействия на интересы, поведение и деятельность работников в целях максимального использования их.
Управление персонала занимает ведущее место в системе управления предприятием. Методологически эта сфера управления обладает специфиче-ским понятийным аппаратом, имеет отличительные характеристики и показатели деятельности, специальные процедуры и методы – аттестация, эксперимент и другие; методы изучения и направления анализа содержания труда различных категорий персонала.
Стабилизацию и поступательное движение развития экономики невоз-можно представить, если люди в процессе трудовой деятельности не будут получать главного - удовлетворения своих потребностей, какие бы грозные указы и приказы ни издавались ежедневно.
В настоящее время ни у кого не вызывает сомнения, что самым важным ресурсом любой компании являются ее сотрудники. Однако далеко не все ру-ководители понимают, как трудно управлять этим ресурсом. От того, сколь эффективным окажется труд наших сотрудников, зависит успех любой компании. Задача менеджеров состоит в том, чтобы максимально эффективно использовать возможности персонала. Какими бы сильными не были решения руководителей, эффект от них может быть получен только тогда, когда они удачно воплощены в дела сотрудниками компании. А это может произойти только в случае, если работники заинтересованы в результатах своего труда. Здесь мы сталкиваемся с важнейшим аспектом управления – мотивацией. Для того чтобы понять роль мотивации в эффективном управлении предприятием, ответим на вопрос, какой сотрудник представляет наибольший интерес для компании. Ответы могут быть самыми разными, но вряд ли найдутся те, кто не согласится с тем, что это будет человек, который может и хочет выполнить поставленные перед ним задачи. Как показывает практика, навыки сотрудника не принесут результата, если он не заинтересован в этом результате. Поэтому при приеме на работу и постановке задач необходимо, прежде всего, понять, насколько способен работник выполнить поставленные перед ним задачи, и насколько он моти-вирован для их выполнения. Решение задачи эффективного управления персоналом, прежде всего, сводится к совершенствованию навыков работников и к изысканию наилучших способов побуждения сотрудников к результативной работе.
Очевидно, что любой менеджер хотел бы работать с компетентными и мотивированными сотрудниками, но, как правило, оказывается, что среди претендентов на работу в компании нет достаточного количества таких специалистов. И тогда возникает вопрос, какому из факторов отдать предпочтение – мотивации или компетенции. Каждая организация должна четко определить свое отношение к этой проблеме и выработать собственные программы обучения сотрудников и их стимулирования. Отдать приоритет одному из этих факторов, и не обращать внимания на другой нельзя. Для каждого сотрудника важно, прежде всего, определить, в какой степени он нуждается в каждом из них. Даже самый большой профессионал нуждается в постоянном совершенствовании своих навыков и приобретении новых знаний и умений. А даже самый мотивированный человек нуждается в постоянном удовлетворении своих потребностей. В современной ор-ганизации каждый сотрудник должен учиться и каждый сотрудник должен быть соответствующим образом мотивирован.
В свете вышеизложенного не вызывает сомнений актуальность выбран-ной темы курсовой работы: «Мотивация и стимулирование персонала».
Главная цель работы проанализировать мотивацию и стимулирование персонала на предприятии. Объектом исследования выбрано акционерное общество «Иж-Авто».
Для реализации поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
- дать общую характеристику исследуемого предприятия;
- изучить теоретические основы мотивации и стимулирования персонала;
- провести анализ методов и видов стимулирования труда на предприятии.
Данная работа состоит из трех разделов, заключения и приложений.
В первой главе приводится общая характеристика предприятия, его история, виды деятельности, характеристика персонала и оплаты труда на предприятии.
Во второй главе освещены теоретические основы мотивации и стимули-рования персонала, проведен анализ существующих теорий мотивации.
В третьей главе проанализированы методы и виды стимулирования труда на исследуемом предприятии, приведены направления по его совершенствованию.
В заключении подводятся итоги и основные выводы по курсовой работе.
Высшим органом управления является общее собрание акционеров, со-стоящее из акционеров или их законных представителей. На общем собрании акционеров решаются такие вопросы как избрание совета директоров, утвер-ждение ревизионной комиссии и аудитора, а также вопросы о бухгалтерской отчетности предприятия.
Совет директоров осуществляет общее руководство деятельностью предприятия. Исполнительную власть осуществляет генеральный директор автохолдинга «Ижмаш» Рустам Викторович Шиянов. Он руководит текущей деятельностью общества, действует от имени общества, совершает сделки от имени общества, утверждает штаты, издает приказы и дает указания, обязательные для исполнения всеми работниками общества. Организует выполнение решений общего собрания и Совета директоров общества.
Важнейший элемент, без которого не может существовать ни одна организация, ее структура. Под структурой организации понимается ее архитектоника: наличие отдельных частей и соответствия между ними, степень сопряженности (гибкости) организационной конфигурации, типы взаимодействий между внутренними элементами.
В настоящее время организационное устройство ОАО «Ижмаш-Авто» представляет собой типовую, традиционную линейно-функциональную структуру управления (Приложение 1). По линейным связям происходит прямое управление ходом производственного процесса (директор – зам. директора – специалист). По функциональным связям подготовка решений для руководителей оформляется специализированными отделами.
Функциональная организационная структура построена по принципу распределения функций внутри организаций и создания сквозных подструктур по управлению функциями. Функциональные подразделения получают право отдавать распоряжения в рамках своей компетенции, как нижестоящим подразделениям, так и равным по статусу, но включенных в реализацию единой функции.
Звенья управления на каждой ступени имеют соответствующие функциональные подразделения (отделы, бюро либо отдельные исполнители). Выполняя определенные функции управленческой работы, функциональные подразделения не имеют права отдавать распоряжения и приказы нижестоящим органам. Основная их роль состоит в подготовке и разработке решений, которые вступают в силу после утверждения линейным руководителем.
Высшим органом управления является общее собрание акционеров, со-стоящее из акционеров или их законных представителей. На общем собрании акционеров решаются такие вопросы как избрание совета директоров, утвер-ждение ревизионной комиссии и аудитора, а также вопросы о бухгалтерской отчетности предприятия.
Совет директоров осуществляет общее руководство деятельностью предприятия. Исполнительную власть осуществляет генеральный директор автохолдинга «Ижмаш» Рустам Викторович Шиянов. Он руководит текущей деятельностью общества, действует от имени общества, совершает сделки от имени общества, утверждает штаты, издает приказы и дает указания, обязательные для исполнения всеми работниками общества. Организует вы-полнение решений общего собрания и Совета директоров общества.
Важнейший элемент, без которого не может существовать ни одна организация, ее структура. Под структурой организации понимается ее архитектоника: наличие отдельных частей и соответствия между ними, степень сопряженности (гибкости) организационной конфигурации, типы взаимодействий между внутренними элементами.
Экономические службы возглавляет директор по экономике и финансам. Для организации и ведения бухгалтерского учета на автозаводе создана бухгалтерия, которая ведет учет, составляет отчетность и ведет контроль за соблюдением финансовой дисциплины. Бухгалтерию возглавляет главный бухгалтер, который обеспечивает организацию и ведение бухгалтерского учета на предприятии, и контроль за рациональным, экономным использованием всех видов ресурсов.
Бухгалтерия работает в тесной взаимосвязи с ОМТС, отделом организации труда и заработной платы и с другими отделами, получая от них необходимые данные и снабжая их учетной информацией.
Заместитель директора по экономике и финансам ведает материально техническим снабжением производства, сбытом и реализацией продукции. Ему подчиняются отделы:
Финансовый отдел, ведающий реализацией готовой продукции, расчетами по денежным средствам с дебиторами и кредиторами предприятия, получением денежных средств.
В курсовой работе проводился анализ мотивации и стимулирования персонала для оперативного управления персоналом.
Объектом исследования в курсовом проекте является открытое акционерное общество «Иж-Авто».
Достигнута главная цель работы: проанализировать мотивацию и стимулирование персонала на предприятии. Для реализации поставленной цели были выполнены следующие задачи:
- дана общая характеристика исследуемого предприятия;
- изучены теоретические основы мотивации и стимулирования персонала;
- проведен анализ методов и видов стимулирования труда на предпри-ятии.
Основным видом продукции ОАО «Иж-Авто» являются средства радиосвязи для оборонной отрасли. Это и полевые радиостанции для пехоты и системы связи для танков и самолетов.
Главной задачей предприятия является всемерное удовлетворение общественных потребностей народного хозяйства и граждан в его продукции с высокими потребительскими свойствами и качеством при минимальных затратах, увеличение вклада в ускорение экономического развития страны и обеспечение на этой основе роста благосостояния своего коллектива и его членов.
Таким образом, первым этапом мотивационной стратегии компании должна быть выработка системы мероприятий, направленных на изучение потребностей персонала.
Следующим шагом мотивационной стратегии должно было определение тех форм стимулирования персонала, которые организация может использовать в своей деятельности. Здесь важно понять, что фирма может позволить себе применять только те меры мотивационного воздействия, использование которых принесет ей реальную прибыль. Затраты на дополнительное стимулирование работников не должны превышать той отдачи, которую компания получит от их применения. Можно разработать гигантские программы стимулирования труда, однако они не принесут никакого эффекта, если не будут правильно адресованы.
Однако существует мотивационный фактор, применение которого обяза-тельно для любой компании, которая стремится добиться успеха. Как правило, в современных разработках мотивация персонала сводится, в первую очередь, к тому, какими средствами вознаграждения стимулировать работника на более производительный труд. Понятие "корпоративный дух" обычно рассматривается в других разделах теории управления. На мой взгляд, создание имиджа компании является серьезнейшим мотивирующим фактором, причем тем фактором, который влияет на мотивацию работника априори, то есть еще до того, как он принимается на работу, и оказывает воздействие на протяжении всего времени его работы в компании. Какими бы ни были основные потребности человека, возможность работать в известной компании, которая пропагандирует четкие, ясные, известные далеко за ее пределами и получающие общественное одобрение цели, будет в той или иной степени возбуждать в человеке гордость за возможность принадлежать к этой корпорации, ощущать себя ее частью. Таким образом, создание "корпоративного духа" становится важнейшим звеном программы мотивации любого коллектива.
Другим фактором, безусловно оказывающим влияние на эффективность труда работников, является обстановка внутри компании. Здесь руководителям необходимо понять, что ни при каких условиях нельзя экономить на условиях труда работников и создании благоприятного психологического климата внутри компании. Выполнение этих условий само по себе не приносит экономического эффекта в чистом виде. Однако если компания не заботится об этом, ее работники испытывают чувство физического или морального дискомфорта, что безусловно снижает производительность труда. Поэтому важно иметь в виду, что создание благоприятной обстановки в компании также является серьезнейшей задачей мотивации.
Перечисленные выше условия являются необходимыми для создания ат-мосферы заинтересованности в работе в данной компании. Без их выполнения невозможно рассчитывать на привлечение и сохранение высококвалифицированных специалистов, и на высокую отдачу со стороны работников. Однако наличия этих элементов недостаточно для создания эффективной мотивационной стратегии компании. Следует разработать специальные меры стимулирования труда работников. Они могут быть коллективными и индивидуальными.
Вопрос формирования общих форм стимулирования персонала вплотную соприкасается с понятиями "корпоративного духа" и "корпоративной культуры". Для руководителя очень важно "нарисовать" психологический портрет всего коллектива. Это поможет правильно оценить те общие потребности, которые могут быть эффективно удовлетворены организацией. Такой вид мотивации обходиться компании не так дорого, а отдача от него порой бывает очень значительной, так как, помимо удовлетворения потребностей отдельных работников, коллективные формы стимулирования способствуют сплоченности коллектива, формированию "корпоративного сознания", что, несомненно, сказывается на про-изводительности труда.
Однако потребности сотрудников различны, поэтому наиболее эффективными формами стимулирования работников являются индивидуальные. Как отмечалось выше, важно выяснить потребности каждого работника и попытаться найти способы их удовлетворения. При разработке собственной программы мотивации для конкретного коллектива необходимо понять всю сложность этой задачи. Ведь каждая организация имеет свою структуру, и задача мотивации подчиненных должна решаться на всех уровнях иерархии предприятия. Здесь важную роль имеет подготовка специальных методик, позволяющих безошибочно диагностировать нужды сотрудников. При этом надо понимать, что пер-сональная мотивация сотрудников не должна сводится лишь к предостав-лению дополнительных материальных благ за успешное выполнение работы. Существуют многочисленные нематериальные факторы, побуждающие человека трудиться эффективнее. Наиболее важным в этом отношении я бы назвал "фактор своего места". Искусство руководителя состоит в таком распределении человеческих ресурсов, при котором работники максимально ощущали бы свою полезность и получали бы удовлетворение от проделанной работы. В этом случае осознание своей значимости станет для работников очень сильным мотиватором. Другими сильными стимулирующими факторами для работников могут быть возможность продвижения по служебной лестнице и возможность творчества. Эти стремления надо всячески поощрять, правда, следует понимать, что мотивировать они будут лишь тех людей, которые в этом нуждаются. В про-тивном случае, результат будет прямо противоположным. Огромное значение имеет также фактор личного примера руководителя. Что же касается персонального материального поощрения, то эти меры хорошо известны: заработная плата, бонусы, участие в прибылях, планы дополни-тельных выплат, участие в акционерном капитале.
Отношения с работниками ОАО «Иж-Авто» и его учредителями регла-ментируются Конституцией РФ и Трудовым Кодексом РФ исходя из общепризнанных принципов и норм международного права.
Наряду с установленным окладом работникам предприятия производятся дополнительные надбавки и доплаты, в пределах средств, определенных в плане социального развития.
Несмотря на то, что мы рассмотрели множество средств стимулирования персонала, именно эти способы являются наиболее распространенными. Однако, на мой взгляд, здесь необходим особый подход. Руководству ОАО «Иж-Авто» необходимо разработать такую стратегию, которая позволяла бы соблюсти баланс между следующими противоположными интересами компании:
обеспечение стабильного дохода сотрудников компании, то есть поддер-жание гарантированной оплаты труда на должном уровне.
выделение большого объема средств для дополнительного поощрения наиболее эффективно работающих сотрудников.
Сложность здесь заключается в том, чтобы правильно определить ту долю фонда оплаты труда, которая предназначена для регулярных выплат, при этом оставив достаточно средств для дополнительных выплат. На мой взгляд, наиболее перспективной здесь является практика участия в прибылях, поскольку она поощряет работника так строить свою работу, чтобы принести компании максимальную пользу. Важно также создать финансовые ориентиры для каждого сотрудника. Для этого следует отражать все возможные дополнительные материальные вознаграждения в контрактах работников или приложениях к ним и ставить их получение в прямую зависимость от достижения сотрудником тех или иных целей. При этом данные вопросы необходимо ежегодно пересматривать. Не следует забывать, что, несмотря на наличие множества других мотивационных факторов, размер оплаты труда все же остается наиболее значимой формой стимулирования для большинства сотрудников.
Таким образом, мы рассмотрели общие вопросы стратегии мотивации персонала компании. Однако для того, чтобы выработать свою программу мотивации, руководители ОАО «Иж-Авто» должны найти свой собственный комплекс мер, которые лучше подойдут их коллективу. Ясно одно - в настоящее время добиться успеха, игнорируя проблему мотивации персонала, нельзя. Осуществление программ стимулирования труда всегда требует больших затрат, но эффект, который они могут принести, значительно больше. Ведь именно сотрудники являются главным ресурсом любой компании. Эффективность их работы определяет результат деятельности организации. Достичь наибольшей отдачи можно только в том случае, если выгоду от труда работника имеет и компания, и он сам. Поэтому для достижения наилучших результатов работы компании необходимо найти те мотивы, которые движут каждым сотрудником в его трудовой деятельности, и создать ему такие условия, чтобы он мог и хотел выполнить поставленные перед ним задачи.
1. Конститутия РФ.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 1 от 30.11.1994. №
51-ФЗ (в ред. от 12.08.1996).
3. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 2 от 26.01.96. № 14-ФЗ (в ред. от 24.10.97).
4. Трудовой кодекс РФ.
5. Единая схема должностных окладов работников ОАО «Иж-Авто».
6. Единый тарифно-квалификационный справочник.
7. Драчева Е.Л., Юликов Л.И. Менеджмент: Учеб пособие для студ. Учреждений сред.проф. образования. – М.: мастерство, 2002. – 288 с.
8. Зайцев Г.Г. Управление персоналом, учебное пособие, М.:“Северо-Запад”,2001, с.250.
9. Максимцов М.М, Игнатьева А.В., Менеджмент, М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2003, с.284
10. Управление персоналом, учебное пособие /под ред. Сербиновского Б.Ю. и Самыгина С.М. М.:“Приор”, 1999, с. 450.
11. Уткин Э.А. “Мотивационный менеджмент”, М.:“ЭКМОС”,2000, с.160
12. Положение «Об оплате работников ОАО «Иж-Авто».
13. Познай себя и других: Популярные тесты. – М.: ИВЦ «Маркетинг», 2004 – 400 с.
14. Фалмер Р.М. Энциклопедия современного управления. Т1. - М.: ЮНИТИ, 2002., с. 176.
Тема: | «Мотивация и стимулирование персонала на примере Ижавто» | |
Раздел: | Экономика | |
Тип: | Курсовая работа | |
Страниц: | 52 | |
Цена: | 400 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Мотивация и стимулирование персонала на ДАО ИжАвто
Дипломная работа:
«Повышение эффективности управления трудовой мотивацией и стимулированием труда в организации (на примере «Объединенная складская компания ЮВиСИ»)»
Дипломная работа:
Мотивация и стимулирование персонала
Курсовая работа:
Мотивация и стимулирование персонала на примере гостиницы Правительства Удмуртской Республики в г. Ижевске
Курсовая работа:
Набор и отбор персонала в организацию