Курсовая работа
«Методика формирования у учащихся общих умений в процессе изучения истории в начальной школе»
- 24 страниц
Введение 3
1. Содержание общих умений (компетенций) младшего школьника 4
2. Содержание методики формирования у учащихся общих умений в процесс изучения истории 8
Заключение 20
Список литературы 23
Всестороннее развитие личности человека, всех его способностей и дарований - важнейшая социально-педагогическая задача развития современного общества. Одним из основных условий решения этой задачи является осуществление дифференцированного подхода к детям в процессе обучения и воспитания, опирающегося на знания их возрастных и индивидуальных различий, в том числе особенностей интеллектуального развития.
Также, важной психолого-педагогической задачей является формирование у младших школьников общеучебных умений, знаний и навыков.
Особое значение в связи с усложняющимся содержанием школьной программы приобретает задача научить школьников учиться, а психологически это означает – сформировать у них общие умения и навыки. В частности, среди совокупности средств и форм осуществления данной работы важное место занимают изучение младшими школьниками основ истории.
Предмет исследования – общие умения младшего школьника.
Объект исследования – методики формирования общих умений у младшего школьника.
Цель работы по данной теме: сформировать у обучающихся компетентность в сфере познавательной деятельности, в состав которых входят общие и специальные умения, и сделать детей активными участниками учебного процесса.
Задачи:
1. Анализ основной литературы по теме
2. Описание педагогических методик, направленных на развитие у младших школьников общих познавательных умений в процессе изучения курса истории в начальной школе.
Государственная образовательная политика сегодня акцентирует внимание на самостоятельности ребёнка и развитии его индивидуальности. Следовательно, приоритетными направлениями в организации образовательного процесса являются дифференциация обучения и самостоятельная познавательная деятельность учащихся.
Подготовить обучающихся к жизни в динамичном мире – значит вооружить их не только необходимыми знаниями, но и способами овладения ими. Однако умение учиться не возникает само собой, как следствие дополнительных педагогических требований; оно должно стать результатом серьёзной работы не только учителя, но и самих учащихся. Одной из важнейших задач учителя является формирование интеллектуальной, информационной, исследовательской культур и культуры самоорганизации, что позволит школьнику учиться всю жизнь. Для решения этой задачи нужно изменить процесс обучения таким образом, чтобы ученики были вовлечены в творческую, учебно-познавательную деятельность. Необходимость развития основ логического мышления и творческих способностей обусловлена временем. Простое усвоение учеником системы знаний уже недостаточно, возникает необходимость в формировании у молодого поколения потребности в самостоятельной творческой деятельности, в развитии своих интеллектуальных способностей.
Рубеж столетий зримо символизирует переходный характер нынешней эпохи. Человечество сегодня претерпевает ряд глубинных трансформаций, меняющих облик цивилизации в целом, что связано с динамично идущим переходом от индустриального общества к обществу постиндустриальному и информационному, в котором процессы создания и распространения знания становятся ключевыми. Эти процессы в сильной степени опираются на использование и развитие образовательной системы. Содержание образования – важнейшая составляющая образовательной системы и соответственно главная цель планируемых изменений в ней. Организационно-управленческие, экономические, правовые преобразования имеют целью выработку и реализацию новых подходов к образованию.
В настоящее время всем стала очевидна необходимость серьезной модернизации содержания школьного образования. За последние годы в стране произошли серьезные изменения. Россия стала страной, открытой миру, демократическим обществом, строящим рыночную экономику и правовое государство, в котором на первое место должен быть поставлен человек, обладающий значительно большей, чем ранее, мерой свободы и ответственности. Эти фундаментальные процессы разворачиваются в общемировом контексте перехода цивилизации к новому состоянию: от традиционного индустриального общества конца XIX – первой половины XX к обществу постиндустриальному и информированному. К сожалению, эти принципиально новые тенденции пока в очень малой мере нашли свое отражение в содержании школьного образования, и именно они должны стать основой кардинальной его модернизации.
Указанные выше тенденции развития России заставляют переосмыслить и цели школьного образования, соответственно по-новому сформулировать и планируемые результаты образования. В качестве главного результата в «Стратегии модернизации образования» [2] рассматривается готовность и способность молодых людей, заканчивающих школу, нести личную ответственность как за собственное благополучие, так и благополучие общества. Важными целями образования должны стать: развитие у учащихся самостоятельности и способности к самоорганизации; умение отстаивать свои права, формирование высокого уровня правовой культуры (знание основополагающих правовых норм и умение использовать возможности правовой системы государства); готовность к сотрудничеству, развитие способности к созидательной деятельности; толерантность к чужому мнению; умение вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.
В этой связи основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор ключевых компетентностей в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникативной, информационной и прочих сферах.
Анализ научных работ и педагогической литературы показал усиление личностной направленности образования: необходимость обеспечивать активность школьника в образовательном процессе, увеличив возможности выбора у ученика вариативной образовательной системы и формирование обобщенных способностей. А это сопряжено с проблемами контроля и оценки ключевых компетенций, т.к. подавляющее их большинство не поддаются точному диагностированию, измерению (оцениванию). Но существует не только указанная выше проблема. Отсутствуют списки ключевых компетенций и рекомендации по их освоению на разных ступенях школы и на разном предметном материале, единые инструкционные материалы для работы по методу проектов. Нет единого подхода к решению данных проблем у отечественных и зарубежных ученых – педагогов и психологов. Поэтому, мы считаем, что данное исследование имеет большое значение для учителей истории. Количественные характеристики, представленные в самообобщении опыта, имеющие положительную динамику, позволяют нам сделать вывод о том, что поставленная гипотеза верна. Использованная учителем методика раскрывает и реализует возможности метода проектов как средство формирования информационных и коммуникативных компетенций. Разработанная программа формирования предметных и общеучебных умений, инструкционный материал, методы диагностики позволят нам решить основную задачу – повышение качества образования.
1. Тюляева Т.И. Настольная книга учителя история. М.: «Издательство Астрель», 2003г. – 523 с.
2. Стратегия модернизация содержания общего образования. М., 2001г.
3. Васильева Т.В. Интерактивный и компетентностный подход в современных уроках истории и обществознания. h**t: //som.fio.r*/Resources/ Drachlezab/2004/03 vasil. htm
4. Ксензова Т.Ю. Перспективные школьные технологии. М.: Педагогическое общество России, 2000г. – 224с.
5. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Под. ред. Полат Е.С. М.: «Академия», 2002г. – 272с.
6. Педагогические технологии. Под. ред. В.С. Кукушина. Ростов И/Д «Март», 2002г. – 320с.
7. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.: Народное образование, 1998г. – 256с.
8. Сергев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. М.: АРКТИ, 2003г. – 80с.
9. Шапалов В.Н. Формирование социально-личностной компетенции учащихся старших классов. Тюмень: ТОГИРРО, 2003г. – 44с.
10. Шмелькова Л.В., Блохина Е.В. «Педагогическая диагностика». Курган: ИПК, 2001г. – 104с.
11. Дахин А. Компетенция и компетентность: сколько их у российского школьника? // Народное образование №4, 2004г. – с.136-137.
12. Журавлева О.Н. Формирование навыков компьютерного пользователя в системе повышения квалификации учителей истории. // Преподавание истории и обществознания в школе №5, 2003г. – с.66-69.
13. Лазукова Н.Н. Формирование учебных умений на уроках истории. // Преподавание истории и обществознания в школе, 2002г. №1 – с.34-41.
14. Селевко Г. Компетентность и их классификация. // Народное образование №4, 2004г.– с.138-145.
15. Хуторской А. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования. // Народное образование №2, 2003г. – с.58-65.
16. Хуторской А. Ключевые компетенции. Технология конструирования. // Народное образование №5, 2003г. – с.5-62.
Электронный ресурс:
Феоктистова Ю.В. Метод проектов на уроках истории // h**t://festival.1september.r*
Тема: | «Методика формирования у учащихся общих умений в процессе изучения истории в начальной школе» | |
Раздел: | Психология | |
Тип: | Курсовая работа | |
Страниц: | 24 | |
Цена: | 250 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Интерактивные технологии в процессе изучения синтаксиса в начальных классах
Дипломная работа:
Развитие музыкальных способностей у учащихся младших классов в процессе изучения музыкального фольклора
Дипломная работа:
Организационно-педагогические условия экспертизы в образовательном процессе
Дипломная работа:
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках английского языка в начальной школе
Дипломная работа:
Формирование регулятивных универсальных учебных действий на уроках изобразительного искусства в начальной школе