Курсовая работа

«Государственные ценные бумаги Особенности выпуска и обращения»

  • 34 страниц
Содержание

ВВЕДЕНИЕ.3

1. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЦЕННЫЕ БУМАГИ

1.1. Виды государственных ценных бумаг.6

1.2. Виды государственных ценных бумаг России….….8

1.2.1. Государственные краткосрочные облигации (ГКО)…10

1.2.2. Государственные долгосрочные облигации (ГДО)….….….14

1.2.3. Золотые сертификаты….….…15

1.2.4. Облигации внутреннего валютного займа….….16

1.2.5. Облигации федерального займа (ОФЗ)….…16

2. ОСОБЕННОСТИ ОБРАЩЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЦЕННЫХ БУМАГ

2.1. Рынок государственных ценных бумаг.18

2.2. Первичный рынок государственных ценных бумаг .19

3.3.Вторичный рынок ценных бумаг - фондовые биржи.21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ .30

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.31

Введение

Ценные бумаги являются объектами гражданских прав, относящихся к вещам, будучи их особой разновидностью. Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) определяет ценную бумагу как документ, удостоверяющий с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при его предъявлении.

Ценная бумага обладает публичной доверенностью: вне зависимости от основания, по которому была выдана ценная бумага, обязанное лицо должно произвести исполнение по ней.

Государственные ценные бумаги (ГЦБ) - облигации, казначейские векселя и другие обязательства выпускаются федеральным правительством, органами власти на местах, организациями пользующимися государственной поддержкой и т.п.

ГЦБ выпускаются для:

1. финансирования текущего бюджетного дефицита;

2. погашение ранее размещенных займов;

3. обеспечение кассового исполнения государственного бюджета;

4. согласования неравномерностей поступления налоговых платежей;

5. финансирования целевых программ;

6. поддержки социально-значимых учреждений и организаций.

На этапе становления рынка ценных бумаг в любой стране государство выполняет самую активную роль. Рынок представляет высокие требования к инфраструктуре и ресурсам , необходимым на его создание, и только усилия государства "сверху" могут запустить масштабный рынок в цивилизованной и безопасной форме для финансовой системы страны.

Создание рынка ценных бумаг в стране и его устойчивое функционирование требует разработки широкомасштабной национальной программы, адекватной национальным программам приватизации, структурных изменений в отраслях хозяйства и т.п.

На организованном фондовом рынке государство выступает во многих ипостасях: крупнейшим эмитентом, осуществляя финансирование государственного долга, инвестором, собственником ценных бумаг предприятий и банков, осуществляя централизованные капитальные вложения через инвестиции в ценные бумаги; макроэкономическим регулятором, используя ценные бумаги в операциях на открытом рынке для проведения денежной политики; крупнейшим дилером на рынке государственных ценных бумаг через Центральный банк, принадлежащий государству.

Российский рынок ценных бумаг характеризует сложная структура регулирующих государственных органов, которая объясняется тремя причинами:

- существованием смешанной (банковская и небанковская) модели рынка при которой регулирующими инстанциями является и Центральный банк, и небанковские государственные органы;

- неустойчивостью и конкуренцией российских властных структур.

Администрация Президента РФ - главное правовое управление -непосредственно участвует в работе Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг (ФКЦБ), осуществляя специальный мониторинг выполнения указов и распоряжений Президента РФ, связанных с приватизацией и рынком ценных бумаг.

Правительство РФ осуществляет общее руководство развитием рынка ценных бумаг через федеральные органы исполнительной власти, ведет законодательную деятельность, осуществляя подготовку проектов Указов и Распоряжений Президента РФ, а также федеральных законов в области ценных бумаг, назначает и контролирует работу головных исполнителей по подготовке нормативных актов (Госкомимущество РФ, Министерство финансов РФ, Министерство экономики РФ и т.д.).

Министерство финансов РФ выступает на рынке ценных бумаг, с одной стороны, в качестве эмитента - представителя государства, выполняющего от имени последнего все функции по выпуску государственных ценных бумаг, с другой стороны, в качестве государственного органа регулирования рынка.

Закон РФ «О государственном внутреннем долге РФ» и статья 817 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ) определяют понятие внутреннего долга, под которым понимаются долговые обязательства Правительства РФ перед юридическими и физическими лицами. По договору государственного займа заемщиком выступает либо Российская Федерация, либо субъект Российской Федерации. ГК РФ определяет также и форму государственного займа.

Определение политики в отношении государственного внутреннего долга и его верхний предел должны устанавливать законодательные органы, а оперативное управление им, в том числе определение порядка, условий выпуска и размещения долговых обязательств, осуществляет исполнительная власть.

Рынок государственных ценных бумаг РФ долгое время считался достаточно надежным и ликвидным, и поэтому на нем активно отрабатывались правила совершения новых для Российской практики сделок.

Фрагмент работы

Рынок ценных бумаг в общем виде можно определить как совокупность экономических отношений по поводу выпуска и обращения ценных бумаг между его участниками. Его основой является товарный рынок, деньги и денежный капитал. Рынок ценных бумаг выполняет важную роль в покрытии дефицита федерального бюджета путем обоюдовыгодного перераспределения денежных средств между коммерческими банками и государством. Его сущность определяется всеобщим законом развития экономики в целом, такими как: всеобщий закон накопления, закон тенденции нормы прибыли к понижению, закон спроса и предложения и т.д.

Тенденция нормы прибыли к понижению способствует возникновению избыточного капитала, вложение которого в реальный процесс воспроизводства невыгодно с точки зрения одного производителя в связи с его небольшим объемом. Владельцы такого капитала вынуждены отдавать его в ссуду под определенные проценты. Однако, эти временно свободные средства недостаточны для нормального воспроизводства. Встает необходимость создания специальных финансово-кредитных институтов, главная задача которых заключается в аккумуляции, трансформации направлении капитала в инвестиции. Возникающий рынок ссудных капиталов характеризуется двумя признаками: во-первых сроками движения капитала и во-вторых субъектами, действующими на этом рынке, т.е. институциональным устройством.

В России сложилась смешанная модель рынка ценных бумаг, на котором наравне с банками действуют небанковские инвестиционные институты. Инвестиционные институты - профессиональные участники рынка ценных бумаг, осуществляющие свою деятельность с ценными бумагами как исключительную. К инвестиционным институтам относятся: финансовые брокеры, инвестиционные консультанты, инвестиционные компании, инвестиционные фонды.

Рынки государственных и корпоративных ценных бумаг являются параллельными фондовыми системами. Обращение государственных ценных бумаг находится под сильным влиянием центрального банка (осуществление денежной политики через операции с государственными ценными бумагами на открытом рынке) и Министерства финансов.

Основными компонентами любого рынка ценных бумаг являются эмитенты; профессиональные участники - дилеры и брокеры, через них осуществляется перераспределение денежных средств от инвесторов к эмитентам ценных бумаг; биржевой, внебиржевой, околобиржевой рынки ценных бумаг; инвесторы: частные - население, корпоративные - предприятия, обладающие излишками денежных средств, институциональные инвесторы - предприятия, которые имеют излишки денег в силу характера их деятельности; органы государственного регулирования и надзора; инфраструктура рынка ценных бумаг: правовая, информационная , регистрационная сеть (регистратор - организация, занимающаяся регистрацией владельцев именных ценных бумаг и перехода прав собственности, депозитарная и расчетно-клиринговая сеть (хранение ценных бумаг, зачет обязательств по совершенным сделкам, денежные расчеты, расчеты ценными бумагами и т.д.; для государственных и частных ценных бумаг существуют раздельные депозитарно - клиринговые системы).

Заключение

Всесторонний анализ выпуска и обращения государственных ценных бумаг России, позволяет сделать вывод - российский рынок ценных бумаг находится на этапе своего становления. Накоплен определенный практический опыт, подготовлены профессиональные кадры, отработаны технологии, созданы и функционируют государственные и общественные структуры контроля за деятельностью рынка.

Проведенный в рамках настоящей работы анализ показывает, что на Российском рынке ценных бумаг уже отработана система выпуска и обращения государственных ценных бумаг, прошедшая в своем развитии определенные этапы, такие как:

1. Создание развитой системы информации о состоянии фондового рынка страны, позволяющей своевременно и в полном объеме информировать зарегистрированных участников рынка ГЦБ о предстоящих выпусках облигаций государственного займа, погашении, выплатах дохода, результатах аукционов по размещению ГЦБ, итогов торговых сессий и т.д.

2. Разработка разнообразных фондовых инструментов, обладающих выраженными рыночными качествами (массовость, серийность выпуска, доходность, колеблемость цены и др.), таких как государственные бескупонные краткосрочные облигации (ГКО), размещаемые на рынке с дисконтом, среднесрочные облигации Федерального займа (ОФЗ), купонный доход по которым выплачивается периодически, либо с плавающей ставкой, либо с постоянным доходом, среднесрочные купонные облигации государственного сберегательного займа (ОГСЗ), размещаемые преимущественно среди физических лиц, и облигации внутреннего валютного займа (ОВВЗ).

3. Организация деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг через создание фондовых бирж, депозитариев, реестродержателей, расчетно-клиринговых центров, подготовка профессиональных кадров в учебных центрах и пр.

4. Создание системы государственных органов, контролирующих и регламентирующих деятельность рынка ценных бумаг страны.

5. Организация первичного рынка государственных ценных бумаг - аукциона, правил его проведения, защищающих интересы инвесторов, определение круга участников аукциона (дилеров) с постепенным его расширением и допуском на него нерезидентов.

6. Поддержание ликвидности рынка ГЦБ путем активного участия государства в лице Центрального Банка России на вторичном рынке ГЦБ - в регулярных биржевых компьютерных торгах.

Для развития рынка ценных бумаг понадобится преодолеть финансовый кризис, политическую и социальную нестабильность. Необходима целевая переориентация с первоочередного обслуживания финансовых запросов государства на выполнение главной функции - направление денежных ресурсов на восстановление и развитие производства.

Чтобы российский рынок встал в ряд развивающихся рынков ценных бумаг, необходимо наращивать объемы рынка - размер капитализации рынка в процентах к номинальной стоимости ВВП должен составлять 30-40%, то есть в 15 раз выше, чем есть в настоящее время.

Необходимо усиление роли государства на фондовом рынке, реализация всех регулирующих рынок функций государства, распределенных между многочисленными органами исполнительной власти, формирование согласованной системы государственного регулирования рынка ценных бумаг для преодоления раздробленности и пересечения функций государственных органов.

Рынок государственных ценных бумаг крайне необходим России для восстановления и развития рыночной экономики после кризиса августа 1998 года. Государственные ценные бумаги нужны для покрытия бюджетного дефицита на неинфляционной основе. Необходимы свободные средства для финансирования целевых государственных программ в области жилищного строительства и социального обеспечения, для регулирования цен и темпов инфляции, воздействия на направления инвестирования и пр.

Назрела необходимость в организации региональных рынков государственных ценных бумаг для вовлечения в оборот свободных капиталов территорий.

Требуется более свободное размещение государственных ценных бумаг среди частных лиц.

Преодоление всех этих проблем приблизит российский рынок государственных ценных бумаг к мировому уровню и будет способствовать укреплению России в целом.

Список литературы

1. Агарков М.М. Учение о ценных бумагах. - М: Финстатинформ, 1993. - 139 с.

2. Буренин А.Н. Рынок ценных бумаг и производных финансовых инструментов. - М., 1998. - 348 с.

3. Государственное регулирование рынка ценных бумаг в России. Сборник нормативных документов. Г.Москва, Внешторгиздат, 2002 год.

4. Дуглас Л.Г. Анализ рисков операций с облигациями на рынке ценных бумаг. - М.: Филинъ, 1998. - 448 с.

5. Едронова И.Н., Мизиковский Е.А. Учет и анализ финансовых активов: Акции, облигации, векселя. - М.: Финансы и статистика, 1995. - 268 с. : ил.

6. Меньшиков И.С. Финансовый анализ ценных бумаг: Курс лекций. - М.: Финансы и статистика, 1998. - 353 с.

7. Петражицкий Л.И. Акции и биржевая игра: Оптимистические тенденции в оценке неизвестной прибыли. - Новосибирск: Гермес, 1993 . -304 с.

8. Пятов М.Л. Вексель. Вопросы учета, анализа и налогообложения. - М.: Финансы и статистика, 1997. - 208 с.

9. Региональный рынок ценных бумаг: особенности, проблемы и перспективы. - М.: Финстатинформ, 1996. - 175 с.

10. Рынок ценных бумаг / Клещев Н.Т., Федулов А.А., Симонов В.М. и др. - М., 1997. - 559 с.: ил.

11. Рынок ценных бумаг: Учеб. для экон. спец. и направлений вузов / Галанов В.А., Басов А.И., Аношкин Р.А. и др. - М.: Финансы и статистика, 1998. - 350 с.: ил.

12. Рынок ценных бумаг: Шаг России в информационное общество / [Клещев Н.Т., Федулов А.А., Симонов В.М. и др.] - М.: Экономика, 1997. - 559 с.: ил.

13. Ценные бумаги. - М., 1999. - 415 с.

14. Ческидов Б.М. Развитие банковских операций с ценными бумагами. - М.: Финансы и статистика, 1997. - 335 с.

15. Энджел Л., Бойд Б. Как покупать ценные бумаги. - Самара, 1993. - 304 с.

Покупка готовой работы
Тема: «Государственные ценные бумаги Особенности выпуска и обращения»
Раздел: Ценные бумаги
Тип: Курсовая работа
Страниц: 34
Цена: 300 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика