Дипломная работа

«Социальная работа с малообеспеченными семьями в учреждениях социальной защиты населения»

  • 70 страниц
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С МАЛООБЕСПЕЧЕННЫМИ СЕМЬЯМИ В УЧРЕЖДЕНИЯХ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ 7

1.1 Малообеспеченная семья как объект социальной защиты. 7

1.2 Проблемы малообеспеченных семей в Российской Федерации. 19

1.3 Технологии социальной работы с малообеспеченными семьями в учреждениях социальной защиты населения 26

ГЛАВА2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С МАЛООБЕСПЕЧЕННЫМИ СЕМЬЯМИ В УЧРЕЖДЕНИЯХ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ 36

2.1 Анализ опыта социальной работы с малообеспеченными семьями в ГУ КЦСОН Бежицкого района г. Брянска 36

2.2 Программа изучения проблем малообеспеченных семей и применение технологий социальной защиты в их решении 47

2.3 Оценка результатов опытно-экспериментального изучения социальной работы с малообеспеченными семьями в учреждениях социальной защиты населения 54

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 65

ПРИЛОЖЕНИЯ 1-17 70

Введение

Положение семьи в Российской Федерации в современных условиях можно охарактеризовать как кризисное. Сегодня повышение благосостояния населения является одной из основных целей любого общества, стремящегося к прогрессу. Государство, заботящееся о своих гражданах, должно создавать благоприятные условия для долгой, безопасной, здоровой и благополучной жизни людей, обеспечивая экономический рост и социальную стабильность в обществе. В результате проведения либеральных реформ в 90-х годах ХХ века наша страна подверглась интенсивным процессам социально-экономических преобразований, которые повлекли за собой изменение устоявшихся моделей социально-экономического поведения населения страны. Обесценивание доходов в результате гиперинфляции привело к массовому снижению уровня жизни россиян.

В настоящее время негативное влияние на благосостояние семей оказывают высокий уровень безработицы, высокие тарифы на жилищно-коммунальные услуги, низкий, не соответствующий стоимости жизни уровень оплаты за труд. Малообеспеченные семьи практически не имеют возможности оплачивать дорогостоящие услуги образования и здравоохранения, туристические и рекреационные услуги и многие другие материальные, социальные и духовные блага. В этих условиях становится невозможной качественная социализация детей, реализация их потенциальных возможностей, их духовное и интеллектуальное развитие. Проблема бедности в семье приобретает устойчивый характер. Таким образом, бедность – одна из наиболее актуальных и острых проблем современной России.

Одной из основных целей экономических реформ, проводимых Правительством Российской Федерации, является повышение уровня жизни населения страны. Уровень жизни населения во многом определяется размером доходов граждан, а также доступностью услуг образования, здравоохранения, жилищно-коммунальных и других социальных услуг. Государство при этом обеспечивает соответствующие социальные гарантии, под которыми понимается некоторый гарантированный набор социально значимых благ и услуг для всех граждан. Социальные гарантии на практике воплощаются в определенных минимальных стандартах, связанных с доходами населения, возможностями получения образования и медицинской помощи, обеспеченностью жильем и т. д. Эти гарантии обеспечиваются в России учреждениями социальной защиты населения.

В настоящее время в России проживает 43% малообеспеченных граждан и семей. При этом 16% всех малообеспеченных-это малообеспеченные, балансирующие на грани бедности . Действующая долгие годы система социальных льгот относительно стабильно поддерживала жизненный уровень малообеспеченных слоев населения. Однако неоправданное увеличение числа льгот и льготников, сопровождаемое множеством нарушений и злоупотреблений при их распределении, привело к значительному обременению экономики, сдерживающему ее развитие. Призванная решить данную проблему и вводимая с 2005 года реформа замены льгот денежными компенсациями пока не выполняет эту задачу, ибо механизмы ее решения недостаточно продуманы и направлены скорее на сугубо прагматическое сокращение бюджетных расходов и обязательств, нежели на реальную поддержку нуждающихся слоев населения в силу предельно низких установленных нормативов компенсационных выплат.Сегодня семье,как никогда, требуется социальная помощь и защита государства - не разовая, а постоянная, гарантированная, адресная. Большую роль в этом играет реализация государственной семейной политики, в том числе через систему организации территориальных служб и учреждений социальной защиты населения.

Недостаточно эффективно решаются проблемы, связанные с изменением принципов финансирования, адресности поддержки нуждающихся членов общества, качества и доступности социальных услуг для данной категории населения.

Таким образом, актуальность этих проблем обусловила выбор темы дипломной работы, и состоит в том, что малообеспеченная семья в современных условиях не всегда сама находит выход из трудных жизненных ситуаций и нуждается в помощи со стороны. Такую помощь могут оказать социальные службы и социальный работник как субъекты социальной защиты населения. Для написания дипломной работы были использованы научные статьи, законодательные и нормативные документы по проблеме исследования.

Целью дипломной работыявляется изучение особенностей социальной работы учреждений социальной защиты в решении проблем малообеспеченных семей.

Объект исследования – социальная работа с малообеспеченными семьями в современной России.

Предмет исследования - технологии социальной защиты малообеспеченных семей.

Гипотеза: технологии социальной защиты малообеспеченных семей будут эффективны, если:

- систематически выявлять проблемы малообеспеченных семей;

- применить комплекс мер социальной защиты, направленных на разрешение трудностей, возникающих у данной категории семей; -разработать и реализовать программу социальной защиты малообеспеченным семьям в зависимости от возникших проблем.

Достижение поставленной цели предполагает решить следующие задачи:

- проанализировать литературу по проблеме исследования;

- рассмотреть государственную и социальную политику в отношении малообеспеченных семей;

- выявить сущность проблем малообеспеченных семей;

- разработать программу социальной защиты малообеспеченных семей и оценить ее результаты;

Основными методами исследования выступают:

- теоретический анализ литературы;

- эмпирические методы: изучение и обобщение опыта социальной работы с малообеспеченными семьями, методы обработки данных, элементы контент анализа.

Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.

Заключение

Малообеспеченные семьи – семьи, имеющие среднедушевой доход, равный 1,5-2 размерам прожиточного минимума, установленного в регионе, и имеющие право на получение государственной социальной помощи. Малоимущими являются частично или полностью нетрудоспособные граждане, в частности, не имеющие трудоспособных близких родственников; пенсионеры; инвалиды; одинокие пожилые люди; многодетные семьи; неблагополучные семьи; семьи безработных. Сейчас группу малообеспеченных пополняют семьи с малолетними детьми (особенно до 6 лет), молодые семьи (особенно студенческие, семьи беженцев и вынужденных переселенцев, семьи бюджетников).

Основной целью оказания государственной социальной помощи является поддержание уровня жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан. Регулирование уровня жизни населения является одним из основных направлений деятельности любого государства.

Нормативно-правовая база, регулирующая деятельность социального обеспечения малообеспеченных семей:

Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (с изменениями от 22 августа, 29 декабря 2004 г., 25 ноября 2006 г., 18 октября 2007 г., 1 марта, 14 июля, 22 декабря 2008 г., 28 апреля, 24 июля, 25 декабря 2009 г., 8 декабря 2010 г.)

Федеральный закон от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ Об основах обязательного социального страхования (по состоянию на 01.01.2010 ) в ред. фз №117-ФЗ от 14.07.2008; №213-ФЗ от 24.07.2009)

Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. N 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" (с изменениями от 10, 25 июля 2002 г., 10 января 2003 г., 22 августа 2004 г., 23 июля 2008 г.)

Федеральный закон от 11 августа 1995 г № 135-ФЗ О благотворительной деятельности и благотворительных организациях (по состоянию на 10.01.2009) в ред. фз № 276-ФЗ от 30.12.2006; № 309-ФЗ от 30.12.2008).

Федеральный закон от 02.08.1995 N 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" (принят ГД ФС РФ 17.05.1995)с изм. по состоянию на 7 июля 2009 года.

и др. нормативно –правовые акты, Постановления Правительства РФ и области.

Выделяют следующие технологии социальной работы с малообеспеченными слоями населения:

1. Экстренная социальная помощь — это разовое, единичное содействие индивиду или семье, испытывающим трудности, путем выдачи денег, продуктов или вещей.

2. Адресная социальная помощь оказывается малообеспеченным слоям населения и также предусматривает выдачу денег, продуктов и вещей, но может предоставляться неоднократно, даже регулярно

3.Также возможно предоставление других видов помощи (правовой, психологической, информационной, профориентационной и т.д.), в которых остро нуждаются клиенты системы социального обслуживания.

Объектом исследования в дипломной работе является ГУ КЦСОН Бежицкого района г. Брянска.

Комплексный центр социального обслуживания населения Бежицкого района г. Брянска является юридическим лицом, осуществляющим свою деятельность на основании Устава, имеет юридический адрес, обособленное имущество на праве оперативного управления, самостоятельный баланс, лицевой и иные счета в органах казначейства, печать с изображением Герба Российской Федерации со своим наименованием и наименованием Учредителя, штамп для согласования документов, бланки, фирменную символику и другие реквизиты, утвержденные в установленном порядке.

Наименование Учреждения: полное – Государственное Учреждение «Комплексный центр социального обслуживания населения Бежицкого района г. Брянска», сокращенное – ГУ КЦСОН Бежицкого района г. Брянска.

Место нахождения: 241035, Брянская область, г. Брянск, бульвар 50 лет Октября, 4.

В структуре Комплексного центра социального обслуживания населения Бежицкого района г. Брянска имеются следующие отделения:

- срочного социального обслуживания и консультативной помощи;

- дневного пребывания пенсионеров и инвалидов;

- социального обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов;

- специализированного социально-медицинского обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов;

- отделение помощи семье, женщинам и детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации,

Одним из категорий клиентов социальной службы ГУ КЦСОН Бежицкого района г. Брянска является малообеспеченная семья.

Через ГУ «Комплексный Центр социального обслуживания населения Бежицкого района г. Брянска» реализуются федеральные, областные и городские целевые программы по социальной поддержке населения. К федеральной программе относится выдача государственной социальной помощи. Из областных социальных программ реализуется создание летних лагерей отдыха для детей из многодетных и малообеспеченных семей. Летние лагеря действуют по принципу дневного стационара. Организуется культурный досуг детей и культурно-массовые мероприятия.

Основные виды помощи для малообеспеченных семей г. Брянска , которые осуществляет ГУ «Комплексный Центр социального обслуживания населения Бежицкого района г. Брянска»: денежная помощь; натуральное обеспечение (предоставление предметов первой необходимости (продуктов питания, обуви, одежды и пр.); гуманитарная помощь, правая, психологическая, информационная помощь, услуги по ремонту обуви, стрижке волос и стирке белья, посещение бани, благотворительные обеды, проводятся различные мероприятия, организация досуга детей и взрослых.

В дипломной работе было проведено исследование по изучению проблем малообеспеченных семей.

Для исследования были выбраны 100 малообеспеченных семей. Опрос проводился по разработанным анкетам.

Проведенное исследование показало, что из 100 опрошенных семей, больший удельный вес приходится на многодетные семьи, имеющие от трех и более детей. Средний возраст малообеспеченных семей составляет от 20 до 40 лет. Небольшая доля приходится на малообеспеченные семьи старшего и молодого поколения. Основной причиной бедности является появление детей, низкие доходы населения.

Среди опрошенных большинство считают, что виной их малообеспеченности является государство и государственная политика.

Опрос также показал, что среди малообеспеченных семей 2% - имеют больных детей.

Больше всего дети в малообеспеченных семьях нуждаются в предметах первой необходимости: одежда, обувь, школьно-письменные принадлежности.

Большинство семей предпочитают получать денежную помощь, нежели льготы и натуральную помощь.

Наибольший процент опрошенных предпочитают социальную помощь на дому, небольшая доля малообеспеченных приходится на нуждающихся в стационарной и полустационарной социальной помощи.

Основными видами социальной помощи, в которых сейчас нуждаются малообеспеченные семьи г. Брянска - является адресная помощь, таких опрошенных составляет 91%. 9% - необходима экстренная помощь. Практически никому из опрошенных в настоящий момент не нужна социальная, психологическая и правовая помощь.

Следовательно, на основании проведенного исследования можно выявить наибольшие предпочтения малообеспеченных семей, узнать более подробно об их проблемах, основной из проблем является именно материальная помощь, меньше все малообеспеченные нуждаются в социальной, консультационной и правовой поддержке.

На основании проведенного исследования необходимо назначить адресную помощь именно ту, которая необходима в настоящий момент нуждающимся семьям.

Для более подробного изучения проблем материальной , натуральной помощи необходимо разрабатывать более подробные анкеты, где выявлять количество семей нуждающихся в обуви и одежды , какого именно размера и т.д. Это позволит наиболее полно оценить проблемы малообеспеченных семей.

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993г.

2. Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (с изменениями от 22 августа, 29 декабря 2004 г., 25 ноября 2006 г., 18 октября 2007 г., 1 марта, 14 июля, 22 декабря 2008 г., 28 апреля, 24 июля, 25 декабря 2009 г., 8 декабря 2010 г.)

3. Федеральный закон от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ Об основах обязательного социального страхования (по состоянию на 01.01.2010) в ред. фз №117-ФЗ от 14.07.2008; №213-ФЗ от 24.07.2009)

4. Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. N 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" (с изменениями от 10, 25 июля 2002 г., 10 января 2003 г., 22 августа 2004 г., 23 июля 2008 г.)

5. Федеральный закон от 11 августа 1995 г № 135-ФЗ О благотворительной деятельности и благотворительных организациях (по состоянию на 10.01.2009) в ред. фз № 276-ФЗ от 30.12.2006; № 309-ФЗ от 30.12.2008).

6. Федеральный закон от 02.08.1995 N 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" (принят ГД ФС РФ 17.05.1995)с изм. по состоянию на 7 июля 2009 года

7. Федеральный закон № 122 « О замене льгот денежными компенсациями» от 22.08.2004 г.

8. Федеральный закон от 24 октября 1997 года № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» (в ред. Федеральных законов от 27.05.2000 № 75-ФЗ, от 22.08.2004 № 122-ФЗ)

9. Постановление Правительства РФ «Об утверждении положения о республиканской (федеральном) и территориальном фондах социальной поддержки населения и мерах по обеспечению деятельности этих фондов от 19 февраля 1992 г. N 121 (в ред. Постановления Правительства РФ от 24.05.95 N 507).

10. Постановление администрации Брянской области от 31 декабря 2009 г. № 1532 «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов»

11. Постановление об утверждении долгосрочной целевой программы города Брянска «социальная защита населения г. Брянска на 2009-2013 г.г. от 9 октября 2008 г. № 1088-п

12. Постановление Брянской городской Администрации от 24 января 2011 г. N 67-п "О величине прожиточного минимума в городе Брянске за 4 квартал 2010 года"

13. Государственный стандарт «Социальное обслуживание населения Брянской области. Контроль качества социальных услуг»// Утвержден постановлением администрации Брянской области от 10 декабря 2009 г. № 1319.

14. Государственный стандарт "Социальное обслуживание населения Брянской области. Термины и определения"»// Утвержден постановлением администрации Брянской области от 10 декабря 2009 г. № 1319.

15. Государственный стандарт "Социальное обслуживание населения Брянской области. Классификация учреждений социального обслуживания"»// Утвержден постановлением администрации Брянской области от 10 декабря 2009 г. № 1319.

16. Государственный стандарт "Социальное обслуживание населения Брянской области. Система качества учреждений социального обслуживания"»// Утвержден постановлением администрации Брянской области от 10 декабря 2009 г. № 1319.

17. Государственный стандарт «Социальное обслуживание населения Брянской области. Основные виды социальных услуг» »// Утвержден постановлением администрации Брянской области от 10 декабря 2009 г. № 1319.

18. Аналитический доклад в сотрудничестве с Представительством Фонда имени Фридриха Эбета в РФ « Малообеспеченные в России. Кто они? Как живут? К чему стремятся?

19. Бабич А.М., Егоров Е.В. Экономика и финансирование социально-культурной сферы. Казань: Белка, 2004. – С. 268.

20. Байгереев С.А. Бедность и политика адресной социальной помощи малоимущим семьям. 1999. – С. 197.

21. Бодалев А.А. Рабочая книга практического психолога: Пособие для специалистов, работающих с персоналом / А.А. Бодалев, А.А. Деркач, Л.Г. Лаптев. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001. – 640 с.

22. Волгин Н.А. Социальная политика: Учебник /Н.А. Волгин. – М.: Издательство «Экзамен», 2003. – 736 с.

23. Глэддинг С.Г. Психологическое консультирование / С.Г. Глэддинг. - 4-е изд. — СПб: Питер, 2002. — 736 с.

24. Гусев А.Н. Социальная политика государства. М.:РАГС, 2001. – С. 231.

25. Гришина Л.П. Проблемы инвалидности в Российской Федерации. - М., 1995. 125 с.

26. Дурасанова Т.П. Введение в специальность «Социальная работа». Учебное пособие. Балашов, 2000г.

27. Дедов Н.П. Социальная конфликтология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /Н.П. Дедов, А.В. Морозов, Е.Г. Сорокина, Т.Ф. Суслова. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 336 с.

28. Заяц О. В. Экономические основы социальной работы Владивосток 2003г-С.71

29. Кадомцева С.В. Социальная защита населения. М.:РАГС, 2003. – С. 264

30. Карелова Г.А. Социальная защита: вчера, сегодня и завтра. //Человек и труд.-2002.-№6.- С. 24-28.

31. Курбатов В.И. Социальная работа. Серия «Учебники, учебные пособия» - Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. С. 256.

32. Кудрявцев М.В. Социальное обеспечение в Российской Федерации 1999. – С. 358.

33. Комарова Е.И. Менеджмент социальной работы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.И. Комарова, А.И. Войтенко, М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2007. – 288с.

34. Лисовский В.А. Комплексная профилактика заболеваний и реабилитация больных и инвалидов: Учебн. пособие / В.А. Лисовский, С.П. Евсеев, В.Ю. Голофеевский, А.Н.Мироненко. Под редакцией проф. С.П. Евсеева. – М.: Советский спорт, 2001. — 320 с.

35. Ляшенко А.И. Организация и управление социальной работы в России /А.И. Ляшенко, М: 2007. – 85 с.

36. Малкина-Пых И.Г. Кризисы пожилого возраста (Справочник практического психолога) /И.Г. Малкина-Пых, М.: ЭКСМО, 2005. – 368 с.

37. Немов Р.С. Основы психологического консультирования: Учеб. для студ. педвузов /Р.С. Немов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2007. – 394 с.

38. Осипова А.А. Общая психокоррекция: Учебное пособие для студентов вузов/А.А. Осипова. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 512 с.

39. Пособия, компенсационные выплаты и другие виды социальной помощи семьям, имеющим детей // Воспитание школьников. – 2006.№6, с. 12

40. Положение о порядке оказания социальной помощи жителям города Брянска от 3.02.2009г.

41. Российский статистический ежегодник / Стат. Сб. Росстат., М: 2007 г., 211 с.

42. Ревенко Н.В., Семья как объект социальной работы: Учебное пособие для студентов по дисциплине «Семьеведение» для специальности «Социальная работа» / Н.В. Ревенко. – Мурманск: Изд-во МГТУ, 2006 г., с. 60

43. Радаев В.В. Работающие бедные: велик ли запас прочности? // Социологические исследования. 2000. № 8.

44. Статистические данные ГУ КЦСОН г. Брянска Бежицкого района с 2007-2010 г.г.

45. Сулейманова, Г.В. Право социального обеспечения. Учебное пособие для ВУЗов. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2008. – С.318

46. Саенко Л.А Гуров В.Н. Социально-педагогическая работа школы с семьями безработных. Ставрополь 2003,- с. 3

47. Фирсов, М.В., Студенова Е.Г. Теория социальной работы. – М.: ВЛАДОС, 2008. – С.298

48. Холостова Е.Н. Социальная политика. Москва. 2003. – С. 274.

49. Холостова Е.И. Социальная работа: теория и практика. Учебное пособие / Е.И. Холостова, А.С. Сорвина, М.: Инфра-М, 2009. – 427 с.

50. Холостова Е.И. Технологии социальной работы /Е.И. Холостова, М.: Инфра-М, 2007. – 400 с.

51. Холостова Е.И. Социальная работа с пожилыми людьми. Учебное пособие /Е.И. Холстова, М.: «Дашков и Ко», 2007. – 296 с.

52. Хухлаева О.В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб, заведений/О.В. Хухлаева. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 208 с.

53. Шабанова М.А. Социальная адаптация в контексте свободы // Социологические исследования.- 1995.- № 9.

54. Шульга Т.И. Работа с неблагополучной семьей. – М.: Дрофа, 2005, с. 58

Покупка готовой работы
Тема: «Социальная работа с малообеспеченными семьями в учреждениях социальной защиты населения»
Раздел: Психология
Тип: Дипломная работа
Страниц: 70
Цена: 120 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика