Курсовая работа
«Сущность и методы государственного регулирования экономики»
- 23 страниц
1. Введение….3
2. Сущность и необходимость ГРЭ….5
2.1. Исторические аспекты….5
2.2. Формы ГРЭ в современных условиях…9
3. Основные направления ГРЭ в современных условиях….13
3.1. Классификация методов….13
3.2. Субъекты ГРЭ….16
3.3. Цели ГРЭ….19
4. Заключение….21
5.Список литературы…23
Огромная роль государства и способность его регулировать некоторые экономические процессы зависят от связи экономики и политики, от разработки экономической политики. Государство представляет собой стержень существующей общественной системы, оно концентрирует власть, санкционирует существование всех других негосударственных институтов, формулирует принципы и организует формы общественной жизни, образуя основу институциональной иерархии.
Государству принадлежит важная роль, заключающаяся в обеспечении нормального функционирования любой современной экономической системы. На протяжении всей истории своего существования наряду с задачами поддержания порядка, законности, организации национальной обороны государство выполняло определенные функции в сфере экономики.
Государственное регулирование экономики (ГРЭ) в условиях рыночного хозяйства представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям.
Тема «Сущность и методы государственного регулирования экономики» выбрана мною не случайно. Ведь в настоящее время в актуальности проблемы государственного регулирования экономики нет сомнения. Целью курсовой является понятие и рассмотрение сущности и методов ГРЭ. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотрение исторических аспектов,
- изучение форм государственного регулирования в современных условиях,
- раскрытие основных направлений ГРЭ.
При раскрытии поставленных задач был использован метод изучения научной литературы. Были использованы книги по экономической теории, книги, раскрывающие вопросы государственного регулирования экономики, книги по национальной экономике и макроэкономике.
Работа состоит из двух глав. В первой главе даются общие теоретические сведения о сущности и необходимости государственного регулирования. Здесь раскрываются вопросы исторического характера темы, такие как: школа меркантилистов, где теорией меркантилизма являлась необходимость государственной активной политики; классическая теория, основоположником которой был Адам Смит, а также другие исторические аспекты. Второй вопрос этой главы раскрывает понятие форм государственного регулирования экономики. Даются определения финансовой, фискальной, таможенной, денежно-кредитной политики.
Во второй главе рассматриваются основные направления ГРЭ в современных условиях. Изучаются конкретные методы государственного регулирования, прямые и косвенные. К экономическим, то есть косвенным методам прежде всего относятся кредитно-денежная и финансовая политика.
Административные методы базируются на таких мерах, как принуждение, разрешение и запрещение. Экономические и административные методы находятся в определенной взаимосвязи. Так как любой экономический регулятор применяется или изменяется после принятия соответствующих государственных решений, а также контролируется государственной службой, то можно сказать, что он уже несет в себе элемент администрирования.
Следующим вопросом, поставленным во второй главе, является вопрос о субъектах ГРЭ. Субъектами ГРЭ являются органы власти: законодательные, исполнительные, судебные. Подробнее их суть раскрывается в пункте 3.2. этой главы. Также, прочитав курсовую работу можно узнать о многих других интересных сведениях.
Сущность и необходимость ГРЭ
1.1.Исторические аспекты
История государственного регулирования восходит к концу средневековья, здесь основной экономической школой была школа меркантилистов. Теории меркантилизма обосновали необходимость активной государственной экономической политики. Предлагавшийся ими и осуществлявшийся европейскими государствами комплекс мер существенно способствовал становлению рыночной системы того периода.
Характерное для меркантилистов отождествление богатства с деньгами привело их к выводу, что и государство тем богаче, чем больше денег (естественно, полноценных — золота и серебра) оно имеет. Накопление же денежного богатства может быть достигнуто с помощью государственной власти. Теория раннего (или денежного) меркантилизма (в числе ее сторонников были англичанин У.Стаффорд, итальянец Г.Скаруффи) предлагала государствам осуществить систему мер, направленных на удер-жание денег в стране.
Со второй половины XVI в. развивается поздний (или мануфактурный) меркантилизм (Т.Мен-Англия, А.Серра-Италия, А.Монкретъен -Франция и др.)
Государство, как утверждали сторонники позднего меркантилизма, тем богаче, чем больше разница между стоимостью вывезенных из страны и ввезенных в нее товаров. Предлагались два способа добиться этой разницы. Во-первых, за счет вывоза изделий своей страны; во-вторых, за счет посреднической торговли, для чего разрешался вывоз денег за границу. При этом выдвигался принцип: покупать дешевле в одной стране, продавать дороже — в другой. Для формирования активного торгового баланса и захвата внешних рынков правительство должно было регулировать ввоз путем обложения пошлинами иностранных товаров и поощрять вывоз, выдавая, в частности, премии организаторам предприятий, продукция которых пользовалась большим спросом на внешних рынках.
Идеи меркантилизма стали теоретической базой государственной политики, получившей название протекционизма, направленной на поощрение отечественной экономики, ее защиту от иностранных конкурентов, на расширение внешних рынков.
После меркантилизма была выдвинута классическая теория, основоположником ее стал Адам Смит. В основе учения Смита, изложенного в книге «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776г.), лежало представление об экономических законах, действующих подобно за-конам природы и определяющих развитие общества. Ему была близка идея равновесия, которое устанавливается в экономике стихийно при отсутствии внешнего (государственного) вмешательства и является оптимальным режимом функционирования рыночной экономической системы. Смит называл такое естественное функционирование экономики принципом «неви-димой руки », а роль государства ограничивал функцией « ночного сторожа» — поддержания порядка охраны и защиты частной собственности и конкуренции.
В 30-е года прошлого века, после глубочайшего спада экономики США, Джон Мейнард Кейнс выдвинул свою теорию, в которой он опроверг, взгляды классиков на роль государства. Теорию Кейнса можно назвать "кризисной", так как, по сути, он рассматривает экономику в состоянии депрессии. По его теории, государство должно активно вмешиваться в экономику по причине отсутствия у свободного рынка механизмов, которые по-настоящему обеспечивали бы выход экономики из кризиса. Кейнс считал, что государство должно воздействовать на рынок в целях увеличения спроса, так как причина капиталистических кризисов - перепроизводство товаров.
Главными чертами кейнсианской модели регулирования являются:
- доля национального дохода высока и перераспределяется через госбюджет;
По итогам, проделанной мною работы, безусловно, государственное регулирование - объективная необходимость развития экономики. Причем, степень государственного регулирования зависит от уровня развития рыночных отношений. Поставленная цель о рассмотрении сущности и методов ГРЭ, была достигнута. Были раскрыты вопросы о меркантилизме, о классической, неоклассической, кейнсианской теориях. Так или иначе, в любой стране, при любой общественно-политической и социально-экономической системе экономика в той или иной степени регулируется государством в лице государственных органов. О сущности законодательных, исполнительных и судебных органов было раскрыто во второй главе. Законодательные органы федерального уровня и субъектов федерации принимают законы, постановления, другие законодательные акты. Исполнительным органам принадлежит основная роль в управлении экономикой, так как именно эти органы призваны исполнять законы, приводить их в действие. Судебные правовые органы можно считать органами управления экономикой в том смысле, что они следят за соблюдением и выполнением законов, регулирующих экономические отношения, пресекают их нарушение, рассматривают конфликтные ситуации, взаимные экономические претензии и другие. Мною были рассмотрены формы ГРЭ и методы государственного регулирования экономики. Целью кредитно-денежной политики является достижение равновесного и устойчивого регулирования экономики.
Целями таможенной политики РФ являются: обеспечение наиболее эффективного использования инструментов таможенного контроля и регулирования товарообмена на таможенной территории РФ, участие в реализации торгово-политических задач по защите российского рынка, стимулированию развития национальной экономики, содействию проведению структурной перестройки и других задач экономической политики РФ, а также иные цели, определяемые Федеральным Собранием РФ, Президентом РФ и Правительством РФ в соответствии с ТК РФ и другими законодательными актами РФ.
Проведя огромную работу по изучению материала о ГРЭ можно сделать вывод о том, что главной целью государственного регулирования является экономическая и социальная стабильность.
1. Градов А.П. Национальная экономика.-2-е изд.
2. Видяпина В.И. Экономическая теория.- М.:ИНФРА-М, 2007.
3. Кетова Н.П, Макроэкономика.- М.:Феникс, 2004.
4. Холодов Л.Г. Вопросы государственного регулирования экономики, 1994.
5. Камаев В.Д. Учебник по основам экономической теории – М. 2001.
6. Ревенков А. Планирование в системе государственного регулирования экономики- М. 2001.
7. Кэмпбелл Р. МАККОНЕЛ, Стенли Л. БРЮ, Экономикс – М. 1997.
8. w*w.erudition.r*
9. w*w.masterdonntu.edu
10. w*w.refby.r*
11. w*w.revolution.allbest.r*
работа выполнена на отлично (5)
Тема: | «Сущность и методы государственного регулирования экономики» | |
Раздел: | Экономика | |
Тип: | Курсовая работа | |
Страниц: | 23 | |
Цена: | 500 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Понятие государственного регулирования экономики. Субъекты, объекты, цели государственного регулирования
Дипломная работа:
Государственное регулирование экономики
Курсовая работа:
Внешнеэкономическая деятельность: формы и методы государственного регулирования.
Реферат:
Формы и методы государственного регулирования экономики в странах Запада в 40-50 годы 20 в.
Реферат:
Средства и методы государственного регулирования экономики