Курсовая работа
«Административные правонарушения в таможенном деле»
- 36 страниц
ВВЕДЕНИЕ…3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ОСНОВАНИЕ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ
В ОБЛАСТИ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА….9
1.1 Понятие АП в области таможенного дела…9
1.2 Правовые основы административной ответственности за нарушение норм в области таможенного дела….10
ГЛАВА 2. ПОРЯДОК ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛАМ ОБ АП В ОБЛАСТИ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА…12
2.1 Возбуждение дела об АП….12
2.2 Порядок проведения административного расследования….16
2.3 Рассмотрение дела об АП….23
2.4 Порядок регистрации дел об АП….28
ГЛАВА 3. ПРИМЕНЕНИЕ МЕР АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ К СУБЪЕКТАМ АП В ОБЛАСТИ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА…30
3.1 Виды АП в области таможенного дела…30
3.2 Проблемы и особенности производства по делам об АП в сфере таможенного дела…32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…35
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ….
Важнейшая роль в деле обеспечения экономических интересов Российской Федерации принадлежит Федеральной таможенной службе – одному из базовых институтов экономики.
Участвуя в государственном регулировании внешнеторговой деятельности и осуществляя фискальную функцию, таможенная служба регулярно пополняет государственный бюджет и тем самым способствует подъёму экономики страны и повышению благосостояния населения.
История российской таможни начинается с конца X века, с первых упоминаний о торговых пошлинах, которыми были обложены в древнерусском государстве предметы потребления на пути их следования от производителя к потребителю. Самая древняя из них - Мыт или Мыто, упоминаемая в Русской правде Ярослава Мудрого (XI век). Она взималась с купцов, проезжающих с товаром по сухопутным и водным путям сообщения. Происходил сбор пошлины на заставах "мытниками" или "мытчиками". Сборщики мыта - предшественники таможенников, а заставы - таможен.
В середине XIII века монголо-татары вводят свою пошлину - тамгу. Тамга (с тюркского) означает знак собственности, клеймо или печать. Поначалу тамга бралась, когда при продаже требовалось приложение клейма (печати) князи или наместника. Постепенно тамга превратилась в одну из наиболее доходных пошлин, взимаемых со стоимости товара. Со временем название ее перешло на все сборы, получившие наименование таможенных, и на место их сбора, таможню.
В середине XVII века в царствование Алексея Михайловича были приняты Торговый устав (25 октября 1653 года), Уставная таможенная грамота (1654 год) и Новоторговый устав (1667 год). Эти документы стали началом реформ в российской таможенной системе, в то время самой запутанной и архаичной.
В XVII веке таможнями управляли таможенный головы и их помощники-целовальники, называемые так потому, что при вступлении в должность они целовали крест и приносили присягу служить верно. Помимо целовальников процедуру таможенного оформления помогали осуществлять работавшие по найму дьяки и подьячие, в обязанности которых входило записывать в таможенные книги данные о товарах и их обложении. Таможенные головы выбирались из первостатейных купцов и служили бесплатно.
Целовальников выбирали из торгового посадского населения. Как голове, так и целовальникам, строго запрещалось производить какие-либо торговые операции. За превышение сумм сборов головы получали награду, а если доходы таможни по вине управляющих уменьшались по сравнению с прошлыми годами, с головы и целовальников взыскивали недочет. В случае важных злоупотреблений головы подвергались и более строгому наказанию- битью кнутом, а то и "смертной казнью без всякой пощады".
В царствование Петра I изменилось название управляющих таможен. С 1700 года они начинают называться таможенными бурмистрами, а с 1720 года - оберцольнерами (в переводе с немецкого - "досмотрщик", надзиратель), при которых по-прежнему состояли целовальники.
В 1753-1757 годы вновь была проведена таможенная реформа, завершившаяся перестройку таможенной системы в России. Начало ей положил Манифест от 20 декабря 1753 года. В Манифесте провозглашалась отмена 17 видов таможенных и мелочных внутренних сборов с торговли и перевозки товаров. Взамен их вводился добавочный 13-процентный сбор русскими деньгами на все ввозимые и вывозимые товары. Поэтому в 1758 году все таможни, кроме остзейских и расположенных по азиатской, были отданы в откупное содержание Компании купца Шемякина с товарищами сроком на 6 лет.
В 1763 году Компания не смогла уплатить правительству договорную сумму. Шемякин был отдан под суд, а 24 августа 1762 года Екатерина II подписала указ об окончательном приеме таможен в казенное ведение.
Для надзора над ними учредили Главную над таможенными сборами канцелярию, а с 1789 года надзор был возложен на Таможенные экспедиции казенных палат. 15 ноября 1796 года была восстановлена деятельность Коммерц-коллегии, и таможни переподчинили ей. Министр коммерции стал главным начальником всех таможенных учреждений России.
Как свидетельствуют исторические источники, контрабанда – явление давнее. О нём встречаются упоминания в древнегреческих и римских источниках.
В России контрабанда появилась ещё в начале XVII века. Однако контрабанда в XVI-XVII веках в Московском государстве носила случайный характер. Поэтому не было нужды охранять границу от проникновения контрабандистов.
В начале XVIII века в связи с развитием промышленности и внешней торговли России с Западом и принятием в 1724 году таможенного тарифа контрабанда приобретает массовый характер. Под контрабандой понимали не только пронос или провоз товаров через границу мимо таможни, но и товары, не указанные в предъявленных в таможню документах.
Применяя различные хитрости и уловки, контрабандисты наводняли рынки своими товарами и подрывали этим самым экономику страны.
Наряду с привлечением сил и средств для борьбы с контрабандистами, правительство России уделяло важное внимание оперативной работе для выяснения лиц, участвующих в переправе товаров через границу в приграничных районах страны и в сопредельных государствах. Списки контрабандистов были изданы типографским способом, размножены и направлялись во все таможенные округа и регулярно обновлялись.
В начале XIX века в России произошла смена коллежской системы управления на министерскую. 25 июня 1811 года Министерство коммерции ликвидируется. Функция управления таможнями передается во вновь созданный Департамент внешней торговли, включенный в состав образованного в 1802 году Министерства финансов.
Контрабанда являлась в середине XIX века одним из широко поставленных способов торговли. В ряде мест она велась почти явно, например, в Бродах, на границе с Австрией или в Мемеле, на границе с Пруссией, где открыто существовали компании, которые за умеренную плату страховали контрабандные грузы. Характерным является пример, когда в 1831 году на северо-западной границе в районе Паланген была задержана контрабанда на сумму 48,281 рубль. По тем временам это была очень крупная сумма. Товар прибыл из Парижа и предназначался для продажи местным купцам. Слух о задержании такой дорогой партии контрабанды дошел до Николая I, и он пожелал лично осмотреть груз. Монарх был весьма удивлен неистощимой фантазией контрабандистов: дорогие товары размещались под козлами в рессорах и даже в кожаных мешках, в которых хранилось сало для смазки колес. Увиденное так потрясло царя, что с этого времени он стал постоянно интересоваться охраной границ, требуя усиленной борьбы с контрабандой.
В начале 1921 года политика "военного коммунизма" сменилась "новой экономической политикой", последний период длился 11 лет. Товарный голод в стране, дезорганизация рынка, переставшего быть регулятором производства, низкое качество продукции и высокая себестоимость отечественных товаров при недостаточном ввозе - таковы были объективные условия, благоприятствовавшие развитию контрабанды. Кроме того, инфляция произвела перераспределение доходов, осуществила "социальную реформу навыворот", вопреки интересам государства и началам справедливости, и тем самым оказала деморализующее влияние на население.
В декабре 1921 года был принят закон о борьбе с контрабандой, в соответствии с которым при ВЧК начала работать Центральная комиссия по борьбе с контрабандой под председательством Реввоенсовета. В комиссии активно участвовали таможенные органы.
Таможенный устав СССР 1924 года - первый кодифицированный акт по таможенному делу, окончательно закрепивший сформировавшуюся систему таможенного управления. Главной задачей таможенных органов стал контроль за экспортно-импортными операциями в рамках государственной монополии внешней торговли.
На рубеже 20-30-х годов усилился командно-бюрократический стиль управления экономикой, снова укрепляется принцип государственной монополии, резко сокращается число участников внешнеторговых связей, таможенный контроль становится чисто вспомогательным инструментом регулирования внешнеэкономической деятельности.
Таможенным кодексом 1964 года таможня подчинилась Министерству внешней торговли СССР.
Решением Совета Министров в 1986 году на базе Главного таможенного управления при МВТ СССР было образовано Главное управление государственного таможенного контроля (ГУГТК) при Совете Министров СССР.
25 октября 1991 года Указом Президента РСФСР образован Государственный таможенный комитет России (далее ГТК России). С этого дня ведётся отсчёт времени создания новой таможенной службы России, призванной обеспечить экономическую безопасность России в новых рыночных условиях.
В 1993 году принят Таможенный Кодекс Российской Федерации (предыдущая редакция).
В 2003 году Указом Президента Российской Федерации принят новый Таможенный Кодекс Российской Федерации, который был введён в действие с 1 января 2004 года.
В июле 2004 года в рамках административной реформы, проводимой в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 09.03.2004 г. №314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти», ГТК России преобразован в Федеральную таможенную службу (далее ФТС России) при Минэкономразвития.
В соответствии с п.1 Положения о ФТС, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 21.08.2004 №429 «О Федеральной таможенной службе»: «Федеральная таможенная служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством РФ функции по контролю и надзору в области таможенного дела, а также функции агента валютного контроля и специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями».
Согласно п.5.12 вышеуказанного Положения Федеральная таможенная служба «осуществляет производство по делам об административных правонарушениях и рассмотрение таких дел в соответствии с законодательством РФ об административных правонарушениях».
Производство по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела и их рассмотрение – система процессуальных действий, установленных Федеральным Законом РФ от 30.12.2001 №195-ФЗ «Кодекс РФ об административных правонарушениях» (далее КоАП РФ).
В ст.24.1 КоАП говорится о том, что «Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений».
С этой целью в ФТС России создана вертикальная структура, состоящая из Управления таможенных расследований и дознания ФТС России, Оперативных таможен в составе Региональных таможенных управлений, Отделов административных расследований таможен и Отделов административных расследований таможенных постов.
П.1 ст. 23.8 КоАП РФ за таможенными органами закреплено право рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1 и 3 ст. 16.1-16.23 КоАП РФ. При этом п.2 этой же статьи право рассматривать дела об административных правонарушениях от имени таможенных органов предоставлено руководителям таможенных органов и их заместителям, за исключением начальника таможенного поста, который имеет право рассматривать дела об административных правонарушениях только в отношении физических лиц.
1 июля 2010 года вступил в силу новый Таможенный Кодекс Таможенного Союза (далее ТК ТС).
В соответствии с п.3 ст.7 ТК ТС за таможенными органами закреплено право «осуществлять производство по делам об административных правонарушениях и привлекать лиц к ответственности за совершение административных правонарушений в соответствии с законодательством государств-членов таможенного союза.
Рассмотрим порядок организации работы по производству административных расследований в области таможенного дела на примере Отдела административных расследований (далее ОАР) на уровне таможни.
ОАР, как самостоятельные подразделения таможенных органов, были созданы 27 января 1995 года на основании приказа ГТК РФ от 22 декабря 1994 года №687 «Об изменении структуры и штатной численности правоохранительных подразделений в таможенных органах».
ОАР, являясь структурным подразделением таможни, непосредственно осуществляет возбуждение дел об административных правонарушениях, отнесенных к компетенции таможенных органов, проводит по ним административные расследования, а также организовывает деятельность структурных подразделений таможни и подчиненных таможне таможенных постов по административному производству.
ОАР в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами в области таможенного дела, правовыми актами ФТС, Северо-Западного таможенного управления (далее - СЗТУ), а также положением об ОАР Выборгской таможни.
Основными задачами ОАР являются:
- обеспечение при административном производстве всестороннего, полного, объективного и своевременного выяснения обстоятельств каждого дела об административном правонарушении и разрешения его в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также обеспечение исполнения вынесенного постановления,
- организация и контроль административного производства в структурных подразделениях таможни и на подчиненных ей таможенных постах,
- выявление при административном производстве признаков преступлений с последующим направлением материалов дел начальнику органа дознания для решения вопроса об их рассмотрении согласно порядку, предусмотренному Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации,
- выявление причин и условий, способствующих совершению административных правонарушений, предупреждение административных правонарушений,
- анализ статистических данных по делам об административных правонарушениях.
Основными функциями ОАР являются:
- рассмотрение по письменному поручению начальника таможни или заместителя начальника таможни по правоохранительной деятельности материалов, поступивших из структурных подразделений таможни, должностные лица которых не уполномочены составлять протоколы по делам об административных правонарушениях, из правоохранительных и других государственных органов, органов местного самоуправления и общественных объединений, сообщений и заявлений физических и юридических лиц, а также сообщений в средствах массовой информации, содержащих данные, указывающие на наличие события административного правонарушения,
- принятие на основании части 4 статьи 28.7 КоАП РФ по письменному решению начальника таможни или заместителя начальника таможни по правоохранительной деятельности к производству дел об административных правонарушениях, возбужденных должностными лицами других структурных подразделений таможни, для осуществления административного расследования,
- осуществление административного производства,
- исполнение самостоятельно или с привлечением должностных лиц других подразделений таможни и таможенных постов запросов либо поручений таможенных
органов о производстве процессуальных действий по делам об административных правонарушениях, в соответствии с порядком и сроками, предусмотренными КоАП РФ,
- оказание другим структурным подразделениям таможни и подчиненных ей таможенных постов методической помощи при осуществлении ими административного производства,
- информирование других правоохранительных органов об относящихся к их компетенции фактах правонарушений, выявленных в ходе административного производства или при рассмотрении материалов, поступивших из правоохранительных и других государственных органов, органов местного самоуправления и общественных объединений, сообщений и заявлений физических и юридических лиц, а также сообщений в средствах массовой информации,
- взаимодействие с судебными, правоохранительными и другими государственными органами по вопросам выявления, предупреждения, пресечения административных правонарушений и осуществления административного производства,
- подготовка в случае необходимости заявлений о принесении протестов прокурору на решения судов, вынесенные по делам об административных правонарушениях, административное производство по которым осуществляло должностное лицо таможни.
ОАР на уровне таможни является основным звеном в структуре таможенных органов, на которое возложены функции по производству, ведению, учету и подготовке к рассмотрению дел об административных правонарушениях в области таможенного дела.
В соответствии с пунктом ж) статьи 71 Конституции Российской Федерации таможенное регулирование находится в ведении Российской Федерации. Конституция Российской Федерации.
Целью курсовой работы явилось освещение правовой базы, регулирующей вопросы, связанные с одним из основных направлений деятельности таможенных органов таможенного союза – борьбе с незаконным перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу России, понятие и виды административных правонарушений в данной сфере.
Задачей курсовой работы является изучение правовых основ административной ответственности за нарушение норм в области таможенного права, порядка производства по делам об административных правонарушениях, раскрытие особенностей порядков возбуждения, производства и рассмотрения дел об административных правонарушениях таможенными органами таможенного союза.
В первой главе своей курсовой работы я привожу небольшую историческую справку о становлении таможенной службы России, создании и работы органов борьбы с контрабандой товаров и другими правонарушениями на границе от времён Российской Империи до наших дней, а также провожу краткий анализ условий и причин способствующих совершению данных правонарушений. Во второй главе своей курсовой работы я рассмотрела порядки возбуждения, производства и рассмотрения дел об административных правонарушениях, применяемых таможенными органами в отношении административных правонарушений. В третьей главе своей курсовой работы я рассмотрела виды административных правонарушений в области таможенного дела, механизм реализации административной ответственности за нарушение правовых норм в сфере таможенного дела, проблемы и особенности производства по делам об административных правонарушениях в сфере таможенного дела. В конце курсовой работы я привела перечень нормативных правовых актов законодательства Российской Федерации, приказов, распоряжений и писем Федеральной таможенной службы (далее ФТС). А также литературы, использованной мною при написании данной курсовой работы.
1.1 Понятие административного правонарушения в области таможенного дела.
В ст. 10 Кодекса об административных правонарушениях сформулировано официальное определение административного правонарушения: “Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.”
Из статьи следует, что это, во-первых, действие или бездействие (т.е. деяние, хотя самого такого термина в Кодексе нет), во-вторых, оно противоправно, в- третьих, совершенное виновно, в-четвертых, влечет по закону именно административную ответственность. В отличие от преступлений административные правонарушения не охарактеризованы в Кодексе о них как общественно опасные деяния, хотя их вредность констатирована указанием на то, что они посягают на общественный и государственный порядок, на собственность, права и свободы граждан, на порядок управления.
Обычно отличить преступление от административного правонарушения не столь трудно. Есть противоправные деяния, которые заведомо не могут быть отнесены к числу преступлений (например, безбилетный проезд на транспорте).
Есть и такие преступные деяния, которые никак не могут быть отнесены к числу административных правонарушений (измена Родине, убийство и т.д.). Но применительно к некоторым нежелательным для общества деяниям уловить ту черту, где “вредоносность” перерастает в общественную опасность, нелегко, тем более что точные границы между преступлениями и административными правонарушениями не являются чем-то раз навсегда данным, застывшим.
Законодатель с учетом достигнутого уровня развития общества, внешней и внутренней обстановки, различных позитивных и негативных процессов вводит новые составы преступлений и административных правонарушений, отменяет некоторые ранее существовавшие, переводит отдельные деяния из разряда преступных в разряд административных правонарушений или наоборот.
Поскольку объекты посягательства у ряда административных правонарушений и преступлений общие, вопрос об их размежевании в “пограничных зонах” порой довольно сложен. Для его решения приходится сопоставлять нормы уголовного и административного права. При этом учитывается общее правило о том, что за нарушение обязательных правил виновные несут административную ответственность, “если эти нарушения по своему характеру не влекут за собой в соответствии с действующим законодательством уголовной ответственности” (ст. 10 Кодекса об административных правонарушениях).
Для определения степени общественной опасности правонарушения и отграничения административных правонарушений от преступлений применяется такой критерии, как наличие или отсутствие тяжких последствий. Например, если нарушение транспортных правил повлекло гибель людей или иные тяжкие последствия, то оно квалифицируется как преступление, а если таких последствий нет, то - как административное правонарушение.
Нередко критерием является размер имущественного ущерба причиненного правонарушением. Например, хищение государственного или общественного имущества на сумму, превышающую минимальный размер месячной оплаты труда, считается преступлением, а на меньшую сумму - административным правонарушением.
Законодательство различает посягательства в сфере таможенного дела в зависимости от различных степеней тяжести на преступления и проступки. По существу и те, и другие, являются нарушениями таможенных правил, но критерием их разграничения служит вред, причиняемый охраняемым интересам.
Известно, что контрабанда, экономические преступления и административные правонарушения в области таможенного дела порождены стремлением заинтересованных лиц любыми способами обойти, установленный государством, порядок перемещения товаров через таможенную границу, уходят корнями в далекое прошлое, а арсенал ухищрений и изощренных тайных методов и приемов их применения неисчерпаем и постоянно пополняется новыми способами ухода от уплаты таможенных платежей.
Основным резервом эффективности правоохранительной деятельности таможенных органов в части пресечения и профилактики административных правонарушений в области таможенного дела было и остается освоение и внедрение правильных приемов работы с КоАП РФ, ТК ТС, другими нормативными правовыми актами, регламентирующую работу правоохранительных подразделений таможенных органов по пресечению незаконного перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу таможенного союза.
Однако реализация закрепленных за таможенными органами правоохранительного статуса и права на оперативно-розыскную деятельность встречается с проблемами, решение которых потребует времени, активных творческих поисков сотрудников специальных подразделений ФТС России и совместных усилий родственных правоохранительных структур.
Административные правонарушения в сфере таможенного дела - весьма важный и серьезный вопрос, заслуживающий пристального внимания. Статистические данные показывают рост различных нарушений в этой области. Подробное рассмотрение особенностей и проблем наказаний за административные правонарушения в сфере таможенного дела выявило ряд недоработок и пробелов законодательства, например спорный моменты в вопросе применения наказания к юридическим лицам. Эти моменты нуждаются во всесторонней доработке.
В итоге можно сказать, что таможенная служба - один из ведущих государственных институтов, одна из немногих экономически эффективных федеральных служб.
1. Конституция Российской Федерации : офиц. текст. – М. : ОСЬ-89, 2000. – 48 с
2. Таможенный Кодекс Таможенного союза. Таможенный Кодекс Российской Федерации : с комментариями к последним изменениям. : М. : Эксмо, 2010. – 672 с
3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях : по состоянию на 20 сентября 2011 г. : с изменениями, внесёнными Федеральными законами от 21 июля 2011 г. № 252-ФЗ, 253-ФЗ, 257-ФЗ. : М. : Проспект, КноРус, 2011. – 448 с
4. Габричидзе, Б. Н. Таможенное право : учебник / Б.Н. Габричидзе, А.Г. Чернявский. – М. : Дашков и К, 2004. – 841 с
5. Кисловский, Ю. Г. История таможенного дела России. Кн.1 : учебник / под. общ. ред. М.В. Ванина. – М. : РУСИНА-ПРЕСС, 2004. – 338 с
6. Кисловский, Ю. Г. История таможенного дела России. Кн.1 : учебник / под. общ. ред. М.В. Ванина. – М. : РУСИНА-ПРЕСС, 2004. – 344 с
7. h**t://w*w.tamognia.r*
8. Сайт ФТС России h**t://w*w.customs.r*
Тема: | «Административные правонарушения в таможенном деле» | |
Раздел: | Государственное регулирование, Таможня, Налоги | |
Тип: | Курсовая работа | |
Страниц: | 36 | |
Цена: | 350 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Административная ответственность в таможенном деле
Дипломная работа:
Общая характеристика административных правонарушений в области связи и информации
Реферат:
Административные правонарушения в таможенном деле. Состав правонарушений в области таможенного дела.
Курсовая работа:
Совершенствование административной деятельности полиции по предупреждению и пресечению правонарушений в области безопасности дорожного движения