Курсовая работа

«Дисграфия у детей дошкольного возраста»

  • 29 страниц
Содержание

Введение 3

Глава 1. 4

1.1. Характеристика понятия дисграфия. Принципы. Симптоматика 4

1.2. Виды дисграфии 8

1.3. Признаки и причины дисграфии 12

Глава 2. Проведение исследования 14

2.1. Диагностика и коррекция дисграфии логопедом, коррекция дислексии 14

2.1. Методические основы исследования 16

2.2. Методические основы исследования 21

Заключение и рекомендации родителям 26

Список использованной литературы 28

Введение

Под термином дисграфия понимают стойкие нарушения письма, не связанные с незнанием грамматических правил, а обусловленные недоразвитием или частичным повреждением тех мозговых механизмов, которые обеспечивают сложный процесс письма.

Появлению дисграфии способствует задержка формирования различных функций: зрительного анализа и синтеза, пространственных и временных представлений, а также недоразвитие фонематических, лексических, грамматических представлений. При желании все эти проблемы можно выявить еще задолго до начала школьного обучения и вовремя провести коррекцию. «Борьба» с дисграфией должна начинаться не в школе, когда обнаруживаются специфические ошибки на письме, а в дошкольном возрасте, еще до начала обучения ребенка грамоте, чтобы устранить сами причины возникновения ошибок.

Фрагмент работы

При дисграфии дети младших классов школы с трудом овладевают письмом: их диктанты, выполненные ими упражнения, содержат множество грамматических ошибок. Они не используют заглавные буквы, знаки препинания, у них ужасный почерк. В средних и старших классах ребята, страдающих дисграфией, стараются использовать при письме короткие фразы с ограниченным набором слов, причем в написании этих слов они допускают грубые ошибки. В результате у них развивается чувство собственной ущербности, депрессия, в коллективе они находятся в изоляции. У детей с дисграфией отдельные буквы неверно ориентированы в пространстве. Они путают похожие по начертанию буквы: «З» и «Э», «Р» и «Ь» (мягкий знак). Могут не обратить внимания на лишнюю палочку в букве «Ш» или крючок в букве «Щ». Пишут дети с дисграфией медленно, неровно. К тому же если они не в ударе, не в настроении, то почерк расстраивается окончательно.

Если у ребенка нарушен речевой слух, позволяющий понимать речь, улавливать тончайшие оттенки сказанного, отличать один звук от другого, то ему очень трудно научиться читать и писать. В самом деле, как он может читать, если нечетко слышит звучащую речь? Овладеть письмом он также не в состоянии, так как не знает, какой звук обозначает та или иная буква. Задача осложняется и тем, что ребенок должен правильно уловить определенный звук и представить его в виде буквы, выделенной из быстрого потока речи.

Наряду с речевым слухом человек должен обладать особым зрением на буквы, чтобы запомнить и воспроизвести их очертания. Получается, что для полноценного обучения ребенок должен иметь удовлетворительное интеллектуальное развитие, речевой слух и особое зрение на буквы. Иначе успешно овладеть чтением и письмом он не сможет. Перед началом занятий мы проводим специальное тестирование (сюда входят исследования устной и письменной речи, функций внимания и памяти, определение особенностей интеллекта.) Это необходимо для подбора наиболее эффективных индивидуальных методик.

Заключение

Дисграфия никогда не возникает без причины. Работа по устранению дисграфии должна начинаться не в школе, когда обнаружатся специфические ошибки на письме, а в дошкольном возрасте, задолго до начала обучения ребенка грамоте.

Дети, страдающие дисграфией, нуждаются в специальной логопедической помощи, так как специфические ошибки письма не могут быть преодолены обычными школьными методами. Важно учитывать, что дисграфию значительно легче предупредить, чем устранить.

На что обратить особое внимание:

1. Если Ваш ребенок левша.

2. Если он - переученный правша.

3. Если Ваш ребенок посещал логопедическую группу.

4. Если в семье говорят на двух или более языках.

5. Если Ваш ребенок слишком рано пошел в школу (неоправданно ранее обучение грамоте иногда провоцирует возникновение дисграфии и дислексии. Происходит это в тех случаях, когда у ребенка еще не наступила психологическая готовность к такому обучению).

6. Если у Вашего ребенка есть проблемы с памятью, вниманием.

К мерам ранней профилактики дисграфии (дислексии) относится целенаправленное развитие у ребенка тех психических функций, которые необходимы для нормального овладения процессами письма и чтения.

Уделить особое внимание такой проблеме, как дизорфография. Дизорфография - это особая категория специфических нарушений письма, проявляющихся в стойкой неспособности освоить орфографические навыки (несмотря на знание соответствующих правил).

Основными трудностями являются обнаружение орфограмм и решение орфографических задач. Особенно трудны орфограммы с безударными гласными в окончаниях слов.

Окончание - это изменяемая, а значит наиболее «нестабильная» часть слова, при помощи которой выражается связь между словами в предложении.

При дизорфографии отмечается также «стойкая неспособность овладеть синтаксическими правилами на письме, т.е. пунктуацией». (А.Н. Корнев)

Для того чтобы исключить неправильное толкование проблем, необходимо проконсультироваться у квалифицированного специалиста – логопеда.

Речь - это форма мышления. Основная функция речи - общение, сообщение или, как принято говорить, коммуникация. Готовность или неготовность ребенка к обучению в школе во многом определяется уровнем его речевого развития. Чем лучше у него будет развита речь до поступления в школу, тем быстрее он овладеет чтением и письмом.

В связи с выше сказанным родителям следует обратить внимание на:

1. правильность произношения звуков;

2. умение различать звуки речи на слух;

3. владение элементарными навыками звукового анализа слов;

4. словарный запас;

5. связную речь.

Приведенные задания по проверке правильности звукопроизношения, исследование слуховой дифференциации, проверке связной речи, исследование словарного запаса, дифференциация гласных, дифференциация согласных звуков, задания на выделение признаков предметов помогут родителям выявить уровень речевого развития ребенка.

Список литературы

1. Астапов В.М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии - М.: Педагогика, 1994- 413с.

2. Выготский Л.С. Психология.- М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. - 1008с.

3. Жукова Н.С. Отклонения в развитии детской речи. - М.: Просвещение, 2005-278с.

4. Зимняя И.А. Основы теории речевой деятельности. - М.: Дело, 2004-234с.

5. Козырева Л.А. Развитие речи. Дети 5-7 лет. - Ярославль: Академия развития, 2002. - 160с.

6. Козырева Л.М. Развитие речи: Дети 5 - 7 лет. - Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2002. - 160с.

7. Кортнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей. - СПб.: Речь, 2003. - 330с.

8. Левина Р.Е. Нарушения речи у детей дошкольного возраста. - М.: Наука, 2004.

9. Леушина А.М. Развитие связной речи у дошкольника. / Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста. - М.: Издат. Центр "Академия", 1999. - С. 358 - 369.

10. Лурия А.Р. Письмо и речь. - М.: Академия, 2002. - 352с.

11. Львов М.Р. Основы теории речи. - М.: Академия, 2000.- 248с.

12. Львов М.Р. Основы теории речи. - М.: Центр «Академия», 2000. - 248с.

13. Сохин Ф.А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников. - М.: Издательство Московского психолого-социального института, 2002. - 224с.

14. Тихеева Е.И. Развитие речи детей. // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста. - М.: Академия, 1999. - С.144 - 148.

15. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. - М.: Владос, 2004. - 287с.

Покупка готовой работы
Тема: «Дисграфия у детей дошкольного возраста»
Раздел: Педагогика
Тип: Курсовая работа
Страниц: 29
Цена: 600 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика