Курсовая работа
«Влияние условий отдыха в детском оздоровительном лагере на функциональное состояние подростков»
- 43 страниц
Введение 3
Глава 1 Физическое развитие подростков в условиях детского оздоровительного лагеря 6
1.1 Исторический аспект физического развития 6
1.2 Возрастные особенности развития детей – подростков 9
1.3 Физическая культура в системе летнего оздоровительного отдыха подростков 13
1.4 Оздоровительный лагерь — составная часть системы дополнительного образования 16
Глава 2. Материалы и методы исследования 22
2.2 Организация исследования 22
2.3 Общая характеристика обследованных лиц 26
2.4 Характеристика используемых методов исследования 27
2.4.1 Визуальная оценка конституции подростка 27
2.4.2 Оценка уровня здоровья. Исследование первичных показателей 30
2.5 Результаты, полученные в результате исследований 35
Глава 3 Результаты и итоги проведенного исследования 36
3.1 Общая количественная характеристика проведенного исследования 36
Заключение 37
Список литературы 39
Приложение 1 41
В настоящее время остро встает вопрос о здоровье подрастающего поколения. Общие тенденции выглядят не лучшим образом. Состояние физического здоровья подростков остается одной из актуальных проблем современного общества. На самом высоком государственном уровне констатируется, что число здоровых детей школьного возраста не превышает 10-12%. Проблема здоровья школьников стала предметом профессионального интереса широкого круга специалистов, работающих в области медицины, педагогики, психологии, других социальных наук основных компонентов здоровья, в том числе физического (таких, как экология, экономика, культура, уровень медицинского и социального обеспечения, генетика и пр.), не менее важным является фактор двигательной активности, которая обеспечивается средствами физической культуры.
Конкретным примером служит положение о досуговой деятельности подростков не только во время учебного года, но и во время каникул. Активной стороной, чего выступает физическая активность, которая в настоящее время зачастую заменяется телевидением или компьютерами, но существует множество вариантов по решению данной проблемы. Одним, из чего является летний оздоровительный отдых в загородном лагере, так как хорошо известно, что для нормального функционирования сердечно-сосудистой, дыхательной, эндокринной, костной, нервной систем, определяющих в конечном итоге состояние здоровья, первостепенное значение имеет уровень кондиционной физической подготовленности человека, особенно в подростковом возрасте. Тем временем, как физическое воспитание является организованным процессом воздействия, включающим в себя физические упражнения, гигиенические мероприятия и использование естественных сил природы для обеспечения необходимого уровня физического развития, физической подготовленности и призван занять ведущее место в деятельности учреждений, организуемых в период школьных каникул. Отсюда следует что, проблемой научного поиска в данной курсовой работе явилась оценка влияния условий отдыха в детском оздоровительном лагере на функциональное состояние детей подросткового возраста.
Объектом исследования является спортивная деятельность подростков в процессе отдыха в летнем оздоровительном лагере.
Предмет исследования - процесс повышения уровня функционального состояния детей подросткового возраста.
В ходе исследования была выдвинута следующая гипотеза: если спортивная деятельность детей в детском оздоровительном лагере будет строиться с учетом анатомо-физиологических и психолого-педагогических характеристик подросткового возраста, то к концу лагерной смены функциональное состояние повысится.
Целью данной курсовой работы является поиск способов повышения функционального состояния организма подростков на отдыхе в летнем оздоровительном лагере.
Задачи исследования:
1. Изучить систему физического развития в детском оздоровительном лагере;
2. Изучить с анатомо-физиологические и психолого-педагогические характеристики подросткового возраста.
3. Определить значение физической подготовки в общем режиме работы детского оздоровительного лагеря.
Исследовать влияние подвижных игр и физических упражнений на функциональное состояние ребенка в подростковом возрасте.
В данной курсовой работе были использованы следующие методы теоретического исследования:
Анализ и синтез с целью выбора средств для занятий с конкретной возрастной группой.
Моделирование использовалось для разработки рекомендаций по подбору и применению средств для повышения функционального состояния конкретной возрастной группы, также применялись и эмпирические методы исследования:
1. наблюдение применялось с целью проверки влияния подвижных игр и физических упражнений на функциональное состояние подростков.
2. беседа с врачом и работа с медицинскими карточками проведена для того, чтобы выяснить ограничения и противопоказания к занятиям спортивной деятельностью.
3. тестирование проводилось для выявления начального, среднего и конечного уровней функционального состояния организма.
4. эксперимент, с целью проверки эффективности подобранной методики.
5. методы обработки статистических данных использовались для анализа полученных при тестировании результатов.
Структура курсовой работы состоит из введения, в котором отражена актуальность темы, проблема научного поиска, выявлены объект и предмет исследовании, выдвинута гипотеза, поставлены цель и задачи, определены методы исследования, структура работы, теоретическая и практическая значимости.
В подростковом возрасте у человека происходят значительные и глубокие изменения в организме на пути к биологической зрелости, половому созреванию. Естественно этот процесс значительно влияет значительно на психическое развитие личности. Пубертатный период – это становление самостоятельности. Подросток ощущает в себе силы для самостоятельного решения некоторых практических задач и у него возникает требование признать его право считаться взрослым, однако следует учитывать, что более зрелые и самостоятельные суждения характерны только для старшего подросткового возраста, который в среднем начинается с 12-13 лет. Потребность подростка занять положение соответствующее его представление о своей личности, может оказать влияние на его поведение. В это время какие-либо успехи в учебе, спорте или иной деятельности выступают как средства самоутверждения.
Возраст подростка, особенно начальный период полового созревание, является достаточно трудным для педагогического воздействие. Необходимо проявлять больше внешние за деятельностью и поведением ребенка, так же в случае необходимости проводить индивидуальную работу и работу с родителями. Познавательные интересы в подростковом возрасте могут быть чрезвычайно разнообразными. Это, конечно, создает благоприятные условия для формирования всесторонне развитой личности. Подросток уже понимает, чтобы разобраться в окружающей действительности необходимо много знать, пополнять свои знания самостоятельно. В процессе обучения он постепенно приходит к выводу, что смысловое запоминание имеет массу преимуществ, хотя в учебной деятельности еще часто используется механическое запоминание. В данном возрасте нет смысла загружать память мелкими фактами и деталями, так как они мешают усвоить основное, тем более что внимание подростка, особенно в первые периоды полового созревание, несколько снижается. Подросток легко переходит от одного вида деятельности к другому, ему нравится это разнообразие, естественно не такое частое. В процессе обучения активно развивается мышление, оно частично приобретает абстрактный характер.
Эффективность физкультурного воспитания школьников, по мнению специалистов, заключается в следующем: больше часов на физкультуру, выше плотность занятий, больше часов на внеклассные занятия, больше занимающихся в спортивных секциях и т.д. Но это не подкрепляется серьезными организационно - методическими улучшениями в деятельности школы, в кадровой политике и в материальном обеспечении.
Таким образом, именно в дефиците оптимально организованной двигательной деятельности не без оснований усматривают сейчас основную причину тревожных отклонений в физическом развитии и состоянии здоровья современных детей, подростков, молодежи. Отсюда, как говориться, во весь рост встает неотложная проблема - проблема оптимального увеличения удельного веса физического воспитания в образе жизни современного подрастающего поколения.
Есть несколько путей решения этой проблемы:
1. Серьезного внимания заслуживает разработанные научными учреждениями и комиссиями предложения по рационализации общего режима работы школ в аспекте усиления его оздоровительной направленности. Вот некоторые из них:
- ввести в режим учебного дня расширенную большую перемену (1-1,5 часа) для занятий физкультурно-оздоровительными мероприятиями;
- ежемесячно практиковать общешкольные дни здоровья.
2. Повышение педагогического мастерства учителя физической культуры является важнейшей задачей школы.
3. Взаимодействие учителя с родителями является далеко еще не использованным резервом для оптимизации условий физического развития детей.
4. Привлечение педагогического коллектива школы к решению задач физического воспитания. Ведь помимо учителя физической культуры, любой другой учитель тоже отвечает за здоровье детей на своем уроке. Поэтому необходимо пополнить знания учителей всех специальностей в вопросах охраны здоровья школьников, повысить общую их культуру в этой сфере
5.Привитие учащимся знаний в области медицине, гигиены, умений самостоятельно заниматься спортом.
Знания учащихся о собственном организме, функциях различных его систем, о здоровье и долголетии человека значительно отстают от знаний в других областях. Имея понятия о многих весьма отдаленных от жизни явлениях, школьники, как правило, не имеют достаточных сведений о том, как наиболее рационально организовать свой режим, как избежать тех или иных заболеваний, не имеют твердого убеждения в пользе повседневной физической нагрузки, обязательного соблюдения личной гигиены.
1. Апанасенко Г.Л. О возможности количественной оценки здоровья человека // Гигиена и санитария. 1985.№ 6. С.55-58.
2. Базарный В. Ф. Программа экспресс – диагностики динамики психосенсорного, функционального и физического развития учащихся. – Сергиев – Посад.: Загорская типография, 1995. – 70 с.
3. Баль Л. В., Барканова С. В. Формирование здорового образа жизни российских подростков. – М., 2002.
4. Бекмансуров Х.А. Паспорт здоровья учащихся в общероссийской системе мониторинга. – Елабуга: ООО «Принт-Мастер», 2007. – 248 с.: ил.
5. Брехман И. И. Валеология – наука о здоровье. – М. : Физкультура и спорт, 1990, - 206 с.
6. Вишневская Е. Л., Барсукова Н. К., Широкова Т. И. Основы безопасности жизнедеятельности: Учеб. пособие для учащихся 4 – 5 классов общеобразовательных школ. – М.: Русское слово, 1995.
7. Выготский Л. С. Избранные педагогические исследования. – М.: АПН РСФСР, 1956. – 520 с.
8. Громбах С.М. Социально-гигиенический аспект оценки состояния здоровья детей и подростков // Вестник СССР. 1984, № 4, с. 75-80.
9. Зайцев Г. К. Школьная валеология. – СПб. : Акцидент, 1998. – 159 с.
10. Зайцев Г. К., Колбанов З. В., Колесникова М. Г. Педагогика здоровья. Образовательные программы по валеологии Санкт – Петербурга. – СПб., 1994. – 78 с.
11. Игнатова Л. Ф. Мониторинг состояния здоровья и факторов риска детского населения // Школа здоровья. Т. 4, №3, с. 74 – 79.
12. Колбанов В. В. Валеология: основные понятия, термины и определения. – СПб. : Деан, 1999. – 229 с.
13. Лесгафт П. Ф. Руководство к физическому образованию детей школьного возраста. Психология нравственного и физического воспитания: избранные психологические труды. Воронеж: МОДЭК, 1998. – 410 с.
14. Макарова В.И. Развитие и формирование здоровья детей дошкольного возраста в условиях европейского севера: докт. дис. Архангельск, 1995. - 266 с.
15. Матвеев В. Ф., Гройсман А. С. Профилактика вредных привычек школьников. – М.: Просвещение,1987.
16. Пирогов Н. И. Избранные педагогические сочинения. Сост. В. З. Смирнов. – М.: Академия Пед. наук РСФСР, 1953. – 752 с.
17. Сухомлинский В. А. Антология гуманной педагогики. – М.: Изд. Дом Шалвы Амонашвили, 19997. – 224 с.
18. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. - М.: академия, 1999.- 287 с.
19. Татарникова Л. Г. Педагогическая валеология. Генезис. Тенденции развития. – СПб.: Петрос, 1995.
20. Татарникова Л. Г. Российская школа здоровья и индивидуального развития детей. – СПб.: Санкт – Пб ГУПМ, 1993. – 118 с.
21. Ушакова М.А. Исследовательская деятельность в школе: опыт, поиски, решения. Приложение к журналу «Директор школы». - М.: Академия, 1999, № 6. - 191 с.
22. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. - М.: Просвещение, 1989. - 508 с.
Тема: | «Влияние условий отдыха в детском оздоровительном лагере на функциональное состояние подростков» | |
Раздел: | Физкультура и спорт | |
Тип: | Курсовая работа | |
Страниц: | 43 | |
Цена: | 600 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Танцевально-двигательная терапия как способ регулирования психоэмоционального состояния подростков
Курсовая работа:
Технология и организация лечебного и оздоровительного туризма. Оздоровительные технологии для детей и подростков в условиях курорта. Вариант 4
Курсовая работа:
Технологии и организация лечебного и оздоровительного туризма. Оздоровительные технологии для детей и подростков в условиях курорта
Дипломная работа:
Средства и методы контроля функционального состояния студентов при спортивной тренировке (по данным экг)
Курсовая работа:
Технологии и организация лечебного и оздоровительного туризма. Социально-оздоровительные программы на современном курорте