Курсовая работа

«Современное государство и церковь»

  • 25 страниц(ы)
  • 3041 просмотров
фото автора

Автор: FullOut

Введение….3

1 Взаимоотношения государства и Русской Православной Церкви:

дискуссионные вопросы в работах современных российских историков….5

2 Взаимоотношения современного государства и церкви….…10

2.1 Современное государство и церковь.10

2.2 Правовое взаимоотношение церкви и государства….….14

1.3 Изучения общественного мнения о взаимоотношениях современного

государства и церкви…17

Заключение….20

Глоссарий….21

Список использованных источников….23

Список сокращений….24

Приложения….25

В царской России взаимоотношения Церкви и Государства были открытыми. Господствовавшая в те времена православная церковь вмешивалась во все вопросы политической и духовной жизни страны. Представители церкви - духовенство - были самой тёмной, самой угрюмой реакционной силой, которая поддерживала палаческую политику царского режима. Церковь не одобряла и даже преследовала всякие проявления свободной, прогрессивной мысли, насаждая невежество, духовный фанатизм, изуверство. Открытое безбожие, атеизм относились к сильнейшим государственным правонарушениям.

Во времена Советского Союза взаимоотношения государства и церкви определялись основным законом страны - Конституцией, согласно которой Церковь была жестко разграничена от государства. Но практике все это выражалось в полном подчинении Церкви Государству и её контролю с его стороны.

В настоящее время те или иные официальные лица как Церкви, так и государства дают свою характеристику отношениям Церкви и государства, сегодняшнему положению Церкви и государства. Мы слышим, что "Церковь отделена от государства", "Церковь независима и свободна", "Церковь в соработничестве с государством (или властью)", "Церковь сотрудничает с государством", "Церковь в симфонии с государством (властью)". Недоброжелатели обвиняют: "Церковь подмята государством", "Церковь подчинена власти", "Церковь слилась с властью воедино". Десятки самых разных определений того, каким образом соотносятся Церковь и государство. И у всех есть свои факты, аргументы, доводы, доказательства.

Целью курсовой работы является рассмотрение современных взаимоотношений Государства и Церкви, определения возникающих при этом вопросов.

В ходе исследования были использованы труды следующих авторов: Одинцов М.И. «Государство и церковь в России»; А.Б. Венгерова, «Теория государства и права»; Цыпин, В.А. «История Русской Православной Церкви: Синодальный и новейший периоды», А. Малашенко «Двадцать лет религиозной свободы в России»; А. Иванова «Теория государства и права»; А.В. Мелехина «Теория государства и права»; Якунин В. Н. «Укрепление положения Русской Православной Церкви и структура ее управления», В.Н. Протасова «Теория права и государства. Проблемы теории права и государства»; А.Ф. Чердянцева «Теория государства и права» и др.

Работа состоит из двух глав. В первой главе рассмотрены дискуссионные вопросы историков и правоведов о взаимоотношении государства и церкви, во второй главе проведен анализ взаимоотношений государства и церкви на современном этапе развития России.

В отличие от работ советского периода, оправдывавших подчас жесткую политику государства в отношении церкви не только как института, но и самих верующих, современные исследователи, освободившись от спуда идеологического контроля, представили новые подходы в рассмотрении истории государственно-церковных отношений. Так, одним из первых исследований начала 1990 гг., частично затрагивающих анализ послевоенного периода РПЦ (Русская Православная Церковь), ее взаимоотношений с государством, является публикация В. А. Алексеева «Штурм небес отменяется? Критические очерки по истории борьбы с религией в СССР» [1]. Подчеркивая инертность значительной части государственного аппарата, воспитанного в духе активной атеистической пропаганды, исследователь обращает внимание на ее негативное воздействие по отношению к разворачивавшемуся диалогу церкви и государства [1]. Вместе с тем, В. А. Алексеев оставил без должного внимания проблему влияния церкви на власть, ее послевоенное состояние. Недостаточно затронул и деятельность московской патриархии на международной арене, ее видение будущего послевоенного мироустройства, во многом объединившей точки зрения первоиерархов и руководителей правительства.

Схожие проблемы характерны и для работ М. И. Одинцова, анализирующего историю взаимоотношений с точки зрения правовых изменений в советском законодательстве и деятельности специальных органов, ответственных за проведение церковной политики, и оставившего почти без внимания развитие церковно-государственных и внутрицерковные процессов [9]. К бесспорному достоинству работ Одинцова М. И. относится введение в оборот ранее неизвестных документальных источников. Применительно к советскому периоду автор говорит о причудливом сочетании элементов предшествующих моделей государственной церковной политики – традиционной, с опорой на православную церковь; буржуазной, характеризующейся обеспечением религиозной свободы; и собственно социалистической, сориентированной на реализацию доминирования в общественном сознании атеизма с одновременным сужением влияния церкви [12]. Тем самым, по мнению М. И. Одинцова, в различные периоды преобладали то одни, то другие сегменты советской модели государственной церковной политики, определяя характер государственно-церковных отношений. Вместе с тем, среди исследователей нет единства мнений по данной проблеме. Так, с подобной трактовкой отношений государства и церкви не согласна В. Т. Волокитина, считающая некорректным выделение государственной доминанты, уводящей в тень политику церкви по отношению к властным структурам [4]. Следует согласиться с теми из историков, кто считает первые исследования начала 1990 гг. лишь первой пробой пера, попыткой по-новому взглянуть на послевоенную историю РПЦ, во многом сочетающую советские представления о послевоенной нормализации взаимоотношений церкви и государства с указанием на новую волну репрессий инакомыслящих, затронувших в той или иной форме и церковную организацию.

Итак, взаимоотношения Церкви и Государства могут быть построены по следующим принципам: Церковь может быт подмята Государством; Церковь может быть реально независимой от Государства (полностью), т.е. самостоятельной, Церковь может быть зависима от Государства; Церковь может находиться в союзе (симфонии) с Государством; Церковь может "поглотить" Государство (т.е. оправославить, воцерковить все и всех).

Сегодня Церковь зависима от Государства - государство дает огромные средства на реконструкцию и строительство Храмов и Монастырей, передает недвижимость и все то, что положено передавать по ранее подписанному Закону о возвращении всего ранее награбленного и конфискованного. Это объективный процесс, его нельзя свернуть и из него нельзя выйти и стать в отдалении независимой Церковью. Отсюда зависимость, которая носит в основном материальный характер.

Чем плоха зависимость Церкви от Государства? Она развязывает руки той власти, которая руководит и управляет страной, ее хозяйством и народом. Получается некое давление своим авторитетом "помощника Церкви" и на священнослужителей, и на мирян. Это давление не прямое, не грубое, оно как бы невидимое, но оно есть.

До революции у нас церковь была подмята Государством. Поэтому, недолго и она простояла после краха Империи, Православного Царства, потому что она символизировала собой Государство, находясь под его пятой и часто действуя от его имени и по его поручению. Поэтому, исходя из горького опыта, Церковь очень не хочет его повторения в нынешних условиях, не хочет быть "марионеткой" в руках у власти и плясать под ее дудку, тем более, что власть у нас ныне совсем не православная, государственность совсем не та, что была при Царях. Зависимой Церковь согласилась быть, чтобы восстать из пепла и возродится - это мы все реально видим, но вот стать полностью подмятой государством Церковь не хочет, да и не может.

Ни о какой Симфонии сегодня говорить нельзя. В этом плане зависимость от государства тоже нехороша, но это компромисс, это возможность сохранить не только саму Церковь, но и государственность, ибо она держится сегодня, как и предполагают верующие, на молитвах и поддержке социальной и иной со стороны Церкви - больше этой власти держаться не на чем.

Не может Церковь сегодня быть и полностью независимой от Государства, потому что это нереально в условиях передачи недвижимости, ценностей и других богатств, той же земли. Никак это не получится на деле, хотя на словах часто и заявляется, что Церковь независима, самостоятельна и т.д.

Таким образом, создается связанность церкви от государства. Российское государство вмешивается в жизнь местной церкви.

Радько Т.Н. Теория государства и права. М. 2009г.

Научно практический комментарий к конституции Российской Федерации/Под общ. ред. проф. Ю.А.Юрьева, М, 2007г.

Мартышин О.В. Теория государства и права. М. 2007г.

Малько А.В. Теория государства и права: в схемах, определениях и комментариях. М.2009г.

Конституция Российской Федерации принятая 12 декабря 1993г.

Журнал Право и политика, №5, 2007г. статья Договор, как форма взаимоотношений государства и церкви, к.ю.н., доцент Примак Т.К., к.ю.н., доцент Старостина С.А.

Научно практический комментарий к конституции Российской Федерации/Под общ.ред. проф. Ю.А.Юрьева, М, 2007г.

Ильин И.А. О государственной форме // Советское государство и право.

Морозова А.А. Государство и церковь - особенности взаимоотношений // Государство и право. Март 1995.

Сорокин П.А. Социокультурная динамика и религия. Кризис нашего времени // Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.

Шаргунов А. Церковь и власть // Москва № 1. 1996.

Примечания к работе

Работа сдана в ВУЗ - Современная Гуманитарная Академия

Покупка готовой работы
Тема: «Современное государство и церковь»
Раздел: Государство и право
Тип: Курсовая работа
Страниц: 25
Цена: 600 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

Не подошла эта работа?

Воспользуйтесь поиском по базе из более чем 40000 работ

Другие работы автора
Наши услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика