Курсовая работа

«Современное государство и церковь»

  • 25 страниц
Содержание

Введение….3

1 Взаимоотношения государства и Русской Православной Церкви:

дискуссионные вопросы в работах современных российских историков….5

2 Взаимоотношения современного государства и церкви….…10

2.1 Современное государство и церковь.10

2.2 Правовое взаимоотношение церкви и государства….….14

1.3 Изучения общественного мнения о взаимоотношениях современного

государства и церкви…17

Заключение….20

Глоссарий….21

Список использованных источников….23

Список сокращений….24

Приложения….25

Введение

В царской России взаимоотношения Церкви и Государства были открытыми. Господствовавшая в те времена православная церковь вмешивалась во все вопросы политической и духовной жизни страны. Представители церкви - духовенство - были самой тёмной, самой угрюмой реакционной силой, которая поддерживала палаческую политику царского режима. Церковь не одобряла и даже преследовала всякие проявления свободной, прогрессивной мысли, насаждая невежество, духовный фанатизм, изуверство. Открытое безбожие, атеизм относились к сильнейшим государственным правонарушениям.

Во времена Советского Союза взаимоотношения государства и церкви определялись основным законом страны - Конституцией, согласно которой Церковь была жестко разграничена от государства. Но практике все это выражалось в полном подчинении Церкви Государству и её контролю с его стороны.

В настоящее время те или иные официальные лица как Церкви, так и государства дают свою характеристику отношениям Церкви и государства, сегодняшнему положению Церкви и государства. Мы слышим, что "Церковь отделена от государства", "Церковь независима и свободна", "Церковь в соработничестве с государством (или властью)", "Церковь сотрудничает с государством", "Церковь в симфонии с государством (властью)". Недоброжелатели обвиняют: "Церковь подмята государством", "Церковь подчинена власти", "Церковь слилась с властью воедино". Десятки самых разных определений того, каким образом соотносятся Церковь и государство. И у всех есть свои факты, аргументы, доводы, доказательства.

Целью курсовой работы является рассмотрение современных взаимоотношений Государства и Церкви, определения возникающих при этом вопросов.

В ходе исследования были использованы труды следующих авторов: Одинцов М.И. «Государство и церковь в России»; А.Б. Венгерова, «Теория государства и права»; Цыпин, В.А. «История Русской Православной Церкви: Синодальный и новейший периоды», А. Малашенко «Двадцать лет религиозной свободы в России»; А. Иванова «Теория государства и права»; А.В. Мелехина «Теория государства и права»; Якунин В. Н. «Укрепление положения Русской Православной Церкви и структура ее управления», В.Н. Протасова «Теория права и государства. Проблемы теории права и государства»; А.Ф. Чердянцева «Теория государства и права» и др.

Работа состоит из двух глав. В первой главе рассмотрены дискуссионные вопросы историков и правоведов о взаимоотношении государства и церкви, во второй главе проведен анализ взаимоотношений государства и церкви на современном этапе развития России.

Фрагмент работы

В отличие от работ советского периода, оправдывавших подчас жесткую политику государства в отношении церкви не только как института, но и самих верующих, современные исследователи, освободившись от спуда идеологического контроля, представили новые подходы в рассмотрении истории государственно-церковных отношений. Так, одним из первых исследований начала 1990 гг., частично затрагивающих анализ послевоенного периода РПЦ (Русская Православная Церковь), ее взаимоотношений с государством, является публикация В. А. Алексеева «Штурм небес отменяется? Критические очерки по истории борьбы с религией в СССР» [1]. Подчеркивая инертность значительной части государственного аппарата, воспитанного в духе активной атеистической пропаганды, исследователь обращает внимание на ее негативное воздействие по отношению к разворачивавшемуся диалогу церкви и государства [1]. Вместе с тем, В. А. Алексеев оставил без должного внимания проблему влияния церкви на власть, ее послевоенное состояние. Недостаточно затронул и деятельность московской патриархии на международной арене, ее видение будущего послевоенного мироустройства, во многом объединившей точки зрения первоиерархов и руководителей правительства.

Схожие проблемы характерны и для работ М. И. Одинцова, анализирующего историю взаимоотношений с точки зрения правовых изменений в советском законодательстве и деятельности специальных органов, ответственных за проведение церковной политики, и оставившего почти без внимания развитие церковно-государственных и внутрицерковные процессов [9]. К бесспорному достоинству работ Одинцова М. И. относится введение в оборот ранее неизвестных документальных источников. Применительно к советскому периоду автор говорит о причудливом сочетании элементов предшествующих моделей государственной церковной политики – традиционной, с опорой на православную церковь; буржуазной, характеризующейся обеспечением религиозной свободы; и собственно социалистической, сориентированной на реализацию доминирования в общественном сознании атеизма с одновременным сужением влияния церкви [12]. Тем самым, по мнению М. И. Одинцова, в различные периоды преобладали то одни, то другие сегменты советской модели государственной церковной политики, определяя характер государственно-церковных отношений. Вместе с тем, среди исследователей нет единства мнений по данной проблеме. Так, с подобной трактовкой отношений государства и церкви не согласна В. Т. Волокитина, считающая некорректным выделение государственной доминанты, уводящей в тень политику церкви по отношению к властным структурам [4]. Следует согласиться с теми из историков, кто считает первые исследования начала 1990 гг. лишь первой пробой пера, попыткой по-новому взглянуть на послевоенную историю РПЦ, во многом сочетающую советские представления о послевоенной нормализации взаимоотношений церкви и государства с указанием на новую волну репрессий инакомыслящих, затронувших в той или иной форме и церковную организацию.

Заключение

Итак, взаимоотношения Церкви и Государства могут быть построены по следующим принципам: Церковь может быт подмята Государством; Церковь может быть реально независимой от Государства (полностью), т.е. самостоятельной, Церковь может быть зависима от Государства; Церковь может находиться в союзе (симфонии) с Государством; Церковь может "поглотить" Государство (т.е. оправославить, воцерковить все и всех).

Сегодня Церковь зависима от Государства - государство дает огромные средства на реконструкцию и строительство Храмов и Монастырей, передает недвижимость и все то, что положено передавать по ранее подписанному Закону о возвращении всего ранее награбленного и конфискованного. Это объективный процесс, его нельзя свернуть и из него нельзя выйти и стать в отдалении независимой Церковью. Отсюда зависимость, которая носит в основном материальный характер.

Чем плоха зависимость Церкви от Государства? Она развязывает руки той власти, которая руководит и управляет страной, ее хозяйством и народом. Получается некое давление своим авторитетом "помощника Церкви" и на священнослужителей, и на мирян. Это давление не прямое, не грубое, оно как бы невидимое, но оно есть.

До революции у нас церковь была подмята Государством. Поэтому, недолго и она простояла после краха Империи, Православного Царства, потому что она символизировала собой Государство, находясь под его пятой и часто действуя от его имени и по его поручению. Поэтому, исходя из горького опыта, Церковь очень не хочет его повторения в нынешних условиях, не хочет быть "марионеткой" в руках у власти и плясать под ее дудку, тем более, что власть у нас ныне совсем не православная, государственность совсем не та, что была при Царях. Зависимой Церковь согласилась быть, чтобы восстать из пепла и возродится - это мы все реально видим, но вот стать полностью подмятой государством Церковь не хочет, да и не может.

Ни о какой Симфонии сегодня говорить нельзя. В этом плане зависимость от государства тоже нехороша, но это компромисс, это возможность сохранить не только саму Церковь, но и государственность, ибо она держится сегодня, как и предполагают верующие, на молитвах и поддержке социальной и иной со стороны Церкви - больше этой власти держаться не на чем.

Не может Церковь сегодня быть и полностью независимой от Государства, потому что это нереально в условиях передачи недвижимости, ценностей и других богатств, той же земли. Никак это не получится на деле, хотя на словах часто и заявляется, что Церковь независима, самостоятельна и т.д.

Таким образом, создается связанность церкви от государства. Российское государство вмешивается в жизнь местной церкви.

Список литературы

Радько Т.Н. Теория государства и права. М. 2009г.

Научно практический комментарий к конституции Российской Федерации/Под общ. ред. проф. Ю.А.Юрьева, М, 2007г.

Мартышин О.В. Теория государства и права. М. 2007г.

Малько А.В. Теория государства и права: в схемах, определениях и комментариях. М.2009г.

Конституция Российской Федерации принятая 12 декабря 1993г.

Журнал Право и политика, №5, 2007г. статья Договор, как форма взаимоотношений государства и церкви, к.ю.н., доцент Примак Т.К., к.ю.н., доцент Старостина С.А.

Научно практический комментарий к конституции Российской Федерации/Под общ.ред. проф. Ю.А.Юрьева, М, 2007г.

Ильин И.А. О государственной форме // Советское государство и право.

Морозова А.А. Государство и церковь - особенности взаимоотношений // Государство и право. Март 1995.

Сорокин П.А. Социокультурная динамика и религия. Кризис нашего времени // Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.

Шаргунов А. Церковь и власть // Москва № 1. 1996.

Примечания

Работа сдана в ВУЗ - Современная Гуманитарная Академия

Покупка готовой работы
Тема: «Современное государство и церковь»
Раздел: Государство и право
Тип: Курсовая работа
Страниц: 25
Цена: 600 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика