Курсовая работа
«Современное государство и церковь»
- 25 страниц
Введение….3
1 Взаимоотношения государства и Русской Православной Церкви:
дискуссионные вопросы в работах современных российских историков….5
2 Взаимоотношения современного государства и церкви….…10
2.1 Современное государство и церковь.10
2.2 Правовое взаимоотношение церкви и государства….….14
1.3 Изучения общественного мнения о взаимоотношениях современного
государства и церкви…17
Заключение….20
Глоссарий….21
Список использованных источников….23
Список сокращений….24
Приложения….25
В царской России взаимоотношения Церкви и Государства были открытыми. Господствовавшая в те времена православная церковь вмешивалась во все вопросы политической и духовной жизни страны. Представители церкви - духовенство - были самой тёмной, самой угрюмой реакционной силой, которая поддерживала палаческую политику царского режима. Церковь не одобряла и даже преследовала всякие проявления свободной, прогрессивной мысли, насаждая невежество, духовный фанатизм, изуверство. Открытое безбожие, атеизм относились к сильнейшим государственным правонарушениям.
Во времена Советского Союза взаимоотношения государства и церкви определялись основным законом страны - Конституцией, согласно которой Церковь была жестко разграничена от государства. Но практике все это выражалось в полном подчинении Церкви Государству и её контролю с его стороны.
В настоящее время те или иные официальные лица как Церкви, так и государства дают свою характеристику отношениям Церкви и государства, сегодняшнему положению Церкви и государства. Мы слышим, что "Церковь отделена от государства", "Церковь независима и свободна", "Церковь в соработничестве с государством (или властью)", "Церковь сотрудничает с государством", "Церковь в симфонии с государством (властью)". Недоброжелатели обвиняют: "Церковь подмята государством", "Церковь подчинена власти", "Церковь слилась с властью воедино". Десятки самых разных определений того, каким образом соотносятся Церковь и государство. И у всех есть свои факты, аргументы, доводы, доказательства.
Целью курсовой работы является рассмотрение современных взаимоотношений Государства и Церкви, определения возникающих при этом вопросов.
В ходе исследования были использованы труды следующих авторов: Одинцов М.И. «Государство и церковь в России»; А.Б. Венгерова, «Теория государства и права»; Цыпин, В.А. «История Русской Православной Церкви: Синодальный и новейший периоды», А. Малашенко «Двадцать лет религиозной свободы в России»; А. Иванова «Теория государства и права»; А.В. Мелехина «Теория государства и права»; Якунин В. Н. «Укрепление положения Русской Православной Церкви и структура ее управления», В.Н. Протасова «Теория права и государства. Проблемы теории права и государства»; А.Ф. Чердянцева «Теория государства и права» и др.
Работа состоит из двух глав. В первой главе рассмотрены дискуссионные вопросы историков и правоведов о взаимоотношении государства и церкви, во второй главе проведен анализ взаимоотношений государства и церкви на современном этапе развития России.
В отличие от работ советского периода, оправдывавших подчас жесткую политику государства в отношении церкви не только как института, но и самих верующих, современные исследователи, освободившись от спуда идеологического контроля, представили новые подходы в рассмотрении истории государственно-церковных отношений. Так, одним из первых исследований начала 1990 гг., частично затрагивающих анализ послевоенного периода РПЦ (Русская Православная Церковь), ее взаимоотношений с государством, является публикация В. А. Алексеева «Штурм небес отменяется? Критические очерки по истории борьбы с религией в СССР» [1]. Подчеркивая инертность значительной части государственного аппарата, воспитанного в духе активной атеистической пропаганды, исследователь обращает внимание на ее негативное воздействие по отношению к разворачивавшемуся диалогу церкви и государства [1]. Вместе с тем, В. А. Алексеев оставил без должного внимания проблему влияния церкви на власть, ее послевоенное состояние. Недостаточно затронул и деятельность московской патриархии на международной арене, ее видение будущего послевоенного мироустройства, во многом объединившей точки зрения первоиерархов и руководителей правительства.
Схожие проблемы характерны и для работ М. И. Одинцова, анализирующего историю взаимоотношений с точки зрения правовых изменений в советском законодательстве и деятельности специальных органов, ответственных за проведение церковной политики, и оставившего почти без внимания развитие церковно-государственных и внутрицерковные процессов [9]. К бесспорному достоинству работ Одинцова М. И. относится введение в оборот ранее неизвестных документальных источников. Применительно к советскому периоду автор говорит о причудливом сочетании элементов предшествующих моделей государственной церковной политики – традиционной, с опорой на православную церковь; буржуазной, характеризующейся обеспечением религиозной свободы; и собственно социалистической, сориентированной на реализацию доминирования в общественном сознании атеизма с одновременным сужением влияния церкви [12]. Тем самым, по мнению М. И. Одинцова, в различные периоды преобладали то одни, то другие сегменты советской модели государственной церковной политики, определяя характер государственно-церковных отношений. Вместе с тем, среди исследователей нет единства мнений по данной проблеме. Так, с подобной трактовкой отношений государства и церкви не согласна В. Т. Волокитина, считающая некорректным выделение государственной доминанты, уводящей в тень политику церкви по отношению к властным структурам [4]. Следует согласиться с теми из историков, кто считает первые исследования начала 1990 гг. лишь первой пробой пера, попыткой по-новому взглянуть на послевоенную историю РПЦ, во многом сочетающую советские представления о послевоенной нормализации взаимоотношений церкви и государства с указанием на новую волну репрессий инакомыслящих, затронувших в той или иной форме и церковную организацию.
Итак, взаимоотношения Церкви и Государства могут быть построены по следующим принципам: Церковь может быт подмята Государством; Церковь может быть реально независимой от Государства (полностью), т.е. самостоятельной, Церковь может быть зависима от Государства; Церковь может находиться в союзе (симфонии) с Государством; Церковь может "поглотить" Государство (т.е. оправославить, воцерковить все и всех).
Сегодня Церковь зависима от Государства - государство дает огромные средства на реконструкцию и строительство Храмов и Монастырей, передает недвижимость и все то, что положено передавать по ранее подписанному Закону о возвращении всего ранее награбленного и конфискованного. Это объективный процесс, его нельзя свернуть и из него нельзя выйти и стать в отдалении независимой Церковью. Отсюда зависимость, которая носит в основном материальный характер.
Чем плоха зависимость Церкви от Государства? Она развязывает руки той власти, которая руководит и управляет страной, ее хозяйством и народом. Получается некое давление своим авторитетом "помощника Церкви" и на священнослужителей, и на мирян. Это давление не прямое, не грубое, оно как бы невидимое, но оно есть.
До революции у нас церковь была подмята Государством. Поэтому, недолго и она простояла после краха Империи, Православного Царства, потому что она символизировала собой Государство, находясь под его пятой и часто действуя от его имени и по его поручению. Поэтому, исходя из горького опыта, Церковь очень не хочет его повторения в нынешних условиях, не хочет быть "марионеткой" в руках у власти и плясать под ее дудку, тем более, что власть у нас ныне совсем не православная, государственность совсем не та, что была при Царях. Зависимой Церковь согласилась быть, чтобы восстать из пепла и возродится - это мы все реально видим, но вот стать полностью подмятой государством Церковь не хочет, да и не может.
Ни о какой Симфонии сегодня говорить нельзя. В этом плане зависимость от государства тоже нехороша, но это компромисс, это возможность сохранить не только саму Церковь, но и государственность, ибо она держится сегодня, как и предполагают верующие, на молитвах и поддержке социальной и иной со стороны Церкви - больше этой власти держаться не на чем.
Не может Церковь сегодня быть и полностью независимой от Государства, потому что это нереально в условиях передачи недвижимости, ценностей и других богатств, той же земли. Никак это не получится на деле, хотя на словах часто и заявляется, что Церковь независима, самостоятельна и т.д.
Таким образом, создается связанность церкви от государства. Российское государство вмешивается в жизнь местной церкви.
Радько Т.Н. Теория государства и права. М. 2009г.
Научно практический комментарий к конституции Российской Федерации/Под общ. ред. проф. Ю.А.Юрьева, М, 2007г.
Мартышин О.В. Теория государства и права. М. 2007г.
Малько А.В. Теория государства и права: в схемах, определениях и комментариях. М.2009г.
Конституция Российской Федерации принятая 12 декабря 1993г.
Журнал Право и политика, №5, 2007г. статья Договор, как форма взаимоотношений государства и церкви, к.ю.н., доцент Примак Т.К., к.ю.н., доцент Старостина С.А.
Научно практический комментарий к конституции Российской Федерации/Под общ.ред. проф. Ю.А.Юрьева, М, 2007г.
Ильин И.А. О государственной форме // Советское государство и право.
Морозова А.А. Государство и церковь - особенности взаимоотношений // Государство и право. Март 1995.
Сорокин П.А. Социокультурная динамика и религия. Кризис нашего времени // Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.
Шаргунов А. Церковь и власть // Москва № 1. 1996.
Работа сдана в ВУЗ - Современная Гуманитарная Академия
Тема: | «Современное государство и церковь» | |
Раздел: | Государство и право | |
Тип: | Курсовая работа | |
Страниц: | 25 | |
Цена: | 600 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Государство и церковь: основы взаимодействия
Доклад:
История отечественного государства и права. Часть 2 (учебное пособие)
Курсовая работа:
Теория государства и права в системе общественных и юридических наук
Шпаргалка:
Ответы на билеты к госам по теории государства и права
Курсовая работа:
Теория государства и права в системе общественных и юридических наук