Курсовая работа
«Формирование у младших школьников ценностного отношения к русскому языку в процессе лексической работы»
- 36 страниц
Введение 3
Глава первая. Теоретические основы формирования у младших школьников ценностного отношения к русскому языку 6
1.1. Ценности и ценностные ориентации, их формирование и роль в развитии личности 7
1.2. Воспитание ценностного отношения школьников к русскому языку и формирования ценностных представлений о языке в процессе речевого развития младших школьников. 15
1.3. Теоретические основы лексической работы в начальной школе. 17
Выводы первой главы 22
Глава вторая. Основы практической работы над формированием у младших школьников ценностного отношения к русскому языку 23
2.1. Возможности программ и учебно-методических комплексов по русскому языку для начальной школы в области формирования ценностного отношения к русскому языку в процессе лексической работы 24
2.2. Комплекс упражнений и заданий для формирования ценностных представлений и понятий о языке в процессе лексической работы 28
Выводы второй главы. 32
Заключение 33
Литература 35
Ориентация на общечеловеческие ценности в языковом образовании школьников имеет глубокие, давние традиции в отечественной методике: вопросы обучения родному языку в единстве с пробуждением интереса к нему всегда были предметом пристального внимания ученых-методистов как в прошлом (Ф.И. Буслаев, К.Д. Ушинский, И.И. Срезневский, Н.С. Рождественский, М.Т. Баранов, Л.П. Федоренко и др.), так и в настоя-щем (М.Р. Львов, Т.Г. Рамзаева, А.Д. Дейкина, Т.К. Донская, Л.А. Ходякова, О.В. Сосновская и др.). Сегодня, когда пренебрежение к нормам языка и засорение речи стилистически сниженной лексикой становится опасной тенденцией, задача сохранения чистоты русской речи и постижение языка как ценности уже в начальной школе приобретает особое значение.
Как свидетельствует практика, интерес шести-семилетнего ребенка к получению знаний, к овладению грамотой, с которым он приходит в школу, в дальнейшем снижается. И одной из причин является характер преподавания русского языка в начальной школе. Преобладающие подчас в обучении грамматические разборы, анализ текстов, перенасыщение содержания абстрактными понятиями (уже в первом классе) способны уничтожить языковое чутье, природную восприимчивость школьника к выразительности речи, его стремление к языковому творчеству.
Выход из сложившейся ситуации видится нам в разработке такой методической системы, которая, будучи направленной на формирование эмоционально-ценностных представлений и понятий о языке в процессе усвоения его на различных уровнях познания – рациональном, эмоциональном, чувственном, обеспечивает развитие языковой способности учащихся, способствует формированию их языковой и коммуникативной компетенций. Ценностное отношение к языку предполагает формирование у учащихся ценностных представлений и понятий о нем, которые, согласно положениям когнитивной лингвистики, являются в своей совокупности формами выражения языковой картины мира .
Таким образом, существующая потребность в формировании ценностных представлений и понятий о языке уже в начальной школе в процессе речевого развития учащихся, – с одной стороны, и недостаточная разработанность этого вопроса в методике и в школьной практике – с другой, определяют актуальность темы исследования.
Целью исследования: разработать фрагменты уроков для формирование у младших школьников ценностного отношения к русскому языку в процессе лексической работы
Объект исследования: процесс формирования у младших школьников ценностного отношения к русскому языку.
Предмет исследования: методические условия, при которых происхо-дит формирования у младших школьников ценностного отношения к рус-скому языку.
Гипотеза исследования: в основу исследования положено предположение о том, что целенаправленная подготовка, организация и проведение словарно-лексической работы будет способствовать формированию у младших школьников ценностного отношения к русскому языку.
Постановка цели исследования проблемы о влиянии словарно-лексической работы на ценностное отношение к русскому языку, опре-делила ряд задач исследования:
1.Проанализировать сущность понятий «ценностное отношение к русскому языку», «словарно-лексическая работа».
2. Выявить проблемы обучения в практике современной начальной школы.
3. Разработать конспекты уроков, с целью формирование у младших школьников ценностного отношения к русскому языку в процессе лексиче-ской работы.
Для достижения поставленной цели исследования были использованы следующие методы: теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; изучение и обобщение передового педагогического опыта по проблеме исследования.
Разработка методической системы, направленной на формирование ценностных представлений и понятий о языке, осуществлена с учетом современных подходов в преподавании родного языка — ценностного, личностно-ориентированного, коммуникативно-деятельностного, когнитивного, социокультурного. Предлагаемая методическая система построена в соответствии с методическими принципами обучения родному языку и развития речи (коммуникативным, когнитивным, принципом градуальности и др.), которые отражают закономерности усвоения речи младшими школьниками.
1. Волкова, Т. Н. Воспитание человека культуры средствами языка и искусства в процессе гуманитарного образования / Т. Н. Волкова. - Шуя , 2001.- 170 с.
2. Бакулина Г.А. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка. – М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 1999. – 345 с. .
2. Бархударов С.Г. Правила русской орфографии и пунктуации. – Тула: «Автограф», 1995. – 278 с.
3. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.Р., Пронина О.В. Маленькая дверь в большой мир. 2 класс ч.1. – М.: Издательство «Баласс», 2001. – 121 с.
4. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии: Информа-ционно – методическое пособие к курсу «Психология человека». – М.: Педагогическое общество России, 1999. – 89 с.
Тема: | «Формирование у младших школьников ценностного отношения к русскому языку в процессе лексической работы» | |
Раздел: | Педагогика | |
Тип: | Курсовая работа | |
Страниц: | 36 | |
Цена: | 1200 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Формирование у младших школьников метапредметных компетенций на уроках математики
Дипломная работа:
Условия достижения планируемых результатов в начальном языковом образовании
Дипломная работа:
Развитие ценностного отношения к окружающему миру средствами дидактической игры
Дипломная работа:
Особенности развития речи младшего школьника во внеурочной деятельности по русскому языку
Дипломная работа:
Формирование ИКТ компетенций у младших школьников в образовательном процессе