Реферат
«Философская антропология»
- 18 страниц
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Проблема человека в истории философии 4
2. Проблема человека на современном этапе 8
3. Философская антропология как направление современной философии 12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 16
ЛИТЕРАТУРА 17
В самых разных аспектах сегодня интенсивно обсуждаются про-блемы человека и человеческого. Их постановка и решение определяются как дисциплинарными рамками и методологическими программами, так и различными мировоззренческими и ценностными установками. Одни исследователи выбирают базисом наук о человеке биологию или психологию. Им возражают представители гуманитарного знания, среди которых также немало разногласий, касающихся выбора основных антропологических констант. Нет единства и среди философов, которые различаются своими ориентациями в поиске сущностных или системообразующих понятий человека. Проблема человека является одной из самых важных для всей философии, но особенно актуальна она в переломные периоды развития истории, когда наиболее остро встает вопрос о смысле и цели существования не только отдельного индивида, но и всего общества. В связи с этим актуальна философская антропология, а также рассмотрение проблемы человека в философском аспекте.
Термин «философская антропология», прежде всего, употребляется в широком смысле, давно утвердившемся как в зарубежной, так и отечественной философской литературе. В частности, «антропология» означает учение о человеке, а «философская антропология», соответственно, – философское учение о человеке, или, другими словами, философия человека. В современной философии также существует особое направление, которое также носит название «философская антропология». В этом случае данный термин употребляется в узком смысле. Он означает преимущественно немецкое философское течение в философии XX в.
Первые представления о человеке возникают задолго до самой фило-софии . На начальных этапах истории людям присущи мифологические и религиозные формы самосознания. В преданиях, сказаниях, мифах раскрывается понимание природы, предназначения и смысла человека и его бытия. Кристаллизация философского понимания человека происходит как раз на базе заложенных в них представлений, идей, образов и понятий и в диалоге между формирующейся философией и мифологией. Именно таким образом и возникают первые учения о человеке в государствах Древнего Востока.
Характеризуя древневосточную философию человека, отметим, что важнейшей частью ее является ориентация личности на крайне почтительное и гуманное отношение как к социальному, так и к природному миру. Вместе с тем эта философская традиция ориентирована на совершенствование внутреннего мира человека. Улучшение общественной жизни, порядков, нравов, управления и т.д. связывается, прежде всего, с изменением индивида и приспособлением его к обществу, а не с изменением внешнего мира и обстоятельств. Человек сам определяет пути своего совершенствования и является своим богом и спасителем. Нельзя при этом забывать, что характерной чертой философского антропологизма является здесь трансцендентализм – человек, его мир и судьба непременно связываются с трансцендентным (запредельным) миром.
Так философия Древнего Китая создала самобытное учение о человеке. Одним из наиболее значительных ее представителей является Конфуций, в литературе чаще всего, именуемый Кун-цзы – учитель Кун.
Философская антропология в широком смысле это – философское учение о природе и сущности человека; в узком – направление (школа) в западноевропейской философии (преимущественно немецкой) первой половины XX века, исходившее из идей философии жизни Дильтея, феноменологии Гуссерля и других, стремившееся к созданию целостного учения о человеке путём использования и истолкования данных различных наук – психологии, биологии, этологии, социологии, а также религии и др.
Философская антропология в широком смысле прошла долгий путь в своем развитии и, в настоящее время, включает в себя многообразные и противоречивые школы и направления.
Философская антропология – учение о человеке, с точки зрения самого бытия человека. Конечно, было бы явно недостаточно рассматривать человека лишь в качестве объекта, как вещь среди вещей. Бытие человека необходимо рассматривать во взаимосвязи и единстве с бытием общества, других людей. Иначе говоря, человек в философской антропологии должен исследоваться не только как часть природного и социального мира, но и как существо, особым образом созидающее и воплощающее в себя весь этот мир.
Одной из важнейших тенденций развития современной философии является все большее внимание к человеку, к проблемам его бытия в мире и к его внутреннему миру. И это, очевидно, не случайно, потому что, в конце концов, общая задача философии как раз и должна заключаться в том, чтобы помочь рационально-практическим способом соединить человека с миром, сделать человека реальным представителем и субъектом мира, а мир действительно человечным.
1. Гуревич П.С., Степин В.С. Философская антропология. Очерк истории // Философские исследования. – 1994. – № 1.
2. Ильин В.В. Философская антропология: учебное пособие для вузов. – 2-е издание. – М.: Книжный дом Университет (КДУ), 2006.
3. Корнеев П. В. Современная философская антропология. – М., 1967.
4. Лавриненко В.Н. Философия. – М., 2004.
5. Марков В.Б. Философская антропология: очерки теории и истории. – СпБ, 1997.
6. Проблема человека в западной философии. Сб. переводов. – М., 1988.
Тема: | «Философская антропология» | |
Раздел: | Философия | |
Тип: | Реферат | |
Страниц: | 18 | |
Цена: | 190 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Философия о природе человека. Смысл жизни в русской философии
Реферат:
Предмет философии. Структура философского знания
Реферат:
Философские учения о человеке (история и современность)
Контрольная работа:
Направления Западной философии 20-го века
Реферат:
Предмет и место антропологии в системе научных знаний