Курсовая работа
«Причины и мотивы принятия восточного христианства князем Владимиром»
- 27 страниц
Введение
1. Первые попытки установления христианства на территории Руси
2. Религиозные реформы князя Владимира
3. Проблема «выбора веры»
4. Крещение Руси
Заключение
Список использованной литературы:
X век - это время образования межплеменной этнической общности на Руси, которое сопровождалось серьёзными изменениями и в политической и в духовной жизни людей. В то время в противостоянии и сотрудничестве власти и общества складывались, видоизменялись и исчезали различные формы государства. Академик Д.С. Лихачёв отмечал 988 г. Как условную да-ту начала русской культуры.
Значительным событием в ранней истории большинства европейских народов, в том числе и русского, стало приобщение к миру христианских ценностей, христианских воззрений на жизнь.
Христианство в Древней Руси существовало еще задолго до придания ему статуса официальной религии, но оно было слабо распространенным и конечно, не могло конкурировать с язычеством.
Креще́ние Руси́ — введение в Киевской Руси христианства как госу-дарственной религии, осуществлённое в конце X века князем Владимиром Святославичем. Источники дают противоречивые указания на точное время крещения. Традиционно, вслед за летописной хронологией, событие принято относить к 988 году и считать началом официальной истории Русской Церк-ви.
Рядом авторов термин Креще́ние Руси́ понимается также и как процесс распространения христианства на Руси в XI—XII веках.
Объектом исследования является процесс христианизации Киевской Руси
Предметом нашей работы являются основные причины и мотивы при-нятия христианства Князем Владимиром.
Цель работы: рассмотреть и проанализировать исторические концеп-ции о причинах принятия христианства в Киевской Руси.
Задачи:
1. Исследовать причины и характер распространения христианства на территории Руси.
2. Определить личностный аспект, внесенный князем Владимиром в христианизации Киевской Руси.
3. Выделить политические итоги принятия Русью христианства и отме-тить культурное значение распространения православия в древнерусском го-сударстве.
Методы, использованные в работе: теоретический анализ и обобщение научной исторической литературы по проблеме исследования.
Крещение Руси при патриархе Фотии оставило большой след в восточ-нославянской церковной традиции. Еще в XI -XIIвеках христианство на Руси считалось утвердившимся при патриархе Фотии в IX веке Патриарха Фотия как просветителя Киевской Руси называет и такой ранний памятник, как цер-ковный устав князя Всеволода XII в.
В 882 г. Киев был подчинен языческими князьями Новгорода, Олегом и Игорем, но христианская община сохранилась и, по-видимому, даже увели-чилась. Согласно «Повести временных лет», Киев был захвачен новгород-ским князем Олегом, который, уничтожив правивших там князей - Аскольда и Дира, сам вместе с Игорем вокняжился в городе. Позиция Олега по отно-шению к христианству и к киевским христианам была по-разному расценена историками.
В.И. Ламанский считал, что этот князь-язычник благосклонно относил-ся к христианам. Ламанский высказал также предположение , что церковь св.Ильи возникла в Киеве во времена Олега, а при ней появился и церковный клир.
А.В.Карташев полагал, что Олег был яростным противником христиан-ства. Примерно такую же оценку религиозной политике Олега дал и Б.Я.Рамм. Он писал, что «крещение, принятое после 860г. киевлянами, воз-можно, во главе с их князем Аскольдом, не получило широкого распростра-нения» и после захвата Киева в 882г. Олегом «восторжествовали старые ве-рования» .
Возможно, что и смена власти в Киеве произошла из-за отсутствия поддержки со стороны жителей религиозной политики киевских правителей. В пользу этого предположения имеется одно свидетельство, которое содер-жит поздняя Иоакимовская летопись.
Н.С.Гордиенко без ссылок на первоисточники прямо заявляет о появ-лении в IX веке на Руси римских миссионеров, «в том числе и в епископском сане», пропагандировавших христианство среди социальных верхов. Он го-ворит также, что проповедниками христианства на Руси выступали византий-ские купцы и «варяжские дружинники».
В середине IX века были попытки викингов захватить Курляндию. Среди викингов были и христиане. Из этого можно сделать бесспорный вы-вод о попытках распространения новой веры и в северо-западных районах Восточной Европы.
Б.Я. Рамм считал, что с захватом Олегом Киева христианство на Руси хотя и потерпело фиаско в качестве главной религии киевлян, но совсем не исчезло. Напротив, в IX или начале X века русская церковь получила органи-зационное оформление: она считалась митрополией Константинопольского патриарха и в церковном уставе Льва VI числилась на 61-м месте.
Действительно, до наших дней дошло так называемое «Постановление императора Льва Мудрого о порядке престолов церковных, подлежащих пат-риарху константинопольскому», где имеется упоминание о 61-й Русской ми-трополии .
Христианство пустило еще более глубокие корни в Киевской Руси при княгине Ольге, сделавшейся регентом государства после смерти Игоря. По летописи, Ольга приняла христианство в Константинополе, но некоторые ис-следователи считают, что она была уже христианкой, когда приезжала в ви-зантийскую столицу (Голубинский утверждает, что Ольга приняла христиан-ство около 954 года, а в 957 году посетила Константинополь). Константин Багрянородный описывает церемониал приема Ольги с ее спутниками и от-мечает, что при ней был пресвитер.
Пресвитер, в раннехристианской общине лицо, управлявшее ее делами; с образованием христианской церкви --священнослужитель.
Согласно летописи, Ольга держала при себе пресвитера, который ее и похоронил.
Таким образом, мы рассмотрели деятельность Князя Владимира и его выбор монорелигии. И мы видим, по всей совокупности русских источников, что обращение князя Владимира к христианству произошло по многим внут-ренним и внешним причинам, а не вследствие предложения со стороны ино-странных посольств.
Историческое значение принятия христианства можно свести к сле-дующему:
Утверждение христианской веры завершило процесс формирования древнерусской народности. Былая племенная рознь уходила в прошлое. Единство веры, языка, культуры вытесняло прошлые различия. Понятие общности народа, его прошлого, настоящего и будущего нашло отражение в летописи.
Христианская религия являлась важнейшим фактором упрочения Ки-евского государства. С принятием христианства установилось централизо-ванное церковное управление во главе с митрополитом, которого сначала присылали из Константинополя. Затем константинопольский патриарх стал назначать на эту должность местного священнослужителя. Создавшиеся на местах церкви и монастыри подчинялись епископу, а епископ - митрополиту. Строго организованная церковная иерархия способствовала централизации светской власти.
При Владимире Святославовиче из Византии пришел сборник законов - Кормчая книга, по которой совершался церковный суд. Это ускорило коди-фикацию гражданского права и создание в первой половине XI века граждан-ского кодекса «Русской правды».
Установление единой веры, единого законодательства, единой власти киевского князя - таков итог развития Древнерусского государства в конце X - начале XI вв.
Христианская религия придала новый статус княжеской власти. Цер-ковь внесла убеждение в божественном происхождении и божественном предназначении светской власти. Это повысило авторитет князя, а также его ответственность. Свои действия он должен был сообразовывать с положени-ем помазанника божьего. Митрополиты вмешивались во взаимоотношения князей, когда они принимали форму вражды и кровопролитных усобиц.
Крещение Руси стало поворотным этапом развития культуры. Христи-анство пришло на Русь из Византии. Это обусловило упрочение культурных связей с Византией и ее влияние. Опираясь на достигнутый уровень развития культуры Византии, в Древней Руси развивались самобытная литература, ис-кусство, архитектура. Внедрение славянской письменности и славянского языка в церковный обиход имело двоякое значение. С одной стороны, это привело к отрыву от греческого языка, от создания на этом языке древнегре-ческой литературы, философии, истории.
Церковь оказывала влияние на развитие социальных отношений. Ут-вердившийся идеологический стереотип о том, что принятие христианства способствовало усилению эксплуатации и упрочению власти феодалов, исто-рически неверен. Христианская мораль, не признающая неравенство между людьми, осуждала рабство (на Руси - холопство). Церковь осуждала грубое отношение к холопам, убийство холопа. Холопы, становясь церковными людьми, получали свободу.
С крещением Руси в жизни людей утверждались морально-этические нормы христианской религии. Под влиянием христианства постепенно была отменена кровная месть, смягчены жесткие нравы, присущие язычеству.
Принятие христианства стало крупнейшим поворотом в жизни всего древнерусского общества и каждого человека.
1. Головатенко А. История России: спорные проблемы: Пособие для по-ступающих на гуманитарные факультеты.- М.: Школа - Пресс, 1994.
2. Голубинский Е.Е. История русской церкви. том1.часть1. М., 1997
3. Гумилёв Л.Н. От Руси до России: очерки этнической истории. - СПб.: Лениздат, «Ленинград», 2008.
4. Ионов И.Н. Российская цивилизация IX - конец XX века. М.: Просве-щение, 2003.
5. История России. Учебник для студ.вузов / под ред. А.С.Орлов, В.А.Георгиев, Н.Г.Георгиева, Т.А.Сивохина. - М.: Проспект, 2006.
6. Карамзин Н.М. История государства Российского. – СпБ.: Лениздат, 2007.
7. Мавродин В.В. Образование древнерусского государства. - Л.: Изда-тельство Ленинградского государственного ордена Ленина универси-тета, 1945.
8. Новосельцев А. П. Восток в борьбе за религиозное влияние на Руси. М. Мысль. 1987.
9. Рапов О.М. Русская церковь в IX - первой трети XII в. Принятие хри-стианства. - М.: Высш. шк., 1998.
10. Резник Е.В., Чудина Ю.Ю. Религии мира. Православие. М.: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2006.
11. Рыбаков Б.А. Мир истории. Начальные века русской истории. - М.: Молодая гвардия, 1987.
12. Соловьев С.М. История России с древнейших времен. 1962.
13. Сухов А. Д. Введение христианства на Руси. Соц. предпосылки и по-следствия крещения Руси. М. Мысль. 1987.
14. Филист Г.М., Введение христианства на Руси. - М., 1988.
26 ссылок, оценка "отлично"
Тема: | «Причины и мотивы принятия восточного христианства князем Владимиром» | |
Раздел: | История | |
Тип: | Курсовая работа | |
Страниц: | 27 | |
Цена: | 100 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Принятие управленческих решений в таможне (на примере Азовского таможенного поста)
Доклад:
Ответы "История отечественного государства и права"
Курсовая работа:
Виды нарушений развития, их причины и механизмы
Курсовая работа:
Государственная деятельность русских князей
Дипломная работа:
Воскресение в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»