Курсовая работа

«Причины и мотивы принятия восточного христианства князем Владимиром»

  • 27 страниц(ы)
  • 2278 просмотров
фото автора

Автор: Nikolina

Введение

1. Первые попытки установления христианства на территории Руси

2. Религиозные реформы князя Владимира

3. Проблема «выбора веры»

4. Крещение Руси

Заключение

Список использованной литературы:

X век - это время образования межплеменной этнической общности на Руси, которое сопровождалось серьёзными изменениями и в политической и в духовной жизни людей. В то время в противостоянии и сотрудничестве власти и общества складывались, видоизменялись и исчезали различные формы государства. Академик Д.С. Лихачёв отмечал 988 г. Как условную да-ту начала русской культуры.

Значительным событием в ранней истории большинства европейских народов, в том числе и русского, стало приобщение к миру христианских ценностей, христианских воззрений на жизнь.

Христианство в Древней Руси существовало еще задолго до придания ему статуса официальной религии, но оно было слабо распространенным и конечно, не могло конкурировать с язычеством.

Креще́ние Руси́ — введение в Киевской Руси христианства как госу-дарственной религии, осуществлённое в конце X века князем Владимиром Святославичем. Источники дают противоречивые указания на точное время крещения. Традиционно, вслед за летописной хронологией, событие принято относить к 988 году и считать началом официальной истории Русской Церк-ви.

Рядом авторов термин Креще́ние Руси́ понимается также и как процесс распространения христианства на Руси в XI—XII веках.

Объектом исследования является процесс христианизации Киевской Руси

Предметом нашей работы являются основные причины и мотивы при-нятия христианства Князем Владимиром.

Цель работы: рассмотреть и проанализировать исторические концеп-ции о причинах принятия христианства в Киевской Руси.

Задачи:

1. Исследовать причины и характер распространения христианства на территории Руси.

2. Определить личностный аспект, внесенный князем Владимиром в христианизации Киевской Руси.

3. Выделить политические итоги принятия Русью христианства и отме-тить культурное значение распространения православия в древнерусском го-сударстве.

Методы, использованные в работе: теоретический анализ и обобщение научной исторической литературы по проблеме исследования.

Крещение Руси при патриархе Фотии оставило большой след в восточ-нославянской церковной традиции. Еще в XI -XIIвеках христианство на Руси считалось утвердившимся при патриархе Фотии в IX веке Патриарха Фотия как просветителя Киевской Руси называет и такой ранний памятник, как цер-ковный устав князя Всеволода XII в.

В 882 г. Киев был подчинен языческими князьями Новгорода, Олегом и Игорем, но христианская община сохранилась и, по-видимому, даже увели-чилась. Согласно «Повести временных лет», Киев был захвачен новгород-ским князем Олегом, который, уничтожив правивших там князей - Аскольда и Дира, сам вместе с Игорем вокняжился в городе. Позиция Олега по отно-шению к христианству и к киевским христианам была по-разному расценена историками.

В.И. Ламанский считал, что этот князь-язычник благосклонно относил-ся к христианам. Ламанский высказал также предположение , что церковь св.Ильи возникла в Киеве во времена Олега, а при ней появился и церковный клир.

А.В.Карташев полагал, что Олег был яростным противником христиан-ства. Примерно такую же оценку религиозной политике Олега дал и Б.Я.Рамм. Он писал, что «крещение, принятое после 860г. киевлянами, воз-можно, во главе с их князем Аскольдом, не получило широкого распростра-нения» и после захвата Киева в 882г. Олегом «восторжествовали старые ве-рования» .

Возможно, что и смена власти в Киеве произошла из-за отсутствия поддержки со стороны жителей религиозной политики киевских правителей. В пользу этого предположения имеется одно свидетельство, которое содер-жит поздняя Иоакимовская летопись.

Н.С.Гордиенко без ссылок на первоисточники прямо заявляет о появ-лении в IX веке на Руси римских миссионеров, «в том числе и в епископском сане», пропагандировавших христианство среди социальных верхов. Он го-ворит также, что проповедниками христианства на Руси выступали византий-ские купцы и «варяжские дружинники».

В середине IX века были попытки викингов захватить Курляндию. Среди викингов были и христиане. Из этого можно сделать бесспорный вы-вод о попытках распространения новой веры и в северо-западных районах Восточной Европы.

Б.Я. Рамм считал, что с захватом Олегом Киева христианство на Руси хотя и потерпело фиаско в качестве главной религии киевлян, но совсем не исчезло. Напротив, в IX или начале X века русская церковь получила органи-зационное оформление: она считалась митрополией Константинопольского патриарха и в церковном уставе Льва VI числилась на 61-м месте.

Действительно, до наших дней дошло так называемое «Постановление императора Льва Мудрого о порядке престолов церковных, подлежащих пат-риарху константинопольскому», где имеется упоминание о 61-й Русской ми-трополии .

Христианство пустило еще более глубокие корни в Киевской Руси при княгине Ольге, сделавшейся регентом государства после смерти Игоря. По летописи, Ольга приняла христианство в Константинополе, но некоторые ис-следователи считают, что она была уже христианкой, когда приезжала в ви-зантийскую столицу (Голубинский утверждает, что Ольга приняла христиан-ство около 954 года, а в 957 году посетила Константинополь). Константин Багрянородный описывает церемониал приема Ольги с ее спутниками и от-мечает, что при ней был пресвитер.

Пресвитер, в раннехристианской общине лицо, управлявшее ее делами; с образованием христианской церкви --священнослужитель.

Согласно летописи, Ольга держала при себе пресвитера, который ее и похоронил.

Таким образом, мы рассмотрели деятельность Князя Владимира и его выбор монорелигии. И мы видим, по всей совокупности русских источников, что обращение князя Владимира к христианству произошло по многим внут-ренним и внешним причинам, а не вследствие предложения со стороны ино-странных посольств.

Историческое значение принятия христианства можно свести к сле-дующему:

Утверждение христианской веры завершило процесс формирования древнерусской народности. Былая племенная рознь уходила в прошлое. Единство веры, языка, культуры вытесняло прошлые различия. Понятие общности народа, его прошлого, настоящего и будущего нашло отражение в летописи.

Христианская религия являлась важнейшим фактором упрочения Ки-евского государства. С принятием христианства установилось централизо-ванное церковное управление во главе с митрополитом, которого сначала присылали из Константинополя. Затем константинопольский патриарх стал назначать на эту должность местного священнослужителя. Создавшиеся на местах церкви и монастыри подчинялись епископу, а епископ - митрополиту. Строго организованная церковная иерархия способствовала централизации светской власти.

При Владимире Святославовиче из Византии пришел сборник законов - Кормчая книга, по которой совершался церковный суд. Это ускорило коди-фикацию гражданского права и создание в первой половине XI века граждан-ского кодекса «Русской правды».

Установление единой веры, единого законодательства, единой власти киевского князя - таков итог развития Древнерусского государства в конце X - начале XI вв.

Христианская религия придала новый статус княжеской власти. Цер-ковь внесла убеждение в божественном происхождении и божественном предназначении светской власти. Это повысило авторитет князя, а также его ответственность. Свои действия он должен был сообразовывать с положени-ем помазанника божьего. Митрополиты вмешивались во взаимоотношения князей, когда они принимали форму вражды и кровопролитных усобиц.

Крещение Руси стало поворотным этапом развития культуры. Христи-анство пришло на Русь из Византии. Это обусловило упрочение культурных связей с Византией и ее влияние. Опираясь на достигнутый уровень развития культуры Византии, в Древней Руси развивались самобытная литература, ис-кусство, архитектура. Внедрение славянской письменности и славянского языка в церковный обиход имело двоякое значение. С одной стороны, это привело к отрыву от греческого языка, от создания на этом языке древнегре-ческой литературы, философии, истории.

Церковь оказывала влияние на развитие социальных отношений. Ут-вердившийся идеологический стереотип о том, что принятие христианства способствовало усилению эксплуатации и упрочению власти феодалов, исто-рически неверен. Христианская мораль, не признающая неравенство между людьми, осуждала рабство (на Руси - холопство). Церковь осуждала грубое отношение к холопам, убийство холопа. Холопы, становясь церковными людьми, получали свободу.

С крещением Руси в жизни людей утверждались морально-этические нормы христианской религии. Под влиянием христианства постепенно была отменена кровная месть, смягчены жесткие нравы, присущие язычеству.

Принятие христианства стало крупнейшим поворотом в жизни всего древнерусского общества и каждого человека.

1. Головатенко А. История России: спорные проблемы: Пособие для по-ступающих на гуманитарные факультеты.- М.: Школа - Пресс, 1994.

2. Голубинский Е.Е. История русской церкви. том1.часть1. М., 1997

3. Гумилёв Л.Н. От Руси до России: очерки этнической истории. - СПб.: Лениздат, «Ленинград», 2008.

4. Ионов И.Н. Российская цивилизация IX - конец XX века. М.: Просве-щение, 2003.

5. История России. Учебник для студ.вузов / под ред. А.С.Орлов, В.А.Георгиев, Н.Г.Георгиева, Т.А.Сивохина. - М.: Проспект, 2006.

6. Карамзин Н.М. История государства Российского. – СпБ.: Лениздат, 2007.

7. Мавродин В.В. Образование древнерусского государства. - Л.: Изда-тельство Ленинградского государственного ордена Ленина универси-тета, 1945.

8. Новосельцев А. П. Восток в борьбе за религиозное влияние на Руси. М. Мысль. 1987.

9. Рапов О.М. Русская церковь в IX - первой трети XII в. Принятие хри-стианства. - М.: Высш. шк., 1998.

10. Резник Е.В., Чудина Ю.Ю. Религии мира. Православие. М.: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2006.

11. Рыбаков Б.А. Мир истории. Начальные века русской истории. - М.: Молодая гвардия, 1987.

12. Соловьев С.М. История России с древнейших времен. 1962.

13. Сухов А. Д. Введение христианства на Руси. Соц. предпосылки и по-следствия крещения Руси. М. Мысль. 1987.

14. Филист Г.М., Введение христианства на Руси. - М., 1988.

Примечания к работе

26 ссылок, оценка "отлично"

Покупка готовой работы
Тема: «Причины и мотивы принятия восточного христианства князем Владимиром»
Раздел: История
Тип: Курсовая работа
Страниц: 27
Цена: 100 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

Не подошла эта работа?

Воспользуйтесь поиском по базе из более чем 40000 работ

Другие работы автора
Наши услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика