Контрольная работа

«Память и ее значение для процесса формирования знания»

  • 19 страниц
Содержание

Введение

1. Память и ее виды

2. Значение и место памяти в обучении, познавательной деятельности

3. Совершенствование памяти

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Впечатления, которые человек получает об окружающем мире, остав-ляют определенный след, сохраняются, закрепляются, а при необходимости и возможности - воспроизводятся. Эти процессы называются памятью. Память лежит в основе способностей человека, является условием научения, приоб-ретения знаний, формирования умений и навыков. Без памяти невозможно нормальное функционирование ни личности, ни общества. Благодаря своей памяти, ее совершенствованию человек выделился из животного царства и достиг тех высот, на которых он сейчас находится. Да и дальнейший про-гресс человечества без постоянного улучшения этой функции немыслим.

Память можно определить как способность к получению, хранению и воспроизведению жизненного опыта. Разнообразные инстинкты, врожденные и приобретенные механизмы поведения есть не что иное, как запечатленный, передаваемый по наследству или приобретаемый в процессе индивидуальной жизни опыт. Без постоянного обновления такого опыта, его воспроизводства в подходящих условиях живые организмы не смогли бы адаптироваться к те-кущим быстро меняющимся событиям жизни. Не помня о том, что с ним бы-ло, организм просто не смог бы совершенствоваться дальше, так как то, что он приобретает, не с чем было бы сравнивать и оно бы безвозвратно утрачи-валось. Память есть у всех живых существ, но наиболее высокого уровня своего развития она достигает у человека. Такими мнемическими возможно-стями, какими обладает он, не располагает никакое другое живое существо в мире.

Фрагмент работы

Традиционно психологи, которые первыми стали экспериментально изучать память, выделяют шесть видов памяти:

• двигательную, это запоминание, сохранение и воспроизведение раз-личных движений. Двигательная память является основой для формирования различных практических и трудовых навыков, равно как и навыков ходьбы, письма и т. д.

• образную, сферой которой является запоминание чувственных образов предметов, явлений и их свойств (в зависимости от типа анализатора, вос-принимающего информацию, образную память делят на зрительную, слухо-вую, осязательную и т.д.). Характеризуя образную память, следует иметь в виду все те особенности, которые характерны для представлений, и, прежде всего их бледность, фрагментарность и неустойчивость. Эти характеристики присущи и для данного вида памяти, поэтому воспроизведение воспринятого раньше нередко расходится со своим оригиналом. Причем с течением време-ни эти различия могут существенно углубляться.

• словесно-логическую (свойственную человеку форму памяти), связан-ную с запоминанием, узнаванием и воспроизведением мыслей, понятий, умо-заключений и т.д., этот вид памяти непосредственно связан с обучением.

Особенностью данного вида памяти является то, что мысли не сущест-вуют без языка, поэтому память на них и называется не просто логической, а словесно-логической. При этом словесно-логическая память проявляется в двух случаях:

а) запоминается и воспроизводится только смысл данного материала, а точное сохранение подлинных выражений не требуется;

б) запоминается не только смысл, но и буквальное словесное выраже-ние мыслей (заучивание мыслей).

Развитие обоих видов словесно-логической памяти также происходит не параллельно друг другу.

• эмоциональную, ответственную за запоминание и воспроизведение чувственных восприятий совместно с вызывающими их объектами. Эмоции всегда сигнализируют о том, как удовлетворяются наши потребности и инте-ресы, как осуществляются наши отношения с окружающим миром. Поэтому эмоциональная память имеет очень важное значение в жизни и деятельности каждого человека.

• непроизвольная, характеризуется тем, что человек запоминает и вос-производит образы не ставя какой либо цели запомнить это и воспроизвести.

• произвольная (преднамеренная), осмысленная, продуманная с опреде-ленной целью и задачей усвоить и воспроизвести материал, используя те или иные приемы.

Существуют и другие классификации видов памяти:

• непосредственная. Она хранится 0,25 сек. Позволяет осуществлять взаимосвязь между последующими интервалами времени.

• оперативная. Это тот раздел памяти, который работает в настоящий момент. Характеризуется тем, что время обработки информации может дохо-дить до 20 сек. Объем этой памяти значительно меньше непосредственной.

• долговременная. В ней хранятся образы явлений и предметов внешне-го мира, которые нужны человеку в течение длительного времени, которыми он пользуется периодически. Долговременная память подразделяется на: а) генетическую - это все то, что накопили наши предшественники. б) наслед-ственную - память ближайших родственников.

Также долговременная память бывает двух типов:

1) ДП с сознательным доступом (т. е. человек может по своей воле из-влечь, вспомнить нужную информацию);

2) ДП закрытая (человек в естественных условиях не имеет к ней дос-тупа, лишь при гипнозе, при раздражении участков мозга может получить к ней доступ и актуализировать во всех деталях образы, переживания, картины всей жизни).

Заключение

Наш психический мир многообразен и разносторонен. Благодаря высо-кому уровню развития нашей психики мы многое можем и многое умеем. В свою очередь, психическое развитие возможно потому, что мы сохраняем приобретенный опыт и знания. Все, что мы узнаем, каждое наше пережива-ние, впечатление или движение оставляют в нашей памяти известный след, который может сохраняться достаточно длительное время и при соответст-вующих условиях проявляться вновь и становиться предметом сознания. По-этому под памятью мы понимаем запечатанные, сохранение, последующее узнавание и воспроизведение следов прошлого опыта. Именно благодаря па-мяти человек в состоянии накапливать информацию, не теряя прежних зна-ний и навыков. Память занимает особое место среди психических познава-тельных процессов.

Таким образом, память - это сложный психический процесс, состоящий из нескольких частных процессов, связанных друг с другом. Память необхо-дима человеку, - она позволяет ему накапливать, сохранять и впоследствии использовать личный жизненный опыт, в ней хранятся знания и навыки. Пе-ред психологической наукой стоит ряд сложных задач, связанных с изучени-ем процессов памяти: учение того, как запечатлеваются следы, каковы фи-зиологические механизмы этого процесса, какие условия содействуют этому запечатлению, каковы его границы, какие приемы могут позволить расши-рить объем запечатленного материала. Помимо этого существуют и другие вопросы, на которые необходимо дать ответ. Например, как долго могут хра-ниться эти следы, каковы механизмы сохранения следов на короткие и длин-ные отрезки времени, каковы те изменения, которые претерпевают следы па-мяти, находящиеся в скрытом (латентном) состоянии и как эти изменения влияют на протекание познавательных процессов человека.

Список литературы

1. Гиппенрейтер Ю.Б. Романов В.Я., Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти.- М.: Изд-во МГУ, 1980 - 480с.

2. Матюгин И.Ю. Алхимия памяти //В мире науки. - 2004. - №8 - С. 82-84с.

3. Немов Р.С. Общие основы психологии.- М.: Просвещение, 1994. – 184с.

4. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. - М.: Академия, 2001. - 501с.

5. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии В 2-х т. Т. 1. - М.: Педаго-гика, 1989. - 486с.

6. Введение в психологию / Под общ. ред. проф. А. В. Петровского. — Москва: Издательский центр «Академия», 1996. - 496 с.

7. Файгенберг И.М. Память и обучение. - М.: ЦОЛИТУВ, 2004г.

Покупка готовой работы
Тема: «Память и ее значение для процесса формирования знания»
Раздел: Психология
Тип: Контрольная работа
Страниц: 19
Цена: 50 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика