Курсовая работа
«Надзор за соблюдением законодательства о труде»
- 34 страниц
Введение…2
Глава 1 Надзор за соблюдением законодательства о труде:
понятие, отграничение от контроля за соблюдением законодательства
о труде, органы, его осуществляющие…4
1.1 Понятие надзора за соблюдением законодательства о труде,
отграничение от контроля за соблюдением законодательства о труде ….4
1.2 Органы, осуществляющие надзор за соблюдением
законодательства о труде….9
Глава 2 Характеристика деятельности органов, осуществляющих надзор
за соблюдением законодательства о труде….….13
2.1 Общая характеристика деятельности Федеральной инспекции труда
по осуществлению надзора за соблюдением законодательства о труде….13
2.2 Деятельность прокуратуры по осуществлению надзора за соблюдением законодательства о труде….20
2.3 Общая характеристика деятельности иных органов, осуществляющих надзор за соблюдением законодательства о труде…24
Заключение…31
Список использованных источников….33
Защита трудовых прав человека и гражданина на территории Российской Федерации в последнее время приобретает все большее значение в связи с проблемами, накопившимися за годы реформирования экономики. Несмотря на постепенную стабилизацию экономики, негативные факторы ее продолжительного нестабильного состояния продолжают оказывать воздействие на развитие рынка труда.
Несмотря на разносторонние права человека в сфере социально-трудовых отношений, в России ежегодно отмечается множество нарушений законодательства о труде, что подтверждается статистическими данными контролирующих органов, а также органов местного самоуправления, статотчетами органов прокуратуры и материалами прокурорских проверок.
До сих пор в России есть проблемы с несвоевременной выплатой заработной платы и многочисленные случаи производственного травматизма, что приводит к дестабилизации обстановки в обществе, созданию очагов социальной напряженности, забастовкам и иным акциям протеста.
Актуальной проблемой на сегодня остается и борьба с выплатой заработной платы «в конвертах». По примерным подсчетам, в Российской Федерации до сих пор 30 - 40% зарплат выдается в конвертах .
В этих условиях возрастает роль государственного надзора за соблюдением прав граждан в сфере трудовых отношений. Следует отметить, что законодательство закрепляет целую систему государственных органов, в сфере компетенции которых находится осуществление надзора за соблюдением законодательства о труде, наделяя их при этом достаточно широкими полномочиями. Однако, несмотря на этот факт, статистика свидетельствует о повсеместности нарушений работодателями трудовых прав граждан.
Вопросам исследования государственного надзора в сфере соблюдения законодательства о труде в свое время уделяли внимание такие специалисты как Г.А. Корнийчук, Д.А. Кошелев, И.А. Николаев, А.Я.Петров И.Н. Тризно и т.д.
Объектом курсовой работы являются общественные отношения, возникающие в сфере осуществления надзора за соблюдением законодательства о труде. Предметом курсовой работы являются нормы трудового и иного законодательства, регламентирующие вопросы осуществления государственного надзора за соблюдением трудового законодательства.
Целью курсовой работы является исследование правовой основы и системы органов, осуществляющих надзор в сфере соблюдения законодательства о труде. Указанная цель достигается посредством постановки и решения следующих задач:
1. охарактеризовать понятие государственного надзора за соблюдением законодательства о труде, указать его сущностные признаки;
2. отграничить государственный надзор от контроля за соблюдением законодательства о труде;
3. определить систему органов, осуществляющих надзор за соблюдением законодательства о труде;
4. дать общую характеристику деятельности органов, осуществляющих надзор за соблюдением законодательства о труде;
Нормативную основу исследования составляют нормы Трудового кодекса, Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации», подзаконных нормативных актов.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, разбитых на соответствующие параграфы, заключения и списка использованных источников.
Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, всеми работодателями на территории РФ осуществляют органы федеральной инспекции труда . Федеральная инспекция труда - единая централизованная система, состоящая из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальных органов (государственных инспекций труда). Федеральная инспекция труда представляет собой четкую структуру органов, находящихся во взаимосвязи и взаимоподчинении между собой. Это инспекции республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов, городов и межрегиональных государственных инспекций, деятельность которых направлена на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативно-правовых актов в трудовой сфере.
Как известно, государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляют государственные инспекторы труда и иные должностные лица Государственной инспекции труда:
- руководитель Государственной инспекции труда - главный государственный инспектор труда в субъекте Российской Федерации;
- заместитель руководителя Государственной инспекции труда - заместитель главного государственного инспектора труда в субъекте Российской Федерации (по правовым вопросам);
- заместитель руководителя Государственной инспекции труда - заместитель главного государственного инспектора труда в субъекте Российской Федерации (по охране труда);
- начальники отделов и их заместители (по правовым вопросам и по охране труда), являющиеся главными государственными инспекторами труда по соответствующим направлениям (отраслям, группам отраслей) государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
- главные государственные инспекторы труда и государственные инспекторы труда (по правовым вопросам и по охране труда).
Мероприятия по государственному контролю проводятся на основании распоряжений (приказов) органов государственного контроля (надзора). В распоряжении (приказе) о проведении мероприятия по контролю указываются:
- номер и дата распоряжения (приказа) о проведении мероприятия по контролю;
- наименование органа государственного контроля (надзора);
- фамилия, имя, отчество и должность лица (лиц), уполномоченного на проведение мероприятия по контролю;
- наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, в отношении которых проводится мероприятие по контролю;
- цели, задачи и предмет проводимого мероприятия по контролю;
- правовые основания проведения мероприятия по контролю, в том числе нормативные правовые акты, обязательные требования которых подлежат проверке;
- дата начала и окончания мероприятия по контролю.
Права и обязанности государственных инспекторов труда установлены статьями 357 - 358 Трудового кодекса РФ, а также отражены в Положении о федеральной инспекции труда, которое разделяет полномочия правовых инспекторов и инспекторов по охране труда. Полномочия конкретного государственного инспектора зависят от компетенции соответствующего органа федеральной инспекции труда .
В результате проведенного научного исследования можно прийти к следующим выводам:
1. Государственный надзор как самостоятельный вид государственной деятельности по обеспечению законности и дисциплины в процессе соблюдения трудового законодательства и иных нормативно-правовых актов, содержащих нормы трудового права, обладает следующими признаками:
- отсутствие организационной подчиненности субъектов надзора и поднадзорных объектов;
- возможность оценки деятельности поднадзорных объектов только с точки зрения законности и по достаточно узкому кругу специальных вопросов;
- невозможность вмешательства в оперативно-хозяйственную деятельность объекта надзора;
- наличие специального объекта надзорной деятельности - норм, правил, требований, стандартов, содержащихся в нормативных актах, и их исполнение физическими и юридическими лицами;
- возможность самостоятельного применения мер административного принуждения в случаях обнаружения правонарушений или возникновения угроз безопасности различным объектам;
- строгое ограничение данных мер принуждения правовыми рамками; наличием юрисдикционных полномочий.
2. От лица государства деятельность по надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, проводят как органы надзора и контроля общей компетенции, надзирающие или контролирующие соблюдение не только трудового, но и иного законодательства (органы прокурорского надзора, внутриведомственного государственного контроля), так и специализированные органы, создаваемые для проведения надзора и контроля исключительно за соблюдением законодательства о труде и охране труда. К ним относятся:
- федеральная инспекция труда;
- иные федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по надзору и контролю над соблюдением правил по безопасному ведению работ в отдельных отраслях и на некоторых объектах промышленности;
- федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также органы местного самоуправления (внутриведомственный государственный контроль);
- генеральный прокурор и подчиненные ему прокуроры (государственный надзор за точным и единообразным исполнением трудового законодательства).
3. Нами были рассмотрена деятельность органов по надзору в сфере соблюдения законодательства о труде. Мы можем прийти к выводу, что каждый орган, осуществляющий надзор в сфере соблюдения трудового законодательства имеет свое особое правовое положение, функции, задачи и полномочия. Основным органом в сфере осуществления надзора в рассматриваемой сфере законодатель признает федеральную инспекцию труда. Однако этот факт не умаляет значение деятельности иных рассмотренных нами органов в сфере осуществления надзорных функций за соблюдением законодательства о труде.
1. Нормативные правовые акты
1. Конституция Российской Федерации // Российская газета. 2009. № 234
2. Трудовой кодекс Российской Федерации М., 2011.
3. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Российская газета. 2002. № 203.
4. Федеральный закон от 17 января 1992 г. № 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации» // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. № 8. ст. 366
5. Постановление Правительства РФ от 15 сентября 2005 г. № 569 «О Положении об осуществлении государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Российской Федерации» // Российская газета. 2005. № 213.
6. Приказ Роструда от 10.04.2006 № 60 «Об утверждении Перечня должностных лиц Федеральной службы по труду и занятости и ее территориальных органов по государственному надзору и контролю за соблюдением законодательства о труде и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (государственных инспекций труда в субъектах Российской Федерации), уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях» // Российская газета. 2006. 31 мая.
2. Научная литература
7. Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право: Учебник для вузов. М.: Норма, 2005.
8. Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации (постатейный) (6-е издание, переработанное) / Под общ. ред. В.И. Шкатуллы М.: Норма, 2009.
9. Корнийчук Г.А. Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства М., 2006.
10. Кошелев Д.А. Федеральная инспекция труда: государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства // Трудовое право. 2009. № 12.
11. Ласкина Н.В. Прокурорский надзор: Учебное пособие для вузов. М.: Юстицинформ, 2010.
12. Миронов В.И. Трудовое право: учебник М.: НОРМА, 2005.
13. Николаев И.А. Надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства // Упрощенная система налогообложения: бухгалтерский учет и налогообложение. 2009. № 12.
14. О состоянии соблюдения трудового законодательства в Омской области в 2010 году. Доклад Главного государственного инспектора труда по Омской области Прокурору Омской области.
15. Петров А.Я. Государственный надзор и контроль над соблюдением трудового законодательства (о новой концепции главы 57 ТК РФ) // Трудовое право. 2009. № 2
16. Тризно И.Н. Методическое обеспечение прокурорского надзора в сфере соблюдения трудовых прав граждан // Трудовое право. 2007. № 11.
17. Филатова А.В. Вопросы реализации процедур государственного контроля, надзора за соблюдением трудового законодательства // Трудовое право. 2007. № 9.
18. Шевнин С. Надзор за выплатой заработной платы // Законность. 2008. № 9.
Тема: | «Надзор за соблюдением законодательства о труде» | |
Раздел: | Трудовое право | |
Тип: | Курсовая работа | |
Страниц: | 34 | |
Цена: | 900 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Анализ основных понятий прокурорского надзора за защитой прав и свобод несовершеннолетних
Дипломная работа:
Прокурорский надзор за осуществлением локального нормотворчества в образовательной организации среднего профессионального образования
Контрольная работа:
Аудит расчетов по оплате труда
Курсовая работа:
Прокурорский надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина
Реферат:
Особенности организации работы по надзору за исполнением законов и законностью правовых актов. Виды организационных мероприятий