Курс лекций
«Учебное пособие по дисциплине «экскурсионная деятельность»»
- 86 страниц(ы)
- 2714 просмотров
- 0 покупок
Автор: oksielen
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ОБЩЕМЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКСКУРСИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 5
1.1. СУЩНОСТЬ, ПРИЗНАКИ И ФУНКЦИИ ЭКСКУРСИИ 5
1.2.ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ МЕТОДИКИ ЭКСКУРСИОННОГО ДЕЛА 6
1.3. КЛАССИФИКАЦИЯ И ТЕМАТИКА ЭКСКУРСИЙ 8
ГЛАВА 2. ФОРМЫ И ВИДЫ ЭКСКУРСИОННОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ 15
2.1. ТУРИЗМ И ЭКСКУРСИОННОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ 15
2.2. ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКСКУРСИОННОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ 16
2.3. ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД К ОРГАНИЗАЦИИ ЭКСКУРСИОННОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ 18
2.4. УВЕЛИЧЕНИЕ ОБЪЕМА ОКАЗАНИЯ ЭКСКУРСИОННЫХ УСЛУГ 20
2.5. ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ЭКСКУРСИОННОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ 21
ГЛАВА 3. ТЕХНОЛОГИЯ ПОДГОТОВКИ НОВОЙ ЭКСКУРСИИ 25
3.1. ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ПРОЦЕССА ПОДГОТОВКИ ЭКСКУРСИИ 25
3.2. ПОДБОР МАТЕРИАЛОВ ЭКСКУРСИИ 28
3.3. ИЗУЧЕНИЕ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ 29
3.4. ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ЭКСПОЗИЦИЯМИ И ФОНДАМИ МУЗЕЕВ 30
3.5. ОТБОР И ИЗУЧЕНИЕ ЭКСКУРСИОННЫХ ОБЪЕКТОВ 31
3.6. РАЗРАБОТКА МАРШРУТА ЭКСКУРСИИ 32
3.7. СОСТАВЛЕНИЕ КОНТРОЛЬНЫХ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ТЕКСТОВ ЭКСКУРСИИ 35
3.8. ОТБОР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО НАГЛЯДНОГО МАТЕРИАЛА 38
3.9. ВЫБОР МЕТОДИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ И СОСТАВЛЕНИЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКИ 40
3.10.ПРОВЕДЕНИЕ ПРОБНОЙ ЭКСКУРСИИ. 44
ГЛАВА 4. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСКУРСИИ 46
4.1.МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСКУРСИИ КАК ЧАСТЬ ЭКСКУРСИОННОЙ МЕТОДИКИ 46
4.2.ОРГАНИЗАЦИЯ ВНИМАНИЯ НА ЭКСКУРСИИ 48
4.3. МЕТОДИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО ЭКСКУРСОВОДА 49
4.4. ПОКАЗ ЭКСКУРСИОННЫХ ОБЪЕКТОВ 50
4.5. РАССКАЗ ЭКСКУРСОВОДА И ЕГО ОСНОВНЫЕ ПРИЕМЫ 56
ГЛАВА 5. ТЕХНИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСКУРСИЙ 59
5.1. ОСОБЫЕ ПРИЕМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСКУРСИЙ 59
5.2. УСВОЕНИЕ МЕТОДИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ 59
5.3. ОСВОЕНИЕ ТЕХНИКИ ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСКУРСИИ 60
ГЛАВА 6. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ МАСТЕРСТВО ЭКСКУРСОВОДА 64
6.1. ЭКСКУРСОВОД — ПРОФЕССИЯ 64
6.2. МАСТЕРСТВО ЭКСКУРСОВОДА 67
6.3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МАСТЕРСТВА ЭКСКУРСОВОДА 71
ГЛАВА 7. НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЭКСКУРСИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 75
7.1. ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЭКСКУРСИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 75
7.2. РЕЗЕРВЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ В ЭКСКУРСИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. …76
7.3. ПРЕДПОСЫЛКИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЭКСКУРСИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 79
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 83
СПИСОК РЕКОМЕНДОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 85
Развитие туристской индустрии и формирование ее как отрасли повлекло за собой необходимость повышения образовательного уровня туристских кадров различных специальностей. С этой целью в программы обучения вводятся специальные курсы. Одним из них является курс "Экскурсоведение". Его цель — ознакомление с теорией и основными навыками экскурсионной деятельности, со знаниями, которые помогут в практической подготовке и проведении экскурсии.
Задачи курса охватывают спектр знаний теории экскурсионной деятельности в процессе ее развития, специфику подготовки экскурсии, экскурсионного обслуживания различных групп экскурсантов с учетом их потребностей и запросов.
Объединяя интегрированные сведения о закономерностях наиболее значимых социальных результатов, экскурсия позволяет донести до потребителей туристского продукта комплекс знаний ряда отраслей науки — географии, истории, культуры и др.
Изучение курса "Экскурсоведение" во взаимосвязи с такими дисциплинами, как "Менеджмент в туризме", "Маркетинг в туризме", "Экономика туризма", "Туроперейтинг" является важной составной частью учебного процесса подготовки специалистов туристского бизнеса и дает возможность приобрести вторую профессию — профессию экскурсовода.
Настоящее пособие рассчитано на самостоятельное изучение. Последовательное и логическое изложение материала позволяет практически разработать туристский продукт — экскурсию. Учитывая особенности и характерные черты различных видов экскурсий, нашедших свое отражение в пособии, реализуется возможность создания экскурсий на различные темы с учетом состава групп туристов и экскурсантов.
Тренировочные задания и тесты способствуют закреплению изученного материала, позволяя моделировать реальные ситуации разработки и проведения экскурсий.
Понятие "сущность" означает совокупность сторон и связей, свойственных предмету, вещи, взятых и рассмотренных в их естественной взаимозависимости.
В процессе становления и развития экскурсионного дела в понятие "экскурсия" вкладывалось различное содержание. В современное понятие сущности "экскурсия" (от лат. excursio — поездка) вкладывается индивидуальное или в составе группы посещение достопримечательных мест с учебными или познавательными целями.
Первые методисты экскурсионного дела (например, И.М. Гревс) сводили сущность экскурсии к "моторности", т. е. передвижению. Более полное определение экскурсии были даны Н.Б. Анциферовым, В. А. Гердом, Б.В, Емельяновым.
Современный этап развития экскурсионной деятельности позволяет определить экскурсию как целенаправленный наглядный процесс познания человеком окружающего мира, построенный по заранее подобранным объектам (зрительным рядам) в естественных условиях. Комментированный показ чувственно воспринимаемых объектов происходит под руководством квалифицированного руководителя — экскурсовода — и подчинен задаче раскрытия четко определенной темы.
Предметом курса "Экскурсоведение" является комплекс теоретических и практических мероприятий, связанных с разработкой и созданием туристского продукта — экскурсии, а также с экскурсионным обслуживанием и оценкой эффективности экскурсионной деятельности.
Специфика экскурсии заключается в органическом сочетании в ней показа и рассказа. Экскурсовод показывает экскурсантам объекты и сопровождает показ анализом, пояснениями, историческими справками, учит экскурсантов правильно воспринимать увиденное, давать объективную оценку событиям, явлениям и фактам, связанным с этими объектами. Сообщаемые сведения, благодаря наглядности, хорошо запоминаются и способствуют формированию мировоззрения и расширению кругозора экскурсантов.
Каждой экскурсии присущи следующие признаки:
1. наличие темы, цели и задач экскурсии;
2. наличие группы;
3. наличие экскурсовода;
4. протяженность во времени (от одного академического часа до двух суток).
Экскурсионная деятельность охватывает целый спектр знаний в области теории и практики экскурсионного обслуживания.
Многосторонний процесс познания окружающего мира путем проведения экскурсий объединяет интегрированные знания о закономерностях наиболее значимых социальных результатов, позволяет донести комплекс знаний ряда отраслей наук.
Развитие экскурсионной деятельности, изменение содержания экскурсионной работы находят отражение в классификации экскурсий, формах и видах экскурсионного обслуживания.
Совокупность требований и правил, предъявляемых к экскурсии, обусловлена экскурсионной методикой, основные уровни которой — методика подготовки и методика проведения экскурсии.
Методика подготовки включает комплекс мероприятий по разработке новой темы экскурсии, обусловленной запросами и потребностями потенциальных клиентов и определяемой экскурсионными возможностями региона.
Методика проведения — это сумма определенных действий экскурсовода по раскрытию темы экскурсии, логическому изложению ее материала, эффективному использованию зрительных и словесных доказательств.
Метод сообщения знаний, основанный на принципе наглядности, обязательном сочетании двух элементов экскурсии — показа и рассказа, активном взаимодействии компонентов — экскурсовод, объект, экскурсант, определяется как экскурсионный метод.
Показ в экскурсии — целенаправленный процесс изучения объектов, сопровождаемый анализом и квалифицированными пояснениями экскурсовода.
Рассказ экскурсовода — органическая часть экскурсии, носящая подчиненный характер по отношению к показу объектов.
На экскурсиях используются и другие методические приемы, позволяющие эффективно и качественно провести экскурсию. Усвоение каждого методического приема — сложный процесс, основанный на конкретном материале определенной темы экскурсии.
Эффективность экскурсионной деятельности находится в прямой зависимости от качества организации и проведения всего комплекса экскурсионных мероприятий, важнейшим среди которых является профессиональное мастерство экскурсовода.
Профессиональное мастерство экскурсовода — это особый вид знаний, практических навыков и умений, высшая степень экскурсоводческого мастерства.
1. Емельянов Б.В. «Экскурсоведение»; М, «Советский спорт» 2007г
2. Квартальнов В.А. «Туризм как объект управления»; М, «Финансы и статистика» 2004 г.
Дополнительная литература
1. Долженко Г.Н. «История туризма в России и СССР» Изд-во Ростовского Университета, 1988 г.
2. Емельянов Б.В. «В помощь экскурсоводу» М, «Профиздат» 1986 г.
3. Долженко Г.Н. «Экскурсионное дело» М – Р н/д, «Март» 2005г.
4. Седова Н.А. «культурно-просветительный туризм» М, «Советский спорт» 2003г.
Защищено на отлично!
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
Не подошла эта работа?
Воспользуйтесь поиском по базе из более чем 40000 работ
-
Контрольная работа:
Сущность государства, его признаки и функции. Принципы и виды административно-правовых нарушений
15 страниц(ы) 2008 2194 0 покупок
-
Доклад:
8 страниц(ы) 2011 1741 0 покупок
-
Лекция:
«малая» пресса: который год на перепутье
5 страниц(ы) 2012 1654 0 покупок
-
Курс лекций:
ЦЕНА СЛОВА Из практики лингвистических экспертиз текстов СМИ (ч. 4)
17 страниц(ы) 2008 1657 0 покупок
-
Методические указания:
Исследование систем управления
46 страниц(ы) 2008 1977 0 покупок
-
Контрольная работа:
Объекты учета затрат и объекты калькулирования, отвечающие целям управления себестоимостью
21 страниц(ы) 2013 1613 0 покупок
-
Методические указания:
17 страниц(ы) 2010 1959 0 покупок
-
Контрольная работа:
Основы бухгалтерского учета. Вариант №6
23 страниц(ы) 2009 1849 0 покупок
-
Курс лекций:
Жанры аналитической журналистики
21 страниц(ы) 2008 1847 0 покупок
-
Контрольная работа:
Природопользование. Международные соглашения в области управления охраны окружающей среды.
20 страниц(ы) 2009 2089 0 покупок
682 автора
помогают студентам
23 задания
за последние сутки
10 минут
среднее время отклика
-
Дипломная работа:
Разработка электронного учебного пособия использование программных продуктов adobe
92 страниц(ы) -
ВКР:
Разработка электронного учебного пособия по пакетам вычислительных программ mathcad и maple
45 страниц(ы) -
Дипломная работа:
Создание электронного учебного пособия «Алгоритмизация»
53 страниц(ы) -
Дипломная работа:
Разработка электронного ресурса по дисциплине “теория вероятности и математическая статистика”
57 страниц(ы) -
ВКР:
Создание электронного учебного пособия по разработке программ модульной структуры
61 страниц(ы)