Доклад
«Демография. Учебник. (части 5 - 8)»
- 78 страниц
Исследования, основанные на методах опроса мнений, подошли вплотную к тому, чтобы начать изучение психологических аспектов, связанных с рождаемостью. Но следующий шаг за пределы своей профессии исследователи, видимо, не решились сделать. А без этого невозможно было продвинуться в направлении понимания причин малодетности. Дело в том, что специфика статистического изучения основана главным образом на применении метода корреляционного анализа. Однако корреляционный анализ показывает лишь само наличие и тесноту связи между социальными явлениями, но не раскрывает причинно-следственный характер этой связи, т.е. не отвечает на вопрос, что является подлинной причиной данной корреляционной зависимости. Причиной может быть третья величина, оказывающаяся за пределами наблюдения. Поясню таким примером. Исследования показывают, что более образованные женщины рожают в среднем меньше детей, чем менее образованные. Однако вполне очевидно, что не само по себе образование является причиной ограничения рождаемости, хотя и были попытки объяснить низкую рождаемость у образованных женщин тем, что они лучше необразованных умеют обращаться со средствами контрацепции, что у них меньше свободного времени, чем у менее образованных, что у них другой круг интересов. Последнее ближе всего к истине. Но все равно не хватает объяснения – почему? Почему с повышением уровня образования женщин у них ослабевает интерес к рождению детей? И если признать, что причина подобного ослабления потребности иметь несколько детей кроется именно в образовании, то так скоро можно дойти до мысли об ограничении права женщин на образование в интересах спасения нации от вымирания. Мало того, что подобное решение было бы реакционным, оно не могло быть эффективным, не привело бы к повышению рождаемости потому, что причины ослабления потребности женщины (вернее, семьи) в числе детей связаны с образованием женщин не прямо, не непосредственно, а косвенно, опосредованно, через систему социальных ценностей и норм, необходимость следования которым и вызывает негативные изменения в структуре потребностей семьи и женщины.
Специальные исследования показали также, что для эффективного контроля рождаемости уровень образования вовсе не является необходимым условием. Тем более, что методы, которыми еще недавно пользовалось большинство и до сих пор пользуются многие, в основном очень примитивны. Скажем, один из основных – так называемый метод прерывания полового сношения до начала семяизвержения, метод, который не требует никакого образования, но зависит почти исключительно от силы мотивации к предотвращению беременности. И мы снова приходим к вопросу: какие силы порождают мотивацию к ограничению рождаемости?
Исследования факторов рождаемости, проводившиеся преимущественно специалистами в области статистики и статистическими методами, фактически были ориентированы в основном на поиск объективных причин, вынуждающих женщин (семью) ограничивать число своих детей. При этом исследователи исходили из подсознательного допущения о «естественном» характере репродуктивной мотивации женщин, о «естественном» желании любой женщины иметь много детей, которое ограничивается лишь нехваткой внешних условий, необходимых для удовлетворения такого желания.
Позднее такая исследовательская ориентация получила наименование концепции (или парадигмы) помех. Согласно такой концепции, для повышения рождаемости нужно было только выяснить, какие конкретные условия жизни мешают людям (женщинам) удовлетворить свои есте-ственные потребности в большом числе детей, и с помощью мер социаль-ной политики устранить эти препятствия. И тогда, казалось, рождаемость автоматически повысится до неопределенно высокого (до желательного, «оптимального») уровня. К середине 1970-х гг. становится ясно, в немалой степени именно в результате исследований, основанных на изучении мне-ний о наилучшем и планируемом семьями числе детей, что это не совсем так, что большинство семей имеет довольно четкое представление о числе детей, которое они хотели бы иметь, и это число вполне конечное и разли-чается в разных социальных группах. Многие исследования, особенно наи-более крупные, проведенные демографами НИИ ЦСУ СССР, показали, что не только фактическое число детей в семьях обратно пропорционально уровню благосостояния, но и желаемое, и ожидаемое (планируемое) в среднем оказывается в обратной пропорции к материальным условиям жизни семей. Эти результаты показали недостаточность корреляционного измерения связи между условиями жизни и числом детей в семье, минуя фактически самого человека, рождающего этих детей, всю совокупность психофизической деятельности человека, связанной с деторождением. Такая деятельность получила наименование репродуктивного поведения.
Репродуктивное поведение – система действий, отношений и психических состояний личности, связанных с рождением или отказом от рождения детей любой очередности, в браке или вне брака . Термин «репродуктивное поведение» эмоционально нейтрален, не содержит оценочной окраски, относится ко всем индивидам и брачным парам, не только к тем, кто сознательно планирует размер своей семьи, но и к тем, кто не желает такого планирования (неосознанно или вполне сознательно).
Репродуктивное поведение является частью общего поведения личности или группы людей (одним из видов которой является семья), относящейся предметно к определенной области жизни, а именно – к рождению (или нерождению) детей. Это довольно широкая область человеческой жизни, требующая от каждого человека много внимания и усилий (независимо от размеров своих репродуктивных желаний).
Как и всякое другое поведение, репродуктивное поведение представляет собой целостную по своим физическим и психическим компонентам реакцию на внешние и внутренние стимулы, состоящую не только из внешне проявляемых действий, но и внутренних, активных, но внешне не проявляемых психических актов и состояний (импульсов, установок, мотивов, настроений и т.п.).
Заключение
Ни один учебник, из известных мне, в том числе и зарубежных, не охватывает всех проблем или методов демографии. Не является исключением и настоящий учебник. Все же я надеюсь, что в нем нашли отражение основные и наиболее острые проблемы нашей демографической ситуации, ожидающие грамотного вмешательства со стороны всех общественных наук. Многое из того, что осталось за пределами данной книги, читатель может найти в литературе, список который, также далеко не полный, приводится ниже.
Я думаю, что шансы демографического спасения нашей страны сегодня равны с шансами ее гибели. Все будет зависеть от того, как скоро наше общество осознает грозящую ему опасность демографического вырождения и объединится в усилиях по укреплению института семьи, повышению демографического потенциала. Времени остается мало, но, думаю, еще не поздно. Решающим условием для преодоления гибельных тенденций нашего демографического развития будет, несомненно, всеобщее демографическое образование страны.
Тысячи лет выдающиеся мыслители ломали голову в поисках так называемого смысла жизни, над вопросом: зачем мы приходим в этот мир? Демографы, я думаю, дают на этот вопрос простой и наилучший ответ: жизнь нужна лишь затем, чтобы прожить ее как можно лучше и передать эстафету жизни следующим поколениям.
Рекомендуемая литература
Демографический энциклопедический словарь. – М., 1985.
Народонаселение: энциклопедический словарь. – М., 1994.
Современная демография. Под ред. А.Я. Кваши и В.А. Ионцева. – М., 1995.
Население мира: демографический справочник. /Сост. В.А. Борисов. – М., 1989.
Всесоюзная перепись населения 1989 года. – М., 1987.
Антонов А.И. Социология рождаемости. – М., 1980.
Антонов А.И., Борисов В.А. Кризис семьи и пути его преодоления. /Препринт научного доклада. – М., 1990.
Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. – М., 1996.
Архангельский В.Н. Воспроизводство населения России. – М., 1998.
Бедный М.С. Демографические факторы здоровья. – М., 1984.
Бедный М.С. Мальчик или девочка? (Медико-демографический анализ). Изд. 2-е, перераб. и дополн. – М., 1987.
Бестужев-Лада И.В. Нормативное социальное прогнозирование: возможные пути реализации целей общества. – М., 1987.
Белова В.А., Дарский Л.Е. Статистика мнений в изучении рождаемости. – М., 1972.
Бойко В.В. Рождаемость: социально-психологические аспекты. – М., 1985.
Борисов В.А. Перспективы рождаемости. – М., 1976.
Борисов В.А., Синельников А.Б. Брачность и рождаемость в России: демографический анализ. – М., 1995.
Волков А.Г. Семья – объект демографии. – М., 1986.
Волков А.Г. Семья глазами демографа. – М., 1989.
Вопросы воспроизводства населения и демографической политики. /Отв. ред. В.А. Борисов. – М., 1982.
Воспроизводство населения и демографическая политика в СССР. /Отв. ред. Л.Л. Рыбаковский. – М., 1987.
Говако В.И. Студенческая семья. – М., 1988.
Городская и сельская семья. /Рук. авт. кол. В.М. Медков. – М., 1987.
Демографы думают, спорят, советуют. /Ред.-сост. Г.П. Киселева. – М., 1981.
Детность семьи: вчера, сегодня, завтра. /Ред.-сост. А.И. Антонов. – М., 1986.
Жизнедеятельность семьи: тенденции и проблемы. /Отв. ред. А.И. Антонов. – М., 1990.
Клупт М.А. Летопись жизни. – М., 1988.
Козлов В.И. Этническая демография. – М., 1977.
Котрикадзе Б.В., Синельников А.Б. Рождаемость в Грузинской ССР: тенденции и пути регулирования. – Тбилиси, 1990.
Меньшутин В.П. Помощь молодой семье (заметки психолога). – М., 1987.
Новосельский С.А. Смертность и продолжительность жизни в России. – Петроград, 1916.
Переведенцев В.И. Молодая семья сегодня. – М., 1987.
Переведенцев В.И. Какие мы? Сколько нас? – М., 1989.
Рождаемость: известное и неизвестное. /Ред.-сост. П.П. Звидриньш. – М., 1983.
Рождаемость: социологические и демографические аспекты. /Отв. ред. В.А. Борисов. – М., 1988.
Семья и дети. /Под ред. А.И. Антонова. – М., 1982.
Семья и семейная политика в Псковской области. /Под ред. Н.В. Васильевой и В.Н. Архангельского. – Псков, 1994.
Синельников А.Б. Брачность и рождаемость в СССР. – М., 1989.
Сови А. Общая теория населения. Тт. 1–2. – М., 1977.
Социально-демографический портрет студента. /Рук. авт. кол. И.И. Елисеева. – М., 1986.
Томилин С.А. Демография и социальная гигиена. – М., 1973.
Урланис Б.Ц. Рост населения в Европе. – М., 1941.
Урланис Б.Ц. История одного поколения (социально-демографический очерк). – М., 1968.
Урланис Б.Ц. Проблемы динамики населения СССР. – М., 1974.
Урланис Б.Ц. Народонаселение: исследования, публицистика. – М., 1976.
Урланис Б.Ц. Эволюция продолжительности жизни. – М., 1978.
Урланис Б.Ц. Избранное. – М., 1985.
Харчев А.Г., Мацковский М.С. Современная семья и ее проблемы (социально-демографическое исследование). – М., 1978.
Шелестов Д.К. Историческая демография. – М., 1987.
Шнейдерман Н.А. Откровенный разговор: рождаемость и меры ее регулирования. – М., 1991.
Эченике В.Х. США: Демография и бизнес. Научно-аналитический обзор. – М., 1993.
Защищено на отлично!
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Демография: Учебно-методическое пособие для студентов специальности «Государственное и муниципальное управление
Курс лекций:
Демография: Учебно-методическое пособие для студентов специальности «Государственное и муниципальное управление»
Курсовая работа:
Демография как наука
Доклад:
Методы исследования демографии