Контрольная работа
«Образование союза советских социалистических республик»
- 21 страниц
Введение
1. Национально - государственные отношения на территории бывшей России с октября 1917 г. до 1922 г.
2. Объединение советских республик в СССР
3. Первая конституция СССР 1924 года
Заключение
Список использованной литературы
Россия представляет собой особую цивилизацию, выработавшую на протяжении веков свой собственный, не повторяющийся в других цивилиза-циях способ сосуществования народов. Здесь любое изменение общественно-го устройства является национальной проблемой и не может быть сведено лишь к политической, социальной или экономической стороне (в этом отли-чие революции в России от других великих революций - в Англии и Фран-ции). С другой стороны - решение любой проблемы национальной политики в России реализуется через изменение государственного устройства, эконо-мического или социального порядка.
Глубочайший за последние несколько веков политический кризис в России привел в 1917 году к ее развалу на десятки отдельных, номинально суверенных, государственных образований. В процессе укрепления своей власти большевики искали формы – практически полезные новой власти и юридически корректные, привлекательные и убедительные хотя бы для части населения – политического объединения земель бывшей Российской импе-рии.
Сложившийся в годы гражданской войны военный союз различных республик, сохранившиеся еще со времен царской России структура эконо-мических связей, единая транспортная сеть, всероссийский рынок, а главное – единая форма власти (Советы), единая правящая партия (большевиков), единые вооруженные силы (Красная Армия) – объективно позволяли боль-шевикам решить вопрос создания единого государства.
Ленин предложил создание союза государств на федеративной основе путем заключения договоров между суверенными республиками и образова-ния ряда общих органов власти и управления. Им же было предложено на-звание Союз Советских Социалистических Республик.
Одно из основных положений программы большевиков было посвяще-но именно вопросам национальной государственности, в чем и заключалось важнейшее различие политической партии В. И. Ленина с остальными.
Она изначально выявляла в виде главенствующего аспекта в своей на-циональной политике право наций на самоопределение, которое, по ее мне-нию, должно было выражаться ничем не ограниченной свободой выбора в плане отношений с нацией, господствующей в данном государстве. Малая нация могла как остаться в составе единого государства, так и выйти из него путем создания своего собственного.
Это последнее утверждение было характерной чертой трактовки права наций на самоопределение большевиками - самоопределение вплоть до отде-ления и образования самостоятельного национального государства. В. И. Ле-нин определял данный вопрос даже следующим образом: «Вместо слова са-моопределение, много раз подававшего повод к кривотолкам, я ставлю со-вершенно точное понятие: «право на свободное отделение». Он требовал это право абсолютно для всех народов, даже для самых отсталых. Хотя и пони-мал, что в большинстве своем народы не станут выделяться в независимые государства по причине наличия широких связей с Россией. Но большевики и не считали, что выход из ее состава будет самым лучшим решением со сто-роны наций, и были за «право на самоопределение для тех наций, которые по тем или иным причинам не могут остаться в рамках государственного цело-го» и за «свободу отделения <…> только потому, что они за свободное, доб-ровольное сближение и слияние, а не за насильственное».
Программа партии также ставила одним из условий создание «полити-ческой автономии областей, представляющих целостную хозяйственную тер-риторию с особым бытом и национальным составом населения, с «делопро-изводством» и «преподаванием» на своем языке», который раскрывался в том, что не желавшие отделения нации могут создать свои национально-государственные образования, включенные в единое Российское государство.
Партии национальных окраин начинали совершать попытки преобразо-ваний в соответствии с большевистской программой, но для реального их осуществления необходима была социалистическая революция.
Национальные коллизии стали одной из предпосылок Великой Ок-тябрьской социалистической революции и свержения власти Временного правительства, а также в последующие за этими событиями созыв и передачу власти в руки II Всероссийского съезда Советов рабочих и солдатских депу-татов, в котором участвовали также делегаты от Советов крестьян.
Съезд юридически закрепил создание нового Советского государства, представленного теми же территориями, что и в период Российской империи, так как, по определению, революция меняет лишь тип государства и власти, не воздействуя на пространство, на котором существует любое государст-венное образование.
II съезд Советов был составлен из подавляющего большинства пред-ставителей Советов Российской Республики, в том числе и делегатов от на-циональных районов, что повлияло на принятие решений на съезде с учетом их мнений.
Но, несмотря на такой многонациональный характер, никто не поста-вил вопрос о выходе какого-либо национального района или об изменении формы государственного единства России. Более того, данный вопрос ни ра-зу не был затронут во время обсуждений.
Однако изначально проблема национального вопроса должна была быть представлена партией большевиков. Поэтому на заседании Центрально-го Комитета партии 21 октября (3 ноября) 1917 года В. И. Ленину было по-ручено подготовить доклады к началу съезда, в числе которых значился док-лад и на тему национального вопроса. Но как было сказано выше, этот во-прос не поднимался, что, очевидно, было выражено наличием других более важных проблем, требовавших скорейшего разрешения. И хотя националь-ный вопрос имел большую важность, острая необходимость в его решении не стояла. Гораздо сильнее в тот момент ощущалась потребность в рассмотре-нии вопросов о власти, о земле и о мире.
Таким образом, II съезд Советов никак не изменил территориальную целостность России, но организовал юридические возможности для проведе-ния преобразований. Несмотря на отсутствие национального вопроса на по-вестке съезда, по инициативе В. И. Ленина было обещано введение права на-ций на самоопределение, предоставление его всем народам мирам, а также положено начало для создания особого органа для осуществления нацио-нальной политики Советского государства - Народного Комиссариата по де-лам национальностей, возглавленного И. В. Сталиным.
Образование СССР не было только навязанным руководителями большевистской партии. Для объединения народов России в единое государство существовали объективные предпосылки, имеющие глубокие исторические, экономические, политические и культурные причины. 185 наций и народностей, проживающих на территории бывшей Российской империи, связывали общность исторических судеб, единая хозяйственная система, веками складывающееся разделение труда, общероссийский рынок, тесные культурные контакты, полиэтничность населения, отсутствие геноцида по отношению к другим нациям и многое другое. Конечно, русификаторская политика царского режима и ограничение в правах «инородцев» способствовали появлению сепаратизма. Но, используя старую формулу «Россия - тюрьма народов», следует помнить, что угнетение в империи носило не национальный, а классовый характер, а русские, украинские, грузинские, еврейские и др. трудящиеся одинаково эксплуатировались самодержавием.
Первая союзная Конституция, принятая в 1924г., в отличие от Консти-туции РСФСР 1918 г., дала исчерпывающий перечень предметов ведения (хотя в ряде случаев в ней речь шла и о конкретных полномочиях) высших органов власти Союза ССР и определила, что суверенитет союзных респуб-лик ограничен лишь в пределах, указанных в настоящей Конституции, и лишь по предметам, отнесенным к компетенции Союза.
По своему содержанию Конституция СССР 1924 г. весьма своеобразна и непохожа на другие советские конституции. В ней нет характеристики об-щественного устройства, глав о правах и обязанностей граждан, избиратель-ном праве, местных органов власти и управления. Все эти вопросы решались республиканскими конституциями.
1. Барышев А.П. Большевизм и современный мир. Т.1. М., 2003.
2. Волошина В. Ю., Быкова А. Г. Советский период российской истории (1917 - 1993). Издательство: Омский государственный университет, 2001 г.
3. Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 25. С. 263 — 264.
4. Левандовский А. А., Щетинов Ю. А. Россия в XX веке.— М.: Просве-щение, 1997.
Тема: | «Образование союза советских социалистических республик» | |
Раздел: | История | |
Тип: | Контрольная работа | |
Страниц: | 21 | |
Цена: | 100 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Образование СССР
Контрольная работа:
Конституция СССР 1924 года. Деформация политической системы и государственного аппарата в 1930-1940-е годы. Развитие формы государственного единства по Конституции СССР 1936 года
Дипломная работа:
Комплексный анализ сущности и основных тенденций развития Крыма в XX – начале XXI в
ВКР:
Организационно-методическое сопровождение образовательных организаций в республике башкортостан по реализации электронного образования