Доклад

«Трудовое право»

  • 180 страниц(ы)
  • 4524 просмотров
  • 0 покупок
фото автора

Автор: oksielen

ВВЕДЕНИЕ 1

РАЗДЕЛ I. ОБЩАЯ ЧАСТЬ 4

ГЛАВА I. ПРЕДМЕТ, МЕТОД И СИСТЕМА ТРУДОВОГО ПРАВА 4

§ 1. Предмет трудового права 4

§ 2. Метод трудового права 8

§ 3. Система трудового права 10

§ 4. Отграничение трудового права от смежных отраслей права 12

§ 5. Предмет, метод и система науки трудового права 14

ГЛАВА II. ИСТОЧНИКИ ТРУДОВОГО ПРАВА 15

§ 1. Понятие и виды источников трудового права 15

§ 2. Действие нормативных актов во времени и пространстве. 21

Единство и дифференциация 21

ГЛАВА III. ПРИНЦИПЫ ТРУДОВОГО ПРАВА 23

§ 1. Понятие правовых принципов 23

§ 2. Виды принципов права 26

§ 3. Межотраслевые принципы правового регулирования труда 27

и принципы трудового права 27

ГЛАВА IV. СУБЪЕКТЫ ТРУДОВОГО ПРАВА 35

§ 1. Понятие субъектов трудового права 35

§ 2. Граждане как субъекты трудового права 37

§ 3. Организации как субъекты трудового права 40

§ 4. Трудовой коллектив организации как субъект трудового права 45

§ 5. Представительство интересов работников и трудовых коллективов. 49

Права и гарантии деятельности профсоюзов 49

ГЛАВА V. ПРАВООТНОШЕНИЯ В СФЕРЕ ТРУДОВОГО ПРАВА 52

§ 1. Понятие и система правоотношений в сфере трудового права 52

§ 2. Трудовое правоотношение 53

§ 3. Правоотношения, тесно связанные с трудовыми (производные) 57

ГЛАВА VI. КОЛЛЕКТИВНЫЙ ДОГОВОР И СОГЛАШЕНИЯ ПО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМ ВОПРОСАМ 62

§ 1. Понятие коллективного договора и социально-экономических соглашений 62

§ 2. Осуществление принципа социального партнерства 67

в зарубежных европейских странах 67

РАЗДЕЛ II. ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ 68

ГЛАВА VII. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЗАНЯТОСТИ И ТРУДОУСТРОЙСТВА 68

§ 1. Экономическая реформа и рынок труда 68

§ 2. Понятие занятости населения и направления государственной политики в этой сфере 69

§ 3. Правовой статус безработного 71

§ 4. Правовая организация трудоустройства 73

§ 5. Трудоустройство отдельных категорий граждан 75

§ 6. Пособие по безработице 77

§ 7. Скрытая безработица 79

ГЛАВА VIII. ТРУДОВОЙ ДОГОВОР (КОНТРАКТ) 80

§ 1. Понятие трудового договора 80

§ 2. Общий порядок заключения трудовых договоров (контрактов) 81

§ 3. Испытание при приеме на работу и аттестация работников 83

§ 4. Содержание трудового договора 84

§ 5. Виды трудового договора 85

§ 6. Переводы 92

§ 7. Прекращение трудового договора 95

§ 8. Порядок увольнения работников 101

§ 9. Трудовые договоры с некоторыми другими категориями работников 102

ГЛАВА IX. РАБОЧЕЕ ВРЕМЯ И ВРЕМЯ ОТДЫХА 106

§ 1. Понятие и виды рабочего времени 106

§ 2. Режим и учет рабочего времени 109

§ 3. Сверхурочные работы. 111

Ненормированный рабочий день 111

§ 4. Понятие и виды времени отдыха 113

§ 5. Ежегодные очередные отпуска 115

ГЛАВА Х. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОПЛАТЫ ТРУДА (ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ) 117

§ 1. Понятие и методы регулирования оплаты труда (заработной платы) 117

§ 2. Понятие тарифной системы и ее элементов 120

§ 3. Оплата труда руководителей, специалистов и служащих 124

§ 4. Нормирование труда 125

§ 5. Системы оплаты труда 126

§ 6. Оплата труда при отклонениях от нормальных условий 128

§ 7. Гарантии и компенсации 129

§ 8. Исчисление среднего заработка и порядок выплаты заработной платы 131

ГЛАВА XI. ДИСЦИПЛИНА ТРУДА И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПО ТРУДОВОМУ ПРАВУ 132

§ 1. Понятие дисциплины труда 132

§ 2. Правовое регулирование внутреннего трудового распорядка 133

§ 3. Меры поощрения за успехи в работе 134

§ 4. Ответственность по трудовому праву 135

ГЛАВА XII. ОХРАНА ТРУДА 148

§ 1. Понятие охраны труда 148

§ 2. Правила по технике безопасности и производственной санитарии. 150

Специальные нормы об охране труда лиц, работающих в тяжелых, вредных и опасных условиях 150

§ 3. Специальные нормы по охране труда женщин, несовершеннолетних и лиц с пониженной трудоспособностью 152

§ 4. Надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде 155

и правил охраны труда 155

§ 5. Ответственность за нарушение законодательства о труде и правил охраны труда 158

ГЛАВА XIII. ТРУДОВЫЕ СПОРЫ И ПОРЯДОК ИХ РАЗРЕШЕНИЯ 159

§ 1. Понятие трудовых споров и их виды 159

§ 2. Подведомственность трудовых споров 161

§ 3. Порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров 161

§ 4. Порядок исполнения решений и постановлений органов по рассмотрению индивидуальных трудовых споров искового характера 166

§ 5. Подведомственность индивидуальных споров, вытекающих из иных правоотношений, тесно связанных с трудовыми 167

§ 6. Понятие коллективных трудовых споров и порядок их рассмотрения 168

РАЗДЕЛ III. МЕЖДУНАРОДНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА, ЕЕ ЗАДАЧИ И РОЛЬ В ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ 172

ГЛАВА XIV. МОТ, ЕЕ ЗАДАЧИ И РОЛЬ В ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ 172

ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ 172

Приложение 177

Конвенции МОТ, действующие в Российской Федерации 177

СОДЕРЖАНИЕ 178

Переход к новым экономическим условиям, к так называемой рыночной экономике, к сожалению, не повлек за собой роста производства, без которого немыслимо и развитие всего общества. За семь лет реформ по данным Академии социальных наук уровень промышленного производства снизился практически в два раза*.

*См. беседу с директором Института социально-политических исследований РАН акад. Г. Осиповым  Труд. 1998. 22 апр.

В условиях такого спада происходит и резкое расслоение общества: существенно возросли доходы одних и упала, а точнее - уменьшилась заработная плата других.

Экономисты объясняют рост доходов при сокращении производства, во-первых, развитием теневой экономики (коррупция, рэкет, проституция и другие виды подпольного бизнеса) и, во-вторых, "проеданием" природных сырьевых ресурсов.

По данным, приведенным той же Академией, резко увеличился разрыв между доходами самых богатых и самых бедных граждан; доля населения, живущего за чертой бедности, составляет более его четверти; разница между минимальным и средним заработком увеличилась в 11 раз и уровень безработицы (с учетом скрытых ее форм) составляет 13 процентов населения.

Сама по себе поляризация свойственна рынку, и сказанное не означает тоску по прошлой уравниловке, которая в условиях рынка неприемлема. Дифференциация действительно должна быть, но перекосы в этой области, которые имеют место в нашей действительности, нельзя признать нормальным явлением.

Изменение основ экономики общества не могло не повлечь за собой определенные отрицательные последствия. Адаптация производства к новым условиям не могла быть совсем безболезненной, и потому в какой-то степени естественной должна была быть и более высокая стоимость производимого, и далеко не всегда соответствующее качество многих видов продукции отечественного производства, не выдерживающее конкуренции с импортными аналогами, отличающимися более низкой себестоимостью при более вы-соком качестве.

Но сутью реформы, возродившей частную собственность, прежде всего должно быть пробуждение в работающем заинтересованности в результатах своего труда, ибо только собственность дает реальную уверенность, хотя и связанную с риском, обеспечивает наиболее прочную зависимость получаемого дохода от вложенного труда.

Только труд должен быть основой нормальной жизни и благосостояния граждан общества, а эта задача пока не входит в число приоритетных в обществе. Для многих сейчас выгоднее посредничать, нежели трудиться в реальном секторе экономики. И именно заинтересованное участие граждан в труде - реальная гарантия необратимости реформ и их нормальной жизни в обществе.

Проблема побуждения людей к производительному труду сама по себе, конечно, не нова, ибо только трудом во все времена создавалась и создается материальная и духовная культура.

Общество, пренебрегающее трудом, обречено. Как же заинтересовать работника в результатах труда в новых условиях? Какими должны быть теперь мотивы к высокопроизводительному труду? Повлияло ли возрождение частной собственности на эти мотивы? Принято считать, что собственник на себя плохо работать не может. Между тем социологические исследования показывают, что работники не осознали себя в достаточной мере совладельцами средств производства. И что самое досадное, проведенная в России приватизация не способствовала этому. Она, к сожалению, не дала положительных результатов.

В результате отсутствия четкого правового регулирования все эти работники оказались в некоем правовом вакууме, породившем неопределенность в регулировании трудовых отношений.

Более того, в последние годы принят ряд нормативных актов, ошибочно определяющих правовую природу трудовых отношений, относя их к гражданским, хотя в действительности они носят трудоправовой характер.

Следствием такой подмены является несоблюдение целого ряда норм, крайне необходимых для защиты работников, начиная с правил по охране труда и технике безопасности и кончая другими нормами-гарантиями, которых гражданское право, естественно, не содержит.

Кстати, такая же тенденция проявляется сейчас в одном из проектов Трудового кодекса, который предстоит принять Государственной Думе. Под видом освобождения от государственного вмешательства и опираясь на якобы существующее равноправие сторон в трудовом договоре, предлагается исключить из Кодекса четкий перечень закрепленных в действующем КЗоТ РФ оснований увольнения работника и включить возможность заключения срочного договора по желанию сторон. Предлагаются и другие новеллы, опи-рающиеся на мнимое равенство сторон в трудовом договоре, хотя в действительности экономически работник зависим от работодателя, стороны здесь не являются полностью равноправными, и работник, разумеется, нуждается в защите государства, объем которой должен быть тщательно продуман.

Незащищенность работника, а сейчас еще и неопределенность правового положения не способствуют формированию его заинтересованности в результатах труда и стабильности трудовых отношений (а только в этом случае он будет хорошо трудиться, в чем, как уже отмечалось выше, заинтересовано общество), создают неразбериху в регулировании этих отношений.

Игнорирование особенностей трудового права как самостоятельной отрасли при выработке концепции механизма воздействия на трудовые отношения не может дать положительного результата. А это требует как минимум внимания к изучению вопроса о предмете данной отрасли, об объеме гарантий, которые должны быть установлены государством, и о других задачах, которые стоят перед наукой этой важной для общества отрасли.

Рыночная экономика поставила перед правовой наукой и наукой трудового права в частности необходимость исследования таких вопросов, как, например, о соотношении правомочий трудовых коллективов и коллективов совладельцев в корпоративных организациях, об объеме норм, принимаемых в централизованном и локальном, императивном и диспозитивном регулировании, о социальном партнерстве, которое, к сожалению, пока остается недостаточно эффективным, о более четком определении правомерности забастовок и некоторых других.

Все изложенное требует глубоких исследований и дальнейшего развития науки трудового права. В современных условиях это особенно необходимо.

Кроме того, в концепции, которая должна быть разработана специалистами с учетом изменений, происходящих в нашей экономике в последнее время, нельзя не учесть и те перемены, которые происходят сегодня и в мире труда, т.е. в зарубежных развитых странах, поскольку формируется новый тип работника.

Информационная техника, а с ней сейчас связан труд значительного количества занятых, требует высокого уровня общеобразовательной и профессиональной подготовки. Причем предпочтение отдается работникам, которые обладают не только высокой квалификацией, но и способностью к творчеству, умеют адаптироваться к меняющимся целям и условиям производства. И это должно быть учтено и самими работниками, и органами государственной службы занятости.

Основу конвенций МОТ в этой сфере составляют Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах и Европейская социальная хартия.

В них закрепляется право на труд, и трактуется оно как право каждого человека на получение возможности зарабатывать себе на жизнь трудом, который он свободно выбирает или на который свободно соглашается. И хотя это право, в числе других, в преамбуле к Всеобщей декларации прав человека сформулировано как цель, к которой должны стремиться все народы и государства, тем не менее Хартия обязывает государства проводить политику занятости в качестве средства осуществления права на труд. Во всех названных актах подчеркивается, что право на труд несовместимо с принудительным трудом. Он запрещен Конвенциями № 29 (1935 г.) и № 105 (1957 г.).

Во Всеобщей декларации прав человека и Международном пакте говорится и о защите граждан от безработицы. Ей посвящен ряд актов МОТ. Причем одни из них закрепляют общие задачи государства, направленные на решение проблемы безработицы, в других рассматриваются вопросы трудоустройства отдельных групп трудящихся.

3 июня 1997 г. была принята Конвенция № 181 о частных агентствах занятости, в которой подчеркивается, что они в своей деятельности не должны подвергать дискриминации ищущих работу по признакам расы, цвета кожи, пола, религии, политических убеждений, национального и социального происхождения или любой иной форме дискриминации, и наоборот, содействовать в оказании услуг и помощи тем, кто находится в наименее благоприятном положении.

К рассматриваемой группе относятся Конвенция № 87 о свободе ассоциации и защите права на организацию (1948 г.) и Конвенция №98 о праве на организацию и на ведение коллективных переговоров (1949 г.). Эти акты закрепляют право как предпринимателей, так и трудящихся на создание организаций без предварительного согласия властей. Организации имеют право на разработку собственного устава и на выбор своих представителей. В Конвенции № 98 излагается принцип защиты от дискриминации при нарушении принципа свободы объединений. Кроме того, в ней содержится призыв к использованию процедур проведения коллективных переговоров.

МОТ создала специальный механизм защиты принципа свободы объединения, включающий комитет по свободе объединения, представляющий собой трехсторонний орган, назначаемый Административным советом и действующий в соответствии с особой процедурой, обеспечивающей его независимость.

Хотя право на забастовку в Конвенциях № 87 и № 98 прямо не закреплено, комитет неоднократно подчеркивал, что полное запрещение забастовки противоречит принципу свободы объединения и что проведение забастовки может ограничиваться только особыми обстоятельствами.

Во многих странах, присоединившихся к Конвенции № 98, были приняты соответствующие законодательные акты для урегулирования коллективных трудовых споров.

Примечания к работе

Защищено на отлично!

Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

Не подошла эта работа?

Воспользуйтесь поиском по базе из более чем 40000 работ

Другие работы автора
Наши услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика

Похожие материалы