Курсовая работа
«Программа - Работа со страхами у детей 3-7 лет на основе метода сказкотерапии»
- 27 страниц
Введение
1 Теоретико-методологические основы работы со страхами у детей 3-7 лет на основе метода сказкотерапии
1.1 Природа страхов у детей 3-7 лет
1.2 Сказкотерапия как метод диагностики и коррекции детских страхов
1.3 Сказка в работе с дошкольным возрастом
2 Содержание коррекционной Программы для детей со страхами, основанной на методе сказкотерапии
3 Планируемый результат Программы
4 Материально-техническая база для реализации программы
Список использованной литературы
Актуальность. В ситуации социальной нестабильности на современного ребенка обрушивается множество неблагоприятных факторов, способных не только затормозить развитие потенциальных возможностей личности, но и повернуть процесс ее развития вспять. Поэтому большое внимание проблеме страха уделяется в работах отечественных психологов и психотерапевтов, которые отмечают рост числа детей с разнообразными страхами, повышенной возбудимостью и тревожностью.
Детские страхи в той или иной степени обусловлены возрастными особенностями и имеют временный характер. Однако те детские страхи, которые сохраняются длительное время и тяжело переживаются ребёнком, говорит о нервной ослабленности малыша, неправильном поведении родителей, конфликтных отношениях в семье и в целом являются признаком неблагополучия. Большинство причин, как отмечают психологи, лежат в области семейных отношений, таких как попустительство, непоследовательность в воспитании, отрицательное или слишком требовательное отношение к ребёнку, которое порождает в нём тревогу и затем формирует враждебность к миру.
Страхи, эмоциональные нарушения поддаются коррекции и без последствий проходят у детей до десяти лет. Поэтому чрезвычайно важно своевременно обращаться к специалисту, принять меры по преодолению фобий у ребёнка. B связи с этим, наиболее актуальной для практической психологии и педагогики, является задача поиска наиболее эффективных путей выявления и преодоления психического неблагополучия ребёнка. Одним из наиболее эффективных путей преодоления детских страхов является применение метода сказкотерапии, так как сказка – необходимый элемент воспитания ребенка. Она простым и доступным языком рассказывает ему о жизни, учит, развлекает и утешает, мастерски пряча нравоучения и назидания под яркими красками сказочных историй. Сказка первый ориентир, по которому ребенок, учиться строить свои взаимоотношения с окружающим миром. Она действует на детскую душу очень тонко и деликатно, на уровне эмоций, переживаний и чувств, но, тем не менее, точно и прямолинейно ведет его по намеченному пути познания жизни, не давая запутаться и заблудиться.
Поэтому нами была разработана программа «Сказкотерапия как метод работы с детскими страхами».
.
1.2 Сказкотерапия как метод диагностики и коррекции детских страхов
Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширение сознания, совершенствования взаимодействий с окружающим миром. К сказкам обращались в своем творчестве известные зарубежные и отечественные психологи: Э.Фромм, Э. Берн, Э. Гарднер, А. Менегетти, М. Осорина, Е. Лисина, Е. Петрова, Р. Азовцева, Т. Зинкевич-Евстигнеева и т.д.
Сказкотерапия – направление практической психологии, которое, используя метафорические ресурсы сказки, позволяет людям развить самосознание, стать самими собой, и построить особые доверительные, близкие отношения с окружающими.
Во-первых, сказка всегда служила средством встречи ее слушателя или читателя с самим собой, потому что метафора, лежащая в основе сказки выступала не только «волшебным зеркалом» реального мира, но – в первую очередь – его собственного, скрытого, еще не осознанного внутреннего мира.
Во-вторых, нацеленность сказкотерапии на развитие самосознания человека, определяемая сущностью сказок, обеспечивает как контакт с самим собой, так и контакт с другими. Сказочная метафора в силу присущих ей особых свойств оказывается способом построения взаимопонимания между людьми.
В-третьих, в сказке отсутствуют прямо выраженные нравоучения или рекомендации, усвоение необходимых моделей поведения и реагирования, новых знаний о себе и мире происходит незаметно, исподволь.
Сказкотерапия как психологический метод накладывает свои возрастные ограничения при работе с детьми: ребенок должен иметь четкое представление о том, что существует сказочная действительность, отличная от реально существующей. Обычно навык такого различения формируется у ребенка к 3,5-4 годам, хотя, безусловно, в каждом конкретном случае необходимо учитывать индивидуальные особенности развития ребенка.
.
методические указания не требуют заключения - вместо заключения формулируются условия программы:
Для реализации Программы необходима следующая материально-техническая база.
Программа рассчитана в оптимуме на 3 учебные группы по 5 человек детей и по 5 человек родителей. Для составления расписания учебных групп необходимо 3 небольшие свободные аудитории, в которых есть стулья, доска (желательно) и технические средства:
Музыкальный центр – 1 шт.;
Телевизор – 1 шт.;
Видеокамера – 1 шт.
А также краски (15 наборов), кисти (15 шт.), 15 альбомов для рисования, 15 наборов цветного картона, пуговицы, цветные нитки (1 набор), клей, иглы (1 набор) и лоскуты для кукол.
1. Грабенко Т., Зинкевич-Евстигнеева Т., Фролов Д. Волшебная страна внутри нас. – М., 2005.
2. Гуревич П.С. Клиническая психология. – М., 2005.
3. Дубровина И.В. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми. – М., 2004.
4. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Немного о сказках и о волшебстве. // Вопросы психологии. - 2005. - № 2.
5. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. – СПб.: Речь, 2006.
6. Зинкевич-Евстигнеева Т., Кудзилов Д. Властелин чудес (настольная игра). – СПб.: Речь, 2004.
7. Каптерев П.Ф. О детском страхе. // Развитие личности. – 1999. - № 2.
8. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция. – М., 2004.
9. Практика сказкотерапии. / Под ред. Н. А. Сакович.— СПб.: Речь, 2004.
10. Пропп В.Я. Морфология "волшебной" сказки. – М.: Лабиринт, 2004.
11. Пропп В.Я. Сказкотерапия. – М., 2005.
12. Соколов Д. Сказки и сказкотерапия. – М., 2005.
13. Стрелкова Л.П. Уроки сказки. – М., 1989.
14. Фон Франц Мария-Луиза. Толкование волшебных сказок. – М., 2006.
В приложении полное описание практикума по сказкотерапии.
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика