Контрольная работа
«Деятельность земств в пореформенное время»
- 17 страниц
Введение
Основная часть:
Глава 1. Проведение земской реформы.
1.1.Положение о губернских и уездных учреждениях 1 января 1864 года.
1.2. Недостатки земского положения 1864 года.
Глава 2. Некоторые результаты в работе земства.
2.1 Земская школа.
2.2 Земская медицина и другие достижения земства.
2.3.Земства и правительство.
Глава 3. Земства - как центры общественного движения.
3.1.Взгляды земских идеологов.
3.2 Пик земского движения.
3.3 Причины краха земств.
Заключение
Список литературы
Отмена крепостного права в России вызвала необходимость проведения других реформ – в области местного управления, суда, образования, цензуры, финансов, в военном деле, а также церковного управления. Подготовка этих реформ началась на рубеже 50-60-х годов XIX в., в обстановке общественно-политического подъема в стране, но проведение их растянулось на полтора десятилетия и проходило уже в то время, когда социальная напряженность была снята, самодержавие вышло из политического кризиса и даже наметился (с 1866 г.) поворот к реакции. Отсюда непоследовательность, незавершенность и узость большинства реформ 1863-1874 гг. Далеко не все, что намечалось ранее, получило впоследствии свое воплощение в законах, да и действие принятых законом ограничивалось последующими правительственными актами.
Актуальность темы исследования. На современном этапе развития российского государства в обществе предпринимаются попытки масштабного реформирования политической системы страны, трансформации различных правовых и политико-административных институтов на региональном уровне. Неизбежно встает вопрос о роли учреждений местного самоуправления в решении важнейших государственных проблем: финансовых, экономических, социальных. В сложившихся обстоятельствах огромное научное и общественно-политическое значение приобретает изучение исторической практики дореволюционных земских самоуправленческих структур. Их инициативы, принципы организации и работы должны быть исследованы и осмыслены с позиции решения проблем сегодняшнего дня. Не случайно многолетний опыт хозяйственной, культурной и социально-политической деятельности земских учреждений дореволюционной России является предметом постоянного внимания и неослабевающего интереса для представителей современной отечественной исторической науки.
Несомненно, процесс модернизации ряда важнейших государственных и общественных структур во второй половине XIX столетия оказал огромное влияние на весь последующий ход русской жизни: он повлек за собой целый комплекс всесторонних социально-административных перемен. Важнейшей и неотъемлемой частью реализуемых реформ становится формирование и дальнейшее развитие бессословных выборных органов местного самоуправления.
Цель работы – охарактеризовать земства в пореформенной России.
Раскрытие цели предполагается через решение ряда задач:
- рассмотреть Положение о губернских и уездных учреждениях 1 января 1864г.
- показать недостатки земского «Положения» 1864 г.;
- представить некоторые результаты работы земства (земская школа и медицина).
Важно отметить, что земства сыграли огромную роль в решении местных хозяйственных и культурных задач: в организации мелкого кредита путем образования крестьянских ссудосберегательных товариществ, в устройстве почт, в дорожном строительстве, в развитии страхования, и медицинской и ветеринарной помощи на селе, в деле народного просвещения. К 1880 г. на селе было открыто 12 тыс. земских школ, а за полвека своей деятельности земства открыли 28 тыс. школ. За это время в земских школах получили образование до двух миллионов крестьянских детей. Земства подготовили за свой счет 45 тыс. учителей и значительно подняли материальный и общественный статус народного учителя. Земские школы считались лучшими. По образцу их стали действовать и школы Министерства народного просвещения. Медицинские учреждения на селе, хотя еще и малочисленные и несовершенные, целиком были созданы земствами. На средства земств были созданы фельдшерские курсы специально для села. Земские врачи стали проводить на селе прививки от оспы. Они предотвратили распространение ряда эпидемических заболеваний. Благодаря усилиям земских врачей показатель смертности среди крестьян сократился с 3,7% до 2,8% .
Велика была роль земств в статистическом изучении народного хозяйства, в первую очередь крестьянского. Земские статистики применяли новейшие достижения статистической науки, а их обследования имели большое не только прикладное, но и научное значение. Российская земская статистика считалась лучшей в мире по богатству, точности и ценности собранных ею сведений. И поныне изучение экономики пореформенной России невозможно без привлечения ее материалов.
Таким образом, земства, хотя и ограниченные в правах, показали свою жизнеспособность, приспособленность к местным условиям и требованиям жизни. Вопреки законодательным запретам земства превратились в очаги общественной деятельности либерального дворянства. Возникновение в 70-80-х годах XIX в. земского либерально-оппозиционного движения, с которым вынуждено было считаться правительство, стало важным фактором общественно-политической жизни страны.
Созданные в 1864 г. земские учреждения внесли серьезный вклад в создание эффективного механизма решения насущных региональных проблем, обеспечивающего поступательное развитие общества. В земской работе находили выход традиционные для русского менталитета чувства служения родине, подвижничества, коллективизма. Благодаря разносторонней деятельности губернских и уездных земств постепенно происходило вовлечение в гражданскую, социокультурную и политическую жизнь представителей 4 различных слоев населения.
Наконец, земства явились важным звеном государственной системы России в конце XIX - начале XX вв. и сыграли значительную роль в развитии либерально-реформаторского движения.
История земских учреждений, представляет собой отражение социальных, общественно-политических и культурных процессов развития государства в целом. Накопленный земствами в различных отраслях огромный опыт особо актуален сегодня, в условиях функционирования современной системы местного самоуправления. В связи с этим изучение самых различных проблем по истории земских учреждений как губернского, так и уездного уровня, имеет большое научное и практическое значение.
Источники:
1.Положение о волостном земском управлении/Лебедев А.О. О волостном земстве 1917 г. Нижний-Новгород,31 стр.
2.Революционное движение в России после свержения самодержавия.Сборник документов, М.:1957г,560 стр.
3.Крестьянское движение в 1917 г. Сборник документов, М.: 1927 г,444 стр.
4. Положение о губернских и уездных учреждениях 1 января 1864 года./ Дмитриев С.С. Хрестоматия по истории СССР. М. 1948. Т. III. С. 156-158.
Литература:
1. Веселовский Б.Б. Земство и земская реформа. Петроград.- М.: Педагогика
1998.-с.300
2. Головачев А.А. Десять лет реформ. СПб.: Нева 1992.-с.190
3. Градовский А.Д. Переустройство нашего местного управления. Собр. соч.
в 9 т. СПб.: 1903, Т. 8
4. Лусников М. Р.Основные теории местного самоуправления: происхождение и
развитие. М.:- 1996.-с.400
5. Пажитнов К.А. Городское и земское самоуправление. СПб.: 1913, Т. 1, 2
6. Твардовская В.А. Идеология пореформенного самодержавия. М.: Право.-
1998.-с.460
7. Цефалин А. А. Земское самоуправление в России.-Спб: -с.380
8. Лаптева Л.Е. Земские учреждения в России. М.: 1993г.
9. Пирумова Н.И. Земства и земская школа // Книга для чтения по истории СССР ХIХ века. – М.: «Просвещение», 1989. С.116-121.
Ссылки:
[1] Фадеев В.И. Муниципальное право России. М.: 1994 , С.28.
[2] Веселовский Б.Б. Земство и земская реформа. Петроград, 1918,стр.14.
[3] Пажитнов К.А. Городское и земское самоуправление. СПб:1913, Т. 1, С.31-32.
[4] Твардовская В.А. Идеология пореформенного самодержавия. М.: 1978, С.232.
[5] Лаптева Л.Е. Земские учреждения в России. М.: 1993, С. 90.
[6] Пирумова Н.И. Земства и земская школа // Книга для чтения по истории СССР ХIХ века. – М.: «Просвещение», 1989. С.116-121.
[7] Положение о губернских и уездных учреждениях 1 января 1864 года./ Дмитриев С.С. Хрестоматия по истории СССР. М. 1948. Т. III. С. 156-158
в тексте работы есть ссылки на литературу и источники.
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Формы организации творческой деятельности школьников в системе дополнительного образования
Дипломная работа:
Социально-педагогическая деятельность по организации свободного времени подростков
Дипломная работа:
Организация внеурочной деятельности школьников по праву в формате фгос - 2
Дипломная работа:
ООН в 21 веке
ВКР:
Дистанционные образовательные технологии в opганизации учебной деятельности обучающихся