Курсовая работа

«Истоки и тенденции развития российского федерализма»

  • 36 страниц(ы)
  • 3581 просмотров
  • 2 покупок
фото автора

Автор: aaa8086

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. СТАНОВЛЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ МОДЕЛИ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ФЕДЕРАЛИЗМА 6

1.1. Генезис современных теорий федерализма 6

1.2. Федеративная природа России 11

ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО ФЕДЕРАЛИЗМА 16

2.1. Специфика современной российской модели федерализма 16

2.2. Перспективы развития федерализма в современной России 22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 34

Нормативно-правовые акты 34

Специальная и научная литература 35

Актуальность темы. Общественные перемены последних двух десятилетий кардинально изменили политическую и социальную ситуацию в России, вызвав необходимость обратить особое внимание на развитие федеративных отношений. Проводимые в последние годы реформы в этой сфере были направлены на обеспечение консолидации общества, на согласованность действий всех звеньев управленческой вертикали, укрепление политических и правовых основ федерализма. Укрепление вертикали власти, разграничение компетенции между Федерацией, ее субъектами и местным самоуправлением стали средством обеспечения единства России при сохранении политико-территориального, национального и культурного многообразия.

Действующая Конституция Российской Федерации (1993 г.) закрепила основы развития страны как демократического федеративного правового государства с республиканской формой правления. Конституция заложила в основу федеративных отношений принципы государственной целостности, единства системы государственной власти, равноправия и самоопределения народов, равноправия разноуровневых субъектов Российской Федерации во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти.

Современное понимание российского федерализма предполагает его рассмотрение как единства в многообразии; как способа соединения противоречивых, зачастую конфликтных элементов содержания федеративных отношений; достижения равновесия между централизмом и регионализмом на основе передачи полномочий от федерального Центра к субъектам Федерации и от субъектов Федерации федеральному Центру.

Исследование федерализма, его смысла и ценностей, перспектив развития является на сегодняшний день одним из важнейших направлений изучения феномена власти в обществе. Научный поиск в этом направлении тесно связан с поиском ответов на глобальные вопросы. Как разделить власть, чтобы она позволяла народам и государству эффективно реализовывать управление в интересах конкретного человека либо общества в целом? Каким должны быть принципы и основополагающие идеи государственного и межгосударственного устройства, обуславливающие создание, функционирование гармоничного общества, его достойное существование в рамках определённого государства, межгосударственных объединений и в целом мирового сообщества?

Успех федерализма кроется в его способности служить средством разрешения самых сложных задач государственного строительства, межгосударственного мироустройства; «организации местной власти на началах разграничения предметов ведения и полномочий, субсидиарности, широкого самоуправления». Теоретико-методологические основы работы составляют Конституция Российской Федерации (1993 г.), законодательная база, касающаяся вопросов федерализма, а также исследования, посвященные строительству и развитию федеративных отношений. При этом федерализм понимается как политическая система, предусматривающая наличие двух уровней управления – федерального и регионального, каждый из которых обладает определенной степенью политической автономии.

В методологическом плане исследование опирается на положение о том, что федеративные отношения требуют постоянной корректировки и адаптации с целью достижения устойчивости социально-политической системы общества в целом. Для России данные методологические позиции означают, что институциональный дизайн федеративных отношений, закрепленный в Конституции 1993 г., не является окончательным, поскольку сформирован в иных общественно-политических условиях и предполагает различные трансформации, выступающие способами «корректировки» системы федеративных отношений.

Теоретическую основу работы составили научные и исследовательские труды таких известных ученых-правоведов как В.Г. Введенский, H.M. Добрынин, Д.М. Елазар, Л.М. Карапетян, Г.В. Мальцев, И.А. Конюхова, А.Е. Козлов, Э.Е. Лебедева, С.И. Некрасов, В.Е. Чиркин и другие.

Обобщая всё вышеизложенное, стоит отметить, что итоги, тенденции и перспективы развития России как федеративного государства свидетельствуют о сложном развитии нашего государства по пути утверждения основных ценностей федерализма.

В курсовой работе была предпринята попытка осветить состояние и пути развития современного российского развития. Также в работе были указаны проблемы становления и совершенствования конституционно-правовых основ российского федерализма.

Российской Федерации удалось преодолеть острый политический кризис начала 90-х годов, сохранив, с одной стороны, государственную целостность, с другой стороны, федеративное устройство государства. При строительстве новой Федерации принципиальный выбор был сделан в пользу общегражданского конституционного асимметричного федерализма. Конституция Российской Федерации закрепила равноправие регионов, хотя и содержит формальные различия их статусов.

Ползучая ревизия Конституции, характерная для первых договоров между федеральным Центром и региональными органами власти, была остановлена. Вместе с тем связанная с внутренней противоречивостью действующей Конституции проблема соотношения договоров и федеральных законов получила вполне ясное решение в пользу федеральных законов. Установлены централизованная судебная система, основы организации местного самоуправления, основы политического плюрализма и избирательного права, регулирующие принципы и порядок избрания как федеральных, так и региональных органов государственной власти и выборных органов местного самоуправления.

Дальнейшая отработка механизмов развития федеративных отношений в строительстве правового, демократического социального государства остается узловым вопросом дальнейшей демократизации России.

В заключение считаю важным отметить, что определённые отступления от федерализма в последние годы не должны разрушить федерацию как таковую. Весьма важно своевременно устранить складывающийся дисбаланс в разделении власти по вертикали, установить дополнительные правовые гарантии эффективного и демократичного федерализма, адекватно отвечающего на проблемы и вызовы современности. Ответ на вопрос, будет ли это движение успешным в итоге, зависит от правильного выбора государственно-правовой политики Российской Федерации, её верности гуманистическим идеалам, выработанным мировым опытом и получившим закрепление в действующей Конституции РФ.

Нормативно-правовые акты

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // Российская газета.- № 7.- 21.01.2009.

2. О разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти суверенных республик в составе Российской Федерации: Федеративный договор от 31.03.1992 // Федеративный договор: Документы. Комментарий.- М., 1994.

3. Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации: Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ (ред. от 27.07.2010) // Российская газета.- № 106.- 15.06.2002.

4. О дополнительных мерах по обеспечению единства правового пространства Российской Федерации: Указ Президента РФ от 10.08.2000 № 1486 (ред. от 18.01.2010) // Российская газета.- № 159.- 16.08.2000.

5. О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе: Указ Президента РФ от 13.05.2000 № 849 (ред. от 07.09.2010) // Российская газета.- № 92-93.- 16.05.2000.

Специальная и научная литература

1. Баскакова, Ю.М. Моделирование политической реальности: Дисс. канд. полит. наук / Ю.М. Баскакова.- Саратов, 2009.- 340 с.

2. Введенский, В.Г. Россия: испытание федерализмом. Теория и практика отечественного и зарубежного опыта / В.Г. Введенский, А.Ю. Горохов. - М.: Приор, 2008.- 232 с.

3. Владимирова, В.В. Актуальные проблемы федерализма: вопросы теории и практики: Учебное пособие / В.В. Владимирова. - М.: БЕК, 2004 – 147 с.

4. Добрынин, H.M. Новый федерализм: модель будущего государственного устройства Российской Федерации / H.M. Добрынин.- Новосибирск: Дрофа, 2008.- 164 с.

5. Елазар, Д.М. Сравнительный федерализм / Д.М. Елазар // Политические исследования. - М. - 2005 - № 5.- С. 56-58.

6. Елазар, Д.М. Генезис современных теорий федерализма / Д.М. Елазар // Право: теория и практика. - 2008.- № 12. – С. 80-85.

7. Жидких, В.А. Актуальные проблемы развития российского федерализма / В.А. Жидких // Наука. Культура. Общество. – 2008. – № 6. – С. 77-79.

8. Жидких, В.А. Федерализм и российская государственность / В.А. Жидких // Глобализация и социальные измерения в современной России: Материалы III Всероссийского конгресса. Москва. 2006 г. – М.: ИНИОН, 2007.- С. 76-79.

9. Жидких, В.А. Федеративные отношения и региональная политика в России / В.А. Жидких // Наука. Культура. Общество. – 2008. - № 7. – С. 88-90.

10. Жириновский, В.В. Каким быть государству Российскому / В.В. Жириновский.- М.: Проспект, 2008.- 144 с.

11. Зубов, А.Б. Унитаризм или федерализм (К вопросу о будущей организации государственного пространства России) / А.Б. Зубов // Полис.- 2010.- №5.- С. 32-34.

12. Карапетян, Л.М. Международная практика федерализма и проблемы Российской Федерации / Л.М. Карапетян // Федерализм. - 2001. - № 1.- С. 54-56.

13. Категория федерализма в теории государства и права // Государственное строительство и право.- Вып. 4 / Под ре. Г.В. Мальцева.- М.: Наука, 2009.- 48 с.

14. Козлов, А.Е. Федеративные начала организации государственной власти в России / А.Е. Козлов. - М.: Экзамен, 2006.- 210 с.

15. Конюхова, И.А. Современный российский федерализм и мировой опыт: Итоги становления и перспективы развития / И.А. Конюхова. - М.: Городец, 2007. – 592 с.

16. Кремянская, Е.А. Развитие федерализма на современном этапе: опыт Канады и Российской Федерации / Е.А. Кремянская // Журнал российского права.- 2006.- № 4.- С. 65-69.

17. Лебедева, Э.Е. Опыт федерализма в Третьем мире и Россия / Э.Е. Лебедева // Мировая экономика и международные отношения.- 2006.- № 2.- С. 74-78.

18. Макарычев, А.С. Федерализм и регионализм: европейские традиции, российские перспективы / А.С. Макарычев // Полис.- 2004.- № 5.- С. 43-47.

19. Митрохин, С.С. Модели федерализма для России / С.С. Митрохин // Федерализм.- 2007.- № 1.- С. 65-67.

20. Михалева, Н.А. Проблемы суверенитета в Российской Федерации / Н.А. Михалева. - М.: Норма, 2008.- 173 с.

21. Некрасов, С.И. Основы конституционно-правового статуса субъектов Российской Федерации: Учебное пособие / С.И. Некрасов.- М.: Гардарики, 2006.- 56 с.

22. Ожиганов, Э.Н. Моделирование и анализ политических процессов: Учебное пособие / Э.Н. Ожиганов.- M.: Юристъ, 2006.- 249 с.

23. Политический анализ, прогноз, технологии. Учебное пособие. / Под ред. В.И. Жукова.- М.: Инфра-М, 2008.- 325 с.

24. Умнова, И.А. Конституционные основы современного российского федерализма: Учеб.- практ. пособие - 2-е изд., испр. и доп. / И.А. Умнова. - М.: Дело, 2010 – 304 с.

25. Чиркин, В.Е. Современный федерализм: сравнительный анализ / В.Е. Чиркин. - М.: Новый юрист, 2009.- 343 с.

26. Чиркин, В.Е. Конституционное право России: Учебник - 3-е изд., перераб. и доп / В.Е. Чиркин. - М.: Юристъ, 2008. – 463 с.

27. Шабров, О.Ф. Моделирование социально-политических процессов / О.Ф. Шабров, М.Г. Анохин, М.И. Дзлиев.- М.: Филинъ, 2010.- 439 с.

28. Шабров, О.Ф. Системный подход и компьютерное моделирование в политическом исследовании / О.Ф. Шабров // Общественные науки и современность.- 2006.- № 2.- С. 55-58.

Покупка готовой работы
Тема: «Истоки и тенденции развития российского федерализма»
Раздел: Конституционное право РФ
Тип: Курсовая работа
Страниц: 36
Цена: 800 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

Не подошла эта работа?

Воспользуйтесь поиском по базе из более чем 40000 работ

Другие работы автора
Наши услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика