Курсовая работа

«Истоки и тенденции развития российского федерализма»

  • 36 страниц
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. СТАНОВЛЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ МОДЕЛИ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ФЕДЕРАЛИЗМА 6

1.1. Генезис современных теорий федерализма 6

1.2. Федеративная природа России 11

ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО ФЕДЕРАЛИЗМА 16

2.1. Специфика современной российской модели федерализма 16

2.2. Перспективы развития федерализма в современной России 22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 34

Нормативно-правовые акты 34

Специальная и научная литература 35

Введение

Актуальность темы. Общественные перемены последних двух десятилетий кардинально изменили политическую и социальную ситуацию в России, вызвав необходимость обратить особое внимание на развитие федеративных отношений. Проводимые в последние годы реформы в этой сфере были направлены на обеспечение консолидации общества, на согласованность действий всех звеньев управленческой вертикали, укрепление политических и правовых основ федерализма. Укрепление вертикали власти, разграничение компетенции между Федерацией, ее субъектами и местным самоуправлением стали средством обеспечения единства России при сохранении политико-территориального, национального и культурного многообразия.

Действующая Конституция Российской Федерации (1993 г.) закрепила основы развития страны как демократического федеративного правового государства с республиканской формой правления. Конституция заложила в основу федеративных отношений принципы государственной целостности, единства системы государственной власти, равноправия и самоопределения народов, равноправия разноуровневых субъектов Российской Федерации во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти.

Современное понимание российского федерализма предполагает его рассмотрение как единства в многообразии; как способа соединения противоречивых, зачастую конфликтных элементов содержания федеративных отношений; достижения равновесия между централизмом и регионализмом на основе передачи полномочий от федерального Центра к субъектам Федерации и от субъектов Федерации федеральному Центру.

Исследование федерализма, его смысла и ценностей, перспектив развития является на сегодняшний день одним из важнейших направлений изучения феномена власти в обществе. Научный поиск в этом направлении тесно связан с поиском ответов на глобальные вопросы. Как разделить власть, чтобы она позволяла народам и государству эффективно реализовывать управление в интересах конкретного человека либо общества в целом? Каким должны быть принципы и основополагающие идеи государственного и межгосударственного устройства, обуславливающие создание, функционирование гармоничного общества, его достойное существование в рамках определённого государства, межгосударственных объединений и в целом мирового сообщества?

Успех федерализма кроется в его способности служить средством разрешения самых сложных задач государственного строительства, межгосударственного мироустройства; «организации местной власти на началах разграничения предметов ведения и полномочий, субсидиарности, широкого самоуправления». Теоретико-методологические основы работы составляют Конституция Российской Федерации (1993 г.), законодательная база, касающаяся вопросов федерализма, а также исследования, посвященные строительству и развитию федеративных отношений. При этом федерализм понимается как политическая система, предусматривающая наличие двух уровней управления – федерального и регионального, каждый из которых обладает определенной степенью политической автономии.

В методологическом плане исследование опирается на положение о том, что федеративные отношения требуют постоянной корректировки и адаптации с целью достижения устойчивости социально-политической системы общества в целом. Для России данные методологические позиции означают, что институциональный дизайн федеративных отношений, закрепленный в Конституции 1993 г., не является окончательным, поскольку сформирован в иных общественно-политических условиях и предполагает различные трансформации, выступающие способами «корректировки» системы федеративных отношений.

Теоретическую основу работы составили научные и исследовательские труды таких известных ученых-правоведов как В.Г. Введенский, H.M. Добрынин, Д.М. Елазар, Л.М. Карапетян, Г.В. Мальцев, И.А. Конюхова, А.Е. Козлов, Э.Е. Лебедева, С.И. Некрасов, В.Е. Чиркин и другие.

Заключение

Обобщая всё вышеизложенное, стоит отметить, что итоги, тенденции и перспективы развития России как федеративного государства свидетельствуют о сложном развитии нашего государства по пути утверждения основных ценностей федерализма.

В курсовой работе была предпринята попытка осветить состояние и пути развития современного российского развития. Также в работе были указаны проблемы становления и совершенствования конституционно-правовых основ российского федерализма.

Российской Федерации удалось преодолеть острый политический кризис начала 90-х годов, сохранив, с одной стороны, государственную целостность, с другой стороны, федеративное устройство государства. При строительстве новой Федерации принципиальный выбор был сделан в пользу общегражданского конституционного асимметричного федерализма. Конституция Российской Федерации закрепила равноправие регионов, хотя и содержит формальные различия их статусов.

Ползучая ревизия Конституции, характерная для первых договоров между федеральным Центром и региональными органами власти, была остановлена. Вместе с тем связанная с внутренней противоречивостью действующей Конституции проблема соотношения договоров и федеральных законов получила вполне ясное решение в пользу федеральных законов. Установлены централизованная судебная система, основы организации местного самоуправления, основы политического плюрализма и избирательного права, регулирующие принципы и порядок избрания как федеральных, так и региональных органов государственной власти и выборных органов местного самоуправления.

Дальнейшая отработка механизмов развития федеративных отношений в строительстве правового, демократического социального государства остается узловым вопросом дальнейшей демократизации России.

В заключение считаю важным отметить, что определённые отступления от федерализма в последние годы не должны разрушить федерацию как таковую. Весьма важно своевременно устранить складывающийся дисбаланс в разделении власти по вертикали, установить дополнительные правовые гарантии эффективного и демократичного федерализма, адекватно отвечающего на проблемы и вызовы современности. Ответ на вопрос, будет ли это движение успешным в итоге, зависит от правильного выбора государственно-правовой политики Российской Федерации, её верности гуманистическим идеалам, выработанным мировым опытом и получившим закрепление в действующей Конституции РФ.

Список литературы

Нормативно-правовые акты

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // Российская газета.- № 7.- 21.01.2009.

2. О разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти суверенных республик в составе Российской Федерации: Федеративный договор от 31.03.1992 // Федеративный договор: Документы. Комментарий.- М., 1994.

3. Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации: Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ (ред. от 27.07.2010) // Российская газета.- № 106.- 15.06.2002.

4. О дополнительных мерах по обеспечению единства правового пространства Российской Федерации: Указ Президента РФ от 10.08.2000 № 1486 (ред. от 18.01.2010) // Российская газета.- № 159.- 16.08.2000.

5. О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе: Указ Президента РФ от 13.05.2000 № 849 (ред. от 07.09.2010) // Российская газета.- № 92-93.- 16.05.2000.

Специальная и научная литература

1. Баскакова, Ю.М. Моделирование политической реальности: Дисс. канд. полит. наук / Ю.М. Баскакова.- Саратов, 2009.- 340 с.

2. Введенский, В.Г. Россия: испытание федерализмом. Теория и практика отечественного и зарубежного опыта / В.Г. Введенский, А.Ю. Горохов. - М.: Приор, 2008.- 232 с.

3. Владимирова, В.В. Актуальные проблемы федерализма: вопросы теории и практики: Учебное пособие / В.В. Владимирова. - М.: БЕК, 2004 – 147 с.

4. Добрынин, H.M. Новый федерализм: модель будущего государственного устройства Российской Федерации / H.M. Добрынин.- Новосибирск: Дрофа, 2008.- 164 с.

5. Елазар, Д.М. Сравнительный федерализм / Д.М. Елазар // Политические исследования. - М. - 2005 - № 5.- С. 56-58.

6. Елазар, Д.М. Генезис современных теорий федерализма / Д.М. Елазар // Право: теория и практика. - 2008.- № 12. – С. 80-85.

7. Жидких, В.А. Актуальные проблемы развития российского федерализма / В.А. Жидких // Наука. Культура. Общество. – 2008. – № 6. – С. 77-79.

8. Жидких, В.А. Федерализм и российская государственность / В.А. Жидких // Глобализация и социальные измерения в современной России: Материалы III Всероссийского конгресса. Москва. 2006 г. – М.: ИНИОН, 2007.- С. 76-79.

9. Жидких, В.А. Федеративные отношения и региональная политика в России / В.А. Жидких // Наука. Культура. Общество. – 2008. - № 7. – С. 88-90.

10. Жириновский, В.В. Каким быть государству Российскому / В.В. Жириновский.- М.: Проспект, 2008.- 144 с.

11. Зубов, А.Б. Унитаризм или федерализм (К вопросу о будущей организации государственного пространства России) / А.Б. Зубов // Полис.- 2010.- №5.- С. 32-34.

12. Карапетян, Л.М. Международная практика федерализма и проблемы Российской Федерации / Л.М. Карапетян // Федерализм. - 2001. - № 1.- С. 54-56.

13. Категория федерализма в теории государства и права // Государственное строительство и право.- Вып. 4 / Под ре. Г.В. Мальцева.- М.: Наука, 2009.- 48 с.

14. Козлов, А.Е. Федеративные начала организации государственной власти в России / А.Е. Козлов. - М.: Экзамен, 2006.- 210 с.

15. Конюхова, И.А. Современный российский федерализм и мировой опыт: Итоги становления и перспективы развития / И.А. Конюхова. - М.: Городец, 2007. – 592 с.

16. Кремянская, Е.А. Развитие федерализма на современном этапе: опыт Канады и Российской Федерации / Е.А. Кремянская // Журнал российского права.- 2006.- № 4.- С. 65-69.

17. Лебедева, Э.Е. Опыт федерализма в Третьем мире и Россия / Э.Е. Лебедева // Мировая экономика и международные отношения.- 2006.- № 2.- С. 74-78.

18. Макарычев, А.С. Федерализм и регионализм: европейские традиции, российские перспективы / А.С. Макарычев // Полис.- 2004.- № 5.- С. 43-47.

19. Митрохин, С.С. Модели федерализма для России / С.С. Митрохин // Федерализм.- 2007.- № 1.- С. 65-67.

20. Михалева, Н.А. Проблемы суверенитета в Российской Федерации / Н.А. Михалева. - М.: Норма, 2008.- 173 с.

21. Некрасов, С.И. Основы конституционно-правового статуса субъектов Российской Федерации: Учебное пособие / С.И. Некрасов.- М.: Гардарики, 2006.- 56 с.

22. Ожиганов, Э.Н. Моделирование и анализ политических процессов: Учебное пособие / Э.Н. Ожиганов.- M.: Юристъ, 2006.- 249 с.

23. Политический анализ, прогноз, технологии. Учебное пособие. / Под ред. В.И. Жукова.- М.: Инфра-М, 2008.- 325 с.

24. Умнова, И.А. Конституционные основы современного российского федерализма: Учеб.- практ. пособие - 2-е изд., испр. и доп. / И.А. Умнова. - М.: Дело, 2010 – 304 с.

25. Чиркин, В.Е. Современный федерализм: сравнительный анализ / В.Е. Чиркин. - М.: Новый юрист, 2009.- 343 с.

26. Чиркин, В.Е. Конституционное право России: Учебник - 3-е изд., перераб. и доп / В.Е. Чиркин. - М.: Юристъ, 2008. – 463 с.

27. Шабров, О.Ф. Моделирование социально-политических процессов / О.Ф. Шабров, М.Г. Анохин, М.И. Дзлиев.- М.: Филинъ, 2010.- 439 с.

28. Шабров, О.Ф. Системный подход и компьютерное моделирование в политическом исследовании / О.Ф. Шабров // Общественные науки и современность.- 2006.- № 2.- С. 55-58.

Покупка готовой работы
Тема: «Истоки и тенденции развития российского федерализма»
Раздел: Конституционное право РФ
Тип: Курсовая работа
Страниц: 36
Цена: 800 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика