Реферат
«Развитие лидерства по пирамиде Маслоу (Дисциплина: Лидерство и командообразование)»
- 21 страниц
1. Введение
2. Теория мотивации А. Маслоу
3. Теория лидерство и команообразование
4. Динамика потребностей
5. Плюсы и минусы теории
6. Пирамида Маслоу
7. Критики
8. Заключение
9. Список используемой литературы
Абрахам Маслоу (англ.Abraham Maslow;1 апреля1908,Нью-Йорк—8 июня1970,Менло-Парк, Калифорния), основатель и лидер гуманистического течения в послевоенной западной психологии. Он считается одной из самых интересных и крупных фигур в психологии XX столетия.
Маслоу – один из основателей гуманистической психологии. Всю свою психологическую работу Маслоу связывал с проблематикой личного роста и развития, рассматривая психологию ,как одно из средств способствующих социальному и психологическому комфорту.
На сегодняшний день хорошо известна так называемая «Пирамида Маслоу» - диаграмма ,в которой человеческие потребности размещены иерархически. Однако он считал, что иерархия потребностей не является фиксированной и в наибольшей степени зависит от индивидуальных потребностей каждого человека. Его модель иерархии потребностей нашла широкое применение в экономике, занимая важное место в построении теорий мотивации и поведения потребителей.
Теория мотивации а. Маслоу
Абрахам Маслоу разработал теорию мотивации, в основу которой он поставил пирамиду потребностей. Эта теория объясняет как возникают или вызываются те или иные мотивы, как и какими способами мотивы приводятся в действие, как осуществляется мотивация.
Не смотря на то, что, говоря о трудах психолога, мы часто используем слово «пирамида», ни в одной его публикации такой схемы нет. «Пирамида потребностей», введенная вероятно для упрощенного понимания идеи иерархии потребностей, впервые встречается в немецкоязычной литературе 1070-х годов, например, в первом издании учебника У.Стоппа (1975 год)
Человек мотивирован в своей жизнедеятельности потребностями. Если нет потребности в чем либо, то не будет и деятельности, направленной на её удовлетворение. И, чтобы понять, какие цели индивид ставит перед собой, нужно понять какие потребности он имеет или может иметь. Маслоу выделял несколько групп потребностей, итак они представлены ниже.
Теория лидерство и команообразование
Для эффективного функционирования трудового коллектива необходимо наличие руководителя, умеющего направлять усилия группы и личности на выполнение общих задач. Основные механизмы этого процесса — руководство, власть и личное влияние. Под влиянием понимается процесс, при котором одна из сторон изменяет поведение других сторон. Методы влияния могут быть различны.
Конкретные средства, с помощью которых один человек может влиять на другого, в организации весьма разнообразны: от просьбы, высказанной шепотом, до угрозы увольнения.
Способность руководителя оказывать влияние на подчиненных может определяться как личностными качествами менеджера, так и ситуационными факторами, а также объемом властных полномочий руководителя.
Обладать властью — значит уметь оказывать влияние на людей, изменять поведение и отношение человека или группы людей. Многим кажется, что обладание властью — это прерогатива только руководителя и подразумевает возможность навязывать свою волю независимо от чувств, желаний и способностей подчиненного. Однако сейчас признается, что влияние и власть в равной степени зависят от личности, на которую оказывается влияние, а также от ситуации и способности руководителя.
Определение власти как организационного процесса подразумевает, что:
1) власть — это потенциал, имеющийся у ее пользователя;
2) между тем, кто использует власть, и тем, к кому она применяется, существует взаимозависимость;
Динамика потребностей
Если быть внимательным, то можно обнаружить еще одну особенность взаимодействия потребностей. Физиологические переменные функционируют относительно независимо друг от друга (дыхание независимо от голода или статуса), чего нельзя сказать о высших потребностях. Обычно человек не станет искать творческого самовыражения, если он голоден или остался без жилья. Ни одна из потребностей, кроме физических, никогда не удовлетворяется полностью, а социальные и духовные находятся в состоянии некоторой незаконченности, поскольку отражают стремление человека к лучшему и постоянно растут. Маслоу отмечает, что потребности не живут в человеке, а возникают и исчезают, развиваются и деформируются.
Человеческие потребности не занимают место на ординарной шкале, а движутся стихийно и неуправляемо. Если низжие потребности присущи всем людям в одинаковой степени, то о высших такого сказать уже нельзя. Говоря о динамике потребностей можно отметить, что низжие потребности гораздо менее переменны и не могут охарактеризовать индивида. Однако способы удовлетворения высших потребностей способны многое сказать о характере индивида, о его манерах. (К примеру то, как он выбирает себе друзей или на сколько сильна его тяга к самосовершенствованию). В свою очередь, чем более высоки потребности тем более велика роль самого человека в их сознательном формировании.
Получается взаимозависимый процесс: потребности движут человеком, а он ими. И чем выше запросы личности, тем сложнее процесс формирования потребностей. Вот почему современная молодежь, имеющая высокий уровень образования, часто разочаровывается в предлагаемой работе.
Все потребности функционируют циклически, т. е. вновь повторяются. Если речь идет о статусных потребностях, то в начале своей карьеры человек вполне довольствуется малым: относительно небольшим заработком, стремлением быть равным среди других, не выделяться. Однако со временем, по мере его служебного роста, претензии индивида возрастают, прежний статус равного среди других его не устраивает, он стремится выделиться, иметь больше влияния, выше заработок, более престижные знакомства. Или: утоленный голод через некоторое время вновь заявит о себе, когда человек проголодается. И все пойдет по кругу.
Еще один упрек, который так часто бросают в сторону Маслоу. Дескать, его теория вообще не применима на практике, имея в виду бизнес, маркетинг и рекламу в целом. Однако, , пирамида Маслоу создавалась не для рекламы. Она появилась потому, что автор пытался найти ответы на вопросы, которые не решались ни фрейдизмом, ни другими теориями. Следуя из этого можно назвать и плюсы теории ученого, она просто дает представление о тех или иных мотивах человеческой деятельности.
В маркетинге пирамида потребностей Маслоу также используется довольно часто. К примеру, Шелдрейк Дж. В своей книге «Теория менеджмента: от тейлоризма до японизации» писал, что иерархия Маслоу предполагает понимание того, какие потребности и какого уровня обслуживает организация. То есть деятельность той или иной компании зависит от состояния и динамики обслуживаемых рынков потребностей. К примеру, в условиях экономического кризиса потребности потребителей могут легко опуститься на нижние ступени пирамиды.
Пирамида Маслоу
Пирамида Маслоу представляет собой особую диаграмму, в которой в иерархическом порядке представлены все потребности человека. Однако ни одна из публикаций учёного не содержит никаких схематических изображений, т.к. он придерживался мнения, что этот порядок динамического характера и может изменяться в зависимости от особенностей личности каждого отдельно взятого человека.
Первые упоминания о пирамиде потребностей можно найти в немецкоязычной литературе 70-х годов XX столетия. Во многих учебных материалах по психологии и маркетингу их можно встретить и сегодня. Сама же модель потребностей активно используется в экономике и имеет большое значение для теории мотивации и поведения потребителей.
Интересно также распространённое мнение о том, что сам Маслоу не создавал пирамиду, а лишь вывел общие особенности в формировании потребностей успешных в жизни и творческой деятельности людей. А пирамиду придумали его последователи, стремившиеся наглядно представить идеи учёного. Об этой гипотезе мы поговорим во второй половине статьи. Пока же разберемся в том, что такое пирамида Маслоу в подробностях.
Безопасность (вторая ступень пирамиды)
К этой группе относятся потребности в безопасности и стабильности. Чтобы понять суть, можно рассмотреть пример с младенцами – ещё будучи неосознанными, они на подсознательном уровне стремятся, после того как удовлетворили жажду и голод, к тому чтобы быть защищёнными. И дать им это ощущение может только любящая мать. Аналогично, но уже в другой, более мягкой форме, обстоит ситуация и со взрослыми людьми: из соображений безопасности они стремятся, например, застраховать свою жизнь, устанавливают прочные двери, ставят замки т.д.
Самореализация (пятая ступень пирамиды)
Эта ступень последняя и на ней находятся духовные потребности, выражающиеся в желании развиваться как личность или духовный человек, а также продолжать реализовывать свой потенциал. Как следствие – творческая деятельность, посещение культурных мероприятий, стремление развить свои таланты и способности. К тому же, человек, сумевший удовлетворить потребности предыдущих ступеней и «забравшись» на пятую,
Критика
Основной причиной для критики пирамиды Маслоу служит её иерархичность, а также то, что потребности не могут быть удовлетворены окончательно. Некоторые исследователи интерпретируют теорию Маслоу вообще не очень лицеприятным образом. Согласно их трактовке, пирамида говорит о том, что человек является животным, которому постоянно что-то нужно. А другие говорят, что теория Маслоу не может применяться на практике, когда речь заходит о бизнесе, маркетинге и рекламе.
Однако автор и не подстраивал свою теорию под бизнес или рекламу, а лишь пытался ответить на вопросы, в которых, к примеру, бихевиоризм или фрейдизм заходили в тупик. Маслоу просто стремился дать представление о мотивах поступков человека, и его работа носит более философский, нежели методологический характер.
В своих работах Маслоу затронул очень много насущных жизненных проблем, которые интересуют каждого человека: творчество, любовь, нравственные ценности, воспитание личности, совершенствование общества и др. Охватывая различные аспекты функционирования человека в единстве его души и тела А. Маслоу придавал немалое значение совершенствованию личности.
Влияние теории мотиваций А. Маслоу на различные сферы человеческой деятельности иногда называют незаметной революцией. И этому есть веские основания, так как изменения затронули фундаментальные аспекты жизни общества, в частности, образование, организацию трудовой деятельности, различные формы групповой терапии, способствующие снятию стресса, а также служащие личностному росту.
Иерархия потребностей Маслоу – это единственная сжатая, общая теория мотивации человека, годная для понимания не только человеческой личности, но и текущего состояния общества, и для его прошлого и будущего. Самое главное ее достоинство в том, что она понятна каждому, и ученому с множеством премий и обычному рабочему, не имеющему особого образования.
1. Интернет ресурс Википедия
2. Маслоу А. Мотивация и личность /А. Маслоу. – СПб., 2002. – 480 с.
3. Большой психологический словарь[Текст] / под ред.: Б. Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко. - М.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2006. – 391 с.
4. Джон Шелдрейк Теория менеджмента: от тейлоризма до японизации/Дж. Шелдрейк. - М.: Инфра-М, 2000. - 662 с. ; 24см
Тема: | «Развитие лидерства по пирамиде Маслоу (Дисциплина: Лидерство и командообразование)» | |
Раздел: | Разное | |
Тип: | Реферат | |
Страниц: | 21 | |
Цена: | 100 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Рынок банковских услуг и перспективы его развития
Контрольная работа:
Женщина и армия в РФ
Реферат:
Лидерство и командообразование "Основные характеристики команды"
Курсовая работа:
Сущность, значение и теории мотивации
Магистерская работа:
Педагогические условия развития коммуникативных способностей личности в процессе художественно- творческой деятельности в системе дополнительного образования