Дипломная работа

«Индивидуально-психологические особенности как фактор выбора профессии»

  • 125 страниц
Содержание

Введение 3

Глава 1. Теоретические основы индивидуально-психологических особенностей, как фактора выбора профессии 7

1.1 Факторы выбора профессии 7

1.2 Психологическая классификация профессий 13

1.3 Профессиональное и личностное самоопределение личности школьника 23

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по выявлению индивидуально-психологических особенностей как фактора выбора профессии 37

2.1 Организация и методы исследования 37

2.2 Результаты эмпирического исследования и их интерпретация 40

2.3. Методы психологического сопровождения в процессе выбора школьником профессии 82

2.3.1.Рекомендации старшеклассникам «Как выбрать профессию?» 82

2.3.2. Коррекционная работа со старшеклассниками 88

Заключение 90

Библиография 92

Приложение

Введение

Современное общество ставит перед школой задачи, связанные не только с трансляцией знаний, но и с формированием у учащихся готовности к выбору профессии, отвечающей потребностям постоянно изменяющегося рынка труда, а также интересам, склонностям и способностям учащихся.

В настоящее время разрабатываются различные подходы к обучению, ориентированные на индивидуализацию профессионального и личностного самоопределения учащихся.

В настоящее время в связи с изменением социально-экономической ситуации в стране особенно важным стал вопрос о профессиональном самоопределении старшеклассников, условиях и факторах, способствующих успешности этого процесса. Профессиональная деятельность в жизни человека является основной в обеспечении его социальных притязаний, самоутверждений и самореализации.

Социально-экономические изменения в стране, переход командно-административной системы к рыночной настолько качественно меняют все параметры в социальной жизни российского общества, что эффективная социализация, социально-профессиональная адаптация выпускника школы возможна только на основе целенаправленной подготовки к жизнедеятельности.

Анализ практики общеобразовательных учреждений показывает, что старшеклассники испытывают значительные затруднения при выборе будущей профессии вследствие незнания технологий профессионального самоопределения, неумения проектировать свой жизненный и профессиональный путь в современных рыночных условиях. Выбираемые выпускниками профессии не в полной мере соответствуют, с одной стороны, потребностям рынка труда, а с другой, личностным качествам самих учащихся. Решение данной проблемы предполагает поиск новых подходов к организации профессиональной ориентации с учетом тех изменений, которые произошли в образовательной системе: появление новых видов образовательных учреждений, разноуровневых образовательных программ, реализация профильного обучения, вариативности образования и пр. В настоящее время от школы требуется создание условий для формирования у подростка индивидуального образовательного запроса, личностной потребности в выборе профессиональной деятельности, готовности к профессиональному самоопределению и последующей самореализации в новых экономических и социокультурных условиях.

Проблема формирования профессиональной направленности учащихся в теории профессиональной ориентации рассматривается в трудах А.Е. Голомштока, Л.А. Йовайши, Е.А. Климова, Е.М. Павлютенкова, К.К. Платонова, В.А. Полякова, Н.Н. Чистякова, С.Н. Чистяковой, определяющих концептуальные положения, условия и педагогические технологии подготовки обучающихся к жизни и выбору профессии. Разработка теоретических и методологических основ профориентации представлена в работах П.П. Блонского, С.И. Вершинина, В.И. Журавлева, Е.А. Климова, Н.Н. Чистякова, С.Т. Шацкого и др.

Гуманистические идеи развития личности и формирования готовности растущего человека к принятию решения о профессиональном выборе нашли отражение в работах А.Г. Асмолова, К.А. Абульхановой-Славской, Л.И. Божович, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова. Пути профессиональной ориентации учащихся в условиях общеобразовательной школы раскрыты в исследованиях М.А. Добрынина, Н.К. Елаева, В.В. Кревневича, В.Р. Ленгвинаса, П.Т. Магмузова, Г.П. Никова, А.П. Сейштева и др., в которых определены содержание, формы и методы профориентационной работы.

Возможности профильного обучения, направленного на личностно-ориентированную подготовку учащихся к выбору будущей профессии, рассматриваются в работах Л.М. Аболина, Э.А. Аксеновой, Л.К. Артемовой, И.С. Артюховой, Л.В. Байбродовой, А.И. Влазнева, Б.С. Гершунского, М.И. Губановой, В.Г. Каташева, В.С. Леднева, П.С. Лернера, Н.Ф. Родичева, М.М. Фирсовой, А.В. Хуторского, И.Д. Чечель, С.Н. Чистяковой и др.

Отрицательные последствия неправильно выбранной профессии затрагивают как самого человека, так и все общество. По подсчетам российских ученых, правильный выбор профессии в 2-2,5 раза уменьшает текучесть кадров, на 10-15% увеличивает производительность труда и в 1,5-2 раза уменьшает стоимость обучения кадров.

Целью данного исследования является изучение индивидуально-психологических особенностей старшеклассников как фактора выбора профессии.

Объект исследования: факторы выбора профессии.

Предмет исследования: индивидуально-психологические особенности старшеклассников.

Гипотеза исследования: если в процессе выбора профессии проводить диагностику и коррекцию индивидуально-психологических особенностей старшеклассников, то выбор профессии будет осуществлен осознанно, так как в процессе коррекционной работы будут формироваться и развиваться необходимые свойства и качества личности.

В соответствии с гипотезой определены следующие задачи исследования:

1) провести анализ психологической и методической литературы по теме исследования;

2) описать теоретические основы индивидуально-психологических особенностей, как фактора выбора профессии;

3) эмпирически выявить индивидуально-психологические особенности старшеклассников;

4) разработать и экспериментально проверить методы психологического сопровождения в процессе выбора школьником профессии.

5) Выявить эффективность экспериментальной работы.

Для решения поставленных в исследовании задач использовалась совокупность методов. Общенаучные методы: анализ, синтез, обобщение. Методы психологии и педагогики: изучение научной, психолого-педагогической и методической литературы; наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование, эксперимент.

При этом применялись диагностические методики: опросник Айзенка, щестнадцатифакторный личностный опросник Р.Кеттелла, опросник для определения профессиональной готовности Л.Н. Кабардовой, метод диагностики межличностных отношений Т. Лири, опросник Дж. Холланда.

База исследования. Экспериментальная работа проводилась на базе школы № 90 г. Омска. Было исследовано 30 старшеклассников учащихся 9, 10 и 11 классов общеобразовательной школы, а также класса коррекции (7 вида).

Практическая значимость нашей работы определяется возможностью использования материалов и выводов исследования психологами при работе со старшеклассниками в процессе выбора профессии.

Фрагмент работы

Была проведена методика Т.Лири, предназначенная для исследования представлений субъекта о себе и идеальном «Я», а также для изучения взаимоотношений в малых группах. С ее помощью выявляется преобладающий тип отношений к людям в самооценке и взаимооценке. При этом выделяется два фактора: «доминирование-подчинение» и «дружелюбие-агрессивность (враждебность)».

Именно эти факторы определяют общее впечатление о человеке в процессах межличностного восприятия.

Первые четыре типа межличностных отношений (октанты 1-4) характеризуются тенденцией к лидерству и доминированию, независимостью мнения, готовностью отстаивать собственную точку зрения в конфликте. Другие четыре октанта (5-8) – отражают преобладание конформных установок, неуверенность в себе, податливость мнению окружающих, склонность к компромиссам.

Заключение

Большинство старшеклассников делают свой выбор форм и направления образования с точки зрения приобретения лучших возможностей для получения в будущем интересной, престижной и высокооплачиваемой работы. Учеными доказано, что представители различных темпераментов имеют свои положительные и отрицательные стороны. Одни более приспособлены к жизни и одаренны, другие – менее. Продуктивность работы человека тесно связана с особенностями его темперамента. У каждого человека при выполнении определенной работы вырабатывается индивидуальный стиль деятельности.

Можно считать твердо установленным, что тип темперамента у человека – врожденный, но от каких именно свойств его врожденной организации он зависит, еще до конца не выяснено. Не следует также путать свойства темперамента и черты характера. Смелым, добрым, вежливым, умным, талантливым или трусливым, злым, грубым, глупым, бесталанным человек может быть при любом темпераменте. Правда, проявляться эти черты у людей, имеющих разные темпераменты, будут по–разному.

Твердость характера означает жесткую последовательность, упорство в достижении целей, отстаивании взглядов и др., в то время как мягкость характера проявляется в гибком приспособлении к изменяющимся условиям, достижении цели за счет некоторых уступок, нахождении разумных компромиссов. Цельность и противоречивость характера определяются степенью сочетания его главных и второстепен-ных черт.

Профессиональное самоопределение тесно связано с профориентацией и рассматривается как сложный динамический процесс формирования личностью системы своих основополагающих отношений к профессионально-трудовой среде, развития и самореализации духовных и физических возможностей, формирования им адекватных профессиональный намерений и планов, реалистического образа себя как профессионала.

Для обоснованности профессионального выбора необходимо, чтобы требования со стороны профессии соответствовали возможностям человека.

Личные профессиональные планы выпускника школы, его способности и склонности часто не учитываются при выборе специальности. У большинства молодых людей выбор профессии основывается на существующих в обществе стереотипах, что мешает найти себя в мире профессий и создает психологические трудности.

Список литературы

1. Айзенк Г.Ю. Структура личности. – СПб.: Ювента, 1999. – 243 с.

2. Андерсонс Г.В. Проблема профессионального самоопределения учащихся старших классов профильной школы: Сборник материалов международной конференции. – Ульяновск: УлГПУ, 2004.

3. Амонашвили Ш.А. Личностно–гуманная основа педагогического процесса. – М.: Просвещение, 1992. – 267 с.

4. Батаршев А.В. Темперамент. Характер. – М.: Просвещение, 1999. – 215 с.

5. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1992. – 268 с.

6. Выготский Л.С. Кризис семи лет. – Собр.соч., т.4.– М., 1992. – 426 с.

7. Гуткина Н.И. Младший школьный возраст. – М., 2010. – 134 с.

8. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. – М., 1992. – 276 с.

9. Дубровина И.В. Психологическая служба школы. – М., 1995. – 137 с.

10. Давыдов В.В. Психологическое развитие школьников. – М., 1995.– с.20–31.

11. Дубровина И.В. Руководство практического психолога: психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы. – М., 2005. – 190 с.

12. Ершов П.М. Деятельность человека. – М.: Просвещение, 1999. – 345 с.

13. Захаров А.И. Неврозы у детей и подростков. – М., 2008. – 134 с.

14. Захаров А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка. – Санкт–Петербург, 1997. – 134 с.

15. Крысько В.Г. Общая психология в схемах и комментариях к ним. Учебно–методическое пособие. М.: «Флинта». 1998. – С. 167–169.

16. Куликов В.И. Индивидуальный тест «Словесный портрет». – Владивосток, 1988. – 256 с.

17. Ковалев А.Г. Формирование личности. – М.: Просвещение, 1999. – 345 с.

18. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения молодежи. – Ростов-на-Дону, 2006. – 283с.

19. Кречмер Э. Строение тела и характер. – М., 2000. – 214 с.

20. Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. – М., 1985. – 265 с.

21. Левитов Н.Д. Психология характера. – М.: Просвещение, 1998. – 214 с.

22. Моляко В. А. Психология деятельности. – М., 1993.– С.17–18.

23. Майерс Д. Социальная психология. – СПб., 1996.– С.35.

24. Манулейко З.В. Изменение моторики ребёнка в зависимости от условий и мотивов. – М.: Просвещение, 1995. – С.69.

25. Немов Р.С. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 2 кн. Кн. 1: Общие основы психологии. – М.: Владос, 1999. – 432 с.

26. Никольская И.М. Диагностика эмоциональных и поведенческих отклонений у школьников//Обозрение психиатрии медицинской психологии им. В.М.Бехтерева.– № 2. –1996.

27. Небылицин В.Д. Основные свойства нервной системы человека. М., 1966. – 134 с.

28. Немов Р.С. Психология. Книга 2. Общие основы психологии. – 3–е изд. – М.: Владос, 1999. – С.394–402.

29. Общая психология. /Под ред. В.В. Богословского, А.Г. Ковалевой, А.А. Степановой, С.Н. Шабалиной. – 2–у изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1973. – С.306–316.

30. Общая психология / Под ред. Е.И. Рогова. – М.: Владос, 2008. – 327 с.

31. Овчарова Р.В. Практическая психология в школе. – М.: Сфера, 1999. – 217 с.

32. Овчарова Р.В. Взаимодействие семьи, детского сада и школы в предупреждении педагогической запущенности детей. – М., 1994. – 180 с.

33. Обозов Н.Н. Психодиагностика личности. – СПБ, 1998. – 325 с.

34. Общая психология (курс лекций). Составитель Е.И. Рогов. – М.: Владос. – 1995. – С.379–392.

35. Прихожан А.М. Психокоррекционная работа с тревожными детьми. – М., 1993. – 261 с.

36. Психология. Учебник. /Под ред. А.А. Крылова. – М.: Проспект. – 2000. – С.287–311.

37. Петровский А.В. Психология. – М.: Просвещение, 1999. – 345 с.

38. Пиаже Ж. История зарубежной психологии. – М., 1996. – 435 с.

39. Павлов И. П. Полное собрание сочинений. – М., 1951 – Т.3. – 674 с.

40. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. – М., 2005. – 134 с.

41. Роджерс К. Взгляд на психотерапию, становление человека. – М., 1994. – 241с.

42. Рудестам К. Групповая психотерапия. – М., 1992. – 270 с.

43. Стреляу Я. Роль темперамента в психологическом развитии. – М.: Просвещение, 2001. – 278 с.

44. Симонов П. В., Ершов П. М. Темперамент. Характер. Личность. – М.: Просвещение, 1998. – 267 с.

45. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: психотехнические упражнения и коррекционные программы. – М., 1997. – 156 с.

46. Собчик Л.Н. Методы психологической диагностики. – М., 1994. – 256 с.

47. Стоунс Э. Психопедагогика. – М.: Владос, 2001. – 387 с.

48. Столяренко Л.Д. Основы психологии. – 5–е изд., доп. и перераб. – Ростов–на–Дону: Феникс, 2000. – 378 с.

49. Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. Психология и педагогика в вопросах и ответах (для студентов вузов). – М.: АСТ, Ростов – на Дону: Феникс. – 1999. – С.307–324.

50. Темперамент как психофизиологическая основа индивидуальности. Н. М. Хлыстова. – Новосибирск, 2002. – 134 с.

51. Фридман Л.Н. Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. – М., 1993. – 276 с.

52. Фрейд А. Психология и защитные механизмы. – М.,1999. – 250 с.

53. Холмогорова А.Б., Горонян Н.Г. Культура, эмоции, психическое здоровье//Вопросы психологии. – 1999. – № 22. – с.61–74.

54. Цуканова Б.И. Воля, характер, деятельность. – М.: Просвещение, 1999. – 190 с.

55. Цукерман Г.А. Психология саморазвития. – М., 1995. – 218 с.

56. Шелдон У.У. Проблема формирования характера. – М.: Просвещение, 2002. – 198 с.

57. Шапарь В.Б., Тимченко А.Швыдченко В. Рабочая книга практического психолога. – М.: АСТ, 2005. – 672 с.

58. Юнг К. Психологические типы личности. – М.: Просвещение, 2002. – 265 с.

Покупка готовой работы
Тема: «Индивидуально-психологические особенности как фактор выбора профессии»
Раздел: Психология
Тип: Дипломная работа
Страниц: 125
Цена: 10000 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика