Дипломная работа

«Профориентационное консультирование в социальной работе»

  • 77 страниц
Содержание

С.

Введение.3

Глава Ι. Теоретический анализ социальной работы в области решения проблем безработной молодёжи

1.1.Молодежь на рынке труда ….7

1.2.Деятельность социальных служб по защите молодёжи от безработицы.18

1.3.Роль специалиста по социальной работе в защите безработных граждан.29

Глава ΙΙ. Социально-психологическое сопровождение безработной молодёжи

2.1.Профориентационное консультирование молодёжи как технология социальной работы.40

2.2.Психологическая диагностика в профориентационном консультировании молодёжи.49

2.3.Результаты профориентационного обследования студентов Брянского государственного технического университета. 59

Заключение.68

Список литературы.72

Приложение.77

Введение

Безработица — одна из самых серьёзных социальных проблем, с которой столкнулось человечество в 21 веке. Она несет с собой не только бедность значительным слоям населения, но и духовную, моральную, нравственную деградацию. Поэтому решение данной проблемы стоит в числе приоритетных задач нашей страны.

Безработица представляет собой проблему, оказывающую наиболее прямое и сильное воздействие на каждого человека. Если безработица широко распространена, она оказывает мощное и разрушительное влияние на людей. Ее жертвами становятся миллионы рабочих, их семей, целые городские и сельские районы.

Безработица сказывается на экономическом, социальном и психологическом состоянии людей.

Столкновение с безработицей отрицательно сказывается на средней продолжительности жизни, состоянии здоровья и уровне смертности, пристрастии к алкоголю и другим психоактивным веществам. Более того сокращаются не только доходы семьи, но и теряется самоуважение людей, возникают различной степени сложности заболевания на нервной почве (возникают депрессии) и наблюдается ощущение безнадежности в завтрашнем дне. Человек просто теряет ориентир и смысл дальнейшей борьбы за жизнь.

В настоящее время из-за экономической и политической нестабильности в обществе, человек вынужден полагаться на самого себя, необходимо быть мобильным и гибким, способным быстро и правильно ориентироваться в общем характере любой специальности и определять свою пригодность к ней. Незнание содержания профессиональной деятельности и соответственно неудовлетворённость полученной специальностью, в свою очередь, является одной из причин текучести кадров, низкой производительности труда, смены трудовой деятельности.

Осознанный выбор профессии влияет на дальнейшую жизнь, определяет успешность самореализации, социализации, карьерного и профессионального роста. Необходимость организации эффективного профессионального консультирования направленного на помощь безработному в осознанном выборе профессии, отвечающей общественным и личностным требованиям, делает эту проблему актуальной.

Профориентационная работа с молодежью является необходимым фундаментом для развития занятости общества. В связи с разнообразием профессий и разного рода занятий на рынке труда, недостаточной стабильностью политики и экономики, незнанием структуры развития народного хозяйства в стране молодому поколению становится все труднее правильно выбрать свою профессиональную деятельность.

В последние годы удерживается мнение общества о «престижных професссиях», к числу которых относятся и профессии экономистов, финансистов, бухгалтеров и так далее. Это привело к некоторому перенасыщению последних на рынке труда. Необходимость народного хозяйства в специалистах в области экономики и финансов бесспорна, рост различных субъектов хозяйствования в условиях рынка это усиливает. Но в настоящее время предложение на рынке труда этих профессий намного больше необходимого спроса.

Профориентацию следует рассматривать как непрерывный, многоступенчатый процесс формирования профессионально-трудовой направленности и профессионально-трудового самоопределения личности в различные ее возрастные периоды и жизненные этапы. Эта концепция предполагает органичное включение профориентации в структуру деятельности всех образовательных учреждений, органов по труду, занятости, социальной защиты населения, производственных предприятий и организаций. Их деятельность должна строиться на основе всесторонней и своевременной оценке особенностей профориентационного процесса и формирования профессиональных планов, что позволит достичь равновесия в интересах работника, работодателя и региона в сфере труда, обеспечить более полное использование трудового потенциала молодежи.

Профессиональная ориентация в соединении с подготовкой к труду, формированием соответствующей мотивации является одной из основных задач образовательных и социальных учреждений всех типов. Помощь юношам и девушкам в определении их жизненных планов, в прояснении временной перспективы будущего, в профессиональном и личностном самоопределении становится основным направлением деятельности специалистов по социальной работе. Своевременность такой работы в этот период определяется возрастными психологическими особенностями, личностными новообразованиями: самоопределением, профессиональной направленностью.

Цель исследования: на основе комплексного анализа опубликованных литературных источников и эмпирического исследования изучить содержание и методы профориентационного консультирования как технологии социальной работы с молодёжью.

Объект — процесс профориентационного консультирования с молодёжью.

Предмет — содержание, методы и условия консультирования, направленного на выбор профессии молодыми людьми.

Гипотеза исследования: профориентационное консультирование будет эффективнее, если:

1) основу его составит психологическая диагностика;

2) будут учитываться социально-психологические характеристики современной молодёжи.

Задачи исследования:

изучить литературу по теме исследования;

рассмотреть особенности проблемы безработицы и занятости молодёжи;

изучить деятельности социальных служб и специалиста по социальной работе по поддержке молодёжи;

изучить научные и теоретические основы профориентационного консультирования;

провести профориентационное исследование студентов .

Для решения поставленных в исследовании задач использовались следующие методы: беседа, тестирование, методы профессионального консультирования.

Теоретические основы выпускной квалификационной работы составляют научные труды таких авторов: Старовойтова Л.И., Золотарёва Т.Ф., Волков В.С., Боровик В.С., Ермакова Е.Е., Похвощев В.А.

Структура выпускной квалификационной работы: дипломное исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы из 50 источников, 3 приложений.

В настоящее время для создания эффективных условий обеспечения занятости, решения адресных проблем безработного и членов его семьи создаются службы занятости, осуществляющие комплексное урегулирование вопросов трудовой сферы и решение вопросов трудоустройства и безработицы. Но непосредственная работа с молодежью должна носить превентивный характер. В частности это профориентационная деятельность, направленная на оказание помощи сознательно выбирать профессию с учетом социального заказа общества и собственных способностей и интересов, поскольку неправильно выбранная профессия, не соответствующая способностям и возможностям человека, также является основным фактором безработицы.

Заключение

По итогам проведённого исследования можно сделать следующие выводы.

1.Безработица - одна из острейших социально-экономических проблем современности. Она представляет собой макроэкономическую проблему, оказывающую наиболее прямое и сильное воздействие на каждого человека. Потеря работы для большинства людей означает снижение жизненного уровня и наносит серьезную психологическую травму. Более глубокой проблемой является безработица среди молодёжи. Молодые специалисты - это гордость и надежда любого развитого государства, а если эта “надежда” не имеет соответствующей социальной защищенности, “непристроенность” молодежи превращается в одну из наиболее значимых угроз экономической безопасности и социальной стабильности страны. В условиях рыночных отношений проблема занятости молодежи приобретает новые свойства. С одной стороны, вопросы трудоустройства чрезвычайно значимы для молодых людей, с другой — реализовать свои потребности в профессиональной сфере удается далеко не каждому.

2.Положение молодёжи на рынке труда напрямую зависит от государства и социальных учреждений. Организация занятости молодёжи — сложная многоплановая проблема, носящая межведомственный характер. Она находится на стыке интересов целого ряда структур — службы занятости населения, образовательных учреждений и органов управления образованием, органов местного самоуправления и предприятий. Для эффективной работы в системе занятости во многих регионах открыты молодёжные биржи труда, которые оказывают содействие подросткам и молодёжи в постоянном или временном трудоустройстве. Широко развита сеть молодёжных агенств по труду и занятости, ведущих активную профориентационную работу и обучение наиболее востребованным на рынке труда специальностям. Функционируют молодёжные центры трудоустройства и информации, которые являются многопрофильными социальными учреждениями, осуществляющими психологическую, профконсультационную, юридическую и информационную помощь. Основной целью деятельности данных организаций является создание благоприятных условий для интеграции молодёжи на рынке труда, адаптации её к современным требованиям профессиональной подготовки и квалификации, снижение социальной напряжённости в молодёжной среде региона и обществе в целом.

3.Для эффективного включения безработного в трудовую деятельность необходима комплексная работа различных специалистов. И деятельность специалиста по социальной работе в решении проблемы молодёжной безработицы занимает далеко не последнее место. Она направлена в первую очередь на защиту прав и интересов безработного, улучшение условий его жизни, снятие нежелательных психических состояний.

4.В условиях современной рыночной экономики, которая ещё не до конца прошла стадию формирования, молодым людям очень трудно найти своё место в жизни общества, поэтому они сталкиваются с серьёзными проблемами при трудоустройстве. Рыночные отношения предъявляют повышенные требования к человеку как профессионалу и к его возможностям быть конкурентоспособным на рынке труда. От обоснованного выбора профессии, качественного уровня образования, конструктивного поведения на рынке труда зависит успешность профессионального пути, а в конечном итоге – удовлетворенность человека своей жизнью. Поэтому для решения данной проблемы проводится профориентационная работа, которая способствует эффективному трудоустройству молодого поколения. Важнейшей задачей профориентации является подготовка молодёжи к общественно полезному труду, помощь в сознательном выборе профессии с учетом социального заказа общества. Одной из форм профессиональной ориентации является профессиональная консультация - это система оказания действенной помощи в трудовом самоопределении человека, основанная на изучении личности. Проведение профориентационного консультирования является одним из направлений деятельности специалиста по социальной работе, которую он осуществляет совместно с практическим психологом, профконсультантами служб занятости населения.

5.Учитывая низкий уровень социально-психологической готовности населения к деятельности в условиях глобальной неопределенности социально-трудовой среды, профессиональная ориентация сегодня осуществляется как социально-профессиональная ориентация. Независимо от того, имеет ли деятельность специалистов по профориентации выраженную педагогическую, психологическую, социальную или иную составляющую, практически никто не исключает из рабочего поля влияние социального окружения, поддерживающие или подавляющие факторы среды. Повышение роли профессиональной ориентации в оптимизации социальных процессов связано с направленностью профориентации на формирование и активизацию адаптационных возможностей индивида не только в сфере труда, но и в широком социальном контексте его жизнедеятельности.

6.Социальная работа с безработной молодежью является частью государственной молодежной политики, которая представлена основными направлениями: содействие в трудоустройстве, оказание помощи в профессиональной подготовке, а также стимулирование образования гибкого рынка труда. Разработаны и действуют федеральные, республиканские, городские программы, являющиеся механизмом реализации государственной молодежной политики. В данных программах разработаны мероприятия по трудоустройству, временной и вторичной занятости в летний период. С учетом этих целей открыты службы занятости, молодежные биржи.

7.Одним из важных компонентов профориентационной консультации является профессиональная диагностика. При помощи неё можно определить пригодность к той или иной профессии с учётом психологических свойств личности. На основе профориентационной диагностики был проведён эксперимент со студентами старших курсов. С помощью диагностических методов были выявлены основные профессиональные качества исследуемых, их профессиональные возможности, мотивация, установки, ценностные ориентации. Это позволило в ходе заключительной беседы раскрыть клиентам их сильные и слабые стороны, обсудить ряд профессий, где эти стороны можно реализовать. Так как в наше время молодёжь в профессиональном плане является невостребованной, был также рассмотрен вопрос эффективного поведения на рынке труда.

Таким образом, выдвинутая нами гипотеза нашла своё подтверждение.

Список литературы

1.Большой толковый психологический словарь Т.1 (А-О); Пер.с англ. /Ребер Артур. - ООО «Издательство АСТ»; «Издательство «Вече», 2003. - 592с.

2.Боровик В.С., Ермакова Е.Е., Похвощев В.А. Занятость населения: Учебное пособие. - Ростов-на-Дону: Феликс, 2001. - 320 с.

3.Буланов В.С. Современные проблемы занятости и безработицы: учебное пособие.- М., 2006.- 230 с.

4.Волков В.С. Основы профессиональной ориентации. Учебное пособие для вузов. - М.: Академический проект, 2007. - 333с.

5.В помощь тебе, выпускник/ Информационное пособие для выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

6.Глоссарий социальной работы/ Автор-составитель Е.И.Холостова.- 2-е изд. – М.: Издательско-торговая корпорация Дашков и Ко, 2007. – 220 с.

7.Закон РФ «О занятости населения в РФ» от 19 апреля 1991г. № 1032-1(ред. 27.07.2010.)

8.Занятость населения: Учебное пособие для гуманитарных специальностей / Борзова Т.В., Котова Л.Б., Филинова Н.В. и др.: Под ред.академика РАН РФ В.И. Жукова. - М.: Изд-во РГСУ, 2006. - 240 с.

9.Захаров Н.Н. Профессиональная ориентация школьников: учебное пособие для студентов.- М.: Просвещение, 2002.- 245 с.

10.Матяш Н.В., Павлова Т.А. Общая психология: готовимся к экзаменам. Учебно-методическое пособие. - Брянск: Издательство БГУ, 2004. - 112с.

11.Методическое пособие./ Под ред. В.П. Шаповалова. - Брянск: Изд-во Брянского областного центра профессиональной ориентации молодёжи и психологической поддержки населения, 2006. - 26с.

12.Мир профессий. Часть 1. Сборник профессиографических описаний основных массовых профессий г.Брянска и Брянской области подготовлен специалистами Брянского областного центра профессиональной ориентации молодёжи и психологической поддержки населения: Шаповаловой И.В., Нагорной Е.А., Иванютиной Т. А., Маликовой Н.Ю., 2007. - 140с.

13.Мир профессий. Часть 2. Сборник профессиографических описаний основных массовых профессий г.Брянска и Брянской области подготовлен специалистами Брянского областного центра профессиональной ориентации молодёжи и психологической поддержки населения: Шаповаловой И.В., Нагорной Е.А., Иванютиной Т. А., Маликовой Н.Ю., 2007. - 146с.

14.Назимов И.Н. Теория и практика профориентации. - Петрозаводск, 2001. - 114с.

15. Немов Р.С. Психология:Учеб.для студ.высш.пед.учеб.заведений: В 3 кн. - 4-е изд. - М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2001. - Кн.1: Общие основы психологии. - 688с.

16.Никитина Н.И., Глухова М.Ф. Методика и технология работы социального педагога: учебное пособие для студентов .- М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2005.- 399 с.

17. Никифорова А.А.Рынок труда, занятость и безработица. - М. , 2004. - 280 с.

18.Новикова С.С., Соловьёв А.В. Социологические и психологические методы исследований в социальной работе: Учебное пособие для высшей школы. - М.: Академический Проект: Гаудеамус, 2005. - 496 с.

19.Основы социальной работы: Учебник / Отв. ред. П.Д. Павленок. – 2-е изд., испр. и доп. – М.:ИНФРА-М,2002. -395 с.

20.Основы социальной работы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Н.Ф.Басов, В.М.Басова, О.Н. Бессонова и др.; Под ред. Н.Ф.Басова. – 2-е изд., испр. – М.: Издательский центр Академия, 2005. – 288 с.

21.Павлова Т. Л. Профориентация старшеклассников: Диагностика и развитие профессиональной зрелости. - М.: ТЦ Сфера, 2006. - 128с.

22.Принцип активизации в социальной работе/ Под ред.Ф.Парслоу. – М.: Аспект Пресс, 1997. – 223 с.

23.Профессиональное самоопределение. Методические рекомендации для учителей./ Под ред. В.П. Шаповалова. - Брянск: Брянский областной центр профессиональной ориентации молодёжи и психологической поддержки населения, 2007. - 118с.

24.Пряжников Н.С. , Пряжникова Е.Ю. Профориентация. Учебное пособие для вузов, 4-е изд., стер., ВУЗ. –М.: Академия, 2008. – 496 с.

25.Пряжников Н.С. Профориентация в школе и колледже: игры, упражнения, опросники: 8-11 классы, ПТУ и колледж. - М.: ВАКО, 2008. - 288с.

26.Пряжников Н.С. Ценностно-нравственные активизирующие опросники профессионального самоопределения. Методическое пособие. - М.: Изд-во Институт практической психологии, 2001.-64с.

27.Психологические тесты. В 2т./под ред. А.А.Карелина. - М.: Владос, 2005. - 247с.

28.Психологическое сопровождение выбора профессии: научно-методическое пособие / Под ред.Л.М. Митиной, 2-е изд. - М.: Флинта, 2003. - 179с.

29.Психолого-педагогическое сопровождение процесса профессионального самоопределения учащихся инновационных общеобразовательных учреждений (рекомендации). / Под ред. В.П. Шаповалова. - Брянск: Брянский областной центр профессиональной ориентации молодёжи и психологической поддержки населения, 2007. - 102с.

30.Резапкина Г.В. Секреты выбора профессии. - М.: Генезис, 2005. - 140с.

31.Самоукина Н.В. Психология и педагогика профессиональной деятельности. - М.: Экмос, 2000.-352с.

32.Соломин И.Л. Современные методы психологической экспресс-диагностики и профессионального консультирования. - Спб: Речь, 2006.-280с.

33.Социальная работа: Введение в профессиональную деятельность: Учебное пособие/ отв.ред. проф. А.А.Козлов. – М.: КНОРУС, 2005. – 368 с.

34. Социальная работа с молодёжью: Учебное пособие / Под ред. д.п.н., проф. Н.Ф. Басова. - М.: Издательско-торговая корпорация Дашков и Ко, 2008. - 328с.

35.Социальная работа: теория и практика: Учеб. пособие/Отв. ред. д. и н., проф. Е.И. Холостова, д. и н., проф. А.С. Сорвина. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 427 с.

36.Социальная работа: Учебное пособие. – 3-е изд., перераб. и доп. – Ростов н/Д: Феникс, 2003. – 480 с.

37.Социология молодёжи: учебник / под ред д-ра социол.наук, проф., чл.-корр. РАН В.Н. Кузнецова. - М.: Гардарики, 2007. - 335 с.

38.СтаровойтоваЛ. И., Золотарёва Т.Ф. Занятость населения и её регулирование: Учеб. пособие для студ.высш.учеб.заведений. - М.: Издательский центр Академия, 2001. - 192 с.

39.Теория социальной работы: Учебник / Под ред. проф. Е.И.Холостовой. – М.: Юристъ, 1999. – 334 с.

40.Тесты по профориентации для учащихся / сост. А.А. Аркадьев. - М.: Соврем.шк., 2009. - 272с.

41.Технология профориентационной работы с учащимися 9 классов. /Под ред. В.П. Шаповалова. - Брянск: Брянский областной центр профессиональной ориентации молодёжи и психологической поддержки населения, 2008. - 68с.

42.Технология профориентационной работы с учащимися 10-11 классов. /Под ред. В.П. Шаповалова. - Брянск: Брянский областной центр профессиональной ориентации молодёжи и психологической поддержки населения, 2007. - 62с.

43.Технологии социальной работы:Учебник под общ. ред. проф. Е.И. Холостовой. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 400 с.

44.Технология социальной работы.:Учеб.пособие для студ.высш.учеб.заведений /Под ред. И.Г. Зайнышева. - М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2000. - 240 с.

45.Трошин О.В., Жулина Е.В., Кудрявцев В. А. Основы социальной реабилитации и профориентации: Учебное пособие. - М., 2005. - 384с.

46.Фирсов М.В., Студёнова Е.Г.Теория социальной работы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 432 с.

47.Фирсов М. В.Технология социальной работы: учеб. пособие для вузов/ М.В. Фирсов. – М.: Академический Проект, 2007. – 432 с.

48.Холостова Е.И. Практикум по социальной работе. – 2-е изд. – М.: Издательско-торговая корпорация Дашков и Ко, 2007. – 296 с.

49.Холостова Е.И. Социальная политика: Учеб. пособие. – М.: ИНФРА – М., 2001. – 204 с.

50.Холостова Е.И. Социальная работа: Учебное пособие. - 6-е изд. - М.: Издательско-торговая корпорация Дашков и Ко, 2008. - 860 с.

Примечания

В работе есть приложение с методиками проведения прфориенационного консультирования.

Покупка готовой работы
Тема: «Профориентационное консультирование в социальной работе»
Раздел: Психология
Тип: Дипломная работа
Страниц: 77
Цена: 1500 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика