Курсовая работа
«Правовое положение учреждения»
- 23 страниц
Введение 3
1. Создание учреждения, состав учредительных документов 4
2. Филиалы и представительства учреждения 9
3. Формы учреждений 10
4. Правовое положение учреждения и его деятельность 11
5. Управление учреждением: высший и исполнительный органы 12
6. Прекращение деятельности учреждения: реорганизация и ликвидация 14
6.1. Реорганизация учреждения 14
6.2. Ликвидация учреждения 16
6.3 Имущество ликвидируемого учреждения 18
7. Экономическая поддержка учреждений органами государственной власти и органами местного самоуправления 19
8. Контроль за деятельностью учреждений, ответственность учреждений 20
Заключение 21
Список использованной литературы 23
Организация, созданная собственником для осуществления функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично, называется учреждением.
Учреждением является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве главной цели своей деятельности и не распределяющая свою прибыль между участниками.
Учреждения могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.
Подавляющее большинство учреждений существующих сегодня в России - это государственные учреждения. Организационно-правовая форма учреждения оказывается оптимальной для введения в гражданский оборот субъектов, которым требуется ограниченный объем прав, необходимый лишь для материально-технического обеспечения их деятельности. Отличительной особенностью учреждения является характер его прав на используемое имущество. Учреждения являются единственным видом некоммерческих организаций, обладающих не правом собственности, а лишь правом оперативного управления имуществом. Этим обусловлена тесная имущественная связь учреждения и его учредителя. Взыскание по долгам учреждения может быть обращено лишь на его денежные средства и самостоятельно приобретенное имущество. Таким образом, имущество, переданное учреждению собственником, забронировано от взысканий, что совершенно естественно.
Цель курсовой работы – правовое положение учреждений. Ставя при этом следующие задачи, рассмотреть:
1. создание учреждения, состав учредительных документов;
2. филиалы и представительства учреждения;
3. формы некоммерческих организаций (учреждений);
4. правовое положение учреждения и его деятельность;
5. управление учреждением;
6. прекращение деятельности учреждения;
7. контроль за деятельностью учреждений, ответственность.
Структура курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, основной части раскрывающей тему, заключения и списка использованной литературы.
1. Создание учреждения, состав учредительных документов
Учреждение может быть создано в результате его учреждения, а также в результате реорганизации существующей некоммерческой организации.
Создание учреждения в результате его учреждения осуществляется по решению учредителей.
Учредителями учреждения могут выступать граждане и (или) юридические лица.
Число учредителей учреждения не ограничено, если иное не установлено федеральным законом. Учреждение может быть учреждено одним лицом.
В зависимости от характера участия государственных органов в регистрации юридического лица наука гражданского права традиционно выделяет следующие способы образования учреждений.
Распорядительный порядок характеризуется тем, что учреждение возникает на основе одного лишь распоряжения учредителя, а специальной государственной регистрации организации не требуется. Именно в таком порядке в СССР возникало подавляющее большинство государственных предприятий и учреждений. Главенствующая роль государства в системе плановой экономики, его доминирование над гражданским обществом позволяли обойтись без особой процедуры государственной регистрации создаваемого юридического лица. В странах рыночной экономики место распорядительного порядка заступает, как правило, явочный порядок образования юридических лиц. Для него также характерно отсутствие специальной государственной регистрации организаций, которые создаются в силу самого факта волеизъявления учредителей, выражения ими намерения действовать в качестве юридического лица.
Статья 51 ГК не предусматривает никаких исключений из общего правила о необходимости государственной регистрации юридических лиц, поэтому можно полагать, что распорядительный, а также явочный способы образования организаций в настоящее время в России не применяются.
Разрешительный порядок образования учреждения предполагает, что создание организации разрешено тем или иным компетентным органом. В СССР в таком порядке создавалось большинство общественных и кооперативных организаций, причем в разрешении на создание учреждения могло быть отказано по мотивам нецелесообразности. Действующее законодательство не допускает отказа в регистрации по мотивам нецелесообразности (ч. 2 п. 1 ст. 51 ГК), но в принципе сохраняет разрешительный порядок создания некоторых видов юридических лиц.
При нормативно-явочном порядке для образования учреждения с согласия каких-либо третьих лиц, включая государственные органы, не требуется. Регистрирующий орган лишь проверяет, соответствуют ли закону учредительные документы организации и соблюден ли установленный порядок ее образования, после чего обязан зарегистрировать юридическое лицо. Такой порядок образования юридических лиц наиболее распространен и в России, и за рубежом.
Правовой основой деятельности любого учреждения наряду с законодательством являются его учредительные документы. Именно в них учредители конкретизируют общие нормы права применительно к своим интересам.
Состав учредительных документов для разных видов юридических лиц различен. Так, общества с ограниченной или дополнительной ответственностью, ассоциации и союзы действуют на основе учредительного договора и устава. Правовой базой деятельности хозяйственных товариществ (полных и на вере) является учредительный договор. Для остальных юридических лиц единственным учредительным документом считается их устав.
Учредительными документами учреждения являются:
- устав или учредительный договор ;
- решение собственника о создании учреждения.
Учредительный договор можно рассматривать как разновидность договора простого товарищества (договора о совместной деятельности), хотя существует и мнение о том, что это - самостоятельный договорный тип. Он может заключаться только в письменной форме (простой или нотариальной) и вступает в силу, как правило, с момента заключения.
Устав в отличие от учредительного договора не заключается, а утверждается учредителями. Однако это отличие не носит принципиального характера и связано лишь с различной процедурой принятия документа. Устав, как правило, подписывают не все учредители, а специально уполномоченные ими лица (например, председатель и секретарь общего собрания учредителей). Как и учредительный договор, устав можно рассматривать в качестве локального нормативного акта, определяющего правовое положение юридического лица и регулирующего отношения между участниками и самим юридическим лицом. Устав вступает в силу с момента регистрации самого юридического лица. Ряд некоммерческих организаций может действовать также на основе общего положения об организациях данного вида или общего устава общественного объединения.
Содержание учредительных документов в общем виде определяется ст. 52 ГК, а для отдельных видов юридических лиц - в соответствующих разделах ГК и специальных нормативных актах.
Требования учредительных документов учреждения обязательны для исполнения самим учреждением и её учредителями.
В учредительных документах учреждения должны определяться наименование учреждения, содержащее указание на характер его деятельности и организационно-правовую форму, место нахождения учреждения, порядок управления деятельностью, предмет и цели деятельности, сведения о филиалах и представительствах, права и обязанности членов, условия и порядок приема в члены учреждения и выхода из него, источники формирования имущества учреждения, порядок внесения изменений в учредительные документы учреждения, порядок использования имущества в случае ликвидации учреждения, предусмотренные настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
В учредительном договоре учредители обязуются создать учреждение, определяют порядок совместной деятельности по созданию учреждения, условия передачи ему своего имущества и участия в её деятельности, условия и порядок выхода участников из его состава.
Учредительные документы учреждения могут содержать также и иные не противоречащие законодательству положения.
Изменения в устав учреждения вносятся по решению её высшего органа управления.
Государственная регистрация является завершающим этапом образования юридического лица или учреждения, на котором компетентный орган проверяет соблюдение условий, необходимых для создания нового субъекта права, и принимает решение о признании организации юридическим лицом. После этого основные данные об организации включаются в единый государственный реестр юридических лиц и становятся доступными для всеобщего ознакомления.
В соответствии сост. 51 ГК проведение регистрации всех юридических лиц возложено на органы юстиции. Однако пока органы юстиции не обладают необходимыми для этого возможностями. Поэтому на практике государственная регистрация юридических лиц осуществляется различными органами главную роль, среди которых играют Регистрационные палаты субъектов Российской Федерации.
До принятия специального закона о регистрации юридических лиц соответствующая процедура регулируется специальными нормативными актами об отдельных видах юридических лиц. Указом Президента РФ "Об упорядочении государственной регистрации предприятий и предпринимателей на территории Российской Федерации" от 8 июля 1994 г. № 1482 (в отношении коммерческих организаций) и внутренними правилами, принятыми в отдельных регистрирующих органах.
Для регистрации юридического лица обычно представляются следующие документы: заявление учредителей о регистрации, устав организации, учредительный договор или решение учредителей о создании юридического лица (в виде протокола собрания учредителей), свидетельство об уплате регистрационной пошлины, а для коммерческих организаций - также документы, подтверждающие оплату не менее 50% уставного капитала предприятия.
Отказ в регистрации может последовать лишь в случаях несоответствия учредительных документов организации закону или несоблюдения установленного порядка образования юридического лица и может быть обжалован в суд. Также в суд можно обратиться и в случае уклонения компетентного органа от регистрации юридического лица, например при пропуске установленного для регистрации срока.
Изменения учредительных документов учреждения вступают в силу с момента их государственной регистрации.
4. Правовое положение учреждения и его деятельность
Учреждение считается созданным как юридическое лицо с момента её государственной регистрации в установленном законом порядке, имеет в оперативном управлении обособленное имущество, может то своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Учреждение должно иметь самостоятельный баланс или смету.
Учреждение создается без ограничения срока деятельности, если иное не установлено учредительными документами некоммерческой организации.
Учреждение вправе в установленном порядке открывать счета в банках на территории Российской Федерации и за пределами её территории.
Учреждение имеет печать с полным наименованием этого учреждения на русском языке. Учреждение вправе иметь штампы и бланки со своим наименованием, а также зарегистрированную в установленном порядке эмблему .
Учреждение может осуществлять один вид деятельности или несколько видов деятельности, не запрещенных законодательством Российской Федерации и соответствующих целям деятельности учреждения, которые предусмотрены его учредительными документами. Отдельные виды деятельности могут осуществляться учреждениями только на основании специальных разрешений (лицензий). Перечень таких видов деятельности определяется законом.
Учреждение вправе осуществлять предпринимательскую деятельность лишь по стольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана. Такой деятельностью признаются приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям создания учреждения, а также приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах и участие в товариществах на вере в качестве вкладчика.
Учреждение ведет учет доходов и расходов по предпринимательской деятельности.
В интересах достижения целей, предусмотренных уставом, учреждение может создавать другие некоммерческие организации и вступать в ассоциации и союзы.
Учреждением является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве главной цели своей деятельности и не распределяющая свою прибыль между участниками.
В зависимости от характера участия государственных органов в регистрации юридического лица наука гражданского права традиционно выделяет следующие способы образования учреждений:
• распорядительный порядок;
• разрешительный порядок образования учреждения;
• нормативно-явочный порядок образования учреждения.
Правовой основой деятельности любого учреждения наряду с законодательством являются его учредительные документы. Именно в них учредители конкретизируют общие нормы права применительно к своим интересам.
Учреждение может создавать филиалы и открывать представительства на территории Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
К формам некоммерческих организаций (учреждений) относят общественные и религиозные организации, фонды, государственные корпорации, некоммерческие партнерства.
Управление учреждением осуществляется высшим и исполнительным органами.
Высшим органом управления учреждением в соответствии с его учредительным документом является собрание его учредителей.
Исполнительный орган учреждения может быть коллегиальным и (или) единоличным. Он осуществляет текущее руководство деятельностью учреждения и подотчётен высшему органу управления учреждением.
Прекращение деятельности юридического лица или учреждения происходит в результате его реорганизации (кроме случаев выделения из состава юридического лица другой организации) или ликвидации и, как правило, носит окончательный характер. Реорганизация, как правило, проводится по решению участников юридического лица (или собственника его имущества), т.е. добровольно.
Ликвидация учреждения - это способ прекращения его деятельности без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам. ГК содержит развернутый перечень оснований ликвидации юридических лиц, которая (так же как и реорганизация) может носить как добровольный, так и принудительный характер.
Ликвидация учреждения считается завершенной после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц Российской Федерации.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции могут оказывать учреждениям экономическую поддержку.
Учреждение в случае нарушения Федерального закона о некоммерческих организациях несёт ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
1. Федеральный закон РФ «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 N 7-ФЗ (ред. от 22.07.2008, с изм. от 24.07.2008)
2. Безбах, В. В., Пучинский, В. К. Основы российского гражданского права: Учеб. пособие. – М.: Зерцало: ТЕИС, 1995. – 188 с.
3. Гамбаров Ю. С. Гражданское право: Общая часть / Под ред. и с предисловием В. А. Томсинова. – М.: Зерцало, 2003. – 816 с.
4. Гражданское право: Учебник для вузов / Под ред. проф. В. В. Залесского, проф. М. М. Расслова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2002. – 703 с.
5. Гражданское право: Учебник: В 2-х томах / Под ред. Суханова Е.А. - М.: Волтерс Клувер, 2004.
6. Гражданское право: Учебник. Под ред. Калпина А.Г. - М.: Юристъ, 2001.
7. Гражданское право: Учебник. Отв. ред. Мозолин В.П., Масляев А.И. - М.: Юристъ, 2003.
8. Гришаев С.П. Гражданское право: Учебное пособие для студентов средних специальных учебных заведений. - М.: Юристъ, 2004.
9. Гуев А.Н. Гражданское право: Учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений: В 3-х томах. - М.: Инфра-М, 2004.
10. Гражданское право. Часть 1 / Кол. авт.: Н. Д. Егоров, И.
В. Елисеев, А. А. Иванов и др. / Под ред. Ю. К. Толстого, А. П. Сергеева. – СПб: Теис,1996. – 550 с.
11. Гражданское право: Курс лекций. Часть 1 / Н. М. Голованов, Л. В. Мась, И. Д. Маркелова, В. Н. Субботин. – Учеб. пособие. – СПб: СПбГИЭУ, 2003. – 420 с.
12. Лихачев Г. Д. Гражданское право: Общая часть: Курс лекций / Г. Д. Лихачев. – М.: Юстицинформ, 2005. – 432 с.
13. Мушинский В.О. Гражданское право: Учебное пособие для среднего профессионального образования. - М.: Инфра-М, 2003.
14. Фоков А. П. Гражданское право: Общая и особенная части: Учебник / Под ред. А. П. Фокова, Ю. Г. Попонова, И. Л. Черкашиной, В. А. Черкашина. – М.: Кнорус, 2007. – 688 с.
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Правовое положение российских граждан за рубежом
Реферат:
Правовое положение индивидуальных предпринимателей
Контрольная работа:
Правовые основы въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан и лиц без гражданства
Курсовая работа:
Правовое положение личности
Курсовая работа:
Законодательство о правовом положении иностранцев