Курсовая работа

«Анализ финансовой устойчивости организации»

  • 77 страниц
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ 6

1.1 Понятие и содержание экономического анализа финансового состояния предприятия 6

1.2 Роль финансового анализа в управлении предприятием 9

1.3 Методика анализа финансового состояния предприятия 12

1.4 Информационная база финансового анализа 16

2 АНАЛИЗ ИМУЩЕСТВЕННОГО ПОЛОЖЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ 21

2.1 Общая характеристика организации 21

2.2 Анализ динамики и структуры статей бухгалтерского баланса 22

2.3 Анализ обеспеченности чистыми активами 29

3. АНАЛИЗ ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ 31

3.1 Оценка состояния источников формирования 31

материальных запасов 31

3.2 Оценка показателей рыночной финансовой устойчивости организации 33

4 АНАЛИЗ ЛИКВИДНОСТИ И ПЛАТЕЖЕСПОСОБНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ 39

4.1 Оценка ликвидности бухгалтерского баланса 39

4.2 Оценка относительных показателей ликвидности и 44

платежеспособности 44

4.3 Оценка критериев несостоятельности организации 48

5 АНАЛИЗ ДЕЛОВОЙ АКТИВНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ 52

6 АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 61

6.1 Оценка системы показателей рентабельности организации 61

6.2 Анализ состава, динамики и структуры финансовых результатов 65

6.3 Факторный анализ прибыли до налогообложения (балансовой прибыли) 67

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 74

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 77

Введение

В современных экономических условиях деятельность каждого хозяйст-венного субъекта является предметом внимания обширного круга участников рыночных отношений, заинтересованных в результатах его функционирования. В связи с этим, актуальность темы исследования очевидна: для того чтобы обеспечивать выживаемость предприятия в современных условиях, управленческому персоналу необходимо, прежде всего, уметь реально оценивать финансовые состояния, как своего предприятия, так и существующих потенциальных конкурентов. Финансовое состояние – важнейшая характеристика экономической деятельности предприятия. Она определяет конкурентоспособность, потенциал в деловом сотрудничестве, оценивает, в какой степени гарантированы экономические интересы самого предприятия и его партнёров в финансовом и производственном отношении.

Анализ финансового состояния предприятия является одной из важней-ших аналитических процедур, проводимых в рамках комплексного финансового анализа деятельности предприятия. Наличие полной и достоверной информации о финансовом состоянии субъекта хозяйствования помогает управленческому персоналу определить ориентиры развития бизнеса, выявлять наиболее доступные средства для достижения поставленных целей. Определение устойчивости развития бизнеса необходимо не только самому предприятию, но и другим экономическим субъектам, к которым относятся поставщики, покупатели, банки. Финансовое благополучие и надежность контрагентов является

желательным и даже необходимым условием участия в коммерческих отношениях.

Оценка финансового состояния партнерами, т.е. внешними субъектами позволяет определить возможности дальнейшего сотрудничества, положение организации, которое зависит как от внешних условий хозяйствования, так и от структуры капитала, условий привлечения источников финансирования, эффективности организации процессов управления. Значимой является оцен-ка финансового состояния в краткосрочной перспективе, основанная на определении платежеспособности предприятия, ликвидности баланса, достаточности собственных оборотных средств. Органы налогового контроля интересует информация состоянии предприятия, связанная с достаточностью средств для уплаты налогов и своевременностью поступления налоговых платежей в бюджет. Владельцев (акционеров) предприятия наряду с его прибыльностью интересует также направление использования прибыли, включая величину выплачиваемых дивидендов.

Кредиторов предприятия, помимо показателей эффективности его дея-тельности, интересуют также платежеспособность предприятия и ликвидность его активов, под обеспечение которыми был предоставлен кредит. Для банковских учреждений, прежде всего, представляются наиболее важными две группы характеристик: способность к совершению кредитных сделок, гарантия своевременного и полного возврата полученной ссуды по условиям кредитного договора. Важнейшей здесь является характеристика кредитоспособности предприятия. Таким образом, необходимо сделать вывод, что выбор темы исследования является весьма актуальным на сегодняшний день.

Объект исследования – финансовая деятельность организации. Предмет исследования – финансовое состояние организации как результат финансовой деятельности ООО "Торговый дом "УХК". Цель проводимого исследования – провести финансовый анализ деятельности ООО "Торговый дом "УХК".

Задачи исследования:

а) исследовать теоретические основы экономического анализа финансового состояния;

б) провести анализ имущественного положения организации;

в) выполнить анализ финансовой устойчивости организации;

г) выполнить анализ ликвидности и платежеспособности организации;

д) провести анализ деловой активности организации;

е) проанализировать результативность финансово-хозяйственной деятельности организации.

Фрагмент работы

Показатели рентабельности рассчитаны по двум основным группам:

1) показатели рентабельности капитала (активов);

2) показатели рентабельности продукции.

Показатели рентабельности капитала:

-рентабельность совокупных активов;

-рентабельность мобильных средств (оборотных активов);

-рентабельность производственных средств;

-рентабельность собственного капитала;

-рентабельность перманентного капитала;

Показатели рентабельности продукции: рентабельность продаж; рента-бельность реализованной продукции (основной деятельности).

1. Рентабельность совокупных активов

, (28)

где - балансовая прибыль от реализации продукции, работ и услуг;

- валюта баланса на начало периода (на начало года);

- валюта баланса на конец периода (на конец года).

Рентабельность совокупных активов показывает эффективность исполь-зования всего имущества предприятия. Снижение показателя также свидетельствует о падающем спросе на продукцию организации и о перенакоплении активов.

2. Рентабельность мобильных средств (оборотных активов)

, (29)

где - оборотные активы на начало периода;

- оборотные активы на конец периода.

Рентабельность оборотных активов – указывает на эффективность ис-пользования мобильных средств. Снижение рентабельности мобильных средств свидетельствует о необоснованном росте оборотного капитала, что может быть следствием образования излишних запасов товарно-материальных ценностей, затоваренности готовой продукцией в результате снижения спроса, чрезмерного роста дебиторской задолженности или денеж-ных средств.

3. Рентабельность производственных средств

, (30)

где - материальные запасы на начало периода;

- материальные запасы на конец периода;

- остаточная стоимость основных средств на начало периода;

- остаточная стоимость основных средств на конец периода.

Рентабельность производственных средств – увеличение показателя говорит о более эффективном использовании производственных средств.

4. Рентабельность собственного капитала

, (31)

где - собственный капитал на начало периода;

- собственный капитал на конец периода.

Рентабельность собственного капитала показывает эффективность ис-пользования собственных средств. Динамика показателя оказывает влияние на уровень котировки акций на фондовых биржах.

5. Рентабельность перманентного капитала

, (32)

где - долгосрочные обязательства на начало периода;

- долгосрочные обязательства на конец периода.

Рентабельность перманентного капитала отражает эффективность ис-пользования капитала, вложенного в деятельность организации на длительный срок (как собственного, так и заемного).

6. Рентабельность продаж

, (33)

где - прибыль от реализации продукции;

- денежная выручка от реализации продукции, работ и услуг.

Рентабельность продаж показывает, сколько прибыли приходится на единицу реализованной продукции. Увеличение рентабельности является следствием роста цен при постоянных затратах на производство реализован-ной продукции (работ, услуг) или снижения затрат на производство при постоянных ценах. Уменьшение показателя свидетельствует о снижении цен при постоянных затратах на производство или о росте затрат на производство при постоянных ценах, т.е. о снижении спроса на продукцию организации.

7. Рентабельность реализованной продукции (основной деятельности)

, (34)

где - себестоимость реализованной продукции.

Рентабельность реализованной продукции указывает на уровень окупаемости затрат. По уровню рентабельности реализованной продукции можно судить о возможности ведения расширенного воспроизводства.

Таблица 14

Показатели рентабельности

Показатель 2006 г. 2007 г. Отклонение

1. Денежная выручка от реализации продукции, работ и услуг, тыс. руб. 771148 1240912 469764

2. Полная себестоимость реализованной продукции, тыс. руб. 770416 1251677 481261

3. Прибыль от реализации продук-ции, тыс. руб. 732 -10765 -11497

4. Балансовая прибыль, тыс. руб. 121 489 368

5. Средняя стоимость совокупных активов, тыс. руб. 141052,5 230263,5 89211

6. Средняя стоимость мобильных активов, тыс. руб. 140160 229347,5 89187,5

7. Средняя стоимость производственных средств, тыс. руб. 13026 11846,5 -1179,5

8. Средняя стоимость собственного капитала, тыс. руб. 347,5 329,5 -18

9. Средняя стоимость перманент-ного капитала, тыс. руб. 11934 5962 -5972

10. Рентабельность совокупных акти-вов, % 0,085 0,212 0,127

11. Рентабельность мобильных средств, % 0,086 0,213 0,127

12. Рентабельность производствен-ных средств, % 0,929 4,128 3,199

13. Рентабельность собственного капитала, % -0,279 0,185 0,464

14. Рентабельность перманентного капитала, % -0,008 0,010 0,018

15. Рентабельность продаж, % 0,095 -0,86 -0,955

16. Рентабельность реализованной продукции, % 0,095 -0,868 -1,818

Как показывают данные таблицы 14, если в 2006-2007 гг. эффективность использования активов и капитала ООО "Торговый дом "УХК" выросла, о чем говорит прирост показателей рентабельности совокупных активов, мобильных средств, производственных средств, капитала предприятия, то эффективность коммерческой деятельности снизилась. Так, если в 2006 году рентабельность продаж имела хоть и небольшое, но положительное значение, то в 2007 году предприятием был получен убыток. При этом рентабельность продаж составила -0,86%.

Заключение

Выполненное исследование посвящено анализу финансового состояния ООО "Торговый дом "УХК".

ООО «Торговый дом «Удмуртская хлебная компания» (ООО "Торговый дом "УХК") - предприятие, которое обеспечивает реализацию произведенной остальными участниками холдинга продукции.

Кроме того, ООО "Торговый дом "УХК" осуществляет закуп зерна у сельхозпроизводителей, поставляет его на мукомольные перерабатывающие предприятия и реализует их продукцию - муку пшеничную и ржаную, крупы, отруби, кормосмеси, а также оказывает услуги по определению качества зерна - содержанию в нем белка, клейковины, его влажности. ООО "Торговый дом "УХК" способен практически полностью обеспечить сырьем потребности всех хлебозаводов, кондитерских и макаронных предприятий республики.

Как показали результаты анализа, на конце 2007 года ООО "Торговый дом "УХК" имеет недостаточный уровень внутренней финансовой устойчивости. О данном факте свидетельствует то, что разность между функционирующим капиталом и материальными запасами < 0, а разность между общей суммой источников формирования материальных запасов и материальными запасами > 0.

Так на конец 2007 года отклонение суммы собственных оборотных средств от стоимости материальных запасов составило -13241 тыс. руб., отклонение суммы функционирующего капитала от стоимости материальных запасов -9370 тыс. руб., а отклонение общей суммы источников от стоимости материальных запасов 277995 тыс. руб.

Результаты расчета показателей финансовой устойчивости ООО "Торговый дом "УХК" говорят о наличии значительной зависимости предприятия от внешних источников финансирования. При этом все рассчитанные финансовые коэффициенты имеют значения, значительно отклоняющееся от нормы. Так, коэффициент автономии, показывающий долю собственного капитала в валюте баланса, на конец 2007 года имеет значение всего 0,001, а коэффициент соотношения заемных и собственных средств 833. При этом доля дебиторской задолженности в активе баланса чрезвычайно высока и составляет 0,9.

Как показывают данные исследования, за 2005-2007 гг. отмечено снижение коэффициента текущей ликвидности, который показывает возможность покрытия краткосрочных долгов предприятия за счет всей суммы оборотных активов предприятия с 1,07 до 1,01. При этом нормативное значение коэффициента равно 2.

Что касается коэффициента срочной ликвидности, который показывает возможность предприятия покрыть краткосрочные долги за счет ликвидных активов, то в 2005-2006 гг. был отмечен роста коэффициента с 0,93 до 0,97. В 2007 году значение коэффициента снизилось до 0,96 при норме – не менее 0,7-0,8.

Значение коэффициента абсолютной ликвидности говорит о возможности покрытия долгов предприятия за счет наиболее ликвидных активов. При этом как показывают данные анализа, значение коэффициента абсолютной ликвидности на конец 2006 года составляло 0,28 при норме – не менее 0,2. Но, за 2006-2007 гг. значение коэффициента абсолютной ликвидности снизилось до 0,06, что говорит об ухудшении платежеспособности предприятия.

С целью снижения риска возникновения дефицита ликвидности необхо-димо использование факторингового финансирования со стороны банков.

Как показывают данные исследования, в 2006-2007 гг. отмечено замедление деловой активности ООО "Торговый дом "УХК", о чем говорит рост продолжительности операционного цикла на 8,91 дней. Но в тоже время за счет снижения оборачиваемости кредиторской задолженности имеем отрицательное значение продолжительности финансового цикла предприятия.

Для повышения деловой активности ООО "Торговый дом "УХК" необходимо проводить разработку мероприятий по повышению эффективности использования дебиторской задолженности.

В качестве инструмента кредитной политики ООО "Торговый дом "УХК" можно предложить метод оценки кредитной истории, основанный на ранжировании покупателей предприятия. В процессе разработки кредитной политики ООО "Торговый дом "УХК" необходимо использовать следующие критериальные показатели кредитной истории покупателя:

-период работы с покупателем;

-«возраст» предприятия-покупателя;

-платежная дисциплина покупателя;

-объем продаж;

-стратегическое значение покупателя.

Эффективным способом возврата просроченной дебиторской задолженности может явиться реализация системы договоров цессии (уступки прав требования). Отрицательным моментом при заключении договора цессии является необходимость уплаты комиссионных. Применение данного способа имеет смысл в случае, если задолженность является просроченной и есть риск ее перехода в состав безнадежной.

С целью повышения платежной дисциплины покупателей необходимо увеличивать долю расчетов по платежным требованиям в общем объеме безналичных расчетов предприятия с покупателями.

Кроме этого, с целью снижения риска невыполнения контрактных усло-вий со стороны поставщиков с необходимо увеличивать долю расчетов по аккредитивам в общем объеме безналичных расчетов предприятия с поставщиками.

Для увеличения балансовой прибыли предприятие должно в первую очередь снижать коммерческие и управленческие расходы. Традиционно наиболее значительными расходными статьями в структуре издержек предприятий торговли являются: расходы на оплату труда; расходы на аренду и содержание зданий, сооружений, помещений, оборудования и инвентаря; транспортные расходы; потери товаров и технологические отходы.

Таким образом, ООО "Торговый дом "УХК" должно снижать расходы именно по перечисленным статьям.

Список литературы

1. Абрютина М.С. Анализ финансово - хозяйственной деятельности. – М., 2008. – 510 с.

2. Бланк И.А. Управление прибылью. М., 2005. – 233 с.

3. Ван Хон Д.К., Стоун Д., Хитчинг К. Финансовый менеджмент. – М.: Инфра-М, 2006. – 710 с.

4. Глазунов В.Н. Управление доходом фирмы. // Финансы. – 2004. - №8.- с.20-23.

5. Грузинов В.П., Грибов В.Д. Экономика предприятия. М., 2005. – 410 с.

6. Ефимова О.В. Финансовый анализ. – М., 2008. – 355 с.

7. Ковалев В.В. Как читать баланс. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 340 с.

8. Крейнина М.Н. Финансовый анализ. – М.: Инфра-М, 2008. – 322 с.

9. Мокий М.С. Экономика организации (предприятия). М., 2007. – 412 с.

10. Николаева Т.Н. Финансы предприятия / Московский государственный университет экономики, статистики и информатики. М., 2001. - 132 с.

11. Пласкова Н. Экономический анализ. М., 2006. – 323 с.

12. Поташник Р.И. Экономика предприятия. М.: Финансы и статистика, 2007. – 320 с.

13. Романова Ю.Д. Экономика предприятия. М.: Эксмо, 2007. – 146 с.

14. Савельев С.В. Финансовый механизм распределения прибыли предприятий в России / Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук. Саратов, 2007. – 420 с.

15. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности. М., 2004. – 410 с.

16. Титов В. Экономика предприятия. М., 2005. – 117 с.

17. Финансы предприятия. Учеб. пособие / Под ред. Бородиной Е.И. М., 2005. – 745 с.

18. Финансовый менеджмент: теория и практика: Учебник / Под ред. Стояновой Е.С. М., 2005. – 717 с.

19. Финансы, денежное обращение, кредит. Под ред. Дробозиной Л.А. М.: Финансы и статистика, 2006. – 244 с.

20. Финансы, деньги, кредит / Под ред. Соколовой О.В. М.: Юристъ - 2000 год. – 230 с.

21. Чибисов О.В. Финансы предприятия. М., 2007. – 69 с.

22. Шим Д.К., Сигел Д.Г. Прибыль предприятия. - М., 2005. – 760 с.

23. Шарп У.Ф. Экономический анализ. М., 2005. – 575 с.

24. Шеремет А.Д., Сайфуллин Р.С. Методика финансового анализа. – М.: Инфра-М, 2008. – 430 с.

25. Шеремет А.Д. Методика финансового анализа предприятия. М., 2004. – 560 с.

26. Щербаков А.В. Концепция управления прибылью. – М., 2006. – 560 с.

27. Щиборщ К.В. Бюджетирование деятельности промышленных предприятий России. — М.: Издательство «Дело и Сервис», 2001. - 544 с.

28. Экономика предприятия / Под ред. Колчиной Н.В. М., 2003. – 410 с.

29. Экономика предприятий / Под ред. Сесенова В.М. М., 2005. – 190 с.

30. Экономика / Под ред. Родионовой В.М. М.: Финансы и статистика, 2004. – 250 с.

31. Экономика предприятия / Под ред. Ширенбек Х. М.: Инфра-М, 2008 – 322 с.

32. Экономика предприятия: Учебник для вузов. 4-е изд./ Под ред. Семенова В. СПб.:Питер, 2008. – 410 с.

33. Юрзинова И.Л. Финансы предприятий. М., 2007. – 112 с.

34. Янова В.В. Экономика. М., 2007. – 320 с.

Покупка готовой работы
Тема: «Анализ финансовой устойчивости организации»
Раздел: Финансы
Тип: Курсовая работа
Страниц: 77
Цена: 500 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика