Реферат
«Еврорегионы»
- 12 страниц
Введение…2
1 Формирование и унификация правовых и институциональных
условий правового положения еврорегионов…3
2 Краткая характеристика некоторых еврорегионов…7
Заключение….10
Список использованных источников…11
Характерной особенностью современного мира является глобальная интеграция, сопровождающаяся изменением традиционных представлений о государстве. Следует признать, что в настоящее время мы сталкиваемся с кризисом национального государства, приводящим к уменьшению его роли и формированию отношений, основными участниками которых являются регионы и наднациональные институты. Боденовская теория незыблемости государственного суверенитета к XXI в. подлежит переосмыслению и нуждается в уточнении, поскольку под влиянием интеграционных процессов государства все чаще в добровольном порядке соглашаются на передачу своих компетенций наднациональным институтам.
В то же время регионы как территориальные единицы современных государств получают новые компетенции, появление которых приводит к усилению национального самосознания. Таким образом, внутренние компетенции государств перераспределяются как в пользу наднациональных образований международного характера, так и в пользу территориальных единиц самих государств.
При этом следует отметить, что интеграция способствует формированию еврорегионов, самостоятельными участниками которых являются как субъекты федеративных государств, так и административно-территориальные единицы государств унитарных. Тем более что во многих странах регионы имеют законодательно закрепленные полномочия, которые естественным образом выходят за их территориальные границы (например, в области энергетики или охраны окружающей среды).
Международная интеграция еврорегионов вносит дополнительные аспекты в вопросы внутригосударственных отношений, требует развития и совершенствования механизмов координации взаимоотношений между центром и регионами. Таким образом, тема исследования еврорегионов представляется актуальной.
Правовое положение одного из наиболее распространенных механизмов межрегиональной кооперации - еврорегионов - только начинает оформляться, еще не сложилось единое понимание его правовой сути. Возможности международного сотрудничества регионов, открытые Базельской декларацией 1996 г., иногда действительно ограничиваются вследствие сохранившейся несогласованности ее с уставами некоторых еврорегионов или законодательством стран.
Еврорегионы создавались как новые схемы трансграничного сотрудничества, компенсирующие дефицит управляемости по проблемам, которые имеют интернациональный характер. Это потребовало формирования соответствующей нормативной базы, так как юрисдикция и правоспособность, обязательства и функции еврорегионов требуют специального прояснения и согласования с законодательствами государств по обе стороны границ.
Несмотря на признание возможности заключения между членами еврорегиона международных соглашений (в соответствии с порядком, определенным национальным законодательством), в уставных документах этих образований могут встречаться указания на то, что соглашения между членами еврорегиона "не имеют статуса международных договоров" (еврорегион ФРГ, Люксембурга и Швейцарии) и органы еврорегиона работают "в рамках законодательства своих стран" (еврорегионы "Ныса", "Буг", "Прадзяд"). Соглашения между членами еврорегиона могут также заключаться согласно публичному или частному праву (еврорегион земель Северной Рейн-Вестфалии и Рейнланд-Пфальц, Валлонии и Немецкоязычного Сообщества Бельгии). Единообразный подход к пониманию правовой природы еврорегионов находится на этапе становления. Наличие публично-правового статуса еврорегиона определяется положениями его уставных документов. Так, еврорегионы ФРГ - Бельгия, ФРГ - Люксембург - Швейцария имеют подобный статус, а еврорегион "Ныса" - нет.
Процессы децентрализации государств, которые привели к большей самостоятельности регионов во внешних связях, совпали по времени с формированием консолидированных супранациональных организаций, наиболее типичным примером которых является Евросоюз.
Евросоюз уже развился в систему многоуровневого управления, в которой на европейском, государственном и субнациональном уровне происходит делегирование суверенных полномочий. В рамках новой европейской регионализации создаются структуры, выходящие за сложившиеся территориально-административные рамки. Наиболее распространенной формой являются еврорегионы, представляющие собой специализированный тип партнерства, обращенный, в первую очередь, к локальным пограничным и трансграничным проблемам.
К основным целям создания еврорегионов можно отнести осуществление совместных действий по гармоничному развитию приграничной и транспортной инфраструктуры, развитию контактов между различными организациями, предприятиями, жителями приграничных районов, по ликвидации последствий стихийных бедствий, охране окружающей среды, развитию культурного и научного обмена.
Процессы европейской интеграции, в том числе привлечение регионов к принятию решений по вопросам компетенции супранациональных органов управления, имеют выраженное стабилизирующее и уравновешивающее значение и для решения проблемы регионального сепаратизма. Причем эти вопросы актуальны не только для децентрализованных стран, но и, например, для таких типично унитарных государств.
1. Федеральный закон от 22 июля 2002 г. № 91-ФЗ "О ратификации Европейской рамочной конвенции о приграничном сотрудничестве территориальных сообществ и властей".
2. Бусыгина И.М. Взаимоотношения между властными уровнями в федеративном государстве и государстве автономий: сравнительный аспект (практика России и Испании) // Федерализм: российское и международное измерения (опыт сравнительного анализа) / Под ред. Р.С. Хакимова.
3. Клочкова Ю.А. Особенности процесса регионализации Европейского союза // Внешнеторговое право. 2007. № 1.
4. Кузнецов В.В. Вопросы трансграничной регионализации и строительства еврорегионов в Европе // Федерализм: российское и международное измерения (опыт сравнительного анализа) / Под ред. Р.С. Хакимова.
5. Насыров И.Р. Правовые аспекты международного сотрудничества регионов // Журнал российского права. 2006. № 2.
6. Шавров В.Ф. Новые формы межгосударственного сотрудничества в Европе. Вторые Горчаковские чтения "Мир и Россия на пороге XXI века". МГИМО (У) МИД России, 23 - 24 мая 2000 г. М., 2001.
7. Шашков В. От унитаризма к федеративности // Европа. 2005. № 1.
Тема: | «Еврорегионы» | |
Раздел: | Международное право | |
Тип: | Реферат | |
Страниц: | 12 | |
Цена: | 500 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика