У нас можно недорого заказать курсовую, контрольную, реферат или диплом

«Экономическая теория код (ЭТ 00), вариант 1» - Контрольная работа
- 6 страниц(ы)
Содержание
Выдержка из текста работы

Автор: kjuby
Содержание
Вопрос 1. Вы вложили в предприятие собственные денежные средства в размере 2 000 000 руб. По итогам года были получены следующие результаты: общий доход от деятельности предприятия составил 1 000 000 руб., бухгалтерские издержки составили 800 000 руб., банковский процент составляет 15% годовых.
а) Получите ли Вы при данных результатах деятельности предприятия нормальную прибыль?
б) Удачно ли Вы разместили Ваши денежные средства?
Оба ответа аргументируйте.
Вопрос 2 При производстве 40 деталей AVC составили 20 тыс. руб. При выпуске 20 деталей AFC составили 10 тыс. руб. При выпуске 50 деталей АС равны 60 тыс. руб. Определите:
а) величину АС при производстве 40 деталей
б) величину AVC при производстве 50 деталей.
Вопрос 3. Функция спроса населения на данный товар Qd = 7 - Р, функция предложения данного товара Qs = - 3 + Р. Предположим, данный товар дотируется из бюджета в размере 2 ден. ед. за каждую единицу товара. Определить цену для покупателя и цену для продавца с учетом дотации и равновесный объем продаж.
Вопрос 4. Имеются следующие данные:
Счет Млрд. ден.ед.
Процент за кредит 12
Валовые частные инвестиции 55
Зарплата 218
Прибыль корпораций 113
Косвенные налоги, неналоговые обязательства и трансфертные платежи, выплачиваемые частными предпринимателями 22
Рентные платежи владельцам арендуемого имущества 20
Налоги на прибыль корпораций 50
Чистый экспорт товаров и услуг 9
Государственные закупки товаров и услуг 90
Чистые частные инвестиции 45
Доходы от собственности 21
Чистые субсидии государственным предприятиям 2
Трансфертные платежи населению 23
Потребительские расходы 260
Необходимо рассчитать:
а) Объем ВШТ по доходам
б) Объем ВНП по расходам
в) Объем ЧНП
г) Объем НД
Вопрос 5. Предположим, что Петров, купив семена на 500 рублей, вырастит урожай овощей и продаст его Иванову за 3000 рублей. Иванов продаст одну часть урожая на консервную фабрику за 1500 рублей, а другую часть продаст в розницу всем желающим для личного потребления на сумму 2000 рублей. На фабрике из купленных у Иванова овощей изготовят консервы, которые будут проданы оптом за 3500 рублей. Оптовый торговец продаст их розничным торговцам за 4500 рублей, а розничные торговцы выручат от продажи консервов валовый доход в размере 7000 рублей. На сколько увеличится валовый национальный продукт страны в результате этих совокупных действии;
Вопрос 6. Предположим, что Вы положили на годовой срочный вклад 1000 рублей. Темп инфляции за этот год составил 14%, а номинальная ставка процента оставалась постоянной и была равна 20% годовых. Какова будет реальная стоимость Вашего вклада через год?
Вопрос 7. Приведите ответы на следующие вопросы:
1. Объем продаж вырос в три раза. На сколько процентов он увеличился?
2. Банк обещает выплатить в конце года 2000% годовых. Во сколько раз увеличится Ваш вклад в конце года (если банк не разорится)?
3. Объем производства составил 0,75 от прошлогоднего. На сколько процентов упало производство? Во сколько раз упало производство?
4. Выручка упала в 1,02 раза. На сколько процентов упала выручка?
5. Уменьшение в 50 раз эквивалентно изменению на . %.
6. После уменьшения на 66% величина стала равной 434. Первоначальное значение этой величины
составляло .
7. После роста на 70% величина стала равной 829. Первоначальное значение этой величины составляло
8. Если величина была равна 765, а стала равна 536, то она изменилась на . %.
Вопрос 8. Общая сумма вкладов в коммерческом банке в настоящий момент составляет 500 000 долл., выдано кредитов 410 000 долл. при максимальных кредитных возможностях 475 000 долл. Найти величины обязательных и избыточных резервов, норму обязательных резервов. Сколько еще кредитов этот банк может выдать в настоящий момент? Сколько еще новых денег банк может при этом создать? Сколько новых денег может создать вся банковская система?
Вопрос 9. Потенциальный ВВП равен 100, фактический ВВП равен 75. Фактический уровень безработицы -10%. Если фактический уровень безработицы вырастет до 11%, ВВП сократится на 4%. Определить:
а) величину коэффициента Оукена,
б) величину естественного уровня безработицы
Вопрос 10. Определите, к какому виду безработицы (фрикционной - Ф, структурной - С или циклической - Ц) относятся следующие ситуации:
1. Неблагоприятная рыночная конъюнктура, связанная с общеэкономическим спадом в Европе,
вынуждает автомобильную компанию уволить сотни своих работников.
2. Снижение популярности угля как энергоносителя и рост числа АЭС увеличивает безработицу среди
французских шахтеров.
3. Самодур - директор школы постоянно создает конфликтные ситуации, что вынуждает учителей
увольняться и искать работу в других школах.
4. Финансовый кризис в августе 1998 г. в России поставил многие туристические компании на грань
разорения, и им пришлось уволить или отправить в вынужденные отпуска часть сотрудников.
5. Студент, закончивший ВУЗ обнаруживает, что его навыки работы на больших ЭВМ советского
производства не востребованы рынком, и вынужден переучиваться на веб-дизайнера.
6. Молодая женщина, только что вышедшая замуж и переехавшая к мужу, уволилась со старой работы и
ищет работу по прежней специальности, но ближе к новому месту жительства.
Выдержка из текста работы
Вопрос 2 При производстве 40 деталей AVC составили 20 тыс. руб. При выпуске 20 деталей AFC составили 10 тыс. руб. При выпуске 50 деталей АС равны 60 тыс. руб. Определите:
а) величину АС при производстве 40 деталей
б) величину AVC при производстве 50 деталей.
Ответ:
Ответ:
АС (40) =25 тыс. руб., AVC(50)=56 (тыс. руб.)
AC=AFC+AVC, AFC=FC/выпуск
FC=AFC*20=10*200=200 (тыс. руб.)
AC(40)=AVC(40)+FC/40=20+200/40=20+5=25 (тыс. руб.).
Тема: | «Экономическая теория код (ЭТ 00), вариант 1» | |
Раздел: | Экономика | |
Тип: | Контрольная работа | |
Страниц: | 6 | |
Цена: | 100 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
Не нашли, что искали?
Воспользуйтесь поиском по базе из более чем 40000 работ
Предыдущая работа
Юридическая психология (код ЮП96), вариант 1Следующая работа
Экономика предприятия - ЭП, вариант 2




-
Контрольная работа:
8 страниц(ы)
Экономист, изучая зависимость уровня издержек обращения у тыс. руб.) от объема товарооборота х (тыс. руб.), обследовал 10 магазинов, торгующих одинаковым ассортиментом товаров в разных районах. Полученные данные отражены в таблице 1.Номера вариантов 1РазвернутьСвернуть
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9
X у X У X у X у X У X у X У X у X У X у
110 6,1 80 4,2 160 12,5 50 4,2 60 2,9 70 2,8 80 4,2 100 3,8 120 4,0 140 5,4
85 4,2 60 4,9 120 9,3 130 10,8 90 7,1 110 3,5 60 4,0 110 4,4 85 3,6 110 4,1
70 2,9 100 7,2 ПО 9,2 100 9,6 160 1 2 85 2,4 100 4,5 60 3,2 ПО 4,0 120 5,6
120 5,8 130 9,1 80 6,4 80 5,1 80 6,3 65 2,1 70 3,6 1 120 4,8 70 2,6 90 3,3
150 8,3 120 6,4 90 7,5. 90 7,4 105 7,0 100 3,4 50 3,4 70 3,0 115 4,3 130 4,2
90 5,2 50 3,9 130 11,6 70 6,2 120 8,4 90 3,2 110 5,2 | 80 3,5 90 3,4 80 2,9
60 3,4 90 5,1 150 13,1 150 11,4 70 4,8 120 3,6 90 3,9 130 4,5 60 2,9 100 3,6
140 7,5 150 8,4 70 5,2 60 3,3 130 11,2 80 2,5 40 3,1 76 3,3 55 2,6 76 2,5
100 4,9 70 3,5 100 7,9 140 12,2 110 7,6 130 4,1 75 3,3 105 4,1 100 3,0 135 4,9
115 5,4 125 8,7 60 4,4 110 10,5 140 10,6 110 3,3 105 4,9 50 3,1 130 4,5 60 3,0
По данным таблицы для своего варианта выполните следующие задания.
Задание 1. Постройте точечную диаграмму рассеяния и сформулируйте гипотезу о виде связи.
Задание 2. Определите параметры линейной регрессии и запишите функцию линейной зависимости.
Задание 3. Постройте график регрессии на поле диаграммы рассеяния и сделайте вывод об адекватности построенной
модели.
Задание 4. Найдите коэффициент корреляции и коэффициент детерминации данной зависимости. Подтвердились ли выводы о виде связи и об адекватности модели.
Задание 5. Определите надежность коэффициентов регрессии по критерию Стьюдента.
Задание 6. Исследуйте регрессию на надежность по критерию Фишера при уровне значимости 0,05.
Задание 7. Найдите коэффициент эластичности у поде при среднем значении х.
Задание 8. Вычислите ожидаемое среднее значение издержек при товарообороте 115 тыс. руб.
Задание 9. Оцените ошибку прогноза при уровне значимости 0,05.
Задание 10. Постройте доверительные интервалы прогноза для уровня значимости 0,05. -
Задача/Задачи:
10 страниц(ы)
Каким образом физические лица самостоятельно могут установить содержание иностранного права. Какие доказательства могут представить физические лица для доказывания содержания иностранного права -
Контрольная работа:
10 страниц(ы)
Теоретический вопрос:
Государственное регулирование цен. Регулирование цен на продукцию вашего предприятия (фирмы)Задача № 1РазвернутьСвернуть
1. Определите:
а) розничную цену изделия при условии, что товар поступает в розничную сеть через оптовую базу;
б) Прибыль, приходящуюся на единицу продукции.
2. Составьте структуру свободной розничной цены. Известны следующие данные:
а) себестоимость изделия - 510 руб.;
б) ставка акциза 45%;
в) НДС – 18%;
г) Уровень рентабельности к себестоимости равен 25%;
д) Наценка посредника— 6%;
е) торговая надбавка — 25%.
Задача № 6
Определите повышение цены (в %) за время, прошедшее с момента подписания контракта до фактической поставки станка при условии, что за этот период заработная плата рабочих, обслуживающих этот станок, повысилась с 1,2 до 1,5 тыс. руб., а стоимость стали, из которой изготавливается станок - с 500 до 600 руб. Следует иметь в виду, что цена в размере 500 руб. за 1 т стали установлена в зависимости от содержания в ней углерода (4%). Продавец поставляет сталь, содержащую 4,8% углерода. Базисная продажная цена станка на день подписания контракта составляла 10 тыс. руб.
Необходимо учесть, что при определении цены наиболее существенными факторами, влияющими на величину затрат, являются заработная плата (40% цены) и определенный сорт стали (25% цены). -
Контрольная работа:
Понятие, оценка и учёт нематериальных активов. Амортизация нематериальных активов
15 страниц(ы)
Введение
1. Понятие и оценка нематериальных активов
2. Учёт нематериальных активов
3. Амортизация нематериальных активов
Заключение
Список литературы -
Тест:
Экология - ЭК, вариант 1 (22 задания по 5 тестовых вопроса)
19 страниц(ы)
ЗАДАНИЕ №1 .
Вопрос № 1. Экология личности, экология культуры, этноэкология относятся:
1) к общей экологии;2) к социальной экологии;РазвернутьСвернуть
3) к прикладной экологии;
4) к синэкологии;
5) к антропоэкологии.
Вопрос № 2. Аутэкология изучает:
1) экологию особей и организмов;
2) возможности моделирования биологических процессов;
3) приспособление организмов к разной географической среде;
4) экологию популяций;
5) механизмы приспособления к изменчивым условиям среды.
Вопрос № 3. Промышленная экология - это одно из направлений:
1) прикладной экологии;
2) геоэкологии;
3) популяционной экологии;
4) антропоэкологии;
5) аутэкологии.
Вопрос № 4. Термин "экология" предложил:
1) Аристотель;
2) Э. Геккель;
3) Ч. Дарвин;
4) В.И. Вернадский;
5) Ж. Ламарк.
Вопрос № 5. Экология - наука, изучающая:
1) влияние загрязнений на окружающую среду;
2) влияние загрязнений на здоровье человека;
3) влияние деятельности человека на окружающую среду;
4) взаимоотношения организмов с окружающей их средой обитания (в том числе многообразие взаимосвязей их с другими организмами и сообществами);
5) совокупность естественно-природных особенностей существования организмов.
ЗАДАНИЕ №2 .
Вопрос № 1. Самой существенной особенностью биосферы является:
1) биогенная миграция атомов химических элементов, вызываемая лучистой энергией Солнца и проявляющаяся в процессе обмена веществ, росте и размножении организмов;
2) способность бесконечно функционировать без резких изменений структуры и функций;
3) баланс естественных или измененных человеком средообразующих компонентов и природных процессов, приводящий к длительному существованию данной экосистемы;
4) способность самовосстанавливаться и саморегулироваться;
5) сочетание естественных средообразующих компонентов и воздействий.
Вопрос № 2. Стадия развития биосферы, когда разумная человеческая деятельность становится главным (определяющим) фактором развития на нашей планете, называется:
1) техносферой;
2) антропосферой;
3) ноосферой;
4) социосферой;
5) тропосферой.
Вопрос № 3. Какое из определений соответствует понятию " биосфера":
1) своеобразная оболочка Земли, содержащая всю совокупность живых организмов и ту часть вещества планеты, которая находится в непрерывном обмене с этими организмами;
2) выраженное в единицах массы или энергии количество живого вещества тех или иных организмов, приходящееся на единицу площади;
3) среда, создаваемая или видоизменяемая сообществом организмов;
4) концентрические слои, охватывающие всю планету меньшего геохимического и историко-эволюционного отличия, чем геологическая оболочка планеты;
5) природный комплекс, возникший в слое взаимодействия литосферы, гидросферы и атмосферы.
Вопрос № 4. Живое вещество - это:
1) совокупность и биомасса живых организмов в биосфере;
2) " Сфера разума", высшая стадия развития биосферы;
3) совокупность биогеоценозов поверхности Земли;
4) особи, совместно живущие на каком-то пространстве;
5) совокупность условий существования человеческого общества.
Вопрос № 5. Какое из определений соответствует понятию "биокосное вещество"?
1) вещество, образованное одновременно косными процессами и живыми организмами;
2) особи одного вида, обитающие в пределах одного биогеоценоза;
3) степень выносливости организмов или их сообществ к воздействиям факторов среды;
4) природное вещество, возникающее в ходе спонтанно идущих химических реакций и физических процессов и естественно входящее в природный круговорот веществ;
5) органическое вещество почвы, образующееся за счет разложения растительных и животных остатков и продуктов жизнедеятельности организмов.
ЗАДАНИЕ №3 . - 5
Вопрос № 1. Условия среды обычно определяют как:
1) экологические факторы, оказывающие влияние (положительное или отрицательное) на существование и географическое распространение живых существ;
2) перемены в средообразующих компонентах или их сочетаниях, имеющие колебательный характер с восстановлением прежних условий жизни;
3) степень соответствия природных условий потребностям людей или других живых организмов;
4) баланс естественных или измененных человеком средообразующих компонентов и природных процессов;
5) сложение природных и антропогенных факторов, создающее в сумме новые экологические условия обитания организмов и биотических сообществ.
Вопрос № 2. Какое определение соответствует понятию "абиотические факторы среды":
1) компоненты и явления неживой, неорганической природы, прямо или косвенно действующие на живые организмы;
2) природные тела и явления, с которыми организм находится в прямых или косвенных взаимоотношениях;
3) перемена в средообразующих компонентах или их сочетаниях, которая не может быть компенсирована в ходе природных восстановительных процессов;
4) факторы, оказывающие как непосредственное, так и косвенное влияние на организмы;
5) взаимосвязи между видами, при которых организмы одного вида живут за счет питательных веществ других видов.
Вопрос № 3. Строительство плотины можно рассматривать как пример фактора:
1) абиотического;
2) биотического;
3) антропогенного;
4) вообще не экологического;
5) гидробионтного.
Вопрос № 4. Антропогенные факторы - это:
1) формы деятельности человека, которые воздействуют на естественную природную среду, изменяя условия обитания живых организмов;
2) совокупность влияний жизнедеятельности одних организмов на жизнедеятельность других, а также на неживую среду обитания;
3) совокупность естественно-природных особенностей существования организмов и антропогенных воздействий;
4) группа факторов, связанных как с прямым, так и опосредованным влиянием живых организмов на среду;
5) факторы, обеспечивающие высокий уровень обмена веществ в период активности животных и низкие потери энергии в период зимней спячки.
Вопрос № 5. Биотические факторы среды - это:
1) совокупность влияний жизнедеятельности одних организмов на жизнедеятельность других, а также на неживую среду обитания;
2) физиолого-экологическая адаптация организмов, обеспечивающая высокий уровень обмена веществ в период активности животных и низкие потери энергии в период зимней спячки;
3) соотношение между энергией, полученной организмом извне, и ее расходом на построение тела и процессы жизнедеятельности;
4) экологические факторы, оказывающие наибольшее влияние на численность и жизнедеятельность организмов.
5) силы и явления природы, происхождение которых прямо не связано с жизнедеятельностью ныне живущих организмов.
ЗАДАНИЕ №4 .
Вопрос № 1. Кривая толерантности характеризует:
1) cкорость того или иного процесса в зависимости от одного из факторов внешней среды;
2) обратимые изменения экосистем;
3) способность выдерживать резкие колебания абиотической среды;
4) способность организмов и биотических сообществ выносить относительно большие концентрации вредных веществ;
5) резкое убыстрение роста и созревания особей, а также увеличение их размеров.
Вопрос № 2. Способность организмов выдерживать изменения условий жизни называется:
1) толерантностью;
2) адаптацией;
3) фотосинтезом;
4) конвергенцией;
5) морфологической адаптацией.
Вопрос № 3. Организм, способный жить при различных условиях среды, - это:
1) эврибионт;
2) стенобионт;
3) эвритерм;
4) стенофаг;
5) петерофаг.
Вопрос № 4. Адаптация - это:
1) процесс приспособления живых организмов к определенным условиям внешней среды;
2) подражание животных и растений определенным предметам неживой и живой природы;
3) изменения среды, вызывающие у организмов полезные изменения;
4) слежение за состоянием окружающей человека природной среды;
5) способность организмов выдерживать изменения условий жизни.
Вопрос № 5. Место вида в экосистеме, определяемое его биотическим потенциалом и совокупностью факторов внешней среды, к которым он приспособлен, называется:
1) экологической нишей;
2) биоценозом;
3) геобиоценозом;
4) популяцией;
5) местообитанием.
АДАНИЕ №5 .
Вопрос № 1. В наименьшей степени связано с численностью популяции действие фактора:
1) паразитизма;
2) накопления отходов жизнедеятельности;
3) хищничества;
4) суровой зимы;
5) плодовитости.
Вопрос № 2. Популяция - это:
1) совокупность особей одного вида, находящихся во взаимодействии между собой и совместно населяющих общую территорию;
2) та часть природных ресурсов, которая не самовосстанавливается в процессе кругооборота веществ в биосфере;
3) взаимовыгодное сожительство особей двух или более видов;
4) совокупность живых организмов, предметов и явлений природы, существующих помимо деятельности людей;
5) исторически сложившаяся совокупность всех видов животных, обитающих на данной территории.
Вопрос № 3. Старые особи составляют большую долю в популяциях:
1) быстро растущих;
2) находящихся в стабильном состоянии;
3) со снижающейся численностью;
4) в которых не наблюдается четкой закономерности роста;
5) во всех.
Вопрос № 4. Заяц-беляк и заяц- русак, обитающие в одном лесу, составляют:
1) одну популяцию одного вида;
2) две популяции одного вида;
3) две популяции двух видов;
4) одну популяцию двух видов;
5) это не популяция.
Вопрос № 5. Демографические показатели популяций - это:
1) популяционные характеристики;
2) видовое разнообразие;
3) физиологическая плодовитость;
4) обилие популяции;
5) инерционность популяционной системы.
ЗАДАНИЕ №6 .
Вопрос № 1. Популяция мышей на территории после постройки канала была разделена две - А и В. Среда обитания для мышей популяции В осталась без изменений, а среда обитания для популяции А сильно изменилась. Интенсивность микроэволюции в популяции А будет:
1) медленнее, чем у популяции В;
2) значительно быстрее, чем у популяции В;
3) вначале медленнее, чем у популяции В, затем постоянная;
4) вначале медленнее, чем у популяции В, затем быстрее;
5) постоянна.
Вопрос № 2. "Скорость прироста численности популяции за промежуток времени пропорциональна ее общей численности" - это:
1) закон роста популяции первого типа;
2) закон динамики экосистемы;
3) закон зрелости биогеоценоза;
4) закон продолжительности жизни популяции;
5) закон саморегуляции популяции.
Вопрос № 3. Наиболее устойчивыми являются популяции, состоящие из:
1) одной генерации (поколения);
2) двух генераций;
3) трех генераций;
4) нескольких генераций и потомков каждой из них;
5) четырех поколений.
Вопрос № 4. Популяция может увеличивать численность экспоненциально (т.е. численность популяции увеличивается с возрастающей скоростью):
1) когда ограничена только пища;
2) при освоении новых мест обитания;
3) только в случае отсутствия хищников;
4) только в лабораторных условиях;
5) при обилии пищи.
Вопрос № 5. Динамика популяции - это:
1) процессы изменений ее основных биологических показателей во времени;
2) средняя скорость изменения числа организмов за единицу времени;
3) скорость роста популяции в процентах;
4). средняя продолжительность жизни особей в популяции;
5) быстрое увеличение численности популяции.
ЗАДАНИЕ №7 .
Вопрос № 1. Под биоценозом понимается:
1) биологическая система, представляющая собой совокупность популяций разных видов, сосуществующих в пространстве и времени;
2) систематизированный свод данных, включающих качественную и количественную опись объектов и явлений;
3) совокупность организмов, занимающих определенное положение в общей цепи питания;
4) число особей или сообществ, потребности которых могут быть удовлетворены ресурсами данного местообитания;
5) способность организмов переживать неблагоприятное время.
Вопрос № 2. Антропогенный биоценоз - это:
1) неустойчивая, искусственно созданная и регулярно поддерживаемая человеком экосистема;
2) биотическое сообщество, в функционировании которого отсутствует влияние деятельности человека;
3) выносливость вида по отношению к колебаниям какого-либо экологического фактора;
4) место вида в экосистеме определяемое его биотическим потенциалом;
5) совокупность влияний жизнедеятельности одних организмов на жизнедеятельность других.
Вопрос № 3. Один из важнейших факторов формирования видового состава и регуляции численности популяций видов в сообществе - это:
1) конкурентные отношения;
2) биологическая сукцессия;
3) транспирация;
4) урбанизация природы;
5) биологический круговорот.
Вопрос № 4. Биогеоценоз - это:
1) совокупностью биоценоза и биотопа;
2) процесс приспособления живых организмов к определенным условиям внешней среды;
3) последовательная необратимая смена биоценозов, преемственно возникающих на одной и той же территории в результате влияния природных или антропогенных факторов;
4) неспецифическая реакция живого организма на любое сильное воздействие;
5) способность экосистемы и ее отдельных частей противостоять колебаниям внешних факторов.
Вопрос № 5. Биотическое сообщество, в функционировании которого отсутствует влияние деятельности человека, - это:
1) естественный биоценоз;
2) антропогенный биоценоз;
3) трофический уровень;
4) экологическая сукцессия;
5) толерантность.
ЗАДАНИЕ №8 .
Вопрос № 1. Морфологическая структура - это:
1) пространственное сложение фито- и зооценозов;
2) неустойчивая , искусственно созданная человеком экосистема;
3) видовое разнообразие;
4) комменсализм;
5) структура биотического сообщества.
Вопрос № 2. Продукция - это:
1) общая (суммарная) величина приращения ее биомассы за единицу времени;
2) термин, обозначающий крупную региональную биосистему;
3) общее количество органического вещества, производимое популяцией за единицу времени на единицу площади;
4) суммарная продукция всех популяций, занимающих этот уровень;
5) способность к созданию (продуцированию) новой биомассы.
Вопрос № 3. Способность к созданию (продуцированию) новой биомассы - это:
1) продуктивность;
2) биотический фактор;
3) биоценоз;
4) репродуцирование;
5) толерантность.
Вопрос № 4. Трофический уровень - это:
1) положение организма относительно основного источника, поступающей в сообщество энергии;
2) предел плотности популяции;
3) повышение уровня конкуренции и увеличение разнообразия видов организмов;
4) положение особи в биогеоценозе;
5) диапазон толерантности данного вида организмов.
Вопрос № 5. Первичной продукцией называют:
1) скорость образования биомассы первичными продуцентами (растениями);
2) скорость продуцирования биомассы гетеротрофами;
3) суммарная продукция всех популяций , занимающих этот уровень;
4) суммарная продукция, производимая человеческим сообществом;
5) сообщества растений и животных, сохранившиеся от исчезнувших, в прошлом широко распространенных флор и фаун.
ЗАДАНИЕ №9 .
Вопрос № 1. Поток вещества - это:
1) перемещение вещества в форме химических элементов и их соединений от продуцентов к редуцентам;
2) переход энергии в виде химических связей органических соединений (пищи) по цепям питания от одного трофического уровня к другому (более высокому);
3) совокупность организмов, занимающих определенное положение в общей цепи питания;
4) сообщества растений и животных, сохранившиеся от исчезнувших, в прошлом широко распространенных флор и фаун;
5) биотическое сообщество, в функционировании которого отсутствует влияние деятельности человека.
Вопрос № 2. Второй закон термодинамики гласит:
1) не может быть ни одного процесса, связанного с превращением энергии, без потери некоторой ее части;
2) энергия может переходить из одной формы (например, энергия света) в другую (например, потенциальную энергию пищи), но она никогда не создается вновь и не исчезает;
3) на организмы, обитающие в умеренных областях, стимулирующее действие оказывают изменения температуры среды;
4) по мере продвижения с севера на юг наблюдается увеличение видового разнообразия сообществ организмов;
5) организмы размножаются более интенсивно при меньшей плотности и менее интенсивно при большей плотности.
Вопрос № 3. Поток энергии - это:
1) переход энергии в виде химических связей органических соединений (пищи) по цепям питания от одного трофического уровня к другому (более высокому);
2) один из ведущих абиотических факторов, определяющих особенности распределения и изменения интенсивности солнечной радиации;
3) экологический фактор, который при определенном наборе условий окружающей среды ограничивает какое-либо проявление жизнедеятельности организма;
4) солнечный свет;
5) получение энергии не из ее традиционных источников.
Вопрос № 4. Первый закон термодинамик утверждает:
1) энергия может переходить из одной формы (например, энергия света) в другую (например, потенциальную энергию пищи), но она никогда не создается вновь и не исчезает;
2) не может быть ни одного процесса, связанного с превращением энергии, без потери некоторой ее части;
3) диапазон между экологическим минимумом максимумом фактора составляет предел толерантности;
4) на организмы, обитающие в умеренных областях, стимулирующее действие оказывают изменения температуры среды;
5) по мере продвижения с севера на юг наблюдается увеличение видового разнообразия сообществ организмов.
Вопрос № 5. Соотношение численности или биомассы живых организмов, занимающих разное положение в пищевой цепи, называют:
1) пирамидами численности и биомассы;
2) трофической цепью;
3) биотой;
4) биомом;
5) биологической продуктивностю.
ЗАДАНИЕ №10 .
Вопрос № 1. В образовании " парникового эффекта" повинен:
1) кислород
2) озон;
3) фосфор;
4) двуокись серы;
5) двуокись углерода.
Вопрос № 2. Гетеротрофы используют кислород следующим образом:
1) продуцируют;
2) выделяют;
3) потребляют;
4) накапливают;
5) разлагают на атомарный.
Вопрос № 3. Круговые движения химических элементов (то есть веществ) называются:
1) биогеохимическими циклами;
2) биогенными циклами;
3) биотическими циклами;
4) биологическим круговоротом;
5) биоценозом.
Вопрос № 4. Микротрофные вещества включают в себя:
1) отмершее органическое вещество, остатки жизнедеятельности растений и животных;
2) элементы и их соединения, необходимые для существования живых систем в исключительно малых количествах;
3) элементы, которые составляют химическую основу тканей живых организмов;
4) элементы, которые не участвуют в построении живых организмов;
5) элементы, убивающие микроорганизмы.
Вопрос № 5. Макротрофные вещества включают в себя:
1) элементы, которые составляют химическую основу тканей живых организмов;
2) элементы и их соединения, необходимые для существования живых систем в исключительно малых количествах;
3) элементы, которые не участвуют в построении живых организмов;
4) элементы, убивающие микроорганизмы;
5) отмершее органическое вещество, остатки жизнедеятельности растений и животных.
ЗАДАНИЕ №11 .
Вопрос № 1. Загрязнение может вызывать изменение численности особей и биомассы, рождаемости, смертности, изменения структуры, годовых циклов миграций на уровне:
1) сообщества;
2) популяции;
3) организменном;
4) биоценоза;
5) биосферы.
Вопрос № 2. Нарушение отдельных физиологические функций организмов, изменение их поведения, снижение темпов роста и развития, снижение устойчивости к воздействиям иных неблагоприятных факторов внешней среды может происходить на:
1) организменном уровне;
2) уровне сообщества;
3) уровне популяции;
4) уровне биоценоза;
5) биоценотическом уровне.
Вопрос № 3. Химическое загрязнение - это:
1) увеличение количества химических компонентов определенной среды, а также проникновение (введение) в нее химических веществ, не свойственных ей или в концентрациях, превышающих норму;
2) появление в биосфере различных токсенатов (аэрозоли, химические вещества, тяжелые металлы, пестициды, пластмассы, детергенты и др.);
3) случайное или связанное с деятельностью человека проникновение в эксплуатируемые экосистемы и технологические устройства чуждых им растений, животных и микроорганизмов;
4) преднамеренная и случайная интродукция, чрезмерная экспансия живых организмов;
5) воздействие на окружающую среду химической промышленности.
Вопрос № 4. Привнесение в окружающую среду или возникновение в ней новых, обычно не характерных физико-химических и биологических веществ, агентов, оказывающих вредные воздействия на природные экосистемы и человека, - это:
1) сукцессия;
2) загрязнение;
3) симбиоз;
4) урбанизация;
5) эфтротрофирование.
Вопрос № 5. Естественное загрязнение - это:
1) загрязнение, возникшее в результате мощных природных процессов;
2) загрязнение, возникшее из-за влияния человека;
3) загрязнение биогенного вещества;
4) загрязнение биосферы;
5)загрязнение почвы.
ЗАДАНИЕ №12 .
Вопрос № 1. Атмосфера - это:
1) газовая оболочка Земли;
2) своеобразная оболочка Земли, содержащая всю совокупность живых организмов и ту часть вещества планеты, которая находится в непрерывном обмене с этими организмами;
3) смесь высоколетучих, химически инертных газов;
4) значительное пространство в озоносфере;
5) высшая стадия развития биосферы.
Вопрос № 2. Тропосфера - это:
1) нижняя часть атмосферы, в которой сосредоточено более 80% массы всей атмосферы;
2) средняя часть атмосферы располагается до высоты 50-55 км;
3) верхняя граница атмосферы, располагается до высоты 80 км;
4) ионосфера, располагается до высоты 800 км.;
5) самая разреженная часть атмосферы, располагается выше 800 км.
Вопрос № 3. Аэрозоли - это:
1) твердые или жидкие частицы, находящиеся во взвешенном состоянии в газообразной среде;
2) твердые или жидкие частицы, находящиеся во взвешенном состоянии в жидкой среде;
3) высоколетучие, химически инертные у земной поверхности вещества;
4) газы в ионизированном состоянии;
5) смесь газов, обеспечивающих жизнедеятельность организмов.
Вопрос № 4. Выпадение кислотных дождей связано с:
1) образованием в атмосфере озона;
2) выбросами в атмосферу двуокиси углерода;
3) выбросами в атмосферу двуокиси серы и оксидов азота;
4) выбросами в атмосферу оксидов фосфора;
5) действием атомных электростанций.
Вопрос № 5. Для верхней атмосферы характерны процессы:
1) диссоциации и ионизации газов, происходящие под влиянием излучения Солнца;
2) образования "косного вещества";
3) образование биокосных веществ;
4) образования детергентов;
5) биосинтез водорода.
ЗАДАНИЕ №13 .
Вопрос № 1. Повышение концентрации двуокиси углерода в атмосфере может увеличить интенсивность:
1) фотосинтеза;
2) озонового слоя;
3) хемосорбции;
4) ассоциации;
5) диссоциации молекул органических соединений.
Вопрос № 2. В настоящее время повышение уровня моря достигает примерно:
1) 25 см за 100 лет;
2) 30 см за 100 лет;
3) 35 см за 150 лет;
4) 35 см за 200 лет;
5) 40 см за 200 лет.
Вопрос № 3. По сравнению с концом XIX столетия средняя глобальная температура воздуха повысилась на:
1) 0,5- 0,6°С;
2) 2 - 3 С;
3) 0.05 - 0.06 С;
4) 10 - 11 С;
5) 0.002 - 0.003 С.
Вопрос № 4. Повышение уровня Мирового океана в условиях потепления климата нашей планеты связано с:
1) уменьшением озонового слоя;
2) кислотными дождями;
3) парниковым эффектом;
4) увеличением количества планктона;
5) деградацией мангровой растительности.
Вопрос № 5. Парниковый эффект - это:
1) постепенное потепление климата на нашей планете в результате увеличения концентрации в атмосфере антропогенных примесей;
2) образованием в атмосфере озона;
3) диссоциации и ионизации газов, происходящие под влиянием излучения Солнца;
4) увеличение количества химических компонентов определенной среды, а также проникновение (введение) в нее химических веществ, не свойственных ей или в концентрациях, превышающих норму;
5)привнесение в окружающую среду, или возникновение в ней новых, обычно не характерных физико-химических и биологических веществ, агентов, оказывающих вредные воздействия на природные экосистемы и человека.
ЗАДАНИЕ №14 .
Вопрос № 1. С повышением температуры в водоеме уменьшается количество:
1) кислорода;
2) углекислого газа;
3) хлорида натрия;
4) озона;
5) диоксида серы.
Вопрос № 2. Главный потребитель пресной воды:
1) сельское хозяйство;
2) целлюлозно-бумажная промышленность;
3) химическая промышленность;
4) горнодобывающая промышленность;
5) нефтехимическая.
Вопрос № 3. Гидросфера - это:
1) Водная оболочка Земли, которая включает Мировой океан, воды суши, подземные воды;
2) биологический круговорот воды;
3) своеобразная оболочка Земли, содержащая всю совокупность живых организмов;
4) абиотические факторы водной среды;
5) особый тип пресноводной экосистемы.
Вопрос № 4. Подавляющая часть гидросферы (94%) приходится на:
1) мировой океан;
2) подземные воды;
3) ледники;
4) поверхностные воды;
5) атмосферу.
Вопрос № 5. Один из самых высоких показателей в мире по расходу воды на одного жителя принадлежит:
1) Токио;
2) Москве;
3) Мехико;
4) Парижу;
5) Риму.
ЗАДАНИЕ №15 .
Вопрос № 1. Наибольшее количество гумуса содержат почвы:
1) суглинки;
2) подзолистые;
3) черноземные;
4) серые лесные;
5) песчаные.
Вопрос № 2. Плодородие почвы определяется количеством:
1) минеральных веществ;
2) гумуса;
3) живых организмов;
4) воды;
5) азота.
Вопрос № 3. Сколько факторов почвообразования установлено В.В.Докучаевым?
1) 5;
2) 6;
3) 7;
4) 8;
5) 10.
Вопрос № 4. Основателем научного почвоведения является:
1) В.И. Вернадский;
2) В.В. Докучаев;
3) Г. Вальтер;
4) И.П. Герасимов;
5) Э. Геккель.
Вопрос № 5. Литосфера - это:
1) оболочка Земли, населенная живыми организмами;
2) "Каменная оболочка" Земли, верхняя часть земной коры;
3) водная оболочка Земли, которая включает Мировой океан, воды суши, подземные воды;
4) поверхностный слой земной коры, который образуется и развивается в результате взаимодействия растительности, животных, микроорганизмов;
5) своеобразная оболочка Земли, содержащая всю совокупность живых организмов.
ЗАДАНИЕ №16 .
Вопрос № 1. Способность экосистемы и ее отдельных частей противостоять колебаниям внешних факторов и сохранять свою структуру и функциональные особенности называется:
1) устойчивостью экосистемы;
2) адаптацией;
3) биоценозом;
4) биологической продуктивностью;
5) биогеоценозом.
Вопрос № 2. Систему длительных наблюдений за состоянием окружающей среды и процессами, происходящими в экосистемах и биосфере, называют:
1) моделированием;
2) модификацией;
3) мониторингом;
4) менеджментом;
5) прогнозированием.
Вопрос № 3. Устойчивость природных экосистем связана с:
1) высокой продуктивностью растений;
2) наличием массы органических веществ;
3) большим видовым разнообразием;
4) интенсивной работой микроорганизмов;
5) биологической продуктивностью.
Вопрос № 4. Максимальное количество вредного вещества в окружающей среде, практически не влияющее отрицательно на живые организмы, в т.ч. и человека - это:
1) предельно допустимая концентрация;
2) предельно допустимый сброс;
3) емкость среды;
4) биомасса;
5) консумент 2 порядка.
Вопрос № 5. Предельно допустимый сброс (ПДС) - это:
1) масса загрязняющего вещества, выбрасываемого отдельными источниками за единицу времени, превышение которой приводит к неблагоприятным последствиям в окружающей среде или опасно для здоровья человека;
2) максимальное количество вредного вещества в окружающей среде, практически не влияющее отрицательно на живые организмы, в т.ч. и человека;
3) биомасса каждой группы организмов, отнесенная к тому или иному моменту времени;
4) оптимальный способ эксплуатации естественных и искусственных экосистем;
5) количество энергии, сбрасываемой с одного трофического уровня на другой.
ЗАДАНИЕ №17 .
Вопрос № 1. Исчерпаемые ресурсы - это:
1) ресурсы, количество которых неуклонно уменьшается по мере их добычи или изъятия из природной среды;
2) количественно неиссякаемая часть природных ресурсов (солнечная энергия, морские приливы, текущая вода); иногда сюда относят атмосферу и гидросферу;
3) поверхностный слой земной коры, который образуется и развивается в результате взаимодействия растительности, животных , микроорганизмов;
4) ресурсы, обеспечивающие отдых и восстановление здоровья и трудоспособности человека;
5) количество энергии, сбрасываемой с одного трофического уровня на другой.
Вопрос № 2. Природопользование - это:
1) теория и практика рационального использования человеком природных ресурсов; сфера общественно-производственной деятельности, направленной на удовлетворение потребностей человечества, на улучшение использования естественных ресурсов биосферы;
2) привнесение в окружающую среду, или возникновение в ней новых, обычно не характерных физико-химических и биологических веществ, агентов, оказывающих вредные воздействия на природные экосистемы и человека;
3) важнейшие правила использования окружающей человечество естественной среды для создания материальных и культурных потребностей общества;
4) использование количественно неиссякаемой части природных ресурсов (солнечная энергия, морские приливы, текущая вода); иногда сюда относят атмосферу и гидросферу;
5) систематизированный свод данных, включающий качественную и количественную опись объектов и явлений, в ряде случаев, с их социально-экономической оценкой.
Вопрос № 3. Систематизированный свод данных, включающий качественную и количественную опись объектов и явлений, в ряде случаев, с их социально-экономической оценкой - это:
1) каталог;
2) кадастр;
3) ПДС;
4) ПДК;
5) сукцессия.
Вопрос № 4. Неисчерпаемые (неистощимые) ресурсы - это:
1) количественно неиссякаемая часть природных ресурсов (солнечная энергия, морские приливы, текущая вода); иногда сюда относят атмосферу и гидросферу;
2) ресурсы, количество которых неуклонно уменьшается по мере их добычи или изъятия из природной среды;
3) поверхностный слой земной коры, который образуется и развивается в результате взаимодействия растительности, животных , микроорганизмов;
4) ресурсы, обеспечивающие отдых и восстановление здоровья и трудоспособности человека;
5) сочетание природных факторов, положительно воздействующих на духовные богатства людей.
Вопрос № 5. Естественные ресурсы - это:
1) важнейшие компоненты окружающей человечество естественной среды, используемые для создания материальных и культурных потребностей общества;
2) систематизированный свод данных, включающий качественную и количественную опись объектов и явлений, в ряде случаев, с их социально-экономической оценкой;
3) количественно неиссякаемая часть природных ресурсов (солнечная энергия, морские приливы, текущая вода); иногда сюда относят атмосферу и гидросферу;
4) ресурсы, количество которых неуклонно уменьшается по мере их добычи или изъятия из природной среды;
5) поверхностный слой земной коры, который образуется и развивается в результате взаимодействия растительности, животных , микроорганизмов.
ЗАДАНИЕ №18 .
Вопрос № 1. Экологи выступают против применения пестицидов в сельском хозяйстве, потому что эти химикаты:
1) являются дорогостоящими;
2) разрушают структуру почвы;
3) убивают как вредных для хозяйства членов агроценоза, так и полезных;
4) снижают продуктивность агроценоза;
5) оказывают вредное воздействие на человека.
Вопрос № 2. Природные многовидовые ассоциации растений значительно реже страдают от вспышек развития насекомых-вредителей, чем популяции монокультур в агроценозах. Это объясняется:
1) высокой концентрацией сельскохозяйственных культур;
2) разрушением структуры почвы;
3) большим испарением воды;
4) повышением содержания углекислого газа;
5) повышением средней температуры.
Вопрос № 3. Какой кадастр включает свод сведений о водах региона или бассейна?
1) земельный;
2) водный;
3) рекреационный;
4) лесной;
5) природных ресурсов.
Вопрос № 4. К какому виду ресурсов относятся горючее и минеральные ресурсы?
1) практически неисчерпаемым;
2) невозобновимым.
3) аозобновимым.
4) исчерпаемым.
5) бесполезным.
Вопрос № 5. Современные методы ведения сельскохозяйственного производства создали серьезные проблемы в борьбе с насекомыми, так как привели к:
1) вырубке леса;
2) увеличению площадей, где концентрируется пища для насекомых;
3) повышению эффективности действия инсектицидов в течение длительного периода времени;
4) нарастанию устойчивости насекомых к их естественным врагам;
5) излишнему увлажнению почвы.
ЗАДАНИЕ №19 .
Вопрос № 1. Загрязнение природной среды живыми организмами, вызывающими у человека различные заболевания, называется:
1) радиоактивным;
2) биологическим;
3) химическим;
4) шумовым;
5) социальным.
Вопрос № 2. Эколого-поведенческие потребности человека обусловливают:
1) душевный покой, включая: потребность психолого-эмоционального контакта, создание своей группы (в том числе и семейной) с учетом факторов внешней среды (звуки, состояние погоды, комфортность жилища и пр.);
2) потребности, обеспечивающие социальный комфорт человека;
3) потребности, обеспечивающие эколого-социальноэкономическую адаптацию человека к условиям природной и социально-экономической среды с учетом его индивидуальных наклонностей и семейно-традиционных предпосылок;
4) группа потребностей, которые обусловливают его выживание и сохранение физического здоровья;
5) потребности, обусловленные необходимостью обеспечения самостоятельности этноса, его существования и развития.
Вопрос № 3. Биологические потребности человека - это:
1) группа потребностей, которые обусловливают его выживание и сохранение физического здоровья;
2) потребности человека, обусловливающие его душевный покой, включая: потребность психолого-эмоционального контакта, создание своей группы (в том числе и семейной) с учетом факторов внешней среды;
3) потребности, обусловленные необходимостью обеспечения самостоятельности этноса, его существования и развития;
4) потребности, обеспечивающие социальный комфорт человека;
5) потребности, обеспечивающие эколого-социально-экономическую адаптацию человека к условиям природной и социально-экономической среды с учетом его индивидуальных наклонностей и семейно-традиционных предпосылок.
Вопрос № 4. Некачественная питьевая вода может стать причиной заражения:
1) туберкулезом, холерой.
2) холерой, лептоспирозом;
3) гриппом;
4) лишаём;
5) раком.
Вопрос № 5. Экономические потребности человека - это:
1) группа потребностей человека по обеспечению материальной возможности удовлетворения всего остального комплекса;
2) группа потребностей, которые обусловливают его выживание и сохранение физического здоровья;
3) потребности, обеспечивающие эколого-социальноэкономическую адаптацию человека к условиям природной и социально-экономической среды с учетом его индивидуальных наклонностей и семейно-традиционных предпосылок;
4) потребности, обеспечивающие социальный комфорт человека;
5) потребности, обусловленные необходимостью обеспечения самостоятельности этноса, его существования и развития.
ЗАДАНИЕ №20 .
Вопрос № 1. Важнейшей составной частью экосистемы современного города являются:
1) благоустроенные жилища;
2) автодороги и транспорт;
3) сферы услуг и развлечений;
4) зеленые насаждения;
5) промышленные предприятия.
Вопрос № 2. Научная дисциплина, изучающая закономерности взаимодействия человека с городской средой, называется:
1) экология жилища;
2) экология города;
3) экология человека;
4) промышленная экология;
5) биоэкология.
Вопрос № 3. Урбанизация природы - это:
1) превращение естественных ландшафтов в искусственные под влиянием городской застройки;
2) совокупность зеленых насаждений и человеческого общества;
3) сочетание жилищ, городской инфраструктуры и зеленых насаждений;
4) охрана природы;
5) загрязнение природы.
Вопрос № 4. Что отрицательно сказывается на здоровье жителей крупных городов?
1) полное отсутствие звуков;
2) отсутствие зеленых насаждений;
3) загрязнение воздушного бассейна;
4) ультра- и инфразвуки;
5) громкий шум.
Вопрос № 5. Под понятием "городской ландшафт" подразумевается:
1) совокупность зданий, дорог, транспорта, городских коммуникаций;
2) зеленые насаждения, парки, скверы;
3) сочетание жилищ, городской инфраструктуры и зеленых насаждений;
4) совокупность промышленных предприятий;
5) совокупность зеленых насаждений и человеческого общества.
ЗАДАНИЕ №21 .
Вопрос № 1. Какие данные привели к выводу об угрозе экологического кризиса?
1) физико-химическое загрязнение биосферы;
2) истощение природных ресурсов;
3) уменьшение разнообразия биосферы;
4) ухудшение здоровья людей, возникновение новых болезней;
5) указанные факторы в совокупности.
Вопрос № 2. Что в Вашем понимании является той роковой чертой, которую не должно переступить человечество?
1) загрязнение атмосферы углекислым газом;
2) исчерпание горючих ископаемых;
3) уничтожение отдельных видов растений и животных;
4) устойчивость биосферных явлений, обеспечивающих необходимые условия жизни на Земле;
5) истребление животного мира.
Вопрос № 3. Понятие "сферы разума" ввел:
1) Е. Ле-Руа;
2) В.И. Вернадский;
3) Э. Геккель;
4) Аристотель;
5) В.В.Докучаев.
Вопрос № 4. Самым эффективным действием отдельного человека по улучшению экологических условий может быть:
1) вегетарианское питание;
2) повторное использование стеклотары;
3) езда на экологически чистых видах транспорта;
4) активное участие в борьбе за принятие и выполнение законов по окружающей среде;
5) посадка деревьев.
Вопрос № 5. Высшая стадия развития биосферы, связанная с возникновением и становлением в ней цивилизованного общества, называется:
1) стратосферой;
2) ноосферой;
3) гидросферой;
4) протосферой;
5) литосферой.
ЗАДАНИЕ №22 .
Вопрос № 1. Системность жизни обеспечивает на уровне экосистемы:
1) представители всех трофических уровней и поддерживают полный круговорот в конкретных географических условиях;
2) видоспецифический обмен веществ с окружающей средой;
3) систему глобальной функции живого вещества, связывающую биогеохимические циклы с абиотическими процессами;
4) в составе трофических цепей обеспечивают определенные этапы круговорота;
5) полный круговорот в конкретных географических условиях.
Вопрос № 2. Системность жизни обеспечивает на уровне популяции видов:
1) в составе трофических цепей обеспечивают определенные этапы круговорота;
2) полный круговорот в конкретных географических условиях;
3) систему глобальной функции живого вещества, связывающую биогеохимические циклы с абиотическими процессами;
4) полный круговорот в конкретных географических условиях;
5) видоспецифический обмен веществ с окружающей средой.
Вопрос № 3. Системность жизни обеспечивает на уровне организма:
1) видоспецифический обмен веществ с окружающей средой;
2) в составе трофических цепей определенные этапы круговорота;
3) полный круговорот в конкретных географических условиях;
4) процессы, протекающие в отдельных экосистемах;
5) систему глобальной функции живого вещества, связывающую биогеохимические циклы с абиотическими процессами.
Вопрос № 4. В эпоху ноосферы может вступить:
1) высокообразованное общество;
2) первобытное общество;
3) технически вооруженное общество;
4) общество, овладевшее атомной энергией;
5) феодальное общество.
Вопрос № 5. "Обеспечение устойчивого функционирования биосистем в условиях изменчивой и динамичной среды" - принцип:
1) гомеостазирования;
2) экологической сукцессии;
3) экологии популяций;
4) адаптивности;
5) геобиоценоза. -
Контрольная работа:
Плюсы и минусы пищевой отрасли
14 страниц(ы)
Тема: Сильные и слабые стороны пищевой промышленности РФ -
Курсовая работа:
Бомбардировка Югославии в свете международного права
28 страниц(ы)
ВВЕДЕНИЕ…3
1. МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО И МИРОВОЙ ПОРЯДОК
В XXI ВЕКЕ….4
2. НАРУШЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ОБЯЗАТЕЛЬСТВА…143. СЕРБИЯ И ЧЕРНОГОРИЯ ПРОТИВ ГОСУДАРСТВ НАТО….16РазвернутьСвернуть
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
И ЛИТЕРАТУРЫ…27 -
Контрольная работа:
14 страниц(ы)
1.Определение цены и объема производства на монополистических рынках
2.Особенности ценообразования и поведения фирмы на рынке совершенной конкуренции. Равновесие фирмы.3.Фиаско рынка. Необходимость вмешательства государства в экономикуРазвернутьСвернуть
1) Обувное предприятие выпускает 1000 пар обуви в месяц. Общие постоянные издержки (TFC) при этом равны 200 000 рублей в месяц. Труд является единственным переменным фактором, его затраты составляют 1250 рублей в час. Рассчитайте средние издержки (АС) и средние переменные издержки (AVC), если предприятие выпускает 5 пар обуви в час.
2) Рассчитайте по таблице: предельный физический продукт труда МР, совокупный доход МР, предельный продукт труда в денежной форме MRP.
Ед. труда (чел)
L Совокуп.продукт (шт)
ТР Предельный физический продукт (шт) МР Совокуп. доход
ТR Цена прод (руб)
P Предельный продукт в денежной форме. MRP
0 0 5
1 10 5
2 19 5
3 27 5
4 34 5
5 40 5
6 45 5
3)Производство продукта В монополизировано компанией. Какую цену назначает компания, если ее общие издержки по производству продукта равны ТC(q)=590+3q, где q – объем выпуска, тыс. шт., а эластичность спроса по цене равна EPq=-3,2.
4)Равновесная цена меди на мировом рынке составляет Р*=1,2 долларов за фунт. Ежегодно продается q=695 млн. фунтов меди. Ценовая эластичность спроса на медь равна Ер=-0,7. Определить линейную функцию спроса на медь.
5) В таблице отметьте галочкой варианты, характеризующие соответствующие модели рынков. -
Задача/Задачи:
1 страниц(ы)
Задание № 3.По данным 100 независимых измерений нормально распределенного количественного признака найдена исправленная дисперсия s^2=4 и среднее арифметическое результатов измерений a ̃=24единицам. Найти доверительный интервал с надежностью γ=0,99 математического ожидания этого количественного признака. В ответ ввести координату правого конца найденного интервала. -
Тест:
Семинар по предмету Криминалистика (Код - KP), 9 заданий по 12 тестовых вопросов
9 страниц(ы)
Задание 1
Вопрос 1. Что составляет общую задачу криминалистики?
1) содействие своими методами и средствами борьбе с преступностью;2) разработка и совершенствование организационных, тактических и методических основ предварительного расследования, судебного следствия и криминалистической экспертизы;РазвернутьСвернуть
3) изучение объективных закономерностей, составляющих предмет криминалистики, общих методологических основ
Вопрос 2. Что составляет специальную задачу криминалистики?
1) разработка и совершенствование технико-криминалистических средств и методов собирания, исследования, оценки и использования доказательств в целях раскрытия, расследования и предупреждения преступлений;
2) разработка и совершенствование организационных, тактических и методических основ предварительного расследования и судебного следствия;
3) разработка и совершенствование криминалистических средств и методов предотвращения преступлений;
Вопрос 3. Антропометрические методы используют при экспертизе.
1) костных останков;
2) транспортных средств.
3) оружия
Вопрос 4. Что является конечной целью классификационных исследований?
1) Отнесение объекта в определенной группе;
2) Установление тождества конкретного объекта;
3) Установление свойств и состояний объекта.
Вопрос 5. Какой метод криминалистики относится к общенаучным?
1) Теория вероятностей;
2) абстрагирование;
3) антропометрия.
Вопрос 6. Какой метод относится к частнонаучным?
1) дедукция;
2) эксперимент;
3) метрология
Вопрос 7. Какой вывод является идентификационным?
1) «представленное на исследование вещество является порошком опия»,
2) «надписи на стене и образцы краски выполнены одним и тем же красителем - суриком железным»;
3) «потерпевшая опознала в предъявленном ей лице насильника»
Вопрос 8. Научной основой идентификации является.
1) вариационность;
2) сходство;
3) классификация
Вопрос 9. Как называется метод экспертных исследований для установления содержания определенных химических элементов в веществе, основанный на преобразовании его в парообразное состояние и фиксацией в виде многочисленных линий?
1) хроматография.
2) поляризационная микроскопия;
3) эмиссионный спектральный анализ.
Вопрос 10. В чем состоит суть метода наблюдения о криминалистике?
1) в замене объекта-оригинала моделью;
2) в целенаправленном изучении объекте;
3) в сопоставлении признаков нескольких объектов.
Вопрос 11. Что понимается под эффективностью метода в криминалистике?
1) получение надежных и достоверных результатов;
2) сохранение жизни и здоровья людей;
3) достижение цели в оптимальные сроки и с наибольшей продуктивностью.
Вопрос 12. Кто является основателем антропологического метода криминалистической регистрации?
1) Г.Гросс;
2) А. Бертильон.
3) Е. Буринский
Задание 2
Вопрос 1. Какой раздел криминалистики наиболее связан с естественными и техническими науками?
1) общая теория криминалистики;
2) криминалистическая техника;
3) криминалистическая методика.
Вопрос 2. Какой объект является идентифицирующим?
1) палец конкретного человека;
2) ствол пистолета.
3) след подошв и обуви.
Вопрос 3. С какой целью осуществляются диагностические исследования?
1) для определения свойств и состояния объекта;
2) для определения соответствия объекта заданным характеристикам;
3) для установления обстоятельств дела.
Вопрос 4. Что относится к материалам для фиксации следов рук?
1) дактилоскопическая пленка
2) йодная трубка;
3) магнитный порошок «Рубин».
Вопрос 5. Какой метод, используется в целях изучения количественных характеристик объекта?
1) фотосъемка;
2) измерение;
3) люминесценция.
Вопрос 6. Какой метод исследования объектов использует ультрафиолетовое излучение?
1) спектральный анализ;
2) люминесцентный анализ;
3) хроматография.
Вопрос 7. Какая съемка производится без фотоаппарата?
1) микрофотосъемка;
2) сигналетическая фотосъемка,
3) контрастирующая фотосъемка.
4) Фотосъемка в рентгеновских лучах
Вопрос 8. Какая фотосъемка производится в отраженном свете?
1) контрастирующая.
2) в рентгеновских лучах;
3) в ифракрасных лучах.
4) Фотосъемка в ультрафиолетовых лучах
Вопрос 9. Какая съемка обеспечивает увеличение снимаемого объекта до 30 крат?
1) микрофотосъемка;
2) макрофотосъемка;
3) панорамная фотосъемка.
Вопрос 10. В какой последовательности должны располагаться снимки на фототаблице?
1)обзорный, угловой, ориентирующий, летальный;
2) узловой, ясельный, ориентирующий.
3) ориентирующий, обзорный, узловой, детальный
Вопрос 11. Какая фотосъемка применяет для исследования следов близкого выстрела?
1) в инфракрасных лучах;
2) в ультрафиолетовых лучах;
3) в проходящем свете.
Вопрос 12. Какая фотосъемка применяется для выявления вытравленных текстов?
1) в ультрафиолетовых лучах;
2) цветоразделительная;
3) контрастирующая.
Задание 3.
Вопрос 1. Что относится к следам-предметам, изучаемым в трасологии?
1) части некогда целых предметов;
2) оброненные преступником предметы;
3) все ответы правильные.
Вопрос 2. Какой способ выявления следов рук не используется при осмотре места происшествия?
1) физический.
2) визуальный.
3) медицинский
Вопрос 3.Что представляет собой колея транспортного средства?
1) расстояние между передней и задней осями автомобиля;
2) расстояние между промежутками спаренных колес на одной оси;
3) расстояние между передней осью и центром тележки
Вопрос 4. Какое свойство папиллярного узора является криминалистически значимым?
1) восстанавливаемость;
2) отображаемость;
3) изменчивость.
Вопрос 5. Какой из методов применяется дли обнаружения следов рук?
1) химический;
2) биологический;
3) медицинский
Вопрос 6. Что можно выявить исследованием осколком фар автомо6иля?
1) тип автомобиля;
2) конструкцию автомобиля;
3) все ответы правильные.
Вопрос 7. Какие следы возникают при вдавливании следообразующего объекта в более мягкую поверхность?
1) поверхностные.
2) объемные;
3) периферические.
Вопрос 8. Какой вид классификации гильз по их форме существует в криминалистике?
1) трубчатые, конусообразные, бутылочные,
2) цилиндрические, конические, бутылочные;
3) цилиндрические, конусные, стаканочные.
Вопрос 9. Что возможно установить, исследуя огнестрельное повреждение?
1) признак канала ствола нарезного оружия;
2) место нахождения стрелявшего.
3) вес ответы правильные.
Вопрос 10. Что относится к холодному колющему оружию?
1) шашка;
2) стилет,
3) кинжал.
Вопрос 11. Как классифицируется холодное оружие по принципу действия?
1) клинковое, метательное, комбинированное;
2) клинковое, бесклинковое, комбинированное;
3) ударно-раздробляющее, колюще-рубящее, колюще-режущее.
Вопрос 12. Как называется оружие, состоящее из рукоятки, гибкого подвеса и ударного груза?
1) палицей;
2) кистенем;
3) булавой
Задание 4
Вопрос 1.Что относится к задачам технико-криминалистического исследования документов?
1) исследование оттисков печатей и штампов;
2) исследование подписей от имени определенных лиц.
3) определение мужчиной или женщиной выполнен текст.
Вопрос 2. Какие признаки письменной речи выражают манеру изложения и композиционное построение текста?
1) грамматическая;
2) стилистические.
3) лексические
Вопрос 3. Какой общий признак почерка выражает соотношение продольной оси письменного знака с линией строки?
1) выработанность;
2) разгон;
3) наклон.
Вопрос 4. Какой способ подделки документов состоит в обеспечении записи химическими реактивами?
1) подчистка;
2) смывание;
3) травление.
Вопрос 5. Какой вид подлога документа характеризуется ложными сведениями?
1) реальный;
2) интеллектуальный;
3) материальный
Вопрос 6. Сколько основных подотраслей входит в отрасль «Криминалистическое исследование документов»
1) две;
2) три;
3) четыре.
Вопрос 7. Какой объект является идентифицирующим в исследовании рукописи?
1) рукописный текст;
2) исполнитель рукописи;
3)автор письма.
Вопрос 8. Допускается ли подшивать приобщаемый к делу в качестве вещественного доказательства документ за его края?
1) допускается всегда.
2) допускается в определенных случаях,
3) не допускается.
Вопрос 9. К какой группе признаков внешности человека относится татуировка?
1) особые и приметы
2) морфологические;
3) отражательные
Вопрос 10. На каких принципах основан метод словесного портрета?
1) полнота и изобразительность;
2) системность и полнота;
3) системность и быстрота.
Вопрос 11. Чем завершается описание внешности человека по методу словесного портрета?
1) функциональными признаками;
2) сопутствующими признаками.
3) особыми и броскими приметами.
Вопрос 12. К какой группе признаков внешности относится рост человека?
1) общефизические;
2) анатомические
3) антропологические.
Задание 5
Вопрос 1. Какой источник сведений о внешности человека относится к субъективным?
1) фотоснимок.
2) видеозапись;
3) фотокомпозиционный портрет.
Вопрос 2. Кто является основателем генотипоскопической экспертизы.
1) А.Джеффрис;
2) М.М Герасимов.
3) С.М. Потапов
Вопрос 3. Какое средство при изъятии микрообъектов позволяет сохранить их расположение?
1) микропылесос;
2) липкая пленка;
3) полиэтиленовая пленка.
Вопрос 4. Какой вопрос диагностического характера решает судебно-фоноскопическая экспертиза?
1) записаны ли на магнитном носителе неречевые звуки, издававшиеся конкретным источником.
2) воспроизводилась ли запись на представленном звукозаписывающем устройстве;
3) какое количество лиц участвовало в разговоре, зафиксированном на представленной фонограмме?
Вопрос 5. Какой учет ведется в горрайорганах внутренних дел?
1) поддельных денежных знаков;
2) следов рук, изъятых с мест нераскрытых преступлений;
3) утраченного, выявленного и похищенного огнестрельного нарезного оружия.
Вопрос б. В каком году в России введена дактилоскопическая форма учета?
1) в 1812;
2) в 1887;
3) и 1903.
Вопрос 7. Что не является разновидностью учета в зависимости от охвата территории?
1) базовый;
2) местный;
3) централизованный.
Вопрос 8. Какие методы познания используются для построения версий?
1) измерение, описание, анализ, синтез;
2) анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия;
3) наблюдение, измерение, аналогия, эксперимент.
Вопрос 9. Что является элементами планирования расследования (выбрать правильные ответы с учетом их логической последовательности)?
1) составление плана расследования, построение версий, способы проверки версий, применение технико-криминалистических средств;
2) изучение информации о преступлении, определение задач планирования, определение направления расследования (выдвижение версий), выведение следствий из версий, определение следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий, определение исполнителей и сроков исполнения запланированных мероприятий, взаимодействие следователя с органами дознания и специалистами;
3)составление схем документооборота, товарооборота, преступных связей, составление плана расследования, построение версий.
Вопрос 10. Как называются версии, содержащие предположения о составе преступления?
1) типичными;
2) частными;
3) общими.
Вопрос 11. Какой элемент входит в содержание криминалистической тактика?
1) общая часть;
2) особенная часть;
3) все ответы правильные.
Вопрос 12. Какое определение подходит для понятия тактического приема?
1)способ действий или линия поведения;
2) научно-о6основанный совет;
3) установление психологического контакта.
Задание 6
Вопрос 1. В чем заключаются действия следователя до выезда на место происшествия?
1) принять меры к преследованию и задержанию преступника;
2) проинструктировать участников и распределить обязанности между ними;
3) опросить очевидцев.
Вопрос 2. Какое определение подходит для понятия следственной версии?
1) прогноз о способах совершения и сокрытия преступления;
2) умозаключение о сущности и отдельных обстоятельствах события;
3) обоснованное предположение о сущности и отдельных обстоятельствах события.
Вопрос 3. Какое положение входит в содержание общих положений криминалистической тактики?
1) тактика следственного осмотра;
2) тактика отдельных следственных действий;
3) подготовка к проведению вопроса.
Вопрос 4. Каковы стадии рабочего этапа осмотра места происшествия?
1) статическая, подготовительная;
2) концентрическая, заключительная;
3) общая, детальная.
Вопрос 5. Каковы тактические требования к проведению следственного эксперимента?
1) проведение опытных действий в определенном режиме и темпе;
2) проведение эксперимента в условиях, максимально приближенных к тем, при которых имели место событие, факт, явление;
3) многократность проведения опытов.
Вопрос 6. Каковы действия следователя при подготовке к следственному эксперименту по прибытии на место его проведения?
1) установление средств связи и сигналов между участниками эксперимента;
2) подготовка необходимого реквизита и технико-криминалистических средств;
3) составление плана проведения следственного эксперимента
Вопрос 7. На какие этапы подразделяется подготовки к проведению следственного эксперимента?
1) подготовка до выезда и по прибытии на место проведения эксперимента;
2) подготовка до выезда на место проведения эксперимента и при определении порядка его проведения;
3) принятие решения о проведении эксперимента, определение его целей и порядка его проведения.
Вопрос 8. Что относится к видам обыска по времени его проведения?
1) первичный и повторный;
2) одновременный и разновременный,
3) все ответы правильные.
Вопрос 9. Каковы методы проведении обыска в зависимости от направления движения производящих его лиц?
1) параллельный, встречный;
2) эксцентрический, казуальный;
3) широконаправленный, линейный;
Вопрос 10. Какой тактический прием применяется для установления психологического контакта в конфликтной ситуации?
1) уговорить допрашиваемого дать правдивые показания;
2) ставить вопросы, активизирующие у допрашиваемого ассоциативные связи;
3) вызвать у допрашиваемого интерес к даче показаний.
Вопрос 11. Как называется учитываемое при допросе явление, когда воспроизведение показаний более продуктивно спустя несколько суток, чем сразу же после наблюдаемого события?
1) деформация;
2) реминисценция;
3) реконструкция.
Вопрос 12. Допускается ли повторное предъявление объекта для опознания?
1) допускается в определенных случаях;
2) допускается всегда;
3) не допускается.
Задание 7
Вопрос 1.Как называется экспертиза, в производстве которой участвуют несколько специалистов одной отрасли?
1) дополнительной;
2) комиссионной;
3) комплексной
Вопрос 2. Какая экспертиза не относится к криминалистической?
1) судебно-баллистическая;
2) судебно-трасологическая;
3) судебно-материаловедческая.
Вопрос 3. Какие образцы для сравнительного исследования являются экспериментальными?
1) отобранные после возбуждения уголовного дела по постановлению следователя;
2) отобранные до возбуждения уголовного дела;
3) отобранные после возбуждения уголовного дела, но не в связи с данным делом.
Вопрос 4. Каковы требования, которым должны отвечать образцы для сравнительного исследования?
1) сравнимость, полнота и неизменяемость;
2) полнота, качество и сходство условий их получения;
3) несомненность происхождения, достаточное количество и надлежащее качество.
Вопрос 5. Какой объект является идентифицирующим при производстве дактилоскопической экспертизы?
1) отпечаток пальца рука;
2) свободный образец пальца руки;
3) человек.
Вопрос 6. Какой из вопросов поставленных судебно-медицинской экспертизе трупа, является недопустимым?
1) какова давность наступления смерти?
2) мог ли потерпевший после полученных повреждений самостоятельно открыть дверь и выйти из дома?
3) имело ли место убийство, самоубийство, несчастный случай или естественная смерть?
Вопрос 7. Что понимается под специальными знания эксперта, специалиста?
1) совокупность методических знаний;
2) совокупность современных теоретических знаний и практических навыков, полученных в результате специальной подготовки и профессионального опыта;
3) совокупность теоретических и практических навыков.
Вопрос 8. Что является формой использования специальных знаний на предварительном следствии?
1) непроцессуальная;
2) судебная;
3) оперативная.
Вопрос 9. Какой вид экспертного анализа устанавливает причинную связь между явлениями?
1) казуальный;
2) механоскопический;
3) ситуалогический.
Вопрос 10. К какому ведомству относится Российский Федеральный центр судебной экспертизы?
1)Министерству внутренних дел.
2) Министерству юстиции;
3) Министерству здравоохранения.
Вопрос 11. Сколько основных стадий включает процесс любого экспертного исследования?
1) три;
2) пять.
3) семь.
Вопрос 12. Какие выводы эксперта различают по характеру отношений между объектами исследования и заключением экспертизы?
1) разделительные, условно-определенные;
2) утвердительные, отрицательные;
3) категорические, вероятные.
Задание 8
Вопрос 1. Что является заключительным разделом курса криминалистики?
1) методика расследования отдельных видов преступлений;
2) криминалистическая характеристика преступлений.
3) методика расследования убийств.
Вопрос 2. Что входит в содержание общих положений методики расследования отдельных видов преступления?
1) круг обстоятельств, подлежащих установлению при расследовании преступлений определенного вида;
2) криминалистическая характеристика расследуемого преступления;
3) понятие, сущность и значение криминалистической характеристики преступления.
Вопрос 3. Что входит в содержании методики расследовании преступления, конкретного вида?
1) понятие и сущность следственной ситуации.
2) особенности возбуждения уголовного дела и планирование начального этапа расследования;
3) понятие и содержание следственной профилактики.
Вопрос 4. Какие существуют этапы расследования?
1) досудебный, предварительный, судебный;
2) предварительный, основной, заключительный;
3) первоначальный, последующий, заключительный
Вопрос 5. Как называется согласованная деятельность правоохранительных и других органов в процессе установления истины по уголовному делу?
1) взаимодействие;
2) взаимосвязь;
3) согласованность.
Вопрос 6. Что входит в месячный срок реагирования на представление органа расследования?
1) его рассмотрение и дача ответа;
2) принятие соответствующих мер;
3) все перечисленное.
Вопрос 7. Когда имеет место взаимодействие следователя с другими органами?
1) всегда;
2) по мере необходимости;
3) по волеизъявлению следователя.
Вопрос 8. Какая форма взаимодействия относится к процессуальной?
1) разработка планов оперативно-тактических комбинаций;
2) оказание помощи органами дознания в производстве следственных действий;
3) консультация специалиста по уголовному делу.
Вопрос 9. Какие виды противодействия расследованию различают в криминалистике?
1) Внутреннее и внешнее
2) умышленное и неосторожное;
3) одностороннее и многостороннее.
Вопрос 10. Какие этапы организационной и методической деятельности производятся, когда неизвестный преступник скрылся с места совершения преступления?
1) задержание к привлечение;
2) вычисление и задержание,
3) выявление и изобличение
Вопрос 11. Время раскрытии преступления по «горячим следам» не должно превышать:
1) 3-5 часов;
2) 3-5 суток
3) 3-5 недель.
Вопрос 12. Всегда ли установление алиби трактуется как доказательство невиновности заподозренного в преступлении лица ?
1) не всегда;
2) всегда;
3) только в случае установления ложного алиби.
Задание 9
Вопрос 1. Как называется создание видимости мнимого события внесением в обстановку места происшествия различных изменений?
1) реконструкция;
2) рекогносцировка;
3) инсценировка.
Вопрос 2. Является ли факт исчезновение человека поводом для возбуждения уголовного дела?
1) является;
2) является а определенных случаях;
3) не является.
Вопрос 3. Какое обстоятельство субъективной стороны убийства необходимо установить при расследовании?
1) что явилось причиной смерти;
2) установление личности погибшего;
3) что явилось мотивом преступления.
Вопрос 4. Какое обстоятельство объективной стороны кражи необходимо установить при расследовании?
1) способ совершения;
2)наличие предварительного сговора;
3) личность виновного.
Вопрос 5. К какому способу относится кража ручной клади на вокзалах?
1) перронный;
2) свободный доступ;
3) вольный стиль.
Вопрос 6. Какие дорожно-транспортные происшествие (ДТП) наиболее часто встречаются в сельской местности?
1) наезды на пешеходов;
2) столкновения транспортных средств;
3) опрокидывания транспортных средств.
Вопрос 7. Установление какого обстоятельства не является обязательным при расследовании ДТП?
1) мотив нарушения правил дорожного движения (ПДД);
2) причинная связь между нарушением ПДД и наступившими последствиями:
3) обстоятельства, способствующие совершению преступления.
Вопрос 8. Какая следственная ситуация является самой распространенной при расследовании наездов на пешеходов?
1) водитель и потерпевший находятся на месте происшествия;
2) водитель скрылся, оставив на месте происшествия потерпевшего;
3) водитель скрылся и увез с собой потерпевшего.
Вопрос 9. Какое следственное действие считается наиболее распространенным по делам о расследовании ДТП?
1) осмотр места происшествия;
2) осмотр транспортного средства;
3) освидетельствование водителя.
Вопрос 10. В каком порядке производится осмотр автомобиля после аварии?
1) сверху вниз;
2) снизу вверх;
3) не имеет значения.
Вопрос 11. К какой разновидности следов ДТП относится след протектора автомобиля на теле потерпевшего?
1) нехарактерный.
2) характерный;
3) специфический.
Вопрос 12. Какой экспертизой решается вопрос установления транспортного средства по следам протектора шин?
1) трасологической;
2) автотехнической;
3) комплексной.