Реферат
«Наука как социальный институт.»
- 16 страниц
Введение 3
1 Наука как социальный институт 5
2 Сохранение российского социума – стратегическая миссия российской науки 10
Заключение 15
Библиографический список 16
Наука, сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретической систематизация объективных знаний о действительности; одна из форм общественного сознания. В ходе исторического развития наука превращается в производительную силу общества и важнейший социальный институт. Понятием наука включает в себя как деятельность по получению нового знания, так и результат этой деятельности — сумму полученных к данному моменту научных знаний, образующих в совокупности научную картину мира. Термин наука употребляется также для обозначения отдельных отраслей научного знания.
Непосредственные цели науки — описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности, составляющих предмет её изучения на основе открываемых ею законов, т. е. в широком смысле — теоретическое отражение действительности.
Наука и другие формы освоения действительности. Будучи неотъемлемой от практического способа освоения мира, наука как производство знания представляет собой весьма специфическую форму деятельности, существенно отличную как от деятельности в сфере материального производства, так и от др. видов собственно духовной деятельности. Если в материальном производстве знания лишь используются в качестве идеальных средств, то в науке их получение образует главную и непосредственную цель, независимо от того, в каком виде воплощается эта цель — в виде ли теоретического описания, схемы технологического процесса, сводки экспериментальных данных или формулы какого-либо препарата. В отличие от видов деятельности, результат которых в принципе бывает известен заранее, задан до начала деятельности, научная деятельность правомерно называется таковой лишь постольку, поскольку она даёт приращение нового знания, т. е. её результат принципиально нетрадиционен. Именно поэтому наука. выступает как сила, постоянно революционизирующая др. виды деятельности.
Цель данной работы раскрыть тему Наука как социальный институт.
Для раскрытия данной темы рассмотрим следующие вопросы:
- наука как социальный институт;
- сохранения российского социума – стратегическая миссия российской науки.
1 Наука как социальный институт
Оформление науки в качестве социального института произошло в 17 — начале 18 вв., когда в Европе были образованы первые научные общества и академии и началось издание научных журналов. До этого сохранение и воспроизводство накеи. как самостоятельного социального образования осуществлялись преимущественно неформальным образом — путём традиций, передаваемых с помощью книг, преподавания, переписки и личного общения учёных.
До конца 19 в.наука оставалась «малой», занимая в своей сфере относительно небольшое число людей. На рубеже 19 и 20 вв. возникает новый способ организации науки — крупные научные институты и лаборатории, с мощной технической базой, что приближает научную деятельность к формам современного индустриального труда. Тем самым происходит превращение «малой» науки в «большую».
Современная наука всё глубже связывается со всеми без исключения социальными институтами, пронизывая собой не только промышленное и сельскохозяйственное производство, но и политику, административную и военную сферу. В свою очередь, наука. как социальный институт становится важнейшим фактором социально-экономического потенциала, требует растущих затрат, в силу чего политика в области науки. превращается в одну из ведущих сфер социального управления.
Возникновение «большой» науки в первую очередь было обусловлено изменением характера её связи с техникой и производством. Вплоть до конца 19 в. наука играла вспомогательную роль по отношению к производству. Затем развитие науки начинает опережать развитие техники и производства, складывается единая система «наука — техника — производство», в которой наука принадлежит ведущая роль. В эпоху научно-технической революции наука постоянно трансформирует структуру и содержание материальной деятельности. Процесс производства всё более «. выступает не как подчинённый непосредственному мастерству рабочего, а как технологическое применение науки»
2 Сохранение российского социума – стратегическая миссия российской науки
В последнее время судьба науки в России вызывает серьезные дискуссии (см., напр., Макаров, Варшавский, 2005; Клейнер, 2005). Именно: качественное развитие и количественный рост российской науки играет незаменимую роль в сохранении российского социума. Для обоснования этого тезиса ниже предлагается трактовка особенностей России как страны, характерных черт ее социума и функций науки в российском обществе.
Россия – самое большое по территории в мире государство, «средовая» страна. Она несет на себе родовое «проклятие размерности». Функции средовых систем (в отличие от объектных, проектных и процессных) состоят в обеспечении пространственного единства и временной преемственности в развитии (Клейнер, 2007). В случае России – это не только миссия евразийства, – соединения двух стран света, но и соединение распадающихся эпох, временных пластов. На просторах России прошлое соединяется с будущим.
Это определяет особенности развития страны. Есть страны, как бы застывшие в своем развитии. Есть – неизменно стремящиеся вперед и оставляющие в прошлом пройденные этапы. У таких стран – послойное, стадийное движение. Развитие же России идет всегда в обе стороны. Глубина российской души, культуры, широта пространства позволяют стране развиваться как бы в обе стороны. Впечатление о всесторонней неограниченности пространства создает у россиян иллюзию двусторонней неограниченности времени. Иной раз говорят, что Россия слишком велика, имея в виду пространство. На самом деле они велика в смысле времени: Россия – это гигантская выставка, своеобразная галерея времен. Не музей, где содержатся экспонаты прошлого, а выставка, где наряду с прошлым представлены (в прототипической форме) и образцы будущего. В плане общественных форм здесь представлены и элементы феодализма, и островки коммунизма, и зачатки капитализма, и фрагменты будущих укладов, не имеющих пока названия.
Рассматривая науку в ее историческом развитии, можно обнаружить, что по мере изменения типа культуры меняются стандарты изложения научного знания, способы видения реальности в науке, стили мышления, которые формируются в контексте культуры и испытывают воздействие самых различных ее феноменов. Это воздействие может быть представлено как включение различных социокультурных факторов в процесс порождения собственно научного знания.
В современном аспекте развития науки и ее взаимодействие с социальной сферой бытья человека в которую, безусловно входит культура есть свет фонарика который выхватывает из темноты непознанного новые виды взаимодействия через культуру человека или даже если выразить эту мысль шире, цивилизацию и природу. Сегодня можно дать определение природы как все то что не познано наукой есть природа А все что познано есть культура. Значить пользуясь логическим мышлением можно зделать вывод что наука – есть острие культуры.
Инструментальные методы познания природы так же есть своеобразный культурный уровень одного из направлений знаний. Наконец, занятия наукой требуют особой подготовки познающего субъекта, в ходе которой он осваивает исторически сложившиеся средства научного исследования, обучается приемам и методам оперирования с этими средствами. Включение субъекта в научную деятельность предполагает наряду с овладением специальными средствами и методами также и усвоение определенной системы ценностных ориентаций и целевых установок, специфических для науки. В качестве одной из основных установок научной деятельности ученый ориентируется на поиск истины, воспринимая последнюю как высшую ценность науки.
Ведение в философию / Авт. колл.: Фролов И. Т. - М.: Республика, 2003. 700 с.
2 Найдыш В.М. Концепции современного естествознания: / В.М. Найдыш. – М.: Альфа-М; ИНФРА-М, 2004. — 386 с.
3 История мировой культуры / Под ред. С.Д.Серебряного. - М.: Рос. Гос. Гуманитарный институт. 1998, 429 с.
4 Картулина С.В. История мировой культуры / С.В. Картушина. – М.: «Nota Bene», 1998. – 536 с.
5 История мировой культуры. – Ростов н/Д «Феникс» 2000, - 512 с.
6 Сохранение российского социума, как стратегическая миссия российской науки h**t://w*w.kleiner.r*/Safeguard%20of%20socium.htm 18.08.09
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Шпаргалки по философии
Реферат:
Социальная и интеллектуальная совместимость в системе образования
Реферат:
Семья как социальный институт
Реферат:
Семья как социальный институт
Контрольная работа:
Социология. Социологический анализ семьи в единстве структурных и динамических координат. Этапы жизненного цикла семьи и события, характеризующие эти этапы