Доклад
«Гегемония»
- 32 страниц
ГЕГЕМОНИЯ
Генрих Трипель
Своеобразное выражение баланса сил между государствами, которое мы называем гегемонией, должно быть предметом изучения общественных наук. Это явление должно обрести свое место в рамках социологии международных отношений и отнюдь не последнее. К сожалению, социология до сих пор уделяла мало внимания отношениям между государствами, особенно мирным.
Однако эта попытка ввести понятие гегемонии в систему наук сразу же приводит к очень важному для последующего анализа заключению. Гегемония это общественное отношение не только между государствами. Мы встречаем гегемонию повсюду, где общественные группы вступают в отношения с себе подобными. Часто речь идет о группах разного типа. Гегемония бывает во взаимоотношениях общественных, религиозных, экономических и прочих организаций, в отношениях между государством и церковью, государством и общиной, государством и экономическими предприятиями. На наш язык слово «гегемония» переводится как «руководство», и это сразу же показывает, что гегемония в отношениях между государствами лишь частный случай более общего явления, руководства. Мы чаще всего говорим о руководстве какой-либо группой, осуществляемой одним человеком. И можно провести обратную линию: единоличное руководство – лидерство группы – гегемония государства. Мы начнем с индивидуальных руководителей групп, потом продолжим лидерством групп в системах, состоящих из нескольких групп, и закончим государствами-гегемонами.
Правда, сначала надлежит развеять одно сомнение методического характера.
Можно ли ставить на одну доску власть одного человека и гегемонию государства? Не встает ли здесь из мрака призрак антропоморфного взгляда на государство как на «человека в увеличенном масштабе»? Нет ли здесь опасности смешения индивидуальной психологии с социальной, если таковая вообще есть? И, наконец: не подменяем ли мы социологический подход психологическим?
Отвечаем. Социология всегда может иметь своим предметом не отдельные, а бесконечно разнообразные по форме и содержанию общественные «образования» или «группы», обозначаемые в совокупности словом «общество». Даже если группа совсем маленькая и состоит всего из двух лиц, будь то брачная пара или двое друзей, это все равно группа, интересующая социологию именно как группа. Так что индивидуальная психология и социология в принципе не имеют между собой ничего общего. Но любая группа состоит из людей. Их индивидуальная психология так или иначе проявляется в ее деятельности и этого нельзя не учитывать. Но психология всегда только придает своеобразие отдельным общественным процессам или состояниям, а не является сущностью той или иной группы. Применительно к руководству и гегемонии это означает, что изучение психических качеств вождя, с одной стороны, и его последователей, с другой, не является задачей социологии, ее задача – исследование отношений господства и подчинения в рамках общественной группы, состоящей из вождя и его последователей, с учетом, конечно, и психологического момента.
Этот подход действителен и применительно к отношениям между общественными группами, народами и государствами. Хотя утверждают, что «вождем в строгом смысле слова» всегда может быть только личность, это было бы верно, если бы между общественными группами не могли существовать подлинно волевые отношения, если бы группа не могла быть носителем воли. Да, не каждая общественная группа может иметь свой дух и свою волю. Аморфная масса не имеет ни того, ни другого. Нет психологии массы, так как у массы нет души, есть лишь психология отдельного члена массы. У многих других искусственных образований тоже нет своего духа и своей воли. Но свой дух есть у семьи, церкви, народа и государства. Дух народа – это не фантазия романтиков, а неоспоримая реальность. Не только отдельные люди, но и народы и государства могут испытывать симпатии и антипатии, любить и ненавидеть, бояться и доверять, быть верными и предавать, желать, надеяться, приказывать и повиноваться. Душа и дух народа отличаются от души и духа отдельного человека, но не до степени отчужденности. Мы не можем мыслить ни человека независимо от народа, ни народ независимо от человека. Любая групповая воля должна иметь своего выразителя. «Коллективная воля» - не то же самое, что индивидуальная воля, но и не сумма индивидуальных воль. Групповая воля всегда выражается через индивидуальную волю, поэтому «человеческий фактор» и здесь нельзя исключать. Не только ради популярных аналогий, но и с научной точки зрения допустимо и желательно употреблять при анализе волевых отношений между разными группами, особенно между государствами, такие термины индивидуальной психологии как стремление к власти, подражание и тому подобное. Надо только помнить, что речь идет о психологических аффектах представителей сверхиндивидуального духа в этом их качестве. И наоборот, на волевой акт коллектива часто накладывает своеобразный отпечаток личность, выступающая в роли его представителя. Лучшие примеры – гегемония европейских государств, которую не понять без учета роли таких личностей, как Людовик XIV, Наполеон или Бисмарк. Но бывают и другие случаи, такие как борьба за гегемонию в Нидерландах между провинцией Голландией и Оранской династией, когда коммерческая ориентация этой провинции столкнулась с военно-политической ориентацией династии.
Под гегемонию в союзе государств легче всего подвести юридическую основу. Государство-гегемон может стать органом союза, получить право представлять союз. Обычно это делается окольным путем. Когда прусский король получил право председательствовать в Северогерманском союзе, это косвенно возвысило Прусское королевство. При любой гегемонии в союзе государство-гегемон, как и любой «вождь», выступает в качестве представителя союза не в юридическом смысле слова, а воплощая в себе суть союза. Дух любого союза «воплощается» в его вожде, и если союз состоит из государств, он воплощается в руководящем государстве. Сначала оно представительствует перед странами, не входящими в союз. Во времена гегемонии Спарты она считалась за рубежом представительницей эллинского мира. Голландия, главная провинция Нидерландов, так долго была их представительницей за рубежом, что всю страну стали называть Голландией. Бенедетто Кроче пишет, что до 1866 года Австрия в глазах всего мира представляла всю немецкую нацию, а Пьемонт в 1856 году действительно представлял всю Италию. С 1871 года представительницей немецкой нации стала Пруссия. Но и в рамках союза ведущее государство представляет союз в глазах остальных его членов. В группе государств не может быть никакой двойной или коллективной гегемонии, ее может представлять лишь одно государство.
…Как в союзах между отдельными людьми, так и в межгосударственных союзах мы встречаем косвенные формы руководства. Они возможны только в организованных союзах. Если имеется главный орган, который не может сам играть действительно руководящую роль, может случиться так, что на решения этого органа будет оказывать влияние один из членов союза. Таким главным органом может быть и одно лицо, но обычно это коллегиальные органы. Через такую коллегию косвенно осуществляет свою гегемонию одно из государств – членов союза. В Германии это была сначала Австрия, потом Пруссия.
4. Есть и другие разновидности гегемонии. Прежде всего, она может быть длительной или связанной только с конкретной ситуацией. Несколько государств могут объединиться для совместных действий против общей опасности, причем опасность эта может заключаться в стремлении к гегемонии со стороны третьей силы. В борьбе против Наполеона гегемоном была Англия, но она никогда не обладала длительной гегемонией на европейском континенте и не стремилась к ней, а только боролась против действительных или мнимых притязаний на гегемонию со стороны других.
Разными могут быть и цели гегемонии. Главную роль играет политика, но руководство гегемона часто не распространяется на все стороны политической жизни подчиненного государства, а лишь на некоторые из них. Мы называем такие формы гегемонии частичными, но все они – политические. Они могут стать и полными, так как содержат в себе зародыш развития в этом направлении. Начинается с контроля над внешней политикой, а потом под контроль попадают юстиция и полиция. При военных соглашениях более сильная сторона навязывает более слабой и определенную внешнеполитическую линию. Так франко-бельгийский военный договор от 7 сентября 1920 года поставил Бельгию на службу французской внешней политике.
Защищено на отлично!
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика