Доклад
«Концепции современного естествознания»
- 100 страниц
Ведение….4
Раздел I. Физическая картина мира….8
1.1. Фундаментальные положения классической физики и
механики (Г. Галилей, Р. Декарт, И. Ньютон)….8
1.2. Термодинамика. Электродинамика….12
1.3. Релятивистская физика.
Теория относительности А.Эйнштейна….15
1.4. Квантовая механика. Постулаты Н. Бора…17
1.5. Физика элементарных частиц….20
1.6. Теоретико-методологические основы современной физики…25
Раздел II. Космологическая картина мира….30
2.1. Гелиоцентрическая картина мира (Н. Коперник, Дж. Бруно) и
открытие законов планетных движений (И. Кеплер)….30
2.2. Галактики. Звезды. Планеты. Солнечная система….32
2.3. Современные космологические модели. Эволюция Вселенной…40
Раздел III. Биологические концепции естествознания: Биологическая картина мира…46
3.1. Эволюционные теории (Ж.Б. Ламарк, У. Дарвин, А.Р. Уоллес)…46
3.2. Особенности современной генетики….48
3.3. Концепции возникновения живых систем и эволюция
органического мира…53
3.4. Естественное происхождение человека в контексте
антропосоциогенеза…62
Раздел IV. Проблемы и концепции постнеклассического естествознания ….….67
4.1. Социобиологическая концепция генно-культурной коэволюции….67
4.2. Кибернетика – наука об управлении сложными системами….71
4.3. Синергетика – теория открытых самоорганизующихся систем….76
Заключение…82
Список литературы….84
Приложение….86
Словарь терминов…87
Указатель имен….93
Учебная дисциплина «Концепции современного естествознания» является необходимой образовательной составляющей в подготовке специалистов таможенников, поскольку способствует формированию общенаучного мировоззрения и рационального отношения к миру, показывает роль науки и научной методологии в развитии современного общества, определяет важность наукоемких технологий в контексте будущего существования человечества, расширяет общий естественнонаучный кругозор, формирует аналитические способности. Современный человек не мыслит себя без науки, под которой, прежде всего, понимается естествознание и его достижения. Темпы развития современного естествознания и его влияние на социокультурные процессы развития общества, обусловливает актуальность изучения этой учебной дисциплины в контексте высшего профессионального образования.
Курс «Концепции современного естествознания», систематично объединяя и описывая основополагающие положения различных направлений естественнонаучного знания, призван стать основой для изучения и понимания определенной части содержания (методология научного исследования, исторические аспекты формирования частных наук, проблемы эволюции науки в эпоху НТП и глобализации, вопросы морали в контексте научной деятельности, социокультурные основания развития современной науки и т.п.) ряда юридических, экономических и гуманитарных дисциплин, что определяет его место в ряду других учебных курсов. Усвоение дидактических единиц курса способствует использованию естественнонаучного знания в профессиональной деятельности.
Учебная дисциплина «Концепции современного естествознания» читается в высшей школе сравнительно недавно, при этом значимость ее очевидна, если учесть, что естествознание выступает одним из наиболее важных элементов духовной культуры. Отдельно взятые науки не способны представить общенаучную картину мира, структурирующую онтологические уровни природы и места в ней человека. Для целостного видения окружающего мира необходимо использование универсальной естественнонаучной методологии и понятийного аппарата, которые являются составной частью современной духовной культуры.
Современное естествознание носит междисциплинарный характер, выражающийся в объединении некоторых научных дисциплин для получения конкретного результата, и в масштабе предмета исследования. Так, например, кибернетика или синергетика исследуют сложные системы, проявляющиеся как на макро – уровне, так и на микро и мега – уровнях. Другими словами современное естествознание на основе системного подхода использует достижения отдельно взятых частных наук (физики, химии, биологии и т.п.) для целостного изучения и объяснения окружающей действительности.
Концепции современного естествознания строятся на основе преемственности, то есть использования естественнонаучного наследия, которое выражено в основных исходных понятиях (материальное единство мира, пространство, время, движение и т.п.), научных взглядах (принцип эволюционизма, принцип относительности и т.п.), экспериментальных данных.
Учебное пособие «Концепции современного естествознания» призвано помочь студентам при изучении дисциплины, для чего формулируются следующие задачи:
• овладеть теоретическими, методологическими и тематическими знаниями в области естествознания;
• сформировать ключевые положения научного мировоззрения и представления об универсальности, системности научного знания;
• рассмотреть развитие естествознания в историческом контексте и выявить роль философии в формировании современной науки;
• изучить и сделать общий анализ современных концепций естествознания (кибернетика, социобиология, синергетика и т.п.), а также ознакомиться с тенденциями практического применения их результатов;
Учебное пособие написано в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования (ГОС ВПО). Оно состоит из четырех разделов, которые раскрывают содержание 4,6,7,8 тем учебного курса. В первом разделе рассматривается физическая картина мира, ее основные положения, исторические (И.Ньютон, Г.Галилей, Р.Декарт) и современные аспекты (теория относительности А.Эйнштейна и т.д.). Во втором разделе описываются основные космологические модели и концепции естествознания (гелиоцентрическая концепция Н. Коперника, модель «горячей Вселенной» Г.А. Гамова, инфляционная модель А.А. Старобинского, А.Д. Линде и другие). В третьем разделе затрагиваются проблемы биологического знания, актуализируется эволюционное учение Ч. Дарвина, объясняются основные положения синтетической теории эволюции (С.С. Четвериков, Н.В. Тимофеев–Ресовский и др.), концепции биохимического происхождения жизни (А.И. Опарин) и сущность антропосоциогенеза. В четвертом разделе излагаются фундаментальные положения современных междисциплинарных концепций – социобиологии, кибернетики, синергетики.
Учебный материал пособия изложен в виде сжатых, логически выстроенных информационных сообщений, с учетом выделения актуальных естественнонаучных проблем и фундаментальных законов, принципов, положений естествознания. При изложении материала использованы некоторые сведения из области физики, астрономии и биологии, с которыми студенты познакомились в средней школе. Весь изучаемый естественнонаучный материал представлен в наглядной (формулы, таблицы) и доступной форме. Учебное пособие снабжено словарем терминов и именным указателем.
Раздел I. Физическая картина мира.
1.1. Фундаментальные положения классической физики и
механики (Г. Галилей, Р. Декарт, И. Ньютон).
Классическая физика, как строгая наука, изучающая общие свойства материального мира (движение, пространство, время, масса, энергия), формируется в период с XVI – XVII вв. и связана с деятельностью Г. Галилея, Р. Декарта, И. Ньютона. Эти естествоиспытатели осуществили описание природы, на основе ее закономерного проявления, заложили основы экспериментальной методологии и утвердили исследовательские принципы классического естествознания – истинность, объективность, обоснованность, проверяемость.
1.3. Релятивистская физика. Теория относительности А.Эйнштейна.
В начале ХХ века, в результате научной революции, на смену классической физики пришла неклассическая физика. Появление неклассической физики, обусловлено возникновением и развитием релятивистской (от лат. relativus – относительный) и квантовой концепций, обоснование которых во многом принадлежит Альберту Эйнштейну (1879 – 1955 гг.) – автору ряда работ: «К электродинамике движущихся тел», «Мотивы научного исследования», «Физика и реальность» и др.
Современный мир не может обходится без науки, научного знания. В настоящее время наука представляет собой целостное, системное образование, включающее естественнонаучные и гуманитарные знания о мире, природе, обществе, человеке. Естествознание в контексте научного знания всегда оказывало влияние на гуманитарные науки, в силу того, что имело строгую исследовательскую установку, методологическую базу, возможность проверки научных результатов на опыте.
Естествознание – это научное знание, основанное на повторяемой эмпирической проверке фактических данных, раскрывающих сущность явлений и законов природы. Природа в своей целостности выступает первостепенным предметом естествознания, которое изучает сложные и многообразные природные проявления, фиксирует непрерывные изменения материального мира и описывает эволюционные процессы.
Современное естествознание, представленное межотраслевыми концепциями (социобиология, кибернетика, синергетика), стремится сохранить принципы рационализма и изучить глобальные мировые процессы, особенно сейчас, когда процветают псевдонауки и кардинально изменяется отношение человека к миру, природе, самому себе.
Данное учебное пособие дополняет лекционный материал курса «Концепции современного естествознания». В нем в концептуальной форме затрагиваются фундаментальные проблемы, законы и положения физики, космологии, биологии, современного естествознания, при этом не рассматриваются вопросы, связанные с определением науки, анализом методологии научного познания, изучением истории естествознания, описанием химической картины миры и естественнонаучных оснований развития современных технологий, что предполагается сделать в следующем учебном пособии.
Важным моментом изучения тем учебной дисциплины «Концепций современного естествознания» является ее специфика, которая заключается в собирательном и описательном характере научных достижений отдельных естественнонаучных отраслей. Большой объем сведений по данной дисциплине обусловливает систематизацию учебного материала и других источников информации (первоисточники – работы А. Эйнштейна, А.И. Опарина и др.) с выделением ключевых, общезначимых положений. Такой подход, при самостоятельном изучении дисциплины, позволяет выделить самое главное, углубить знания и использовать их при изучении других учебных дисциплин.
Учебное пособие «Концепции современного естествознания» призвано помочь студентам при самостоятельной работе, сформировать и расширить их мировоззренческий уровень, в концептуальной форме представить современную научную картину мира, которая в настоящие время, в большей степени, строится на принципах кибернетики и синергетики.
Винер Н. Кибернетика. – М.: Наука, 1968.
Гивишвили В.М. О "сверхсильном" антропном принципе // Вопросы философии. – 2000. – №2. – С. 43-53.
Горелов А.А. Концепции современного естествознания. – М.: Центр, 2001.
Гусейханов М.К., Раджабов О.Р. Концепции современного естествознания. – М.: Дашков и К, 2004.
Дарвин Ч. Происхождение видов. – М.: Наука, 1952.
Дубнищева Т.Я. Концепции современного естествознания. – Новосибирск: Наука, 1997.
Канке В.А. Концепции современного естествознания. – М.: Логос, 2003.
Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания: Учебник для вузов. – М.: Академический Проект, 2002.
Карпинская Р.С., Никольский С.А. Социобиология: ее сторонники и оппоненты // Философские науки. – 1982. – №1. – С. 23-37.
Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Законы эволюции и самоорганизации сложных систем. – М.: Прогресс, 1994.
Колчинский Э.И. Эволюционный процесс в современной биосфере // Философские науки. – 1990. – № 1. – С. 32-43.
Комаров М.С. Социобиология и проблема человека. // Вопросы философии. – 1985. – №4. –С. 129-137.
Концепции современного естествознания / Под ред. А.С. Борщова. – М.: Экзамен, 2005.
Концепции современного естествознания. / Под редакцией С.И. Самыгина. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005.
Кохановский В.П. Философия и методология науки: Учебник для высших учебных заведений. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1999.
Лешкевич Т.Г. Философия науки: традиции и новации: Учебное пособие для вузов. – М.: Издательство ПРИОР, 2001.
Найдыш В.М. Концепции современного естествознания: Учебное пособие. – М.: Гардарика, 2003.
Никольский С.А. Социобиология - биосоциология человека? // Буржуазная философская антропология ХХ в. / Под ред. Б.Т. Григоряна. - М.: Мысль, 1986. – С .176-187.
Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. – М.: Наука, 1989.
Сатникова Н.Х. Социобиология "за" и "против" // Вопросы философии. – 1982. – №3. – С. 129-136.
Силк Дж. Большой Взрыв. – М.: Мысль, 1982.
Фридман А.А. Мир как пространство и время. – М.: Наука, 1965.
Хакен Г. Синергетика. – М.: Мысль, 1980.
Эйнштейн А. О специальной и общей теории относительности // Собрание научных трудов: В 4т. Т.1. – М.: Наука, 1965.
Эйнштейн А. Физика и реальность. – М.: Наука, 1965.
Эшби У.Р. Введение в кибернетику. – М.: Наука, 1959.
Защищен на отлично!
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Концепции современных естествознаний. Место естественных наук в современной культуре и цивилизации. Второе начало термодинамики
Шпаргалка:
Шпаргалки по философии
Контрольная работа:
Концепции современных естествознаний. Аксиома биологии
Контрольная работа:
Концепции современного естествознания
Дипломная работа:
Современные тенденции развития искусства танца.