Контрольная работа
«Государство и право»
- 20 страниц
1. Проблема исторического типа российского государства и права
2. Раскройте содержание принципа идеалогического и политического многообразия, закреплённого ст. 13 Конституции РФ
3. Статья 7 Семейного кодекса РФ "Осуществление семейных прав и исполнение семейных обязанностей"
Типология или классификация государств и правовых систем по типам представляет собой объективно необходимый, закономерный процесс познания развития государства и права. Она выступает как отражение исторически неизбежной смены одних типов государства и права другими. Типология является одним из важнейших приемов или средств раскрытия сути исторического процесса развития государства и права .
Любой народ, этнос в процессе своего жизненного пути стоит перед выбором: быть объектом, включенным в направленное историческое развитие другого этноса, или же идти своим путем и стать определяющим фактором в судьбе мира Народ формирует государства и с помощью государства реализует свой выбор. Государство призвано осуществить функцию целеполагания народа, через него общность преобразуется в общество. Статус государство, его роль на международной арене, его воздействие на судьбу мира есть показатель жизнеспособности народа, его выбора. Для того чтобы реализовать себя как государство, способное влиять на судьбы мира, необходимы тип и форма государства, соответствующие культуре того этноса, который его формирует .
Статья 13 Конституции РФ устанавливает в качестве одной из основ конституционного строя России принципы идеологического, политического общественно-организационного многообразия (плюрализма) (ч. 1-4), а также пределы их осуществления (ч. 2 и 5), в которых оно не вступает в резкое противоречие с другими демократическими принципами Конституции.
Принцип идеологического многообразия может быть правильно понят, исходя из точного понимания обоих образующих это понятие слов. Идеология обычно определяется как система юридических, политических, экономических, этических, экологических, художественных, а также религиозных идей, воззрений, понятий, связанная прямо или косвенно с практической жизнедеятельностью людей и ее оценкой. Это система направленных на сохранение, частичное изменение или коренное преобразование теми или иными способами общественного и государственного строя, как правило закрепляемого в Конституции и иных законах. Многообразие в сфере идеологии означает право каждого человека, группы людей, их объединений: свободно развивать свои воззрения и научные теории идеологического характера, распространять и защищать их с помощью всех существующих технических средств; активно работать также над практическим осуществлением своих идей путем разработки программных документов, законопроектов, представления их на рассмотрение общественных и государственных органов, участия в поддержке и реализации уже принятых этими органами предложений и т.д .
Установление в Конституции принципа идеологического плюрализма является одним из важных демократических достижений России. Еще недавно советские конституции, законы и тем более партийно-государственная практика никакого плюрализма в области идеологии и политики не допускали. Конституция СССР 1977 г. прямо закрепляла господство одной идеологии, которая официально называлась марксистско-ленинской, хотя фактически была скорее сталинской. Преамбула Конституции 1977 г. излагала многие положения этой идеологии, прославляла руководящую роль Компартии Советского Союза, утверждала, что высшей целью Советского государства является построение «бесклассового коммунистического общества» и что народ якобы принял эту Конституцию, «руководствуясь идеями научного коммунизма». Статья 6 данной Конституции констатировала, что руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы, государственных и общественных организаций является «вооруженная марксистско-ленинским учением» КПСС, определяющая генеральную перспективу развития общества, линию внутренней и внешней политики СССР и т.д. В ряде статей провозглашалось, например, что существующая в СССР единая система народного образования служит, в частности, «коммунистическому воспитанию. молодежи» (ст. 25), что СССР проводит «ленинскую» политику мира (ст. 28), что гражданам гарантируются различные права и свободы только «в соответствии с целями коммунистического строительства» и т.п. Аналогичные положения содержались и в Конституции РСФСР 1978 г.
Согласно ст. 7 Семейного кодекса РФ, граждане по своему усмотрению распоряжаются принадлежащими им правами, вытекающими из семейных отношений (семейными правами), в том числе правом на защиту этих прав, если иное не установлено СК РФ.
Осуществление членами семьи своих прав и исполнение ими своих обязанностей не должны нарушать права, свободы и законные интересы других членов семьи и иных граждан.
Семейные права охраняются законом, за исключением случаев, если они осуществляются в противоречии с назначением этих прав.
Рассматриваемой статьей закреплен вытекающий из требований ст. 2 и 17 Конституции РФ принцип свободного распоряжения (по собственному усмотрению) гражданами РФ принадлежащими им правами в области семейных отношений (семейными правами), в том числе правом на защиту этих прав, если иное не предусмотрено самим СК. Таким образом, СК предоставляет гражданам свободу в осуществлении и защите своих семейных прав. Свобода граждан в семейных отношениях обеспечивается, в частности, тем, что возникновение и прекращение многих семейных прав и обязанностей закон ставит в зависимость от волеизъявления их участников .
Возможность распоряжения гражданами принадлежащими им семейными правами по своему усмотрению может быть ограничена СК. Это вызвано общественными (публичными) интересами, необходимостью защитить права нетрудоспособных или несовершеннолетних членов семьи. По этой причине многие права членов семьи одновременно выступают в качестве их семейных обязанностей (речь идет прежде всего о сфере личных правоотношений между членами семьи). Так, например, родители не только имеют право, но и обязаны воспитывать своих несовершеннолетних детей (ст. 63 СК). Аналогично решен вопрос в отношении опекунов (попечителей), приемных родителей (ст. 150, 153 СК).
1. Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность. М., 2000.
2. Алексеев С.С. Проблемы теории государства и права. М., 1987.
3. Алексеев С.С. Теория права. М., 1994.
4. Вишнякова А.В., Хинчук В.М. Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации (постатейный). М., 2009.
5. Гришаев С.П. Семейное право в вопросах и ответах. 2008.
6. Емельянов С.А. Право: определение понятия. М., 1992.
7. Иоффе О.С., Шаргородский М.Д. Вопросы теории права. М., 1961.
8. Конституция Российской Федерации. М., 2006.
9. Мальцев Г.В. Понимание права. Подходы и проблемы. М., 1999.
10. Нерсесянц В.С. Право и закон. М., 1983.
11. Общая теория права: Учебник для юридических вузов. М., 1995.
12. Тихомиров Ю.А. Публичное право. М., 1995.
13. Хропанюк В.Н. Теория государства и права. М., 1999.
14. Явич Л.С. Общая теория права. Л., 1976.
Тема: | «Государство и право» | |
Раздел: | Государство и право | |
Тип: | Контрольная работа | |
Страниц: | 20 | |
Цена: | 300 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Теория государства и права в системе общественных и юридических наук
Шпаргалка:
Ответы на билеты к госам по теории государства и права
Курсовая работа:
Соотношение государства и права
Курсовая работа:
Значение теории государства и права
Курсовая работа:
Методология исследования государства и права