Дипломная работа

«Ликвидность и платежеспособность банка»

  • 112 страниц
Содержание

Введение

Глава 1. Управление ликвидностью и платежеспособностью коммерческого банка

1. Управление ликвидностью коммерческого банка

1.1. Потребность коммерческого банка в ликвидных средствах

1.2. Теория управления ликвидностью коммерческого банка

1.2.1. Управление активами

1.2.2. Управление пассивами

2. Управление платежеспособностью и регулирование деятельности коммерческого банка Национальным банком

2.1. Теория управления платежеспособностью

2.2. Функции Национального банка Республики Казахстан, направленные на поддержание платежеспособности банковской системы

2.3. Управление надежностью коммерческого банка

Глава 2. Оценка ликвидности баланса и анализ платежеспособности коммерческого банка

1. Оценка ликвидности баланса коммерческого банка

1.1. Механизм управления ликвидностью

1.2. Коэффициенты ликвидности

1.3. Расчет коэффициентов ликвидности для Алматинского управления Туранбанка и их анализ

2. Расчет пруденциальных нормативов на примере Алматинского управления Туранбанка и их анализ

3. Анализ надежности банковской системы Республики Казахстан

Глава 3. Рекомендации по повышению ликвидности и платежеспособности банка

Заключение

Список литературы

Приложения

Введение

Во введении к данной дипломной работе можно сказать, что проблема ликвидности коммерческих банков стоит очень остро в условиях переходной экономики во многих странах СНГ, в том числе и в Казахстане.

Если проанализировать развитие банковской системы в Республике Казахстан, то можно сказать, что с января 1995 года началось количественное сжатие банковской системы, основной целью которого явилось повышение надежности банковской системы республики. Сжатие банков достигалось путем ужесточения требований Национального банка, усиления конкуренции между банками. Основной задачей Национального банка стало качественное улучшение деятельности всех банков и формирование групп (10-15 банков) , приближающихся к мировым стандартам.

На 1 января 1995 года было зарегистрировано 237 банков, из них 25 имели генеральную валютную лицензию, по размеру уставного фонда они относились к самым крупным банкам республики. Из общего числа только 8 банков имели уставной фонд от 5 млн. долларов и выше.

На 1 марта 1995 года в республике действовало 178 банков, а на 1 июня 1995 года - 167 банков. Уставной фонд банков, зарегистрированных на 1 июня 1995 года составил 7,2 млрд. тенге, собственный капитал - 8,2 млрд. тенге.

На 1 сентября 1995 года действовало уже 147 банков, из которых 83 были сосредоточены в Алматы.

К началу 1995 года Национальный банк широко использовал механизм пруденциальных нормативов. В настоящее время Национальный банк контролирует выполнение следующих нормативов:

1. Минимальный уставной фонд.

2. Достаточность капитала.

3. Максимальный риск на одного заемщика.

4. Коэффициент ликвидности.

5. Резервные требования.

6. Валютная позиция.

7. Достаточность средств на приобретение основных средств.

Выполнение или невыполнение нормативов является основным критерием оценки деятельности банков. За период с 1993 по 1995 год были отозваны лицензии на проведение банковских операций у 80 банков за невыполнение ими нормативных требований.

В конце 1995 года процесс ликвидации переживали 62 банка. На конец 1995 года в Казахстане действительно ликвидировано только 6. В некоторых случаях эта процедура тянулась даже 2 года.

Национальный банк как орган государственного регулирования прилагал усилия к тому, чтобы придать нужное направление к происходящим изменениям в банковском секторе. Некоторые процессы уже не идут так стихийно, такие, например, как слияние банков, которому создается режим благоприятствования. По ряду банков в соответствии с законодательством, возможно, будет введен режим консервации.

Достаточно длительное время находился в режиме санации один из крупнейших, так называемых, “бывших” банков - Агропромбанк. Судя по нынешнему состоянию банка санация дала необходимые результаты, банк осуществляет расчетно-кассовое обслуживание и пытается вернуть потерянных клиентов.

Но, как показали события 1996 года, процедура санации не всегда приводит к удовлетворительным результатам и от банкротства не застрахованы даже крупнейшие казахстанские банки, не говоря о средних и мелких.

Итогом всего вышеперечисленного является то, что количество банков второго уровня на декабрь 1996 года составляло 106 и имеется тенденция к дальнейшему сокращению их количества, что возможно приведет к улучшению качества их работы, а также повысит надежность и ликвидность банковской системы в целом.

На 1 марта 1997 года в республике функционировало 100 банков второго уровня. Из них 4 государственных, 1 межгосударственный, 7 банков с иностранным участием. Национальный банк продолжает банковско-надзорную работу как в области дистанционного надзора, т.е. контроля за выполнением пруденциальных нормативов по предоставляемой банками отчетности, так и внутри банков с помощью банковских инспекций. За систематическое нарушение установленных Нацбанком пруденциальных нормативов и других норм, в феврале этого года у 7 банков были аннулированы лицензии на проведение отдельных банковских операций. В черный список вошли АПБ “Казпочтабанк” , АБ “Сары-Арка банк” , ЧБ “Жалгас” , ОАО “Игилик-банк” , АБ “Ак-тобе” , ЗАО “Алга-банк” , АБ “Цветметбанк” . Также за нарушение нормативных актов и невыполнение предписаний Нацбанка уже в марте были отозваны разрешения на открытия и аннулированы лицензии на проведение банковских операций у следующих акционерных банков - “Алтындан банк” , “Паритет” , “Казтрансбанк” .

Кроме того необходимо отметить недоверие населения страны к коммерческим банкам. Поэтому способность удовлетворять обязательства перед клиентами в любое время является немаловажным фактором в конкурентной борьбе.

Ситуация на финансовом рынке осложняется тем, что все нарастающая неспособность коммерческих банков осуществлять платежи, выдавать долгосрочные кредиты для развития реального капитала неизбежно отразится на платежеспособности предприятий и спровоцирует дальнейший спад производства. В обстановке экономического спада коммерческие банки работают в области повышенного риска. Об этом свидетельствует наиболее распространенные причины банкротства банков:

• неудачные поиски участников нового капитала;

• предоставление “плохих” кредитов;

• коррупция в рядах верхнего менеджмента;

• неквалифицированное руководство, не умеющее вовремя распознать риск потери активов;

• рост банковских издержек;

• превышение возможностей над спросом;

• некачественный анализ информации о ситуации на финансовом рынке и клиентах банка.

Общая социально-экономическая и политическая обстановка в Республике Казахстан привела к крайней неустойчивости финансового рынка, что породило все разрастающийся процесс банкротства банков. События последнего времени на финансовом рынке Казахстана подтверждают правильность выводов специалистов Всемирного банка, которые еще в 1992-1993 годах предупреждали, что коммерческие банки в Республике Казахстан неизбежно столкнутся с двумя проблемами: ликвидностью и портфелем активов.

Таким образом, учитывая все вышесказанное, а также тенденции развития банковской системы, направленные к количественному сжатию с целью повышения надежности, можно сказать, что необходимость в управлении ликвидностью и платежеспособностью возрастает с каждым днем.

Задачи дипломной работы:

1. Рассмотреть теорию управления ликвидностью коммерческого банка.

2. Провести оценку ликвидности балансов коммерческих банков РК.

3. Проанализировать надежность и платежеспособность банков.

4. Выявить потенциал в сфере повышения ликвидности, платежеспособности и надежности банков.

Цели дипломной работы:

1. Проанализировать балансы банков.

2. Сделать сравнительный анализ ликвидности балансов.

3. Рассмотреть выполнение пруденциальных нормативов.

4. Провести анализ надежности банков Республики Казахстан.

5. Составить рейтинг банков Республики Казахстан.

Заключение

В заключении к данной дипломной работе мне хотелось бы рассмотреть перспективы управления ликвидностью в Казахстане на примере слияния “Алембанка” и “Туранбанка” .

Согласно Постановлению Правительства на основании слияния этих банков возник и начал функционировать с 1 марта 1997 г. банк “ТуранАлем” .

Решение Правительства о слиянии было обусловлено следующими причинами:

1. Ненадежное состояние банков (Туранбанка и Алембанка) , то есть невыполнение ими пруденциальных нормативов в течении нескольких месяцев, а также неудовлетворительное состояние активных и пассивных операций, в том числе плохое состояние кредитного портфеля; а величина отрицательного капитала Алембанка составила 4,6 млрд. тенге, а Туранбанка 4,8 млрд. тенге.

2. Второй причиной слияния явилось то, что и Туранбанк и Алембанк занимают значительное место в банковской структуре Республики Казахстан. Следовательно их ликвидация нанесла бы непоправимый ущерб экономике Казахстана.

Поэтому Правительство решило объединить их и выкупить акции у акционеров банка. Таким образом, Банк ТуранАлем является 100% государственным банком и государство будет оказывать ему финансовую помощь на стадии становления. Затем банк будет приватизирован.

Документы, приложенные к этому диплому, относятся в основном к Туранбанку, так как Банк ТуранАлем только начал свою работу.

ЗАО “Банк ТуранАлем” приступил к деятельности с 1 марта 1997 года.

15 января 1997 года постановлением Правительства произошло слияние банков страны - “Алембанка” и “Туранбанка” . Возникла новая государственная банковская структура - “Банк ТуранАлем” .

По словам председателя правления Ержана Татишева на пресс-конференции 7 марта 1997 г., за полтора месяца было завершено организационное строение банка, проведен анализ балансов, сокращено число филиалов и работников. Объявленный уставный фонд составляет 4,7 млрд. тенге. Ликвидированы задержки по текущим операциям клиентов. Сейчас одна из главных задач банка - возместить просроченные задолженности.

“Банк ТуранАлем” намерен сосредоточить работу в отраслевых промышленных предприятиях. Как сказал Е. Татишев ими получена лицензия на проведение операций с золотом и другими ценными металлами. Судя по всему, столь обширные планы нового банка будут подкреплены и рядом правительственных мер. Одна из них - рекомендация нефтяным, газовым и транспортным объединениям, государственным холдинговым и акционерным компаниям перевести расчетные и иные счета в “Банк ТуранАлем” .

Новая банковская структура представляет собой закрытое акционерное общество, которое с течением времени будет приватизировано. После 10 марта в банке начала работу группа специалистов Европейского банка реконструкции и развития.

По словам одного из руководителей ЕБРР Д. Хэкстера в “Банк ТуранАлем” делаются особенно крупные вложения, с тем, чтобы превратить его в один из лучших с учетом того, чтобы он мог с успехом проводить международные операции.

ЕБРР подтвердил свою готовность участвовать в проекте “Банк ТуранАлем” в части его рекапитализации, оказания консалтинговых услуг и технической помощи. Кроме того, ЕБРР проявил интерес к консультированию и приватизации банка в дальнейшем.

В соответствии с законом о бюджете на 1997 год для рекапитализации банков выделено 90 млн. долларов США. Вся эта сумма поступит в “Банк ТуранАлем” .

Теперь более подробно об основных приоритетах и показателях работы банка.

Прежде всего основным приоритетом на рынке банковских услуг правление “Банка ТуранАлем” наметило проведение безрисковых операций, позволяющих получать стабильные доходы. В частности помимо других, банком была получена лицензия на проведение операций с драгоценными металлами, на рынке которых планируется “активная работа” .

Кроме этого, банком достигнута устойчивая платежная стабилизация. Это значит, что сегодня не существует проблем задержек платежей во всех филиалах “Банка ТуранАлем” . Нет сложностей и с выплатой депозитов и процентов по ним. Банк оказывает населению налично-кассовые услуги - выдает зарплату, проводит валютные операции и т.д.

Сформирован хороший пакет ГКО - практически безрисковый источник доходов - общей стоимостью более 20 млн. долларов США. Объем портфеля государственных ценных бумаг “Банка ТуранАлем” сопоставим с объемами самых крупных банков - участников рынка.

К концу 1997 г. операции с государственными ценными бумагами на вторичном рынке должны стать основным инструментом денежно-кредитной политики. В соответствии с этим банк намерен проводить новую денежную политику, отвечающую требованиям и процедурам кредитования. В данном направлении банк ориентируется на отраслевые промышленные предприятия Республики. При этом львиная доля работающих активов придется на операции с ценными бумагами. Причем банком планируется активное участие не только на казахстанском рынке ГКО, но и на рынках ближнего зарубежья (в частности на российском рынке) .

Также в соответствии с законом Правительство сначала выкупило 100% пакета акций, принадлежавшего акционерам. Затем была объявлена новая эмиссия на сумму 4700 млн. тенге, которую полностью оплатило Правительство. Сегодня идет подготовка нового проспекта эмиссии, размер которой будет доведен до 7 млрд. тенге. Она тоже будет оплачена правительством и войдет в госпакет. Таким образом, приобретая акции новых эмиссий “Банка ТуранАлем” , Правительство оказывает ему финансовую помощь. Эти деньги пойдут на финансовое становление банка.

После того, как начнется разгосударствление банка часть акций, возможно, будет размещено на отечественном фондовом рынке. Но основной пакет, скорее всего, будет предложен стратегическому институциональному инвестору.

Вообще за время, прошедшее с момента объединения Туранбанка и Алембанка, было сделано много позитивных шагов. Во-первых, определилась структура филиальной сети. На сегодня действует 63 филиала, из них 21 был объединен в результате слияния. Во втором квартале целесообразность существования некоторых региональных отделений, возможно, будет снова пересмотрена.

Во-вторых, была изменена внутренняя структура банка. Создано много управлений, которые позволят “Банку ТуранАлем” быстро и эффективно развиваться - это управление пассивами и активами банка, управление бюджетного планирования, управление по работе с нематериальными активами и т.д. Для работы в них пришли опытные специалисты, как из внутреннего состава банка, так и приглашенные “со стороны” . В то же время произошло сокращение штата на 900 человек, до 3100 штатных единиц. В новый состав правления вошли 8 человек.

Созданы новые эффективные механизмы контроля. Более четко разграничена деятельность back-office и front-office.

В-третьих, “Банк ТуранАлем” недавно стал финансовым агентом Минфина по размещению НСО. Причем у банка довольно крупный пакет облигаций - на сумму 100 млн. тенге. Это подтверждает, что в банке установилась положительная динамика развития.

Кроме того, подписано Агентское соглашение с Минфином РК по обслуживанию кредитов по иностранным кредитным линиям Канады, Пакистана и Бангладеш.

В планах банка - расширение деятельности в области торгового финансирования экспорта-импорта, увеличение объемов банковских операций, дальнейшая работа по карточкам Visa, Master Card.

Итак, как видно на примере “Банка ТуранАлем” , управление ликвидностью и платежеспособностью становится все более актуальной для банковской системы Республики Казахстан. Вследствие этого банки должны больше уделять внимания своей надежности, управлению активами и пассивами с учетом финансовых условий на денежном рынке. Ликвидность также можно обеспечить, поддерживая высокий уровень кассовой наличности или помещая средства в высоколиквидные активы, а также гарантировав банку возможность привлекать дополнительные вклады и занимать деньги из других источников.

Наряду с этим, поскольку в процессе деятельности коммерческого банка затрагиваются имущественные и иные экономические интересы широкого круга предприятий, организаций, граждан, которые являются его акционерами, вкладчиками, кредиторами, государство в лице Национального банка Республики Казахстан, давшего лицензию (разрешение) на деятельность коммерческого банка и тем самым в определенной мере поручившись за законность, правомерность и надежность его работы, осуществляет надзор за его деятельностью, состоянием ликвидности, финансовым положением с использованием как экономических, так и административных методов управления.

Таким образом, банкам желательно использовать свои потенциальные возможности для повышения уровня ликвидности и платежеспособности с помощью средств, методов и рекомендаций, описанных в данной дипломной работе.

Список литературы

1. Указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу Закона “О банках и банковской деятельности” , 1995 г.

2. Положение Национального банка Республики Казахстан “О пруденциальных нормативах” , 1995 г.

3. Под. ред. О. И. Лаврушина. Банковское дело. М.: Банковский и биржевой информационный центр, 1992, - 432 с.

4. Под ред. Ю. И. Коробов, Ю. Б. Рубин, В. И. Солдаткин. Банковский портфель-2. - М.: “СОМИНТЕК” , 1994. - 752 с.

5. В. В. Иванов. Анализ надежности банков. М.: Русская деловая литература, 1996. - 320 с.

6. Велислава Т. Севрук. Банковские риски. - М: “Дело Лтд” , 1995. - 72 с.

7. Эдвин Дж. Долан. Деньги, банковское дело и денежно-кредитная политика. СПб.: “Санкт-Петербург ОРКЕСТР” , 1994. - 496 с.

8. Под. ред. В. И. Колесникова, Л. П. Кроливецкой. Банковское дело. М.: “Финансы и статистика” , 1996. - 480 с.

9. Л. П. Белых. Устойчивость коммерческих банков. Как банкам избежать банкротства. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1996. - 192 с.

10. П. Брук. Банковское дело и финансирование инвестиций.

11. Рид, Р. Коттер, Р. Смит, Э. Гилл. Коммерческие банки. М.: Прогресс, 1983. - 501 с.

12. “Панорама” , №№ 50-52,1996 г., №№ 1-12,1997 г.

13. “Деловая неделя” , №№ 1-12,1997 г.

14. П. Роуз Банковский менеджмент. М.: “Дело Лтд.” , 1994

Покупка готовой работы
Тема: «Ликвидность и платежеспособность банка»
Раздел: Банковское дело
Тип: Дипломная работа
Страниц: 112
Цена: 450 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика