Курсовая работа

«Особенности агрессивного поведения детей подросткового возраста»

  • 77 страниц
Содержание

Введение….3-5

Глава 1.Анализ проблемы проявления агрессии детей подросткового возраста в научной литературе.

1.1 Вопросы терминологии в проблеме проявления агрессии детей подросткового возраста….…6-8

1.2 Нарушения поведения у детей подросткового возраста….….9-13

1.3 Типология агрессивного поведения современных подростков….14-16

1.4 Причины и специфика проявления агрессивности детей

на разных стадиях подросткового возраста…17-23

1.5 Половозрастные особенности проявления агрессивности в поведении детей подросткового возраста….24-26

1.6 Основные направления и формы предупреждения девиантного поведения…27-38

Глава 2. Эмпирическое исследование проявления агрессии детей подросткового возраста.

2.1 Программа эмпирического исследования проявления агрессии детей подросткового возраста….39-43

2.2 Результаты исследования и их интерпретация ….….44-46

Заключение….47-49

Список литературы….50-51

Приложение….52

Введение

введение

Спад экономики, производства, снижение жизненного уровня в стране, разрушение старой системы ценностей и стереотипов, регулировавших отношения личности с обществом, - всё это болезненно переживается населением России, отражаясь на его социальном самочувствии. Социальные кризисные процессы, происходящие в современном обществе, отрицательно влияют на психологию людей, порождая тревожность и напряжённость, озлобленность, жестокость и насилие. Тяжёлое экономическое положение страны привело наше общество к серьёзным трудностям и внутренним конфликтам, к значительному увеличению уровня распространённости и многообразия форм аморальных поступков, преступности и других видов отклоняющегося поведения. Статистика свидетельствует о росте отклоняющегося поведения среди лиц различных социальных и демографических групп. Особенно трудно в этот период оказалось подросткам. Тревожным симптомом является рост числа несовершеннолетних с девиантным поведением, проявляющихся в асоциальных действиях (алкоголизм, наркомания, нарушение общественного порядка, хулиганство, вандализм и др.). Усилилось демонстративное и вызывающее по отношению к взрослым поведение подростков. В крайних формах стали проявляться жестокость и агрессивность подростков. По сравнению с недавним прошлым, возросло число тяжких преступлений, обыденное сознание фиксирует увеличение конфликтов и фактов агрессивного поведения людей. Мы являемся свидетелями изменения всей социальной структуры общества, интенсивных процессов расслоения населения по имущественному признаку, по отношению к различным формам собственности. На почве социальных противоречий возникают межгрупповые и межличностные конфликты. Рост агрессивных тенденций в подростковой среде отражает одну из острейших социальных проблем нашего общества. При этом тревожит факт увеличения числа преступлений против личности, влекущих за собой тяжкие телесные повреждения. Участились случаи групповых драк подростков на почве социального неравенства, и они носят очень ожесточённый характер.

Профессиональный интерес психологов к различным видам и уровням изменений личности несовершеннолетних и их характерологических особенностей весьма высок и устойчив многие годы. Об этом свидетельствуют направленность и количество работ, посвящённых проблеме отклоняющегося поведения. В нашей стране уже накоплен немалый опыт по коррекции и профилактике девиантного поведения. За последние годы было выполнено психологами и педагогами ряд исследований по изучению, диагностике и предупреждению педагогической запущенности и правонарушений подростков. Этому посвящены работы Абрамовой Г.С., Алемаскина М.А., Антонян Ю.М., Беличевой С.А., Бехтерева В.М. Глоточкина А.Д., Дубровиной И.В., Знакова В.В., Иванова Е.Я., Игошева К.Е., Исаева Д.Д., Исаева Д.Н., Ковалёва А.Г., Кона И.С., Кондрашенко В.Т., Личко А.Е., Миньковского Г.М., Невского И.А., Пирожкова В.Ф., Платонова К.К., Потанина Г.М., Фельдштейна Д.И. и др. Однако анализ этих работ показывает, что существующая практика профилактики не в полной мере решает задачи по предупреждению девиантного поведения подростков. В профилактике девиантного поведения подростков имеется ряд неотложных задач, требующих своего решения.

Важным является изучение половых различий проявления агрессивности подростков. Внутри подросткового возраста, как у мальчиков, так и у девочек, существуют возрастные периоды с более высоким и более низким уровнем проявления агрессивного поведения. Так установлено, что у мальчиков имеются два пика проявления агрессии: 12 лет и 14-15 лет. У девочек также обнаруживаются два пика: наибольший уровень проявления агрессивного поведения отмечается в 11 лет и в 13 лет.

Из всего выше сказанного видно, что агрессивность формируется преимущественно в процессе ранней социализации в детском и подростковом возрасте. Этим и объясняется актуальность моей темы.

Целью моей работы является – изучение особенностей проявления агрессивного поведения детей подросткового возраста.

Предмет исследования – психологические особенности агрессивного поведения детей в подростковом возрасте.

Объект исследования – дети подросткового возраста 6-9 классов 12-15 лет.

Гипотезами эмпирического исследования явились предположения:

Гипотеза №1: В подростковом возрасте у мальчиков уровень агрессии выше, чем у девочек.

Гипотеза №2: У мальчиков чаще встречаются виды агрессии: прямая физическая и прямая вербальная.

Заключение

Заключение

В подростковом возрасте одним из видов отклоняющегося поведения является агрессивное поведение, нередко принимающее враждебную форму (драки, оскорбления). Для некоторых подростков участие в драках, утверждение себя с помощью кулаков является устоявшейся линией поведения. Ситуация усугубляется нестабильностью общества, межличностными и межгрупповыми конфликтами. Снижается возраст проявления агрессивных действий. Всё чаще встречаются случаи агрессивного поведения у девочек.

Проведённое изучение подростков-правонарушителей (объектом которого были психически и физически здоровые дети) показало, что ядром конфликтной ситуации, приведшей к нравственной деформации личности, являются недостатки семейного воспитания, а жестокость, агрессивность, замкнутость, повышенная тревожность – в процессе стихийно-группового общения могут принимать устойчивый характер.

Непременным условием делинквентного поведения является избыток свободного времени, отсутствие положительно формирующих личность увлечений. У многих подростков отмечается неполная семья с нарушенными функциональными связями. С другой стороны, гиперопёка, также как и безнадзорность, нередко способствуют делинквентному поведению. Реакции, вызванные чрезмерным контролем и нудными поучениями и наставлениями, находят своё выражение в виде уходов из дома и бродяжничества, агрессивности.

Воспитательно-профилактическая деятельность не может ограничиваться лишь мерами индивидуального воздействия и коррекции, применяемыми непосредственно к несовершеннолетнему.

Социального оздоровления и социально-педагогической коррекции требует неблагоприятная среда, которая вызывает социальную дезадаптацию совершеннолетнего. Профилактика и предупреждение девиантного поведения несовершеннолетних становится не только социально значимым, но и психологически необходимым. Проблема повышения эффективности ранней профилактики должна решаться в следующих основных направлениях:

 выявление неблагоприятных факторов и десоциализирующих воздействий со стороны ближайшего окружения, которые обуславливают отклонения в развитии личности несовершеннолетних и своевременная нейтрализация этих неблагоприятных дезадаптирующих воздействий;

 современная диагностика асоциальных отклонений в поведении несовершеннолетних и осуществление дифференцированного подхода в выборе воспитательно-профилактических средств психолого-педагогической коррекции отклоняющегося поведения.

Отсюда возникает необходимость в проведении системного анализа индивидных, личностных, социально-психологических и психолого-педагогических факторов, обуславливающих социальные отклонения в поведении несовершеннолетних, с учётом которых должна строиться и осуществляться воспитательно-профилактическая работа по предупреждению этих отклонений. Раннее выявление поведенческих проблем у подростков, системный анализ характера их возникновения и адекватная воспитательно-коррекционная работа дают шанс предотвратить десоциализацию подростков. Несвоевременное обнаружение начальных признаков отклоняющегося поведения и проблем в воспитании, препятствующих развитию ребёнка, приводит к быстрому переходу отклонений в хронические нарушения поведения.

Проведенный сравнительный анализ проявлений агрессивности показал, что наибольшая физическая агрессия отмечается у подростков в сельских семьях и семьях рабочих, а наименьшая – у детей из семей торговых работников. Косвенная агрессия преобладает у подростков из семей руководящих работников и семей подсобных работников. Вербальная агрессия типична для детей служащих среднего звена. Наибольший уровень негативизма проявляется у детей руководящих работников.

Рассмотрение проявления разных форм агрессивности у мальчиков и девочек на разных стадиях подросткового возраста и из разных социальных групп населения даёт необходимую ориентацию в характере сфер личности ребёнка развивающегося под воздействием различной микросреды и позволяет целенаправленно строить воспитательный процесс.

Список литературы

Список литературы:

1. Ананьев Б.Г. «О человеке, как объекте и субъекте воспитания». Избранные психологические труды в 2-х томах, - Москва, 1980

2. Андриенко В.К., Гербеев Ю.В., Невский И.А. «Система перевоспитания подростков в условиях специальной школы», - Москва, 1990

3. Беличева С.А. «Основы превентивной психологии».- Москва, 1993

4. Горшкова Е.А. «Педагогическая диагностика учащихся старших классов при организации реабилитационной работы. Сб. Проблемы личности, профилактика отклонений в её развитии».- Москва, Архангельск, 1993

5. Горьковая И.А. «Медико-психологическое исследование формирования характера делинквентных подростков, автореферат диссертации кандидата психологических наук», - Санкт-Петербург, 1992

6. Иванова Л.Ю. «Агрессивность, жестокость и отношения старшеклассников к их проявлениям. Сб. Проблемы личности, профилактика отклонений в её развитии».- Москва & Архангельск, 1993

7. Исаев Д.Д.,Журавлёв И.И, Дементьев В.В.,Озерецковский С.Д. «Типологические модели поведения подростков с различными формами аддиктивного поведения».- Санкт-Петербург, 1997

8. Кулагин Л.Г. « О подростках, которым трудно»// Советская педагогика, 1991 год, № 6, стр. 141-142

9. Личко А.Е.,Попов Ю.В. «Делинквентное поведение, алкоголизм и токсикомании у подростков».- Москва, 1988

10. Невский И.А. «Предупреждение и преодоление педагогической запущенности школьников». – М.: Педагогика, 1982. – 212 с

11. Паренс Генри «Агрессия наших детей». -Москва, 1997

12. Першанина Е. «Проблема профилактики педагогической запущенности подростков» // Советская педагогика 1984, № 5, стр.141

13. Раттер М. «Помощь трудным детям». Пер. с англ. Е. Алексеевой, С. Нуровой. – М.: Апрель-Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999. – 432 с.

14. Саенко Е.В. «Профессиональная деятельность психолога при профилактике девиантного поведения», автореферат диссертации кандидата психологических наук. - Тверь, 1995

15. Семенюк Л.М. «Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции».-Москва, 1996

16. Степанов В.Г. «Психология трудного школьника». Москва, 1998

17. Сурков А. «Семейные войны» // Стрела, №14 (143),- Санкт-Петербург 1999, апрель, стр.6

18. Тархова Л. «Как уберечь ребёнка от тюрьмы и панели».- Москва, 1997

19. Фельдштейн Д.И. «Психолого-педагогические проблемы соотношения биологического и социального» // «Советская педагогика», 1984, № 5, стр.52-55

20. Фридман Л.М. Волкова К.Н. «Психологическая наука – учителю». - Москва, 1985

Покупка готовой работы
Тема: «Особенности агрессивного поведения детей подросткового возраста»
Раздел: Психология
Тип: Курсовая работа
Страниц: 77
Цена: 1400 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика